Дело № 3а-45/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень |
Тюменский областной суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Н.В.,
при секретаре Крашевской Н.А.,
с участием представителей административного истца общества с ограниченной ответственностью «Промойл» Б.А.В., К.Р.К., представителя административного ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области Г.И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Промойл» к Департаменту имущественных отношений Тюменской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Промойл» (далее также – ООО «Промойл») обратилось в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее также – Управление Росреестра по Тюменской области, Управление) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <.......> равной его рыночной стоимости в размере 8 596 000 рублей по состоянию на 01 января 2016 года.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером <.......>, общей площадью <.......> кв.м, расположенного по адресу: <.......>». Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2016 года определена в размере 12 950 757, 55 рублей. Установленная кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость, которая по состоянию на ту же дату согласно отчету члена Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» Н.Н.В. № 257-18 от 10 января 2019 года составляет 8 596 000 рублей. Сообщает, что с целью соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, 25 января 2019 года ООО «Промойл» обратилось в комиссию по рассмотрению споров при Управлении Росреестра по Тюменской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вышеназванного земельного участка, однако, решением комиссии от 05 февраля 2019 года заявление отклонено. Указывает, что завышенный размер кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его рыночной стоимости влечет за собой увеличение размера земельного налога.
На административное исковое заявление поступили возражения административного ответчика Управления Росреестра по Тюменской области, административного ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области, заинтересованного лица Администрации г. Тюмени, отзыв заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тюменской области (далее также – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тюменской области).
В возражениях на административное исковое заявление Управление Росреестра по Тюменской области в лице представителя К.Н.Н. просит решение по заявленным требованиям принять на усмотрение суда, признать Управление Росреестра ненадлежащим ответчиком.
В возражениях на административное исковое заявление Департамент имущественных отношений Тюменской области в лице директора К.А.В., Администрация г. Тюмени в лице представителя Т.В.А. просят в удовлетворении административного искового заявления отказать.
В отзыве на административное исковое заявление ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тюменской области в лице директора филиала В.С.Н. просит принять решение на усмотрение суда.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Акционерное общество «Сургутнефтегазбанк» (далее также - АО «Сургутнефтегазбанк»).
Представители административного истца ООО «Промойл» Б.А.В., К.Р.К. в судебном заседании заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области Г.И.В. возражала против удовлетворения административного искового заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представители административного ответчика Управления Росреестра по Тюменской области, заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тюменской области, администрации г. Тюмени, АО «Сургутнефтегазбанк» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, доказательств уважительности причин неявки в суд не представили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, представитель администрации г. Тюмени просил рассмотреть дело без его участия.
Суд в соответствии со статьями 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие указанных лиц.
Заслушав объяснения представителей административного истца общества с ограниченной ответственностью «Промойл», представителя административного ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01 июня 2009 года № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», к функциям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) относятся, в том, числе функции по государственной кадастровой оценке.
Как разъяснено в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
С учетом изложенного доводы представителя Управления Росреестра по Тюменской области, изложенные в письменных возражениях, что Управление не является надлежащим административным ответчиком по делу, суд находит несостоятельными и не принимает в обоснование исключения Управления из состава административных ответчиков.
В силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года) государственный кадастровый учет земельных участков осуществлялся в порядке, установленном Федеральным законом от 2 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее по тексту - Закон о кадастре).
В действующей с 1 января 2017 года редакции статья 70 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В части 1 статьи 16 Закона о кадастре, утратившей силу с 1 января 2017 года, было установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений об объекте недвижимости. В пункте 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре в качестве таких сведений были указаны сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
С 01 января 2017 года вступил в законную силу Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее также - Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»), согласно части 2 статьи 7 которого реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости) является составной частью Единого государственного реестра недвижимости.
В силу пункта 1 части 5 статьи 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости подлежат внесению в кадастр недвижимости.
В соответствии с частью 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Статьей 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу части 6 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», вступившего в силу с 01 января 2017 года, положения данного закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу указанного Федерального закона.
Таким образом, к рассматриваемым правоотношениям об оспаривании результатов кадастровой стоимости подлежат применению нормы Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
В силу положений статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичные основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости установлены также статьей 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО «Промойл» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <.......>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения промышленных объектов, общей площадью <.......> кв.м, расположенный по адресу: <.......>».
