ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-45/19 от 15.07.2019 Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики (Карачаево-Черкесская Республика)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 июля 2019 года г. Черкесск

Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего судьи Дзыба З.И.,

при секретаре Булгаровой С.М.,

с участием

прокурора отдела Прокуратуры КЧР Семеновой Ж. И.,

представителя административного истца избирательного объединения «Карачаево-Черкесское региональное отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ФИО1,

представителей административного ответчика Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики ФИО2, ФИО3, ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску избирательного объединения «Карачаево-Черкесское региональное отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» к Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконным Постановления Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики от 05.07.2019 года № 77/516-6,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением Народного Собрания (Парламента) Карачаево- Черкесской Республики от 31 мая 2019 г. № 117 на 8 сентября 2019 года назначены выборы депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево- Черкесской Республики шестого созыва.

5 июля 2019 года Избирательной комиссией Карачаево-Черкесской Республики издано постановление №77/516-6, которым исключены из заверенного списка кандидатов в депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Карачаево-Черкесское региональное отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», кандидаты ФИО5, ФИО6, М.Б.М., К.М.Р.; отказано в регистрации списка кандидатов в депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Карачаево-Черкесское региональное отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Избирательное объединение «Карачаево-Черкесское региональное отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» обратилось в суд с административным иском об отмене постановления избирательной комиссии.

В обоснование требований административный истец сослался на следующие обстоятельства.

Исключение из заверенного списка кандидатов в депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Карачаево-Черкесское региональное отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», кандидата ФИО5 Избирком КЧР обосновал тем, что в отношении данного лица не представлены заверенные уполномоченным представителем копии документов, подтверждающих род его занятий. По мнению представителя истца, исключение из заверенного списка кандидата ФИО5 является необоснованным, т.к. в Избирком КЧР была представлена заверенная уполномоченным представителем копия пенсионного удостоверения ФИО5

Исключение из того же списка кандидата ФИО6 Избирком КЧР обосновал тем, что она является членом Всероссийской политической партии «Единая Россия». Истец полагает, что, поскольку приобретение членства в политической партии КПРФ является последним по отношению к приобретению членства в политической партии «Единая Россия», то именно указание на членство в политической партии КПРФ будет надлежащим. Устав политической партии «Единая Россия» не содержит оснований для прекращения членства в случае вступления члена партии в другую партию.

Основанием к отказу в регистрации списка кандидатов в депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Карачаево-Черкесское региональное отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», послужило отсутствие необходимого числа голосов для принятия решения о выдвижении списка кандидатов на 54-й отчетной конференции регионального отделения КПРФ, т.к., по мнению Избиркома, на конференции присутствовало 56 делегатов, из которых за выдвижение списка кандидатов проголосовало 27, что не является достаточным для признания решения о выдвижении списка кандидатов принятым. По мнению истца, с выводом Избиркома КЧР согласиться нельзя, т.к. на 54-й отчетной конференции присутствовало 53 делегата, что следует из Постановления конференции, представленного уполномоченным представителем избирательного объединения при подаче документов на выдвижение.

Постановление Избиркома КЧР в части исключения из заверенного списка кандидатов М.Б.М. и К.М.Р. истец не обжаловал.

Согласно ч. 3 ст. 243 КАС РФ о времени и месте рассмотрения административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, и прокурора. Неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.

В судебное заседание явились представитель административного истца, представители административного ответчика, прокурор, не явились заинтересованные лица ФИО5, ФИО6

ФИО5, нарочно под роспись извещенный судом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об отложении дела не ходатайствовал. ФИО6, проживающей в другом населенном пункте - г. Карачаевске, процессуальные документы и судебные извещения в течение 5 дней - 11.07.2019 г., 12.07.2019 г., 13.07.2019 г., 14.07.2019 г., 15.07.2019 г. нарочно направлялись судом, однако она по месту регистрации отсутствует, квартира заперта. Данное обстоятельство подтверждается: письмом работника Карачаевского городского суда Э.А.А-А. (выезжал по месту жительства ФИО6 11.07.2019 г.); рапортами судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Карачаевского отдела судебных приставов УФССП по КЧР Б,М.Б. (выезжал по месту жительства ФИО6 в 9-30 час. 12.07.2019 г. и 9-30 час. 15.07.2019 г.); рапортом участкового уполномоченного полиции ОУУП и ПДН МО МВД России «Карачаевский» Б.Э.Р. (выезжал по месту жительства ФИО6 12.07.2019 г.); докладной помощника судьи Верховного Суда КЧР (выезжал по месту жительства ФИО6 в 17-37 час. 13.07.2019 г. и в 19-05 час. 14.07.2019 г.). Из объяснений соседей ФИО6 следует, что она с мужем выехала на заработки в Крым, когда вернутся неизвестно. Срочными телеграммами с уведомлением о вручении суд извещал ФИО6 о судебных заседаниях соответственно на 12.07.2019 г. и на 13.07.2019 г. По сообщению Ростелекома, обе телеграммы ФИО6 не доставлены, со слов соседей адресат по указанному адресу не проживает.

