Дело № 3а-45/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Кызыл 27 апреля 2021 года
Верховный Суд Республики Тыва в составе:
председательствующего - судьи Кунгаа Т.В.,
при секретаре Сат Ч.К.,
с участием административного истца Ш.., представителя административного ответчика Министерства финансов Республики Тыва Ооржак У.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ш. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва, Министерству финансов Российской Федерации, Мэрии г.Кызыла о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
у с т а н о в и л:
Ш. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, указывая, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Кызылского городского суда Республики Тыва 4 апреля 2018 года по гражданскому делу № его иск об обязании Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва предоставить на условиях договора найма специализированного жилое помещение на территории г. Кызыла Республики Тыва удовлетворен. Административным истцом получен исполнительный лист № и передан на исполнение, по делу возбуждено исполнительное производство, что подтверждается постановлением межрайонного отдела судебных приставов г.Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств (далее – МОСП г. Кызыла по РОВИП) о возбуждении исполнительного производства от 21 мая 2018 года. В настоящее время общая продолжительность ожидания исполнения решения суд составила 3 года, что приносит ему значительные убытки, которые выразились в вынужденной аренде жилья. Просит присудить ему компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере ** рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В возражении на административное исковое заявления представитель Министерства финансов Республики Тыва Ооржак У.В. просит в удовлетворении административного иска отказать, указывая на то, что Министерство финансов Республики Тыва осуществляет финансовую, бюджетную, налоговую политику в Республике Тыва, доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств республиканского бюджета показатели сводной бюджетной росписи в форме уведомлений и бюджетных ассигнованиях, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования. Одного финансирования на приобретение жилья для детей-сирот недостаточно, для исполнения решения суда необходимо выполнить ряд мероприятий, которые исполняются несколькими органами исполнительной власти Республики Тыва, а именно Министерство финансов Республики Тыва финансирует денежные средства на основании заявок Министерства строительства Республики Тыва. Министерство строительства Республики Тыва заключает государственные контракты с подрядчиками и после принятия жилых помещений передает на баланс в республиканскую собственность в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, а Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва передает Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва для дальнейшего распределения жилых помещений детям-сиротам. Со стороны Министерства финансов Республики Тыва своевременно финансируется предусмотренные финансовые средства на основании заявок Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва. Министерство финансов не согласно с доводами административного истца, так как со стороны ответчиков каких-либо противоправных действий не было совершено.
Определением Верховного Суда Республики Тыва от 19 апреля 2021 года в качестве заинтересованного лица по делу привлечена Федеральная служба судебных приставов России, в качестве административного ответчика – Министерство финансов Республики Тыва.
В судебном заседании административный истец Ш. просил удовлетворить требования административного иска.
Представитель административного ответчика – Министерства финансов Республики Тыва Ооржак У.В. просила отказать в удовлетворении административного иска.
Представители административного ответчика - Мэрии г.Кызыла, Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, Министерства финансов Российской Федерации, заинтересованных лиц – Федеральной службы судебных приставов России, Управления Федеральной службы судебных приставов в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о рассмотрении дела.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) взыскатели при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) лицо, полагающее, что государственным органом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Из материалов гражданского дела № следует, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 4 апреля 2018 года, вступившим в законную силу 9 мая 2018 года, на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва возложена обязанность предоставить Ш. на условиях договора найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение на территории городского округа «город Кызыла Республики Тыва», соответствующее установленным санитарным и гигиеническим требованиям, общей площадью не ниже 12,5 кв.м. в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В целях принудительного исполнения указанного решения суда был выдан исполнительный лист серии №, который поступил в Межрайонный отдел судебных приставов г. Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва (далее - МОСП г. Кызыла по РОВИП) 16 мая 2018 года.
21 мая 2018 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП Куулар А.С. возбуждено исполнительное производство № в отношении Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва с предметом исполнения: обязать Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва предоставить Ш. на условиях договора найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение на территории городского округа «город Кызыл», соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам, техническим требованиям не ниже установленных норм площади, общей площадью не ниже 12,5 кв.м. в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На день рассмотрения настоящего административного дела судебное решение о предоставлении жилого помещения Ш. не исполнено.
В силу части 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Частью 1 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6.1 этой статьи.