В отношении указанного участка зарегистрированы обременения – ипотека, залогодержателем по которой является АО «Сургутнефтегазбанк».
По состоянию на 01 января 2016 года определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......> в размере 12 950 757,55 рублей. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка утверждены Распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 08 ноября 2016 года № 0111/16. Дата внесения сведений 13 ноября 2016 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (т.1, л.д.10).
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу части 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 названного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом.
Согласно части 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 названного Кодекса.
В обоснование требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего на праве собственности административному истцу, в размере рыночной стоимости, в материалы дела представлен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 10 января 2019 года, выполненный оценщиком Н.Н.В. общества с ограниченной ответственностью «Априори».
Согласно указанному отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......>, общей площадью <.......> кв.м, расположенного по адресу: <.......>, составляет 8 596 000 рублей (т. 1, л.д. 30-200).
Статьей 3 Закона об оценочной деятельности установлено, что для целей указанного федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.
При проведении исследования оценщик Н.Н.В. руководствовалась Законом об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки, действующими на момент составления отчета.
Согласно части 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 299, отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе названным Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет.
В соответствии с пунктом 11 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 297, основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком.
Объектом-аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость (п.10 ФСО № 1).
Оценщик применил сравнительный подход к оценке, для реализации которого им проанализирован рынок предложений земельных участков на дату оценки. В качестве аналогов объекта оценки оценщиком выбраны объекты, сходные по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам с объектом оценки. На различия между объектом оценки и объектами-аналогами оценщиком применены соответствующие корректировки. На основе полученных результатов оценщик определил итоговую стоимость земельного участка.
В отчете содержатся таблицы, описания расчетов, сами расчеты и пояснения к ним.
Суд учитывает, что оценщик Н.Н.В. отвечает требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам, ее гражданская ответственность застрахована по договору страхования, она прошла соответствующую профессиональную подготовку.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В силу разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Возражения административных ответчиков, заинтересованных лиц против представленного административным истцом отчета об оценке не содержат достаточных доказательств несоответствия вышеназванного отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, которые свидетельствовали бы о недостоверном размере итоговой величины рыночной стоимости земельного участка, определенной оценщиком, а также ходатайств о назначении судебной экспертизы.
Ссылки представителя Департамента имущественных отношений на фрагмент анализа рынка земельных участков промышленного назначения города Тюмени не могут быть приняты во внимание, так как представленные данные являются обобщенными, не отражают особенностей оценки конкретного земельного участка.
В силу части 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Оценив отчет ООО «Априори» от 10 января 2019 года об определении рыночной стоимости земельного участка в совокупности с представленными доказательствами, суд признает указанный документ надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.
Суд учитывает, что кадастровая стоимость, внесенная в государственный кадастр недвижимости на основании средних удельных показателей, утвержденных Распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 08 ноября 2016 года № 0111/16, определена методом массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта, в то время как оценщиком ООО «Априори» производилась оценка конкретного земельного участка, принадлежащего административному истцу, с учетом его индивидуальных характеристик.
В силу статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 указанного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (пункт 28).
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию (пункт 25).
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тюменской области № 55 от 05 февраля 2019 года, поданное 25 января 2019 года заявление ООО «Промойл» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка отклонено (т. 1, л.д. 207-209).
Поскольку из обстоятельств дела следует, что у административного истца имеется правовой интерес в оспаривании кадастровой стоимости земельного участка для целей налогообложения, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований путем установления кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2016 года, с указанием времени подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости - даты обращения административного истца в Комиссию 25 января 2019 года.
Кадастровая стоимость подлежит установлению на период с 01 января 2016 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки кадастровой стоимости земельного участка, применяемой для целей налогообложения в порядке, предусмотренном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175- 180, 245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Промойл» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения промышленных объектов, общей площадью <.......> кв.м, расположенного по адресу: <.......>, в размере его рыночной стоимости 8 596 000 рублей по состоянию на 01 января 2016 года, на период с 01 января 2016 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 25 января 2019 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Тюменского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Тюменский областной суд.
Мотивированное решение составлено 08 июля 2019 года.
Судья Тюменского областного суда | Н.В. Левина |