Согласно ст. 102 КАС РФ в случае, если место пребывания административного ответчика неизвестно, суд приступает к рассмотрению административного дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства административного ответчика. Последним известным местом жительства ФИО6, являющимся также местом ее регистрации, установлен адрес: <адрес>. Так как ФИО6 по данному адресу отсутствует, что подтверждено вышеуказанными доказательствами, суд признает, что ее место пребывания неизвестно.

Информация о дате и времени рассмотрения дела размещена на официальном сайте суда в сети Интернет, приняты все необходимые меры для извещения участвующих в деле лиц.

При указанных обстоятельствах, учитывая пятидневный срок рассмотрения настоящего дела, суд полагает рассмотреть дело в отсутствии заинтересованных лиц ФИО5 и ФИО6

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержал требования по изложенным в административном иске доводам и пояснил, что решение Конференции принимается большинством голосов делегатов, присутствующих на Конференции. Присутствовало 53 делегата, в связи с чем наличие 27 голосов является достаточным для принятия решения. Полагал, что выводы обжалуемого Постановления о том, что на конференции присутствовало 56 делегатов, строятся на словах, озвученных участниками конференции. Однако нет ни одного надлежащего документа, подтверждающего данное число делегатов. То, что на конференции присутствовало 53 делегата, подтверждается протоколами счетной и мандатной комиссий, протоколом 54-й отчетной Конференции. При регистрации на конференции до её начала делегат получает временное удостоверение, которым голосует при формировании органов конференции; затем обменивает временное удостоверение на мандат. Делегат, получивший мандат, имеет право голосовать по вопросам повестки дня. Именно число делегатов, обменявших временные удостоверения на мандаты, отражает число присутствующих делегатов, имеющих право голосовать по вопросам повестки дня. Поэтому формулировка «число делегатов, обменявших временные удостоверения на мандаты» является надлежащей, однако Избиркомом это не учтено. Исключение из заверенного списка кандидатов в депутаты кандидатов ФИО5 и ФИО6 является незаконным, т.к. по ФИО5 в Избирком представлено надлежаще заверенное пенсионное удостоверение кандидата, а ФИО6 вправе сама выбирать, членом какой партии ей быть, обратное означало бы нарушение ее прав на добровольное и индивидуальное членство в соответствии с п.1 ст. 23 ФЗ «О политических партиях».

Представители административного ответчика в судебном заседании просили отказать в удовлетворении заявленных требований и поддержали доводы, изложенные в письменных возражениях.

Кроме того, представитель Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики ФИО2 пояснил, что присутствовал на 56-й Конференции регионального отделения КПРФ, в ходе которой осуществлялась видеосъемка проведения конференции. Согласно ФЗ «О политических партиях» решение о выдвижении списка кандидатов принимается большинством голосов от числа присутствующих. В начале Конференции первый секретарь Бытдаев К.К. объявил, что на Конференции присутствуют 56 делегатов. После представитель ЦК КПРФ ФИО7 также озвучил, что на Конференции присутствуют 56 делегатов. Однако в Избирком КЧР региональное отделение представило Постановление 54-й Конференции, в котором общее количество делегатов указано не было, а отражено, что на конференцию избран 61 делегат, число делегатов, обменявших временные удостоверения на мандаты -53, число делегатов, принявших участие в голосовании -52. Из видеосъемки хода конференции следует, что на Конференции несколько раз прозвучало, что присутствуют 56 делегатов. Согласно протоколу №3 Счетной комиссии было изготовлено 56 бюллетеней для голосования, перерегистрации делегатов не осуществлялось. Неполучение делегатом после временного удостоверения мандата для голосования не лишает его права присутствовать на конференции. То, что только 53 делегата обменяли временные удостоверения на мандат, не свидетельствует о том, что в зале не присутствовало 56 делегатов.

Аналогичные показания даны представителем административного ответчика ФИО3

Представитель административного ответчика ФИО4 поддержала выше изложенные доводы.

