ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-45/17 от 16.11.2017 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 3а-45/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 ноября 2017 года город Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Спиридонова А.Е. при секретаре судебного заседания Герасимовой О.Ю. с участием прокурора Власовой Ю.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные технологии» о признании частично недействующим постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 16.12.2014 № 48-13-21/т «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в Чувашской Республике на 2015 - 2017 годы» в редакции постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 12.12.2016 № 68-13-22/т «О внесении изменений в постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 16.12.2014 № 48-13-21/т», признании частично недействующим постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 16.12.2014 №51-21/гв «Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Коммунальные технологии» потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) в Чувашской Республике, на 2015 - 2017 годы» в редакции постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 12.12.2016 №71-22/гв «О внесении изменения в постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 16 декабря 2014 г. № 51-21/гв»,

установил:

Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее также – административный ответчик, Госслужба) 16 декабря 2014 года принято постановление № 48-13-21/т «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в Чувашской Республике на 2015 - 2017 годы».

Постановлением Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 12.12.2016 № 68-13-22/т «О внесении изменений в постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 16.12.2014 № 48-13-21/т», была, в том числе, утверждена новая редакция Приложения № 3 «Тарифы на теплоноситель, поставляемый обществом с ограниченной ответственностью «Коммунальные технологии» потребителям в Чувашской Республике, на 2015 - 2017 годы».

Кроме того, Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам принято постановление от 16 декабря 2014 года №51-21/гв «Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Коммунальные технологии» потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) в Чувашской Республике, на 2015 - 2017 годы».

Постановлением Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 12.12.2016 №71-22/гв «О внесении изменения в постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 16 декабря 2014 г. № 51-21/гв») была, в том числе, утверждена новая редакция Приложения «Тарифы на горячую воду, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Коммунальные технологии» потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) в Чувашской республике, на 2015 - 2017 годы».

Общество с ограниченной ответственностью «Коммунальные технологии» (далее также – административный истец, Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнений) о признании недействующими постановления от 16.12.2014 № 48-13-21/т (в редакции постановления от 12.12.2016 № 68-13-22/т) в части размера тарифа на теплоноситель, поставляемый ООО «Коммунальные технологии», владеющим источником тепловой энергии, на котором производится теплоноситель, установленного строкой 4 столбца 6 пункта 1 Приложения 3 к данному постановлению - от источника тепловой энергии общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные технологии» с 1 июля по 31 декабря 2017 года - одноставочный тариф в размере 47,21 руб. за куб. м., без учета НДС, а также о признании недействующим постановления от 16.12.2014 №51-21/гв (в редакции постановления от 12.12.2016 №71-22/гв) в части размера компонента на теплоноситель, установленного строкой 4 столбца 6 пункта 1 приложения к данному постановлению, поставляемого обществом с ограниченной ответственностью «Коммунальные технологии» потребителям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения): с 1 июля по 31 декабря 2017 года - в размере 47,21 руб. за куб. м., без учета НДС и строкой 8 столбца 6 пункта 1 приложения к данному постановлению, поставляемого обществом с ограниченной ответственностью «Коммунальные технологии» потребителям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения): с 1 июля по 31 декабря 2017 года - в размере 55,71 руб. за куб. м., с учетом НДС.

Административный иск мотивирован тем, что названное постановление в оспариваемой части устанавливает экономически необоснованные тарифы на тепловую энергию, что противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, а также нарушает права и законные интересы Общества.

Так, Госслужбой как регулирующим органом не были учтены все заявленные в установленном порядке Обществом расходы по сомнительным долгам, расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, не принят во внимание нормативный уровень прибыли, а также корректировка необходимой валовой выручки с целью учета отклонений фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов.

В судебном заседании представители Общества: ФИО1, ФИО2, ФИО3 заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в административном иске с учетом уточнений и письменных пояснениях, имеющихся в материалах дела.

Представители Госслужбы: ФИО4, ФИО5, ФИО6 просили в удовлетворении административного иска с учетом уточнений отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях на административный иск, имеющихся в материалах дела, полагая, что установленные тарифы являются экономически обоснованными.

Заинтересованные лица: Министерство финансов Чувашской Республики, Федеральная антимонопольная служба явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Прокурор Власова Ю.М. в своем заключении указала на отсутствие правовых оснований для удовлетворения административного иска Общества.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.

Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования) и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э (далее – Методические указания), и иными нормативными правовыми актами.

Законом о теплоснабжении к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено нормативное правовое регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в том числе тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям (пункт 1 части 2 статьи 5, часть 3 статьи 7, пункт 4 части 1 статьи 8 этого Федерального закона).

В соответствии со статьей 1 Закона Чувашской Республики от 30 сентября 2001 года № 43 «О порядке государственного регулирования цен (тарифов) в Чувашской Республике» государственное регулирование цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги в Чувашской Республике осуществляется Кабинетом Министров Чувашской Республики и органами исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченными в области государственного регулирования цен (тарифов), в пределах своих полномочий, определенных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1.1 части 1 статьи 2.1 того же закона органы регулирования Чувашской Республики устанавливают тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 июля 2004 года № 174 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) и надбавок осуществляется Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам. В пункте 8 названного Перечня указана тепловая энергия (мощность), поставляемая теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тепловая энергия (мощность), поставляемая теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 августа 2009 года № 265 утверждено Положение о Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, согласно которому Госслужба, являясь органом исполнительной власти Чувашской Республики, принимает решения об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, а также тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям (п. 7).

Согласно п. 31 Правил регулирования, решение органа регулирования принимается по форме, установленной регламентом, и включает: а) величину цен (тарифов), в том числе с разбивкой по категориям (группам) потребителей; б) даты введения в действие цен (тарифов), в том числе с календарной разбивкой; в) величину долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, в случае установления тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования.

Форма решения органа регулирования установлена Регламентом открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденным приказом ФСТ России от 7 июня 2013 г. № 163 (далее - Регламент).

Согласно Правилам регулирования, установление (пересмотр) цен (тарифов) и отмена регулирования тарифов осуществляются органами регулирования в соответствии с Регламентом.

Регламентом определено, что открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее - органы регулирования): а) по предложению регулируемой организации; б) по инициативе органа регулирования (п. 2); орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) (п. 15); решение об установлении цен (тарифов) принимается на заседании коллегиального органа, образованного в установленном порядке в органе регулирования (далее - правление (коллегия) органа регулирования) (п. 18); решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы), если иное не предусмотрено пунктом 30 Правил регулирования (п. 19).

Решение о корректировке тарифов принято на основании заявления Общества в соответствии с Регламентом в установленной форме на заседании Коллегии Госслужбы от 09.12.2016, состоявшейся с участием представителей Общества.

Оспариваемые постановления Госслужбы в соответствии с требованиями Указа Президента Чувашской Республики от 28 июля 2003 г. № 77 «О государственной регистрации нормативных правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики» зарегистрированы в Министерстве юстиции Чувашской Республики и в соответствии с п. 9 Указа Президента Чувашской Республики от 21 ноября 2001 г. № 110 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Главы Чувашской Республики, Кабинета Министров Чувашской Республики, нормативных правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики» опубликованы в республиканской газете «Вести Чувашии».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия Госслужбы на принятие оспариваемых постановлений, форму и вид, в которых должны быть приняты оспариваемые постановления, процедуру их принятия и правила введения в действие были соблюдены, что не оспаривалось и самим административным истцом.

Что касается доводов Общества о несоответствии оспариваемых нормативных правовых актов правовым актам, имеющим большую юридическую силу, то суд исходит из следующего.

Как следует из материалов дела, основным видом деятельности административного истца является производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, в том числе оказание услуг теплоснабжения и передачи тепловой энергии потребителям муниципального образования – города Чебоксары.

Общество 28 апреля 2016 года представило в Государственную службу предложения о корректировке долгосрочных тарифов на теплоноситель, установленных на 2017 год, а также тарифов на горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую Обществом, установленных на 2015-2017 годы.

Согласно частям 1 и 2 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает, в том числе, плату за тепловую энергию.

В силу подпункта 5 статьи 3 и статьи 7 Закона о теплоснабжении общими принципами организации отношений по регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения являются принцип соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителя, принцип обеспечения доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей, а также принцип обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.

Баланс экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей тепловой энергии достигается путем соблюдения установленного высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации максимально возможного уровня изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, устанавливаемого на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2016 г. № 2464-р утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, в том числе и по Чувашской Республике, на 2017 год в размере с 1 января - 0%; с 1 июля - 3,9%. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2014 г. № 2222-р предельно допустимое отклонение по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на 2015-2018 гг., в том числе по Чувашской Республике утверждено в размере 1 января - 0%; с 1 июля - 2,3%.

