ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-45/18 от 14.02.2018 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 3а-45/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор.Брянск 14 февраля 2018 г.

Брянский областной суд в составе:

председательствующего Денисюка О.Н.,

при секретаре Алексеевой Н.В.,

с участием представителя административного истца – Ерошенко М.П., представителей административных ответчиков – Управления имущественных отношений Брянской области – Хвалевой О.А., Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области - Богушевской Н.С., ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области – Прудниковой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Прогресс» (ООО Прогресс») об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Прогресс» обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, определенной согласно отчету об оценке №293-10/17 от 02.10.2017 года, составленному ООО «Брянский оценщик», а именно нежилого помещения (магазина) с кадастровым номером , общей площадью 72,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1 124 173 рубля 12 копеек и нежилого помещения (магазина) с кадастровым номером , общей площадью 68,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1 132 075 рублей 17 копеек.

При обращении 02 ноября 2017 года ООО «Прогресс» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области с заявлением, в котором Общество просило пересмотреть результаты кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости и установить их стоимость в размере рыночной, решением Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ было отказано.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылался на то, что является собственником указанных нежилых зданий, несоответствия, кадастровой стоимости нежилых зданий их рыночной стоимости нарушают права административного истца, как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости нежилых зданий.

Дело в силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрено судом в отсутствие заинтересованного лица Клинцовской городской администрации Брянской области, надлежащим образом извещенных о дне и времени рассмотрения дела, ходатайствовавших о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель административного истца ООО «Прогресс» - Ерошенко М.П. в судебном заседании иск поддержал, просил установить кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости нежилого помещения (магазина) с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а нежилого помещения (магазина) с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Представители Управления имущественных отношений Брянской области – Хвалева О.А., Управления Росреестра по Брянской области - Богушевская Н.С. и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области – Прудникова Н.Н., не оспаривали право истца на установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной, а также предоставленный истцом отчет о рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.

Выслушав пояснения явившихся лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно абз. 8 ст. 3 Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ (с последующими изменениями) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

Как следует из материалов дела, ООО «Прогресс» является собственником следующих объектов недвижимости:

- нежилого помещения (магазина) с кадастровым номером , общей площадью 72,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровой стоимостью в размере 4 483 075 руб. 93 коп.;

- нежилого помещения (магазина) с кадастровым номером , общей площадью 68,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровой стоимостью в размере 2 513 916 руб. 41 коп.

Кадастровая стоимость данных объектов недвижимости была определена как ранее учтенного на основании Акта ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области и внесены сведения 06.12.2016 в Единый государственный реестр недвижимости в отношении объекта с кадастровым номером , а в отношении объекта кадастровым номером - 21.01.2016

02 ноября 2017 года ООО «Прогресс» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области с заявлением, в котором просило пересмотреть результаты кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости и установить их стоимость в размере рыночной.

Решением Комиссии от 17 ноября 2017 г. №27/19 заявление об установлении рыночной стоимости нежилых помещений отклонено со ссылкой на то, что предоставленный административным истцом отчет не соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Исходя из положений ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановление Пленума от 30.06.2015 № 28) с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В силу положений ст. 373 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.

Согласно ч.1 ст.374 НК РФ, объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.1 ст. 376 НК РФ, налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее в настоящей главе - имущество, входящее в состав Единой системы газоснабжения), в отношении имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

В отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, налоговая база определяется, как кадастровая стоимость имущества (подпункт 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ).

Учитывая, что результаты определения кадастровой стоимости нежилых помещений, являющихся объектами торговли, влияют на права и обязанности административного истца, как плательщика налога, то он вправе заявлять об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере рыночной стоимости.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Данное правило закреплено и абзацем 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

При этом, в силу ч.5 ст.247 КАС РФ обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.

В силу ст. ст. 70, 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика.

Из содержания Отчета об оценке № 293-10/17, составленного 10 октября 2017 года ООО «Брянский оценщик», следует, что:

рыночная стоимость нежилого помещения (магазина) с кадастровым номером , общей площадью 72,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 1 124 173 рубля 12 копеек;

рыночная стоимость нежилого помещения (магазина) с кадастровым номером , общей площадью 68,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес><адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 1 132 075 рублей 17 копеек.

С размером рыночной стоимости спорных нежилых зданий, установленным в отчете, составленном ООО «Брянский оценщик», административные ответчики согласны, оценка не оспорена, доказательств иного размера рыночной стоимости нежилых зданий не представлено, ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.

Оценивая отчет об определении рыночной стоимости зданий, принадлежащего административному истцу на праве собственности, суд полагает, что он соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки, утвержденным приказами Минэкономразвития Российской Федерации от 20.05.2014 № 611 от 25.09.2014 №№ 297, 298, 299, и находит их допустимым доказательством по делу, поскольку оценка произведена в соответствии с датой установления кадастровой стоимости объекта недвижимости, исследования и анализа рынка недвижимости, с применением предусмотренных подходов к оценке и в отчете содержится подробное описание результатов оценки с указанием причин применение доходного подхода для определения рыночной стоимости обследуемых объектов недвижимости.

Согласно статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Таким образом, с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, позиции сторон по делу, суд приходит к выводу о том, что стоимость спорных объектов недвижимости подлежит установлению в размере их рыночной стоимости, определенной в представленном отчете, в опровержение которого не представлено допустимых доказательств о его недостоверности, т.е. исковые требования подлежат удовлетворению.

По смыслу ст. ст. 24.18, 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда. Следовательно, решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.

Поскольку абзацем пятым статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, суд считает необходимым указать дату подачи истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости, которой в данном случае является 02 ноября 2017 года (с даты обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Брянской области), для определения периода, в котором подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость нежилых зданий. Указанный вывод также следует из положений пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».

Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (п. 28 Постановления Пленума от 30.06.2015 № 28).

В силу п. 1 ст. 379 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 248, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Прогресс» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость следующих объектов недвижимости:

- нежилого помещения (магазина) с кадастровым номером , общей площадью 72,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1 124 173 рубля 12 копеек по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

- нежилого помещения (магазина) с кадастровым номером , общей площадью 68,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1 132 075 рублей 17 копеек по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ,

на период с 01 января 2017 года до даты внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления считать 02 ноября 2017 года.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости

Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты изготовления в окончательной форме в апелляционную инстанцию Брянского областного суда.

Председательствующий судья О.Н. Денисюк