Прокурор Семенова Ж.И. полагала требования административного истца обоснованными в части исключения из заверенного списка кандидатов в депутаты Народного Собрания (Парламента) КЧР ФИО5, т.к. непредставление кандидатом копии документа законодателем не рассматривается в качестве самостоятельного основания для исключения кандидата из списка. Ответчику предоставлена надлежаще заверенная копия пенсионного документа, отображающая подлинник, что согласуется с требованиями п.п. «б» п.2.2 ст.33 ФЗ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ. В удовлетворении требований в отношении кандидата ФИО6 просила отказать, т.к. отсутствуют доказательства о выходе ее из членов политической партии «Единая Россия», в связи с чем она не могла быть выдвинута избирательным объединением политической партии КПРФ. В удовлетворении требований о признании незаконным постановления в части отказа в регистрации республиканского списка кандидатов в депутаты, выдвинутого избирательным объединением, полагала отказать, т.к. доказательствами, исследованными судом, подтвержден вывод избиркома о присутствии на конференции 56 делегатов, а не 53, как полагает истец.

Изучив материалы дела, выслушав доводы участвующих в деле лиц, заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.

Из пункта 2 статьи 75 и пункта 2 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также части 10 статьи 239 и части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что избирательное объединение может обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), о заверении, об отказе в заверении списка кандидатов в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения.

Как видно из материалов административного дела, 5 июля 2019 года Избиркомом КЧР издано постановление №77/516-6, которым исключены из заверенного списка кандидатов в депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Карачаево-Черкесское региональное отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», кандидаты ФИО5, ФИО6, ФИО8, ФИО9; отказано в регистрации списка кандидатов в депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Карачаево-Черкесское региональное отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

С административным исковым заявлением об оспаривании постановления Избиркома КЧР от 5 июля 2019 года №77/516-6 административный истец обратился 09 июля 2019 года. Таким образом, срок обращения в суд административным истцом не пропущен.

Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).

Согласно части 2 статьи 26 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 15.04.2014 N 8-РЗ «О выборах депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики», выдвижение кандидатов политическими партиями, их региональными отделениями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" в соответствии с уставом политической партии.

Исходя из пункта 14 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также части 4 статьи 27 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О выборах депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево- Черкесской Республики», избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением. Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов являются отсутствие документов, указанных в законе, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктами 2, 4, 6 и 7 статьи 25 Федерального закона "О политических партиях" решения о выдвижении региональными отделениями политической партии списков кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии тайным голосованием. Решения по данным вопросам принимаются в соответствии с уставом политической партии, но не менее чем большинством голосов от числа присутствующих на съезде политической партии или конференции ее регионального отделения делегатов, участников общего собрания регионального отделения политической партии, членов коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения. Уставом политической партии могут быть предусмотрены дополнительные условия принятия указанных решений.

Согласно пунктам 3.1., 3.2. Устава политической партии КПРФ, в структуру КПРФ входят первичные отделения, местные отделения и региональные отделения, являющиеся структурными подразделениями партии. Структурные подразделения партии действуют на основании единого Устава КПРФ.

Высшим руководящим органом регионального отделения КПРФ является Конференция, которая проводится не реже одного раза в четыре года. Внеочередные Конференции проводятся по мере необходимости. (пункт 6.2. Устава политической партии КПРФ).

Пунктом 6.3. Устава КПРФ предусмотрено, что к компетенции Конференции регионального отделения КПРФ относится выдвижение списков кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъекта Российской Федерации и органах местного самоуправления. Пунктами 6.4., 6.5. и 6.6. Устава КПРФ определено, что Конференция считается правомочной, если на ее заседании присутствует более половины избранных делегатов. Решения конференции принимаются большинством голосов делегатов, присутствующих на Конференции, при наличии кворума. Решение о выдвижении списков кандидатов принимается тайным голосованием, в форме постановлений и резолюций. Постоянно действующим руководящим органом регионального отделения КПРФ является Комитет.

Согласно пунктам 2, 4 и 6 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии при тайном голосовании, в соответствии с уставом политической партии, но не менее чем большинством голосов от числа присутствующих на съезде политической партии или конференции ее регионального отделения делегатов, участников общего собрания регионального отделения политической партии, членов коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.

Согласно Постановлению Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики от 05.07.2019 года № 77/516-6, в регистрации списка кандидатов в депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Карачаево-Черкесское региональное отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», отказано в связи с тем, что решение принято не большинством голосов делегатов, присутствовавших на конференции. Так, согласно постановлению 54-й отчетной конференции, для участия в ней был избран 61 делегат; число делегатов, обменявших временные удостоверения на мандаты – 53; число делегатов, принявших участие в голосовании – 52; число голосов, необходимое для принятия решения – 27; за выдвижение списка кандидатов проголосовало 27. Как указано в Постановлении от 05.07.2019 года № 77/516-6, в ходе конференции неоднократно оглашалось, что на ней присутствуют 56 делегатов, для тайного голосования изготовлено 56 бюллетеней, в связи с чем 27 голосов делегатов не является достаточным для признания решения о выдвижении списка кандидатов; ни «число делегатов, принявших участие в голосовании», ни «число делегатов, обменявших временные удостоверения на мандаты» не может подменять требование закона о том, что решение должно быть принято большинством голосов делегатов, присутствующих на конференции.