Тем самым, максимальное изменение размера платы граждан за коммунальные услуги в отдельных муниципальных образованиях Чувашской Республике с 1 июля 2017 года установлено в размере 6,2%.

В предложении Общества от 28 апреля 2016 года о корректировке долгосрочных тарифов на теплоноситель, поставляемый потребителям г. Чебоксары от источника тепловой энергии ООО «Коммунальные технологии» тариф на 2017 год рассчитан с 01 января по 30 июня в размере - 27,16 руб./куб. м., без НДС, с 01 июля по 31 декабря - 81,96 руб./куб. м., без НДС.

Приказом Госслужбы от 6 мая 2016 года № 01/10 - 15 открыто дело № 03/03-25-2/2 на корректировку долгосрочных тарифов на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям, установленных на 2015-2017 годы в Чувашской Республике.

В соответствии с п. 52 Основ ценообразования и п. 28 Правил регулирования Госслужбой была проведена экспертиза предложений об установлении цен (тарифов).

Проведенной экспертизой установлено, что, в случае принятия предложений Общества, изменение платы граждан, проживающих в многоквартирных домах с водопроводом, при наличии ванн, с канализацией, газоснабжением, электроснабжением, отоплением, централизованным горячим водоснабжением с использованием открытых систем горячего водоснабжения, при сопоставимых условиях в июле 2017 года по сравнению с декабрем 2016 года, составило бы 83,7%, а среднее изменение платы граждан в среднем по Чувашской Республике за тот же период времени - 19,575%.

Обществом при обращении в Госслужбу заявлены расходы по сомнительным долгам на 2017 год в размере 410,0 тыс. руб., при этом административным ответчиком приняты указанные расходы в размере 0 руб.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 47 Основ ценообразования внереализационные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, содержат, в том числе, расходы по сомнительным долгам, определяемые в отношении единых теплоснабжающих организаций, в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования.

Как следует из абзаца первого пункта 12 Методических указаний, определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, а также в соответствии с Методическими указаниями.

Пунктом 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 34н, предусмотрено, что дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались в порядке, предусмотренном пунктом 70 названного положения, или на увеличение расходов у некоммерческой организации.

Между тем, документального подтверждения фактической дебиторской задолженности по тарифу на теплоноситель (горячую воду с использованием открытых систем горячего водоснабжения), Обществом не представлены. Произведенный Обществом расчет, исходя лишь из 2% необходимой валовой выручки, не соответствует приведенным требованиям законодательства.

Кроме того, Обществом при обращении в Госслужбу заявлены расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, на 2017 год в размере 1922,59 тыс. руб., административным ответчиком приняты указанные расходы в размере 0 руб.

Пунктом 13 Основ ценообразования определено, что в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

При этом Обществом не представлено доказательство отнесения и использования заемных средств и процентов по кредиту именно к регулируемому виду деятельности, а имеющиеся в тарифном деле копии кредитных договоров сами по себе не свидетельствуют об экономической обоснованности указанных расходов.

Кроме того, необоснованность расходов на выплаты по договорам займа и кредитам, заявленным в тарифах в сфере теплоснабжения, подтверждена решением ФАС России от 1 августа 2016 г. № АГ/52588/16 по досудебному спору по тарифу на теплоноситель, установленному на 2016 год, а также решениями ФАС России от 21 июля 2017 г. № АГ/49767/17.

Административным истцом при обращении в Госслужбу заявлена корректировка нормативного уровня прибыли на 2017 год в размере 248,72 тыс. руб., административным ответчиком установлен размер 236,99 тыс. руб.

Согласно п. 41 Методических указаний нормативная прибыль определяется в процентах от необходимой валовой выручки регулируемой организации на каждый год долгосрочного периода регулирования, соответствующих ставке налога на прибыль организаций в соответствующем году, определенной в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.

При этом Обществом при обращении в Госслужбу заявлен размер корректировки необходимой валовой выручки в 2017 году с целью учета отклонений фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов в 2015 году в размере 11537,99 тыс. руб., административным ответчиком установлен размер – 1965,68 руб.