В части 2 статьи 36 названного закона указано, что если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в соответствующий срок, установленный исполнительным документом.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 4 апреля 2018 года установлен шестимесячный срок для исполнения решения суда со дня вступления в законную силу, указанное решение суда вступило в законную силу 9 мая 2018 года, следовательно, решение суда должно было быть исполнено до 9 ноября 2018 года включительно.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11), следует, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).
Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 КАС РФ, статья 324 АПК РФ, статья 434 ГПК РФ).
Таким образом, общая продолжительность исполнения судебного акта со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов 16 мая 2018 года до дня поступления заявления о компенсации в суд, уполномоченный его рассматривать (19 апреля 2021 года), составила 2 года 11 месяцев 3 дня.
На основании пункта 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить требования неимущественного характера, интересы субъекта Российской Федерации представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
На основании Указа Главы Республики Тыва от 20 декабря 2018 года № 250 Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва реорганизовано путём присоединения к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, которому переданы функции преобразуемого органа исполнительной власти Республики Тыва. Согласно Выписке из ЕГРЮЛ Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва прекратило свою деятельность 16 мая 2019 года.
В пункте 4 Положения о Министерстве труда и социальной политики Республики Тыва, утверждённого Постановлением Правительства Республики Тыва от 18 апреля 2013 года № 229, указано, что Министерство является главным распорядителем (получателем) средств республиканского бюджета Республики Тыва, предусмотренных на содержание аппарата Министерства, а также подведомственных ему учреждений.
Министерство финансов Республики Тыва является исполнительным органом государственной власти Республики Тыва, осуществляющим реализацию единой государственной финансовой, бюджетной и налоговой политики Республики Тыва и координирующим в этой сфере деятельность иных органов исполнительной власти Республики Тыва (пункт 1 Постановления Правительства Республики Тыва от 20.02.2014 года № 60 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Республики Тыва и его структуры»).
Поскольку обязанность предоставить Ш. жилое помещение возложена на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва, правопреемником которого является Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, соответственно, Министерство труда и социальной политики Республики Тыва и Министерство финансов Республики Тыва являются надлежащими ответчиками по данному административному делу.
Административные исковые требования к Мэрии г.Кызыла, Министерству финансов Российской Федерации не подлежат удовлетворению, поскольку они не являются органами, осуществляющими реализацию единой государственной финансовой, бюджетной и налоговой политики Республики Тыва.
В части 3 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Определением судьи Верховного Суда Республики Тыва от 19 апреля 2021 года из МОСП по РОВИП УФССП России по Республике Тыва истребованы материалы исполнительного производства.
Согласно исполнительному производству №, исполнительный лист № выдан Кызылским городским судом Республики Тыва 4 апреля 2018 года Ш. и получен службой судебных приставов 16 мая 2018 года.
21 мая 2018 года судебным приставом-исполнителем Куулар А.С. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства.
Вышеуказанным постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления.
8 июня 2018 года судебным приставом-исполнителем составлен акт совершения исполнительных действий.
8 июня 2018 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения, получено должником 9 июня 2018 года.
В требовании судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда в семидневный срок со дня поступления требования до 15 июня 2018 года в полном объеме, предоставить судебному приставу-исполнителю заверенные надлежащим образом документы, подтверждающие исполнение решение суда, получено должником 9 июня 2018 года.
9 июня 2018 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения до 15 июня 2018 года, получено должником 9 июня 2018 года.
В письме от 15 июня 2018 года № Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва сообщает, что фактически исполнить решение суда не представляется возможным в связи с отсутствием свободных жилых помещений в специализированном жилищном фонде Республики Тыва для детей-сирот Республики Тыва, в связи с этим просит приостановить исполнительное производство.
21 июня 2018 года судебным приставом-исполнителем составлен акт совершения исполнительных действий.
22 июня 2018 года судебным приставом-исполнителем составлен акт об обнаружении правонарушения.
22 июня 2018 года судебным приставом-исполнителем составлен протокол об административном правонарушении в отношении Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва по ч.1 ст. 17.15 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях, получено должником 26 июня 2018 года.
Постановлением заместителя начальника – старшего судебного пристава МОСП г.Кызыла по РОВИП Тас-оол С.Н. от 29.06.2018 года Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях, получено должником 2 июля 2018 года.
