УИД 38OS0000-01-2022-000108-13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 марта 2022 г. г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Банщиковой С.Н., при секретаре судебного заседания Харитонове М.Е., с участием прокурора Вокиной А.А., представителя административного истца ФИО8, представителя административного ответчика ФИО29, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-458/2022 по административному исковому заявлению администрации Киренского муниципального района о признании неправомочным состава депутатов Думы Киренского муниципального района Иркутской области седьмого созыва, назначении досрочных выборов,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Киренского муниципального района обратилась в суд с административным иском к Думе Киренского муниципального района о признании неправомочным состава депутатов Думы Киренского муниципального района Иркутской области седьмого созыва, назначении досрочных выборов.
В обоснование заявленных требований указано, что 12.09.2019 решением Киренской территориальной избирательной комиссии Иркутской области (далее по тексту – Киренская ТИК) в Думу Киренского муниципального района (далее по тексту – Дума) избрано 15 депутатов. 16.09.2019 решением Киренской ТИК зарегистрированы избранные депутаты Думы. 18.12.2019 решением Думы прекращены досрочно полномочия депутата ФИО1, в связи с отставкой по собственному желанию. 25.12.2020 решениями Думы прекращены досрочно полномочия депутатов ФИО2 и ФИО3, в связи с отставкой по собственному желанию. 23.06.2020 решением Киренской ТИК назначены дополнительные выборы депутата Думы по двухмандатному избирательному округу № 2 и 14.09.2020 решением Киренской ТИК дополнительные выборы признаны действительными и установлено, что в Думу избран ФИО30 Однако указанное решение не было опубликовано в установленном порядке. При таких обстоятельствах депутат ФИО30 не легитимно входит в состав Думы. 29.12.2021 решениями Думы были досрочно прекращены полномочия 5 депутатов по собственному желанию: ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО9 Таким образом, в настоящее время состав Думы составляет 8 депутатов, то есть менее 2/3 от установленной численности депутатов, что в свою очередь не позволяет представительному органу осуществлять надлежащим образом свою деятельность, чем нарушаются права граждан на осуществление местного самоуправления, исключается возможность принятия депутатами решений, требующих большинства в 2/3 голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, касающихся утверждения местного бюджет, установления местных налогов и сборов, а также иных решений. Просили суд признать неправомочным состав Думы, назначить досрочные выборы.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО8 заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в административном иске, дополнительно пояснив, что в настоящее время депутат ФИО31 подала заявление о досрочном прекращении полномочий по собственному желанию, а в отношении депутата ФИО10 вступил в законную силу обвинительный приговор суда, в связи с чем состав Думы является неправомочным.
Представитель административного ответчика ФИО32 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, указанным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица Киренской ТИК в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен, ранее представил отзывы на административный иск, в которых возражал против удовлетворения заявленных требований и просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Определением от 15.02.2022 для участия в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО31, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО30
Указанные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены, о причинах неявки не сообщили.
При таких обстоятельствах суд в силу ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Вокиной А.А., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 и 1.1 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 131-ФЗ) представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
В силу п. 2 части 16 ст. 35 Закона № 131-ФЗ полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 23 Устава Киренского муниципального образования (далее по тексту - Устав) Дума состоит из 15 депутатов, избираемых на муниципальных выборах по одномандатным и многомандатным округам сроком на 5 лет.
Дума правомочна, если в ее состав избраны не менее двух третей от установленного настоящим Уставом числа депутатов Думы.
В соответствии с п. 4 ст. 24 Устава заседание Думы не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от избранных депутатов.
Исходя из вышеизложенных правовых положений Дума может осуществлять свои полномочия при условии избрания не менее двух третей (10 депутатов) от установленной численности депутатов (15 депутатов); заседание Думы правомочно, если на нем присутствуют 8 и более депутатов.
Установлено, что 08.09.2019 состоялись выборы депутатов Думы седьмого созыва, избранными депутатами признаны 15 человек: ФИО33, ФИО34, ФИО11, ФИО12, ФИО35, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО31, ФИО16, ФИО17., ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО18, что подтверждается решениями Киренской ТИК от 12.09.2019 № 136/989, от 16.09.2019 № 137/991.
Таким образом, представительный орган Киренского муниципального образования - Дума в результате выборов, состоявшихся 08.09.2019, сформирован в составе 15 депутатов, избранных сроком на 5 лет.
В соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 40 Закона № 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию.
Аналогичные положения содержатся в п. 2 ч. 2 ст. 30 Устава.
18.12.2019 решением Думы досрочно прекращены полномочия депутата ФИО19
13.09.2020 состоялись дополнительные выборы депутатов Думы по двухмандатному избирательному округу № 2, избранным депутатом признан ФИО30, что подтверждается решением Киренской ТИК от 23.06.2020 № 152/1093, от 14.09.2020 № 166/1182, от 18.09.2020 № 167/1187.
