3а-94/2020 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 февраля 2020 года | г. Рязань |
Рязанский областной суд в составе:
председательствующего судьи Хмельниковой Е.А.,
при секретаре Васюговой М.В.,
с участием:
прокуроров Черняевой М.А., ФИО1,
административного истца ФИО2, его представителя ФИО3,
представителя административного ответчика – Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области ФИО4,
представителя заинтересованного лица ООО «Научно-производственный центр «Рязанская археологическая экспедиция» ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области о признании приказа от 25.05.2018 № 81 «О включении выявленных объектов археологического наследия в перечень выявленных объектов культурного наследия Рязанской области» недействующим в части,
УСТАНОВИЛ:
Приказом государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области от 25.05.2018 № 81 «О включении выявленных объектов археологического наследия в перечень выявленных объектов культурного наследия Рязанской области» утверждены границы территории и особый режим использования земельных участков в границах выявленного объекта археологического наследия «Троицкий монастырь поселение» (в северо-западной части г. Рязань) согласно приложениям № 1, 2 к приказу.
Приказ размещен на официальном сайте государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области.
Административный истец ФИО2 обратился в Рязанский областной суд с административным иском, в котором просил признать вышеуказанный приказ недействующим с момента его принятия в части включения земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, и земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, в границы территории объекта археологического наследия «Троицкий монастырь поселение» (в северо-западной части г. Рязани).
В обоснование своих требований с учётом уточнений административный истец указал, что приказ нарушает его право собственника свободно владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими ему земельными участками, расположенными в утвержденных границах.
Административный истец полагает, что при установлении границ объекта археологического наследия нарушены положения Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". А именно, археологические полевые работы, по результатам которых могут быть установлены границы объекта археологического наследия, не проводились, и отсутствовали правовые основания для проведения таких работ на земельных участках административного истца, которые в течение длительного времени находятся в хозяйственном обороте; не проводилась историко-культурная экспертиза.
В судебном заседании административный истец ФИО2, его представитель требования административного иска поддержали.
Представитель Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области (далее также инспекция, инспекция по охране объектов культурного наследия) требования административного истца полагал необоснованными. По мнению представителя инспекции оспариваемый приказ принят в соответствии с требованиями законодательства, с соблюдением процедуры принятия и введения его в действие и не нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца.
Представитель заинтересованного лица ООО «Научно-производственный центр «Рязанская археологическая экспедиция» полагал требования не подлежащими удовлетворению.
Суд, выслушав представителей сторон, пояснения специалиста, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении административного иска отказать, считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится охрана памятников истории и культуры.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу подпункта 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, а также осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.
Специальным федеральным законом, регулирующим отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, является Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 73-ФЗ, Закон об объектах культурного наследия).
Согласно статье 6 названного Закона под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с данным Законом.
Сведения об объектах культурного наследия включаются в единый государственный реестр, который ведется Минкультуры РФ (ст. 15 Закона об объектах культурного наследия, п. 3 Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утв. Приказом Минкультуры России от 03.10.2011 N 954).
Частью 1 ст. 16.1 Закона установлено, что региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.
В силу пункта 5 статьи 16.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр.
После принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы (п. 1 ст. 18 Федерального закона N 73-ФЗ).
В соответствии с п.1 Положения о государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области, утвержденного Постановлением Правительства Рязанской области от 8 июля 2015 г. N 162 государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Рязанской области является центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Установлено, что Приказом Рязоблкомитета по культуре и туризму от 14.04.2011 N 269 (ред. от 20.12.2019) "О дополнении списка выявленных объектов культурного наследия" в список выявленных объектов культурного наследия включен объект археологического наследия «Троицкий монастырь поселение», местоположение: на правобережной террасе р. Павловка при впадении её в р. Трубеж на территории Троицкого монастыря, в 200 м к Ю от железной дороги Рязань-Москва. При этом границы данного выявленного объекта археологического наследия «Троицкий монастырь поселение» утверждены не были.