В обжалуемом Постановлении от 05.07.2019 года № 77/516-6 имеется ссылка на информацию Министерства юстиции Российской Федерации по КЧР (письмо от 04 июля 2019 г. №09/04-1580 и справка от 13.06.2019 г.), согласно которой решение на 54-й отчетной конференции принято не было.

Обжалуя Постановление от 05.07.2019 года № 77/516-6, административный истец полагает, что решение конференции о выдвижении списка кандидатов принято большинством голосов, т.к. согласно постановлению 54-й отчетной конференции присутствовало 53 делегата.

Судом установлено, что 12.06.2019 г. региональным отделением КПРФ проведена 54-я отчетная Конференция, на которой выдвинут список в депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики шестого созыва в количестве 75 кандидатов в порядке размещения в нем кандидатов согласно прилагаемому списку, указанному в приложении № 1 к постановлению конференции.

На Конференции присутствовали заместитель председателя Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики ФИО10, начальник отдела правового обеспечения и кадрового учета ФИО3, представители Управления Министерства юстиции РФ по КЧР в лице начальника отдела по делам некоммерческих организаций ФИО11 и главного специалиста–эксперта ФИО12

В ходе Конференции в соответствии с п. 3.1.3 Постановления Центральной Избирательной комиссии Российской Федерации от 11.06.2014 г. №235/1486-6 представителями Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики велась видеосъемка мероприятия.

Из текста постановления 54-й отчетной Конференции о выдвижении списка кандидатов по единому избирательному округу на выборах депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики шестого созыва от 12 июня 2019 г. следует, что для участия в конференции был избран 61 делегат от 12 местных отделений; число делегатов, обменявших временные удостоверения на мандаты - 53; число делегатов, принявших участие в голосовании - 52; число голосов, необходимое для принятия решения - 27; за выдвижение списка кандидатов проголосовало -27.

Однако в указанном постановлении не отражено общее количество присутствующих делегатов; число делегатов, получивших временные удостоверения.

Представителем истца утверждается, что в работе конференции приняли участие 53 делегата, обменявших временные удостоверения на мандаты. Вместе с тем, им не представлено доказательств об общем количестве присутствовавших делегатов, а также о количестве делегатов, получивших временные удостоверения при открытии конференции.

Судом установлено, что доказательствами, представленными административным ответчиком, достоверно подтверждается, что на 54-й отчетной конференции регионального отделения КПРФ, состоявшейся 12 июня 2019 г., присутствовало 56 делегатов, а не 53, как указано истцом.

Так, из видеосъемки открытия 54-й отчетной конференции усматривается, что первый секретарь Комитета Карачаево-Черкесского регионального отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКРЙ ФЕДЕРАЦИИ Бытдаев К.К. известил присутствующих на конференции, что количество избранных делегатов 61 от 12 местных отделений, присутствуют 56 делегатов, после чего был разрешен вопрос об открытии конференции.

Также из видеосъемки хода конференции усматривается, что при голосовании по вопросу перемещения с 8 места в списке кандидатур на 5 место кандидата Ч.Р.А., и, соответственно, перемещения с 5 места на 8 место кандидата М.Э.М., результат голосования исчислялся из 56 зарегистрированных делегатов, что следует из выступления представителя ЦК КПРФ ФИО7, проводившего данное голосование.

Исследовав список кандидатур, указанный в бюллетене для тайного голосования по выдвижению списка кандидатов в депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики шестого созыва, приведенный в протоколе №3 заседания счетной комиссии 54-й отчетной конференции, суд усматривает, что действительно под №5 в данном списке указана кандидатура Ч.Р.А., под № 8 – кандидатура М.Э.М.

Таким образом, просмотром выдержки видеозаписи хода Конференции достоверно установлено, что размещение кандидатуры Ч.Р.А. в списке кандидатур под №5 было произведено в результате голосования делегатов, и результат голосования исчислялся, исходя из 56 зарегистрированных делегатов. Это свидетельствует о том, что на конференции присутствовало 56 делегатов, принимавших участие в рассмотрении возникавших вопросов, в том числе о внесении изменений в порядок размещения кандидатов в списке кандидатов.