25.12.2020 решениями Думы досрочно прекращены полномочия депутатов ФИО20, ФИО21
29.12.2021 решениями Думы досрочно прекращены полномочия депутатов ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26
Таким образом, на момент обращения административного истца в суд (14.01.2022) численные состав Думы составил 8 человек.
Довод административного истца о том, что ФИО30, избранный в Думу по результатам дополнительных выборах 13.09.2020, входит в состав Думы не легитимно, поскольку решения Киренской ТИК № 166/1182 от 14.09.2020 «Об определении результатов дополнительных выборов депутата Думы седьмого созыва по многомандатному избирательному округу № 2», а также от 18.09.2020 № 167/1187 «О регистрации избранного депутата» не были опубликованы в средствах массовой информации не принимается судом во внимание, поскольку в установленном законом порядке данные решения оспорены не были.
В ходе судебного разбирательства установлено, что 07.02.2022 депутатом ФИО31 в Думу было подано заявление о сложении полномочий депутата по собственному желанию.
В соответствии с ч. 11 ст. 40 Закона № 131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Аналогичные положения содержатся в п. 4 ст. 30 Устава.
Системное толкование вышеприведенных положений Закона №131-ФЗ и Устава позволяет утверждать, что досрочное прекращение полномочий депутатов должно быть рассмотрено на сессии (заседании) Думы, по результатам которого не позднее чем через 30 дней принимается соответствующее решение.
В соответствии со ст. 24 Устава заседания Думы созываются председателем и проводятся не реже одного раза в три месяца.
Установлено, что 26.01.2022 прошло очередное заседание Думы, следующее очередное заседание Думы было назначено на 25.02.2022, однако оно не состоялось, и было перенесено на 22.04.2022.
Таким образом, учитывая, что заявление депутата ФИО31 об отставке по собственному желанию поступило в Думу в период между заседаниями, то на момент рассмотрения дела в суде срок для принятия Думой решения по ее заявлению не истек.
Кроме того, суду было представлено заявление ФИО31 от 03.03.2022 об отзыве ее заявления об освобождении от полномочий депутата.
Лица, участвующие в деле, каких-либо сомнений относительно волеизъявления ФИО31 по написанию данного заявления не высказали.
При таких обстоятельствах оснований считать ФИО31 прекратившей полномочия депутата Думы не имеется.
В соответствии с п. 5 ч. 10 ст. 40 Закона № 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда.
В ходе судебного разбирательства представитель административного истца ФИО8 указал на то, что в отношении депутата ФИО27 15.02.2022 вступил в законную силу обвинительный приговор суда.
Вместе с тем, указанное обстоятельство само по себе не влечет автоматическое прекращение депутатом своих полномочий без принятия представительным органом муниципального образования решения о досрочном прекращении полномочий депутата в порядке, предусмотренном ч. 11 ст. 40 Закона № 131-ФЗ.
Учитывая, что обвинительный приговор в отношении ФИО28 вступил законную силу в период между сессиями (заседаниями) Думы, то на момент рассмотрения дела в суде срок для принятия Думой решения в отношении него не истек.
Таким образом, на момент рассмотрения дела суде численный состав Думы составляет 8 человек, указанный состав депутатов правомочен проводить заседания Думы и принимать решения по вопросам, не требующим квалифицированного большинства голосов - 2/3 от установленного числа депутатов.
В соответствии с п.п. 8 -10 ст. 71 Федерального закона 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 67-ФЗ) в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы.
В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящей статьи, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов. Законом могут быть предусмотрены иные основания для проведения в многомандатном избирательном округе дополнительных выборов депутата взамен выбывшего.
Повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.
Аналогичные положения содержатся в ст. 14 Закона Иркутской области № 16-оз от 11.11.2011 «О муниципальных выборах в Иркутской области», которой также предусмотрено, что дополнительные муниципальные выборы назначаются избирательной комиссией муниципального образования.
Учитывая, что действующий состав Думы избран 08.09.2019 сроком на 5 лет, то препятствия, предусмотренные п. 10 ст. 71 Закона № 67-ФЗ для проведения дополнительных выборов, отсутствуют.
Судом установлено, что решением Киренской ТИК от 24.02.2022 № 18/102 на 24.04.2022 назначены дополнительные выборы депутатов Думы седьмого созыва.
Основания, предусмотренные Законом № 67-ФЗ для проведения досрочных выборов депутатов Думы, как того требует административный истец, также отсутствуют.
Давая оценку представленным доказательствам в совокупности и их взаимной связи, суд приходит к выводу, что требования, заявленные администрацией Киренского муниципального района, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований администрации Киренского муниципального района о признании неправомочным состава депутатов Думы Киренского муниципального района Иркутской области седьмого созыва, избранного на муниципальных выборах, состоявшихся 08.09.2018, назначении досрочных выборов отказать.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представления в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28.03.2022.
Судья С.Н. Банщикова