Территориально объект археологического наследия «Троицкий монастырь поселение» расположен вокруг объекта культурного наследия регионального значения "Ансамбль Троицкого монастыря", зарегистрированного приказом Министерства культуры РФ от 17.06.2015 № 711-р в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона об объектах культурного наследия под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.
Федеральным законом N 73-ФЗ в статье 3.1 определены требования об установлении границ территории выявленного объекта археологического наследия.
Территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей (пункт 1).
В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда, водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц.
Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков (пункт 2).
Границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития.
Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ (пункт 3).
Границы территории выявленного объекта культурного наследия утверждаются актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 5).
Сведения о границах территории объекта культурного наследия, подлежащие включению в акты соответствующих органов охраны объектов культурного наследия, указанные в пункте 5 настоящей статьи и части 4 статьи 17 Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ территории объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости (пункт 7).
В силу ст. 5 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Порядок выявления объектов культурного наследия урегулирован статьей 16.1 Федерального закона N 73-ФЗ, согласно которой объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения лицом, получившим разрешение (открытый лист) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия (п.16)
Работы по выявлению объектов археологического наследия осуществляются в соответствии со статьей 45.1 указанного Федерального закона (п.1).
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 45.1 Федерального закона N 73-ФЗ работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов, проводятся на основании разрешения (открытого листа), выдаваемого сроком не более чем на один год федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения Российской академии наук.
Согласно п. 7 ст. 45.1 Федерального закона N 73-ФЗ от 25 июня 2002 года видами археологических полевых работ являются археологические разведки, археологические раскопки, археологические наблюдения.
Научный отчёт о выполненных археологических полевых работах в течение трех лет со дня окончания срока действия разрешения (открытого листа) подлежит передаче исполнителем археологических полевых работ на хранение в Архивный фонд Российской академии наук (п.15 ст.45.1).
Пункты 11 и 12 настоящей статьи устанавливают обязанность исполнителей археологических полевых работ - физических лиц, получивших открытые листы, информировать органы охраны объектов культурного наследия субъектов РФ о случаях обнаружения при проведении археологических полевых работ объектов археологического наследия и направить в указанный орган описание обнаруженного объекта археологического наследия, текстовое и графическое описание местоположения границ указанного объекта, а также перечень географических координат характерных точек этих границ; об изменении в результате проведения археологических полевых работ учетных данных объекта археологического наследия (площадь объекта, предмет охраны и другие данные).
В соответствии с приведёнными положениями Закона 28.04.2018 года научный сотрудник ООО «Научно-производственный центр «Рязанская археологическая экспедиция» ФИО6 проинформировал инспекцию по охране объектов культурного наследия об изменении учётных данных выявленного объекта культурного наследия «Троицкий монастырь поселение», представив описание выявленного объекта археологического объекта, текстовое описание его границ, перечень географических координат характерных поворотных точек границ объекта, картоматериал, графическое описание местоположения границы территории.
Направлению указанной информации предшествовало представление в инспекцию сообщения от 18.08.2017 ООО «Научно-производственный центр «Рязанская археологическая экспертиза» о том, что в 2017 году специалистами организации под руководством специалиста-археолога, научного сотрудника ООО «Научно-производственный центр «Рязанская археологическая экспертиза» ФИО6 на основании выданных ему Министерством культуры РФ разрешений (открытых листов) №№ 1569, 1570 планируется проведение археологических полевых работ в г.Рязани.
К сообщению приложено уведомление ФИО6 о проведении археологических полевых работ на территории г.Рязани в период с 28 августа по 31 декабря 2017 года и копии указанных разрешений (открытых листов) со сроком действия до 31 декабря 2017 г., выданных на основании приказа Министерства культуры РФ от 14 августа 2017 года №1371 научному сотруднику ООО «Научно-производственный центр «Рязанская археологическая экспертиза» ФИО6 на проведение археологических наблюдений на территории выявленного объекта археологического наследия «Троицкий монастырь поселение» в зоне проведения реставрационных работ Троицкого собора Свято-Троицкого мужского монастыря, а также на проведение в районах Рязанской области, в том числе в г.Рязани вне зон хозяйственного освоения археологических разведок с осуществлением локальных земляных работ в целях выявления объектов археологического наследия, уточнения сведений о них и планирования мероприятий по обеспечению их сохранности.