Судом исследованы протоколы №1, №2 заседания Мандатной комиссии и протоколы №1,№2,№3 заседания Счетной комиссии 54-й отчетной Конференции.

Из протокола №2 заседания Мандатной комиссии следует, что признаны полномочия 61 делегата, избранных от 12 местных отделений партии, из которых присутствуют 53.

Из протокола №3 заседания Счетной комиссии следует, что всего избрано делегатов Конференции – 61, число изготовленных бюллетеней – 56, зарегистрировано делегатов при выдаче бюллетеней – 53, число выданных бюллетеней – 52, число погашенных бюллетеней – 4.

К сведениям, изложенным в протоколе №2 заседания Мандатной комиссии и в протоколе №3 заседания Счетной комиссии о количестве присутствующих и зарегистрированных при выдаче бюллетеней делегатов – 53 человека, суд относится критически по следующим основаниям.

Помимо того, что председательствующим на конференции первым секретарем Комитета Карачаево-Черкесского регионального отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКРЙ ФЕДЕРАЦИИ Бытдаевым К.К. при открытии конференции, а затем представителем ЦК КПРФ ФИО7 было оглашено, что на конференции присутствуют 56 делегатов, данное число делегатов также было подтверждено председателем Счетной комиссии 54-й отчетной конференции ФИО13

Так, из видеосъемки хода 54-й отчетной конференции усматривается, что председатель Счетной комиссии 54-й отчетной Конференции ФИО13 говорит о том, что в список включено делегатов - 61, зарегистрировано 56, бюллетеней получило 52 (61-9).

Выступление председателя Счетной комиссии 54-й отчетной Конференции ФИО13 свидетельствует о неточности цифр, изложенных в протоколе №2 заседания Мандатной комиссии.

Таким образом, участниками 54-й отчетной Конференции Бытдаевым К.К., ФИО7 и ФИО13 в ходе проведения конференции на разных ее этапах озвучивалось одно и то же число зарегистрированных участников, а именно – 56, а не 53, как то утверждается административным истцом. Относимых и допустимых доказательств обратному истцом не представлено. Подлинность видеосъемки хода 54-й отчетной конференции не оспорена.

Оценивая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что допустимыми и относимыми доказательствами подтвержден тот факт, что на 54-й отчетной Конференции присутствовало 56, а не 53 делегата. Помимо вышеперечисленных доказательств данное обстоятельство косвенно подтверждается тем, что Счетной комиссией было изготовлено именно 56 бюллетеней (протокол №3), а не 61 по числу избранных на конференцию делегатов.

Так как в ходе голосования за список кандидатов в депутаты проголосовало 27 делегатов, против списка – 23 делегата, суд полагает, что решение принято неправомочным числом делегатов (56:2=28 – большинство – 29), т.е. не большинством присутствующих.

Таким образом, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что при проведении голосования по вопросу принятия списка кандидатов в депутаты были нарушены требования пунктов 1, 6 ст. 25 ФЗ "О политических партиях", согласно которых решения по вопросам, касающимся выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, принимаются в соответствии с уставом политической партии, но не менее чем большинством голосов от числа присутствующих на съезде политической партии или конференции ее регионального отделения делегатов. Кроме того, нарушен пункт 6.4 Устава политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», согласно которого решение конференции принимается большинством голосов делегатов, присутствующих на конференции, при наличии кворума.

Из обжалуемого Постановления Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики от 05.07.2019 года № 77/516-6 усматривается, что при принятии решения об отказе в регистрации списка кандидатов учитывались выводы, изложенные в справке Управления Министерства Юстиции РФ по КЧР «О посещении мероприятия по выдвижению списка кандидатов в депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево- Черкесской Республики избирательным объединением «Карачаево-Черкесское региональное отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКРЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 13.06.2019 г., согласно которым конференция проведена с нарушением положений ст.ст. 181.2, 181.4 ГК РФ, п. 3 ст. 8, п. 1 ст. 27 ФЗ «О политических партиях», п.п. 1.1, 4.4, 5.3, 6.4 Устава КПРФ; требования ФЗ «О политических партиях» и Устава КПРФ о принятии решения о выдвижении списка кандидатов в депутаты тайным голосованием не выполнены; решение о выдвижении списка кандидатов отчетной конференцией не принято.

