ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-45/20 от 25.02.2020 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Дело <№>а-45/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

(резолютивная часть)

г.Йошкар-Ола <дата>

Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Петровой О.А.,

при секретаре Демаковой В.А.,

с участием прокурора Полозовой Т.В.,

представителей административного истца ФИО1, действующей на основании доверенности от <дата>,

представителя административного ответчика Министерства государственного имущества Республики Марий Эл ФИО2, действующей на основании доверенности от <дата><№>,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Стройфинанс» о признании недействующим в части приказа Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от <дата><№>-нп «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год»,

УСТАНОВИЛ:

приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от <дата><№>-нп, опубликованным <дата> на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл (www.mari-el.gov.ru), определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее – Перечень).

В Перечень на 2019 год под пунктами 8341, 8344, 9517, 9522 включены помещения, расположенные по адресу: Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола, <адрес>, помещение 15 с кадастровым номером 12:04:0210102:813 площадью 1155,8 кв.м, помещение 25 с кадастровым номером 12:04:0210102:823 площадью 16,6 кв.м, по адресу: г.Йошкар-Ола, <адрес>, с кадастровыми номерами 12:05:0505005:1866, 12:05:0505005:1913 площадью 16,2 кв.м и 16,9 кв.м соответственно.

Общество с ограниченной ответственностью «Стройфинанс» (далее – ООО «Стройфинанс») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 8341, 8344, 9517, 9522 Перечня, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от <дата><№>-нп, ссылаясь на то, что является собственником указанных объектов недвижимости. Включение в Перечень спорных объектов недвижимости, используемых для размещения машиномест, сараев, газовых котлов, подземных автостоянок, противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку здания не обладают признаками объектов налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Оспариваемый нормативный правовой акт незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

В письменных возражениях на административный иск Министерство государственного имущества Республики Марий Эл указало, что спорные объекты недвижимости включены в Перечень на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с признанием их нежилыми помещениями, в которых возможно размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, поскольку по информации, полученной от Управления Росреестра по Республике Марий Эл, из Единого государственного реестра юридических лиц, спорные объекты имеют нежилое назначение, ООО «Стройфинанс» имеет основной вид деятельности – торговля оптовая непродовольственными потребительскими товарами, в качестве дополнительных – торговля розничная прочими бытовыми изделиями в специализированных магазинах, аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом.

Выслушав объяснения представителя административного истца ФИО1, поддержавшей требования в полном объеме, представителя административного ответчика ФИО2, не признавшей административные исковые требования, поддержавшей доводы письменных возражений, заключение прокурора Полозовой Т.В, полагавшей административное исковое заявление, подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от <дата> № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Положением о Министерстве государственного имущества Республики Марий Эл, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от <дата><№>, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами определяет перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения, расположенных на территории Республики Марий Эл.

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от <дата><№> «Об утверждении порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, о внесении изменения в постановление Правительства Республики Марий Эл от <дата><№> и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Марий Эл» на Министерство государственного имущества Республики Марий Эл возложены полномочия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения в соответствии с Порядком, утвержденным настоящим постановлением; по определению перечня зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; по созданию межведомственной комиссии по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (пункт 2).

Указом Президента Республики Марий Эл от <дата><№> определено, что официальными источниками опубликования правовых актов Республики Марий Эл являются: периодическое печатное издание «Марийская правда. Официальный еженедельник»; периодическое печатное издание «Марий Эл. Официальный документым савыктыше газет»; официальный интернет-портал Республики Марий Эл (марийэл.рф); «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что приказ Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от <дата><№>-нп издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, правил введения в действие и опубликования.

Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении признаваемых объектами налогообложения административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (подпункт 1); в отношении нежилых помещений, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых центров, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).

Подпунктами 1 и 2 статьи 1.1 Закона Республики Марий Эл от <дата><№>-З «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл» установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых центров, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, либо предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, нежилое помещение может быть признано объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.

По смыслу части 9 статьи 213, части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик обязан доказать законность включения принадлежащих административному истцу объектов в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества.

Судом установлено, что ООО «Стройфинанс» является собственником расположенных по адресу: Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола, <адрес>, нежилых помещений: с кадастровым номером 12:04:0210102:813 площадью 1155,8 кв.м (помещение 15), с кадастровым номером 12:04:0210102:823 площадью 16,6 кв.м (помещение 25), по адресу: г.Йошкар-Ола, <адрес>, с кадастровым номером 12:05:0505005:1866 площадью 16,2 кв.м, с кадастровым номером 12:05:0505005:1913 площадью 16,9 кв.м, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от <дата> (л.д.17), от <дата> (л.д.16), выписками из Единого государственного реестра недвижимости от <дата> (л.д.18), от <дата> (л.д.19).