Из вышеизложенного следует, что получившим открытые листы лицом была представлена информация о границах выявленного объекта археологического наследия в объёме, установленном пунктами 11, 12 ст.45.1 Федерального закона N 73-ФЗ. То обстоятельство, что уведомление об уточнённых учётных данных объекта направлено 28.04.2018 (по истечении действия открытого листа) не опровергает факт проведения археологических полевых работ в 2017 г. (до истечения срока действия открытого листа) и не могло послужить основанием для непринятия соответствующего акта об утверждении границ выявленного объекта археологического наследия.
Принятый в связи с поступившей информацией нормативный правовой акт государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области от 25.05.2018 № 81, которым утверждены границы территории и особый режим использования земельных участков в границах выявленного объекта археологического наследия «Троицкий монастырь поселение» соответствует приведенным выше требованиям пунктов 5 и 7 статьи 3.1 Федерального закона N 73-ФЗ: содержит текстовое и графическое описания границ территории выявленного объекта культурного наследия, схему границ территории выявленного объекта культурного наследия, координаты поворотных точек границ территории выявленного объекта культурного наследия и режим использования территории выявленного объекта культурного наследия, предусмотренный статьей 5.1 Федерального закона N 73-ФЗ.
В соответствии с приведёнными положениями Закона границы территории объекта археологического наследия определены по результатам археологических полевых работ, а именно, археологической разведки на основании открытого листа 1570. Указание в уведомлении от 28.04.2018 г. о проведении данных работ на основании открытого листа № 1569 суд расценивает как техническую описку.
Данные работы осуществлялись с использованием Методики определения границы территории объекта археологического наследия, рекомендованной к применению письмом Министерства культуры Российской Федерации от 27 января 2012 года N 12-01-39/05-АБ, и Положения о порядке проведения археологических полевых работ и составления научной отчетной документации, утвержденных постановлением Бюро Отделения историко-филологических наук РАН от 27 ноября 2013 года N 85 на основе сбора, систематизации и анализа информации о данном объекте, а также по результатам проведенных полевых археологических исследований, содержащихся в научных отчетах, полевых материалах, архивных документах, в публикациях, письменных источниках, в музейных и иных фондохранилищах, в топографических и картографических материалах.
Как следует из представленной научной документации – материалам к отчёту о проведении археологических полевых работ, полевым исследованиям предшествовало ознакомление с архивными картографическими материалами и библиографическими источниками, характеризующими развитие рассматриваемой территории в период с конца 17 - первой половины 20 века, материалами ранее проведённых археологических исследований, в частности проведённых археологами ФИО7, ФИО8 в 1997-1999 гг. археологических работ, а также наблюдений 2017 г в зоне реставрационных работ Троицкого собора, в ходе которых были получены данные по истории освоения территории в разные эпохи. Установлено, что в целом исследованный участок территории расположен в зоне застройки и кладбища монастыря конца 16-начала 20 века. Культурный слой мощностью 1.8-2.6 м в верхней части сложен техногенными напластованиями 19-20вв мощностью до 0.5 м, под которым прослежен слой периода каменного строительства монастыря конца 17-18 вв, ниже расположен более ранний слой монастырского комплекса конца 16-18 вв с переотложенными материалами более ранних эпох.
В ходе археологической разведки проведён натурный осмотр территории, осмотр естественных и антропогенных обнажений грунта, позволивших определить наличие культурного слоя, археологических предметов. Представленные материалы содержат описание произведённых земляных работ, фототаблицы, картографические материалы: ситуационный план, характеризующий месторасположения объекта археологического наследия, топографический план и спутниковый снимок, на который перенесены границы объекта, с указанием мест выявления антропогенных почвенных обнажений и расположения разведочных археологических шурфов, находившегося в поверхностном залегании подъёмного материала.