Из указанной справки, исследованной судом, следует, что работниками Минюста РФ по КЧР в ходе посещения 54-й отчетной Конференции выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации и Устава политической партии КПРФ, в том числе: голосование осуществлялось не тайно; вскрытие урны для тайного голосования, определение результатов тайного голосования осуществлялось в отдельном помещении членами счетной комиссии, иные лица для наблюдения за процедурой вскрытия урны для тайного голосования и определения результатов тайного голосования допущены не были; избрано делегатов конференции 61, присутствовало на конференции и изготовлено бюллетеней для тайного голосования 56, зарегистрировано делегатов при выдаче бюллетеней -53, выдано бюллетеней 52; в урне для тайного голосования 52 бюллетеня, из них недействительных 2; за список проголосовали 27 делегатов, против списка – 23.

Полагая, что на конференции присутствовало 56 делегатов, на которых были изготовлены бюллетени для тайного голосования в количестве 56 штук, представители Минюста РФ по КЧР сделали вывод о том, что за выдвижение списка кандидатов в депутаты Народного Собрания (Парламента) должны были проголосовать минимум 29 делегатов, а не 27.

При вынесении Постановления Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики от 05.07.2019 года № 77/516-6 Избирком также учел решение Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 5 июля 2019 г., вынесенное по административному иску избирательного объединения «Карачаево-Черкесское региональное отделение политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» о признании незаконным постановления Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики от 24.06.2019 г. № 70/472-6 «О списке кандидатов в депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Карачаево-Черкесское региональное отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Указанным решением суда Постановление от 24.06.2019 г. № 70/472-6 признано незаконным и отменено, на Избирком КЧР наложена обязанность отказать в регистрации списка кандидатов в депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Карачаево-Черкесское региональное отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Выводы указанного решения о том, что в конференции приняли участие 56, а не 53 делегата, что решение о выдвижении списка кандидатов в депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики региональным отделением политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКРЙ ФЕДЕРАЦИИ» 54-й отчетной конференции не принято, не могут иметь преюдициального значения при рассмотрении настоящего административного дела, так как оно в законную силу не вступило (ч. 2 ст. 64 КАС РФ).

Проанализировав представленные сторонами доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что решение о выдвижении списка кандидатов в депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики шестого созыва принято неправомочным органом регионального отделения партии, что в силу подпункта "а" пункта 25 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", п. 1 ч. 7 ст. 28 Закона КЧР "О выборах депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики" являлось основанием для отказа в регистрации республиканского списка кандидатов в депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики шестого созыва, выдвинутого региональным отделением политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

В связи с указанным, не установлено законных оснований к удовлетворению исковых требований о признании незаконным Постановления Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики от 05.07.2019 года № 77/516-6 в части отказа в регистрации списка кандидатов в депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Карачаево-Черкесское региональное отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», обязании Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики зарегистрировать республиканский список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением «Карачаево-Черкесское региональное отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Рассматривая исковые требования о признании незаконным Постановления Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики от 05.07.2019 года № 77/516-6 в части исключения из заверенного списка кандидатов в депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Карачаево-Черкесское региональное отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», кандидата ФИО5 (№44), суд полагает их обоснованными.

В соответствии с пунктом 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основаниями исключения кандидата из заверенного списка кандидатов являются: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, включенного в список кандидатов (подпункт "ж"); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных в отношении кандидата с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт "з").

Аналогичные основания для исключения кандидата из заверенного списка кандидатов предусмотрены пунктами 8, 9 ч. 8 ст. 28 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О выборах депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики».

В силу пункта 2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Вместе с заявлением представляются копия паспорта и заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий) (пункт 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ).

Установлено, что ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списке кандидатов в депутаты, представленном истцом в Избирком КЧР, состоит под №44. Исключая ФИО5 из заверенного списка кандидатов в депутаты, ответчик в обжалуемом Постановлении указал, что не представлена заверенная уполномоченным представителем избирательного объединения копия документа, подтверждающая указанные в заявлении о согласии баллотироваться по единому избирательному округу кандидата ФИО5 сведения о роде занятий кандидата.

Из заявления о согласии баллотироваться по единому избирательному округу кандидата ФИО5 от 20.06.2019 г. следует, что род занятий им указан «пенсионер».

В подтверждение рода занятий ФИО5 в Избирком КЧР дважды представлялась копия его пенсионного удостоверения, заверенная в установленном порядке уполномоченным представителем от избирательного объединения Карачаево-Черкесское региональное отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Представитель Избиркома КЧР суду показал, что представленные в Избирком две копии пенсионного удостоверения ФИО5 являются фотографией пенсионного удостоверения, а не надлежаще исполненной копией.

Исследовав подлинник пенсионного удостоверения ФИО5 №052554, выданного 01.11.2006 г., представленного суду представителем истца, обозрев его копии, предоставленные в Избирком, суд приходит к выводу о том, что у ответчика не имелось законных оснований к исключению из заверенного списка кандидатов в депутаты данного кандидата.