В требовании судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда в семидневный срок со дня поступления требования до 12 июля 2018 года в полном объеме, предоставить судебному приставу-исполнителю заверенные надлежащим образом документы, подтверждающие исполнение решение суда, получено должником 8 июля 2018 года.
В письме от 12 июля 2018 года № № Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва сообщает, что фактически исполнить решение суда не представляется возможным в связи с отсутствием свободных жилых помещений в специализированном жилищном фонде Республики Тыва для детей-сирот Республики Тыва, в связи с этим просит приостановить исполнительное производство.
Предупреждением судебный пристав-исполнитель предупреждает руководителя Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва о том, что неисполнение вступившего в законную силу приговора, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению может повлечь привлечение к уголовной ответственности, получено должником 31 октября 2018 года.
В требовании судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда в семидневный срок со дня поступления требования до 13 февраля 2019 года в полном объеме, предоставить судебному приставу-исполнителю заверенные надлежащим образом документы, подтверждающие исполнение решение суда, получено должником 1 февраля 2019 года.
В уведомлении от 22 марта 2019 года № Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва сообщает, что Указом Главы правительства Республики Тыва от 20 декабря 2018 года № 250 Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва реорганизовано путем присоединения к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва.
19 сентября 2019 года Кызылским городским судом Республики Тыва принято заявление судебного пристава-исполнителя МОСП г. Кызыла по РОВИП Куулар А.С. о процессуальном правопреемстве на стадии исполнительного производства о замене должника на Министерство труда и социальной политики Республики Тыва.
Определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 ноября 2019 года заявление судебного пристава-исполнителя МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП по РТ Куулар А.С. о замене стороны исполнительного производства удовлетворено. Произведена замена должника Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва на правопреемника – Министерство труда и социальной политики Республики Тыва в установленном решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 4 апреля 2018 года правоотношении по гражданскому делу по иску Ш. к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва о предоставлении жилого помещения.
Судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП по РТ Куулар А.С. вынесено постановление от 12 декабря 2020 года о замене должника исполнительного производства Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва его правопреемником – Министерством труда и социальной политики Республики Тыва.
10 июля 2020 года судебным приставом-исполнителем составлен акт совершения исполнительных действий.
10 июля 2020 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения до 16 июля 2020 года, получено должником 13 июля 2020 года.
В требовании судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда в семидневный срок со дня поступления требования до 14 часов 00 минут 10 августа 2020 года в полном объеме, предоставить судебному приставу-исполнителю заверенные надлежащим образом документы, подтверждающие исполнение решение суда, получено должником 13 июля 2020 года.
Предупреждением судебный пристав-исполнитель предупреждает руководителя Министерства труда и социальной политики Республики Тыва о том, что неисполнение вступившего в законную силу приговора, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению может повлечь привлечение к уголовной ответственности, получено должником 13 июля 2020 года.
31 июля 2020 года Министерством труда и социальной политики Республики Тыва за № на требование судебного пристава-исполнителя сообщается, что в связи с незавершенным строительством многоквартирных домов для детей-сирот и отсутствием свободных жилых помещений в специализированном жилом фонде Республики Тыва, исполнение судебного решения о предоставлении жилого помещения Ш. не представляется возможным.
14 августа 2020 года судебным приставом-исполнителем составлен акт об обнаружении правонарушения.
14 августа 2020 года судебным приставом-исполнителем составлен протокол об административном правонарушении в отношении Министерства труда и социальной политики Республики Тыва по ч.1 ст. 17.15 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях, получено должником 18 августа 2020 года.
Постановлением заместителя начальника – старшим судебным приставом МОСП г.Кызыла по РОВИП Тас-оол С.Н. от 24 августа 2020 года должностное лицо Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, в лице и.о. министра Увангур А.К.-Х. признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях, получено должником 2 июля 2018 года.
В требовании от 26 ноября 2020 года судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда до 14 часов 00 минут 17 декабря 2020 года в полном объеме, предоставить судебному приставу-исполнителю заверенные надлежащим образом документы, подтверждающие исполнение решение суда, получено должником 1 декабря 2020 года.