На итоговом этапе работ осуществлено сопоставление материалов архивно-библиографических изысканий с данными натурных исследований. Зафиксированный в ходе натурного обследования рельеф территории сравнивался с изображением исторического рельефа на архивных изобразительных материалах, места обнаружения археологических предметов и участков культурного слоя отождествлялись с местами расположения исторической застройки Свято-троицкого монастыря, Троицкой слободы, материалами реставрационной документации, фиксирующей утраченные в 20 веке территории исторического ансамбля.
В связи с изложенным оснований для выводов о произвольном установлении границ территории памятника археологии у суда не имеется.
Судом исследованы представленная административным истцом карта, с обозначенными границами принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами №, №, совмещённая с картой, на которой обозначены места расположения почвенных обнажений, шурфов, подъёмного материала. При сопоставлении данной карты с архивными картами, ситуационным планом 1977 г. (архитектор ФИО9), схемой расположения шурфов и зондажей 1988 г. (материалы реставрационных работ по стенам, башням, воротам Трицкого монастыря Рязанской специальной научной производственной мастерской Минкульта РСФСР) усматривается, что земельные участки истца частично расположены в месте утраченных построек исторического ансамбля Свято-Троицкого монастыря и монастырского кладбища, в непосредственной близости от Сергиевской церкви. На указанных участках, а также в непосредственной близости от них фиксировались почвенные обнажения, содержащие культурный слой.
При таких обстоятельствах, довод административного истца о том, что принадлежащие ему земельные участки необоснованно частично включены в территорию выявленного объекта археологического наследия в связи с отсутствием факта проведения на них археологических исследований, отклоняется судом.
Довод административного истца о том, что у сотрудника ООО «Научно-производственный центр «Рязанская археологическая экспертиза» ФИО6 не имелось разрешения на проведение работ по уточнению границ объекта археологического наследия опровергается содержанием открытого листа №1570, согласно которому право на проведение археологических разведок предоставлено, в том числе, с целью уточнения сведений об указанных объектах.
Указание в данном открытом листе на возможность проведения работ в г.Рязани «вне зон хозяйственного освоения» не означает, как полагает административный истец, отсутствие правовых оснований для проведения работ на его земельных участках.
Объектом археологического наследия, исходя из приведённых положений Закона, является территория, которая была ранее обжита, хозяйственно освоена человеком. Поэтому административный истец ошибочно полагает, что осуществление им хозяйственной деятельности на земельных участках относит данные участки к указанным в открытом листе «зонам хозяйственного освоения» и ошибочно толкует данное понятие с точки зрения статичного состояния территории.
Зоны хозяйственного освоения, исходя из смысла положений законодательства (ст.ст.30, 36 Закона 73-ФЗ), можно определить как территории, подлежащие какой-либо хозяйственной деятельности, которые предполагается освоить независимо от того были ли они ранее освоены.
Принимая во внимание изложенное, суд считает, что у инспекции имелись основания для утверждения границ выявленного объекта археологического наследия.
Доводы административного иска об отсутствии заключения историко-культурной экспертизы основаны на неверном толковании положений статьи 28 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Для издания оспариваемого приказа проведение государственной историко-культурной экспертизы не являлось обязательным ввиду отсутствия оснований, предусмотренных указанной нормой.
Оспариваемый приказ был принят в полном соответствии с полномочиями органа исполнительной власти, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не нарушает прав и охраняемых законом интересов истца. В связи с этим в удовлетворении административного иска следует отказать.
Руководствуясь ст.215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области о признании приказа от 25.05.2018 № 81 «О включении выявленных объектов археологического наследия в перечень выявленных объектов культурного наследия Рязанской области» недействующим в части отказать.
Опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Рязанский областной суд.
Судья: подпись Хмельникова Е.А.