Так, в отношении кандидата ФИО5 избирательным объединением в Избирком представлены две копии заверенных надлежащим образом представителем избирательного объединения копии пенсионного удостоверения, подтверждающие, в данном случае, род занятий кандидата, достигшего 67 лет. Копии удостоверения содержат фотографическую карточку. Сравнение данной фотографической карточки с карточкой, имеющейся в копии паспорта ФИО5, позволяет сделать вывод, что копии указанных документов принадлежат одному и тому же лицу. Юридическое значение имеют сведения в представленных кандидатом документах. В данном случае сверкой оригинала и копии пенсионного удостоверения установлено их полное совпадение как по содержанию, так и по отображению, а также то, что они подтверждают род занятий кандидата.

При таких обстоятельствах исковые требования о признании незаконным Постановления Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики от 05.07.2019 года № 77/516-6 в части исключения из заверенного списка кандидатов в депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Карачаево-Черкесское региональное отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», кандидата ФИО5 (№44) подлежат удовлетворению.

Рассматривая исковые требования о признании незаконным Постановления Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики от 05.07.2019 года № 77/516-6 в части исключения из заверенного списка кандидатов в депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Карачаево-Черкесское региональное отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», кандидата ФИО6, суд полагает их необоснованными.

Установлено, что ФИО6 в списке кандидатов в депутаты, представленном истцом в Избирком КЧР, состоит под №39. Исключая её из заверенного списка кандидатов в депутаты, ответчик в обжалуемом Постановлении указал, что кандидат по состоянию на 21.06.2019 г. является членом Всероссийской политической партии «Единая Россия», что подтверждается письмом политической партии «Единая Россия».

Согласно подпункту "е" пункта 26 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием для исключения кандидата из заверенного списка кандидатов является наличие в таком списке кандидатов, выдвинутом региональным отделением, кандидата, являющегося членом иной политической партии.

В силу подпункта "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием отказа в регистрации кандидатов для кандидатов, выдвинутых политической партией, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях".

Пунктом 3.1 статьи 36 Федерального закона "О политических партиях" федеральный законодатель ввел запрет для политической партии выдвигать кандидатами в депутаты граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий.

Согласно подпункту "в" пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О политических партиях" условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии регламентируются уставом этой партии.

Пунктами 4.2.1, 4.2.1.1 и 4.2.1.2 устава Всероссийской политической партии "Единая Россия" установлено, что прием в члены партии осуществляется местным отделением партии (местным политическим советом) на основании личного письменного заявления вступающего, которое подается им в местное отделение партии по месту постоянного или преимущественного проживания; решение о приеме в партию принимается открытым голосованием большинством голосов от числа зарегистрированных на заседании членов партии; вступающий считается принятым в члены партии со дня рассмотрения его заявления местным политическим советом и принятия им соответствующего решения.

Прекращение членства в партии наступает со дня принятия решения об исключении ее члена из партии уполномоченным органом, а в случае добровольного выхода из партии - со дня регистрации соответствующего письменного заявления гражданина (пункты 4.3.1 и 4.3.7 устава).

Установлено, что на дату включения ФИО6 в список кандидатов в депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики шестого созыва она являлась членом Всероссийской политической партии "Единая Россия", в связи с чем не могла быть выдвинута кандидатом в депутаты избирательным объединением политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации".

Указанное обстоятельство подтверждается следующими письменными доказательствами: заявлением ФИО6 о приеме в члены Всероссийской политической партии "Единая Россия" от 03.11.2003 года; списком лиц, принятых в члены партии "Единая Россия" по Карачаево-Черкесской Республике в апреле 2004 года, в котором под № 359 указана ФИО6; скрином образа из реестра учета членов Всероссийской политической партии "Единая Россия", согласно которого ФИО6 числится в реестре указанной партии, номер папки 4352, номер анкеты 122; письмом исполнительного секретаря Карачаевского городского местного отделения партии Всероссийской политической партии "Единая Россия" от 12 июля 2019 года о том, что ФИО6 является членом данной партии с 2004 года, по состоянию на 12 июля 2019 г. заявления о выходе из партии от нее не поступало.

Перечисленные документы признаются судом допустимыми и относимыми доказательствами, согласующимися между собой и иными документами ФИО6, представленными суду.