Согласно пункту 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает среди прочего расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5% текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 указанного документа (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплату по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат основного долга и процентов по ним), расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Госслужба согласилась с предложением Общества и приняла индекс потребительских цен для определения фактических значений параметров расчета тарифа в 2015 году в размере 112,9 %.

Вместе с тем, документов и материалов, подтверждающих экономическую обоснованность отнесения расходов по сомнительным долгам за 2015 год, на сумму 404,82 тыс. руб. Обществом в регулирующий орган не представлено.

Как указано выше, Обществом не представлено доказательство отнесения и использования заемных средств и процентов по займам кредитам именно к регулируемому виду деятельности, а предоставленные Обществом в тарифном деле копии кредитных договоров и графиков погашения кредитов сами по себе не свидетельствуют об экономической обоснованности указанных расходов.

Кроме того, согласно обосновывающим материалам, представленным Обществом, по итогам 2015 года оплата услуг в сфере теплоснабжения превысила ее начисление, в связи с чем образовалась переплата в размере 310 232,1 тыс. руб.

Заявленные фактические затраты по статье «Расходы на топливо» за 2015 год в необходимой валовой выручке тарифа на теплоноситель к учету Госслужбой не приняты, как экономически необоснованные и документально не подтвержденные.

Пунктом 16 Правил регулирования определен перечень документов и материалов для открытия дела об установлении цен (тарифов), в который входит в том числе расчет выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий расчетный период регулирования доходов, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности регулируемых организаций, а также на основании договоров, заключенных в результате проведения торгов (если иное не предусмотрено методом регулирования тарифов) - с приложением статистической и бухгалтерской отчетности (пп. «з»).

Вместе с тем, Обществом названный расчет выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий расчетный период регулирования доходов в Госслужбу не представлен.

Согласно п. 87 Основ ценообразования органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). Двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию. Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного компонента, равного соответственно одноставочному или двухставочному тарифу на тепловую энергию (мощность). Компонент на теплоноситель устанавливается органом регулирования в виде одноставочного компонента и принимается равным тарифу на теплоноситель.

Тем самым обоснованность установленного Госслужбой тарифа на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) связана с правильностью установления тарифа на теплоноситель.

Экономическая обоснованность установленных административным ответчиком тарифов подтверждается материалами настоящего дела, в частности, информацией по результатам проведения экспертизы (анализа) формирования необходимой валовой выручки при расчете тарифа на теплоноситель, поставляемый ООО «Коммунальные технологии» на 2017 год, проведенной ЗАО Консалтинговая фирма «Аудит-Консалтинг» от 12.10.2017.

Так, специалистом ЗАО Консалтинговая фирма «Аудит-Консалтинг», являющейся членом саморегулируемой организации аудиторов «Российский Союз аудиторов», имеющим высшее образование по специальности «Бухгалтерский учет» и квалификационный аттестат аудитора, ФИО, установлено, что Обществом завышены операционные расходы за счет необоснованного включения в их состав расходов на оплату труда в части премий по итогам работы за год и вознаграждений за выслугу лет в сумме 617,3 тыс. руб., необоснованного включения расходов на оплату юридических услуг в сумме 88,5 тыс. руб., необоснованного включения расходов на топливо (газ) в сумме 4105,77 тыс. руб., а также завышения неподконтрольных расходов за счет отчислений на социальные нужды в сумме 193,22 тыс. руб.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Госслужбой при принятии оспариваемых нормативных правовых актов были установлены экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию (мощность) в соответствии с Законом о теплоснабжении и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем права административного истца нарушены не были и в удовлетворении заявленных требований необходимо отказать.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Чувашской Республики

решил:

отказать в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные технологии» о признании частично недействующим постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 16.12.2014 № 48-13-21/т «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в Чувашской Республике на 2015 - 2017 годы» в редакции постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 12.12.2016 № 68-13-22/т «О внесении изменений в постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 16.12.2014 № 48-13-21/т», признании частично недействующим постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 16.12.2014 №51-21/гв «Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Коммунальные технологии» потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) в Чувашской Республике, на 2015 - 2017 годы» в редакции постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 12.12.2016 №71-22/гв «О внесении изменения в постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 16 декабря 2014 г. № 51-21/гв».

На решение могут быть поданы апелляционные жалоба и представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Чувашской Республики.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики А.Е.Спиридонов

Мотивированное решение составлено 21.11.2017