Из технического плана здания по адресу: г.Йошкар-Ола, <адрес>, следует, что спорные помещения с кадастровыми номерами 12:04:0210102:813 и 12:04:0210102:823, расположены в многоквартирном жилом доме. В спорном помещении с кадастровым номером 12:04:0210102:813 расположены техническое помещение, коридор, комната охраны, рампа, веткамера, парковка на 32 машиноместа, тамбур, санузел, КУИ, в помещении с кадастровым номером 12:04:0210102:823 – теплогенераторная. По данным технического паспорта на здание по адресу: г.Йошкар-Ола, <адрес>, помещения с кадастровыми номерами 12:05:0505005:1866 и 12:05:0505005:1913 расположены в закрытой подземной стоянке и имеют наименование машиноместа.

Суд приходит к выводу, что довод административного ответчика о том, что спорные объекты недвижимости предназначен для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, является несостоятельным. Доказательств того, что принадлежащие административному истцу нежилые помещения соответствуют требованиям, необходимым для признания их нежилыми помещениями, предназначенными для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, по делу не представлено.

Принимая во внимание, что спорные объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности ООО «Стойфинанс», учтены с назначением: нежилые помещения, с наименованием – нежилые помещения, помещения, нельзя сделать вывод, что они предназначены для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Исходя из наименований нежилых помещений, входящих в состав спорных объектов, по сведениям технического паспорта и технического плана не усматривается, что спорные объекты недвижимости входит в состав зданий, обладающих признаками административно-делового или торгового центра, а также, что не менее 20 % от общей площади принадлежащих административному истцу нежилых помещений, имеющих наименование – техническое помещение, коридор, комната охраны, рампа, веткамера, парковка на 32 машиноместа, тамбур, санузел, КУИ, теплогенераторная, машиноместа предназначены для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При таких обстоятельствах суд считает, что на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов нельзя сделать вывод, что нежилые помещения, принадлежащие на праве собственности административному истцу, а также здания, в котором они расположены, предназначены для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Учитывая, что из данных технического паспорта, технического плана не следует, что в спорных помещениях размещены помещения, которые можно отнести к офисам, торговым объектам, объектам общественного питания и (или) бытового обслуживания, спорные помещения могли быть включены в оспариваемый Перечень в связи с их фактическим использование для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из объяснения представителя административного истца, сведений о фактическом использовании объекта недвижимости, представленных административным истцом, следует, что помещения не используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Административным ответчиком не опровергнуты доводы административного истца и не представлено суду доказательств, достоверно подтверждающих фактическое использование нежилых помещений для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Включение нежилых помещений в Перечень не основано на сведениях правоустанавливающих документов, документов технического учета (инвентаризации) об их назначении и сведениях о фактическом использовании объектов. Мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости административным ответчиком не проводились.

Суд считает, что принадлежащее ООО «Стройфинанс» на праве собственности помещения, расположенные по адресу: Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола, <адрес>, помещение 15 с кадастровым номером 12:04:0210102:813 площадью 1155,8 кв.м, помещение 25 с кадастровым номером 12:04:0210102:823 площадью 16,6 кв.м, по адресу: г.Йошкар-Ола, <адрес>, с кадастровыми номерами 12:05:0505005:1866, 12:05:0505005:1913 площадью 16,2 кв.м и 16,9 кв.м соответственно, необоснованно включены в пункты 8341, 8344, 9517, 9522 Перечня, поскольку не отвечают признакам, установленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Кроме того, согласно уведомлению от <дата>, направленному Министерством государственного имущества Республики Марий Эл в адрес ООО «Стройфинанс», объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 12:04:0210102:813, 12:04:0210102:823, 12:05:0505005:1866, 12:05:0505005:1913 на основании решения Межведомственной комиссии по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения от <дата> исключены из списка объектов недвижимого имущества, подлежащих включению в Перечень на очередной налоговый период в связи с несоответствием указанного объекта условиям, установленным пунктами 3-5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2019 год), считает, что в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца приказ в оспариваемой части подлежит признанию недействующим со дня его принятия.

При этом суд учитывает разъяснения, данные в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата><№> «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», согласно которым в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о настоящем решении суда подлежит опубликованию на официальном Интернет-портале Республики Марий Эл и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административный иск общества с ограниченной ответственностью «Стройфинанс» удовлетворить.

Признать пункты 8341, 8344, 9517, 9522 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от <дата><№>-нп «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», недействующими со дня принятия приказа.

Сообщение о решении подлежит опубликованию на официальном Интернет-портале Республики Марий Эл и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.А.Петрова

Мотивированное решение составлено <дата>