Так, из копии заявления ФИО6 о приеме в члены Всероссийской политической партии "Единая Россия" от 03.11.2003 года усматривается, что ею указан паспорт серия <данные изъяты> номер <данные изъяты>, выданный ОВД г. Карачаевска 25.06.2003 г. В Избирком КЧР представлена копия паспорта ФИО6 серия <данные изъяты> номер <данные изъяты>, выданного 23.10.2009 г. В нем имеется отметка о том, что ранее выданный паспорт имел серию <данные изъяты> номер <данные изъяты>, дата выдачи 25.06.2003 г. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ФИО6, заполняя заявление о приеме в члены Всероссийской политической партии "Единая Россия" от 03.11.2003 года, указала в нем свои персональные данные, на тот момент соответствующие действительности. Такой же номер паспорта указан в списке лиц, принятых в члены партии "Единая Россия" по Карачаево-Черкесской Республике в апреле 2004 года. Однако в реестре учета членов Всероссийской политической партии "Единая Россия" указаны сведения паспорта ФИО6, выданного ей 23.10.2009 г., что свидетельствует о том, что, являясь членом указанной партии, ФИО6 после замены в октябре 2009 г. паспорта сообщила Всероссийской политической партии "Единая Россия" о данном обстоятельстве и предоставила новые персональные сведения по данному вопросу.

Поскольку при рассмотрении административного дела установлено, что на день принятия решения политической партии о выдвижении списка кандидатов, в который была включена ФИО6, а также на день принятия обжалуемого постановления избирательной комиссии ФИО6 являлась членом иной политической партии, у ответчика имелись правовые основания для исключения из списка данного кандидата.

При этом суд учитывает, что уставом Всероссийской политической партии "Единая Россия", членом которой, как установлено судом, является ФИО6, предусмотрена возможность добровольного выхода из партии на основании личного письменного заявления. В этом случае прекращение членства в партии наступает со дня регистрации этого письменного заявления в соответствующем отделении партии.

Довод представителя истца о том, что поскольку приобретение членства в политической партии КПРФ является для ФИО6 последним по отношению к членству в политической партии «Единая Россия», то именно указание на членство в партии КПРФ будет надлежащим, признается судом ошибочным, не основанным на нормах материального закона.

Исследовав справку первого секретаря Комитета Карачаево-Черкесского регионального отделения Политической партии КПРФ Бытдаева К.К. от 14.06.2019 г. о том, что ФИО6 является членом Политической партии КПРФ; заявление ФИО6 о приеме в ряды КПРФ от 14.10.2016 г.; выписку из протокола заседания Бюро республиканского комитета КЧРО КПРФ от 18.10.2016 г. о приеме ФИО6 в ряды КПРФ; партийный билет ФИО6, суд полагает, что данные письменные документы не могут свидетельствовать о соблюдении ФИО6 порядка выхода из рядов политической партии «Единая Россия», предусмотренного пунктами 4.3.1 и 4.3.7 Устава данной партии, и лишь подтверждают факт нарушения ею положений федеральных законов «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О политических партиях», пункта 2.13 Устава политической партии КПРФ, прямо запрещающего члену КПРФ быть одновременно членом другой политической партии.

При таких обстоятельствах не имеется оснований к удовлетворению исковых требований о признании незаконным Постановления Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики от 05.07.2019 года № 77/516-6 в части исключения из заверенного списка кандидатов в депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Карачаево-Черкесское региональное отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», кандидата ФИО6 (№39).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 241-244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ :

Административный иск избирательного объединения «Карачаево-Черкесское региональное отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» к Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконным Постановления Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики от 05.07.2019 года № 77/516-6 «Об отказе в регистрации республиканского списка кандидатов в депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Карачаево-Черкесское региональное отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить Постановление Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики от 05.07.2019 года № 77/516-6 в части исключения из заверенного списка кандидатов в депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Карачаево-Черкесское региональное отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», кандидата ФИО5 (№44).

Обязать Избирательную комиссию Карачаево-Черкесской Республики включить кандидата ФИО5 (№44) в заверенный список кандидатов в депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики шестого созыва, выдвинутых избирательным объединением «Карачаево-Черкесское региональное отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

В удовлетворении требований о признании незаконным Постановления Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики от 05.07.2019 года № 77/516-6 в части исключения из заверенного списка кандидатов в депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Карачаево-Черкесское региональное отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», кандидата ФИО6 (№39), в части отказа в регистрации списка кандидатов в депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Карачаево-Черкесское региональное отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», обязании Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики включить кандидата ФИО6 (№39) в республиканский список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением «Карачаево-Черкесское региональное отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», обязании Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики зарегистрировать республиканский список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением «Карачаево-Черкесское региональное отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы или представления через Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Судья Верховного Суда

Карачаево-Черкесской Республики З.И. Дзыба