ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-456/18 от 04.09.2018 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

г. Волгоград 3а-456/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Волгоградский областной суд

в составе председательствующего судьи: Кубасова И.Г.

при секретаре: Болкуновой Т.Д.

рассмотрев 04 сентября 2018 года в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Котельниковой Ирины Владимировны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Волгоградской области и Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

установил:

Котельникова И.В. (далее - административный истец) 08 августа 2018 года обратилась в Волгоградский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 1111 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости.

В обоснование требований указала, что она является собственником двух объектов недвижимого имущества: административного здания, площадью 86,5 кв.м., кадастровый номер № <...> и слесарной мастерской, площадью 45,88 кв.м., кадастровый номер № <...>, расположенных на данном земельном участке, который она намерена выкупить. Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку может повлечь увеличение выкупной цены земельного участка.

Административный истец Котельникова И.В. извещена о времени и месте слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, причины неявки суду неизвестны.

Представитель административного истца Казаков Е.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> по состоянию на 16 января 2018 года в размере равном его рыночной стоимости 2803 000 рублей. Привёл доводы о том, что в соответствии с пунктом 1.2 решения Волгоградской городской Думы от 26.12.2012 года №71/2103 «Об установлении порядка определения цены земельных участков при продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Волгограда, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках» продажа земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Волгограда, гражданам и юридическим лицам, являющимся собственникам расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, за исключением случаев, установленных законодательством, осуществляется по цене, равной 15 процентам кадастровой стоимости земельного участка. В связи с изложенными обстоятельствами полагал, что установленная ответчиком кадастровая стоимость земельного участка затрагивает права административного истца, просил суд кадастровую стоимость земельного участка установить равной его рыночной стоимости.

От представителей административных ответчиков Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствии, в ходатайствах указано, что при вынесении решения ответчики полагаются на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица администрации Волгограда и заинтересованное лицо Андреев И.П. в судебное заседание не явились, причины неявки суду не сообщили.

Учитывая, что неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной, суд принял решение о рассмотрении дела в их отсутствие (ч. 4 ст. 247 КАС РФ).

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований к удовлетворению заявленных требований в силу следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 3 ст. 66 ЗК РФ предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности).

Из материалов дела следует, что административный истец является собственником 1/2 доли двух объектов недвижимого имущества: административного здания, площадью 86,5 кв.м., кадастровый номер № <...> (л.д. 107) и слесарной мастерской, площадью 45,88 кв.м., кадастровый номер № <...> (л.д.106), расположенных на земельном участке с кадастровым номером № <...>, площадью 1111 кв.м., по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 18.01.2018 года (л.д.28).

Согласно выше указанному документу и ответу на запрос ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Волгоградской области участок относится к категории земель «Земли населённых пунктов» с разрешенным видом использования «для размещения административно-управленческих и общественных объектов».

В соответствии с пунктом 1.2 решения Волгоградской городской Думы от 26.12.2012 года №71/2103 «Об установлении порядка определения цены земельных участков при продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Волгограда, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках» установлено, что продажа земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Волгограда, гражданам и юридическим лицам, являющимся собственникам расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, за исключением случаем, установленных законодательством, осуществляется по цене, равной 15 процентам кадастровый стоимости земельного участка. Истец высказал намерение выкупить спорный земельный участок и, таким образом, у него имеется правовая заинтересованность в установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере равном его рыночной стоимости.

Приказом Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 октября 2015 г. № 46-н «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Волгоградской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области, датой утверждения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Волгоградской области является 01 января 2015 года. Вместе с тем по заявлению о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, у спорного земельного участка изменился вид разрешенного использования с «для эксплуатации административного здания и здания слесарной мастерской без права строительства новых зданий и сооружений» на «для размещения административно-управленческих и общественных объектов», его кадастровая стоимость определена по состоянию на 16 января 2018 года с учётом удельных показателей, установленных в Приказе №46-н.

Приведённые обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта (л.д. 110), сообщением ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области от 31.08.2018 года № НБ-5060/2018, в соответствии с которой датой определения кадастровой стоимости спорного земельного участка является дата изменения вида разрешенного использования земельного участка - 16 января 2018 года. Кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 9501 260 рублей 89 копеек.

Из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

В силу пункта 12 Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.

По смыслу абзаца первого статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности дата утверждения удельных показателей, использованных при определении кадастровой стоимости отдельных объектов, указанных в статье 24.19 данного закона, не является датой определения кадастровой стоимости таких объектов.

Если изменение качественных и (или) количественных характеристик не повлекло изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости, то дата определения кадастровой стоимости этого объекта не изменяется.

При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Таким образом, с учетом того, что кадастровая стоимость земельного участка определена по правилам статьи 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ и датой внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости является 16.01.2018 года, рыночная стоимость этого участка должна быть установлена на указанную дату.

Согласно положениям ч. 1 ст. 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 6 КАС РФ, закрепляющими принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

В подтверждение заявленных требований административным истцом суду был представлен отчет <.......> № 180622/03-ЗУ, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> по состоянию на 16 января 2018 года определена равной 2803 000 рубля (л.д. 29-104).

Суд находит представленный в материалы дела отчёт в полной мере соответствующим требованиям Закона об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки. Так, выводы оценщика о рыночной стоимости земельного участка сделаны на основе сравнительного подхода с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, опубликованных в открытых источниках информации, с применением корректирующих коэффициентов. По мнению суда, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов оценщиком произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей рынка недвижимости в Волгоградской области, в соответствующий период и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Составленный отчет об оценке основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного земельного участка.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении оценщиком рыночной стоимости земельного участка либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной оценки, суду не представлено.

Административные ответчики по делу и заинтересованное лицо возражений о несогласии с заявленными требованиями по мотиву необоснованного снижения кадастровой стоимости объекта оценки суду не представили, как не представили и доказательств того, что величина рыночной стоимости спорного объекта оценки установлена неверно.

При таких обстоятельствах заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Вместе с тем в соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в п. 7 Постановления Пленума ВС РФ № 28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в силу положений статьи 34 ГПК РФ заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 г. на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

С учетом того, что кадастровая стоимость спорного объекта оценки была определена в порядке, предусмотренном ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности (изменение количественных характеристик спорного земельного участка), надлежащим ответчиком по делу следует признать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области».

Таким образом, в удовлетворении требований к Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области надлежит отказать, поскольку процессуальный статус указанных учреждений - заинтересованные лица.

Руководствуясь ст. ст.175-180, 249 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Котельниковой Ирины Владимировны к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты Росреестра» по Волгоградской области, поступившее в Волгоградский областной суд 08 августа 2018 года, удовлетворить в полном объёме.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 1111 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 16 января 2018 года в размере равном его рыночной стоимости - 2803 000 рубля.

В удовлетворении требований к Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: И.Г. Кубасов

Мотивированное решение изготовлено 04 сентября 2018 года.

Судья: И.Г. Кубасов