44OS0000-01-2020-000465-21
Дело № 3а-45/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 февраля 2021 года, город Кострома
Костромской областной суд в составе
председательствующего Колесова Р.Н.,
при секретаре Полищук Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области к Костромской областной молодежной общественной организации «Молодое поколение» о ликвидации и исключении из единого государственного реестра юридических лиц,
у с т а н о в и л:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области (далее также – Управление) обратилось в суд с названным административным иском по тем основаниям, что 26 октября 2011 года зарегистрирована Костромская областная молодежная общественная организация «Молодое поколение» (далее также – Организация).
В соответствии с частью 2 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее также – Федеральный закон «Об общественных объединениях», Закон №82) общественные объединения обязаны информировать федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций или его территориальный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в течение трёх дней со дня наступления таких изменений.
Пунктом 1 статьи 5 названного закона предусмотрено, что в едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в числе прочего, сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
19 августа 2019 года в адрес Управления поступило письмо Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Костромской области от 31 июля 2019 года № ИП-№, из которого следует, что Организация отсутствует по адресу, указанному в ЕГРЮЛ: 156013, г. Кострома, ул. Галичская, д. 47а, пом. 211.
В адрес Организации Управлением было направлено письменное предупреждение от 12 сентября 2019 года со сроком устранения нарушения не позднее 26 ноября 2019 года. 25 ноября 2019 года председателем Организации представлено в Управление письменное сообщение о том, что Организация не располагается по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. До настоящего времени документы для внесения изменений в ЕГРЮЛ в сведения об Организации в Управление не представлены.
В нарушение абзаца 8 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» и Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 26 мая 2020 года № 122 «Об установлении сроков предоставления некоммерческими организациями отчетности» организация не представила отчет за 2019 год об объёме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании.
Вместе с тем, 25 ноября 2020 года от председателя Организации поступило письмо, согласно которому Организация не осуществляет деятельность с 2019 года, не имеет счетов в банке, по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, не располагается, самостоятельно ее ликвидировать нельзя, поскольку не представляется возможным созвать общее собрание.
Таким образом, Организацией допущены неоднократные нарушения действующего законодательства Российской Федерации, что в силу части 1 статьи 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» является основанием для ликвидации Организации.
Административный истец просит ликвидировать Костромскую областную молодежную общественную организацию «Молодое поколение» с исключением данных о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебное заседание представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика Костромской областной молодежной общественной организации «Молодое поколение» и представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по городу Кострома, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц в соответствии с частью 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
В соответствии со статьей 8 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Статьей 29 названного Федерального закона установлена обязанность общественного объединения, в том числе соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона «Об общественных объединениях» ликвидация общественного объединения осуществляется, в том числе по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 данного Федерального закона.
Абзацем 3 части 1 статьи 44 названного Федерального закона определено, что основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что организация может быть ликвидирована по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» разъяснено, что неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области 19 октября 2011 года приняло решение о государственной регистрации некоммерческой организации Костромская областная молодежная общественная организация «Молодое поколение». Запись о некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 26 октября 2011 года за основным государственным регистрационным номером № /л.д. 13/.
Из представленных административным истцом документов при этом следует, что Костромской областной молодежной общественной организацией «Молодое поколение» в ходе осуществления деятельности допущены неоднократные нарушения действующего законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 29 Закона об общественных объединениях общественное объединение обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ адрес (место нахождения) Организации: 156013, г. Кострома, ул. Галичская, д. 47а, пом. 211, однако по указанному адресу Организация не располагается.
По существу данного нарушения в адрес Организации Управлением было направлено письменное предупреждение от 12 сентября 2019 года со сроком устранения нарушения не позднее 26 ноября 2019 года.
Предупреждение в судебном порядке не обжаловано, нарушение не устранено, факт его совершения подтверждается письмами руководителя Организации от 25 ноября 2020 года /л.д. 21-22/.
В соответствии с абзацем 8 части 1 статьи 29 Закона об общественных объединениях, пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее также – Закон о некоммерческих организациях), Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» (действовавшим до 04 июня 2020 года), Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 мая 2020 года № 122 «Об установлении сроков предоставления некоммерческими организациями отчетности» общественное объединение обязано ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, информировать федеральный орган государственной регистрации об объёме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании.
В нарушение данных положений Организация такой отчет за 2019 год в Управление не представила.
Таким образом, представленные в дело доказательства свидетельствуют о том, что Организацией в ходе осуществления деятельности допущены неоднократные нарушения действующего законодательства (указанных выше норм федеральных законов), что является основанием для ликвидации общественного объединения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 264 КАС РФ, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области удовлетворить.
Ликвидировать Костромскую областную молодежную общественную организацию «Молодое поколение», исключив сведения о ней из единого государственного реестра юридических лиц (основной государственный регистрационный №).
На настоящее решение в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Костромской областной суд.
Председательствующий Р.Н. Колесов
Полный текст решения изготовлен 05 марта 2021 года.