Предупреждением судебный пристав-исполнитель предупреждает руководителя Министерства труда и социальной политики Республики Тыва о том, что неисполнение вступившего в законную силу приговора, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению может повлечь привлечение к уголовной ответственности, получено должником 9 декабря 2020 года.
В требовании от 9 декабря 2020 года судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда до 10 часов 00 минут 25 декабря 2020 года в полном объеме, предоставить судебному приставу-исполнителю заверенные надлежащим образом документы, подтверждающие исполнение решение суда, получено должником 9 декабря 2020 года.
В письме от 18 декабря 2020 года № Министерством труда и социальной политики Республики Тыва сообщается, что судебные решения о предоставлении жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей будут исполнены по мере формирования специализированного жилищного фонда, в связи с этим просит приостановить исполнительное производство.
2 февраля 2021 года в ответе на запрос Министерство финансов Республики Тыва предоставляет информацию о финансировании денежных средств по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 2018 по 2020 годы.
1 февраля 2021 года судебным приставом-исполнителем составлен акт об обнаружении правонарушения.
1 февраля 2021 года судебным приставом-исполнителем составлен протокол об административном правонарушении в отношении Министерства труда и социальной политики Республики Тыва по ч.1 ст. 17.15 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях, получено должником 3 февраля 2021 года.
Постановлением начальника – старшим судебным приставом МОСП г.Кызыла по РОВИП Байкара О.О. от 5 февраля 2021 года Министерство труда и социальной политики Республики Тыва признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях, получено должником 8 февраля 2021 года.
9 февраля 2021 года в ответе на запрос Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва предоставляет информацию о процессе ввода, постройки жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закреплённого за гражданином законодательством Российской Федерации права на получение жилья, и длительное неисполнение таких судебных решений, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывают авторитет органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государства.
Относительно критерия соблюдения требования исполнения судебных решений в разумный срок Европейский Суд по правам человека отметил, что исполнение решения, касающегося предоставления квартиры, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. Европейский Суд также установил, что если решение внутригосударственного суда касается такого предмета первой необходимости, как жильё, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год несовместима с требованиями Конвенции. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жильё, в качестве оправдания неисполнения судебного решения (Постановление Европейского Суда по делу "Левищев против Российской Федерации" от 29 января 2009 года, Постановление Европейского Суда по делу "Кукса против Российской Федерации" от 15 июня 2006 года, Постановление Европейского Суда по делу "Казанцева против Российской Федерации" от 23 октября 2008 года, Постановление Европейского Суда по делу "Кравченко и другие против Российской Федерации" от 16 сентября 2010 года, и Постановление Европейского Суда по делу "Копнин и другие против Российской Федерации" от 28 мая 2014 года и другие).
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, с учётом приведённых выше правовых позиций Европейского Суда по правам человека, а также, принимая во внимание меры, предпринимаемые органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, отсутствие объективных причин задержки исполнения судебного акта, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьёй 6 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод», а действия Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва, Министерства труда и социальной политики Республики Тыва не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда.
Учитывая критерии, установленные в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, и, принимая во внимание обстоятельства дела, суд полагает, что в данном случае длительность неисполнения судебного акта является чрезмерной и не отвечающей требованию разумного срока. При этом за данную задержку исполнения решения административный истец ответственности не несёт.
При таких обстоятельствах суд считает установленным факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, а административный иск Ш. подлежащим удовлетворению.
Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее - компенсация), как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причинённого неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (абзац 3 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года N 11).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11, в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Размер компенсации должен определяться судом с учётом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.
При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (часть 2 статьи 2 Закона № 68-ФЗ).
Административный истец просит присудить ему компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере ** рублей.
Исходя из требований Ш.., принимая во внимание длительность неисполнения судебного акта, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, учитывая, что основанием для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения явилось то, что Ш. является лицом, оставшимся без попечения родителей, состоит на учете детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории города Кызыла Республики Тыва, с 5 мая 2008 года, практику Европейского Суда по правам человека, принципы разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере ** рублей.
Доводы представителя административного ответчика о невозможности своевременного исполнения судебного акта в связи с необходимостью выполнения ряда мероприятий, которые исполняются несколькими органами исполнительной власти Республики Тыва, не имеют правового значения для разрешения вопроса о присуждении компенсации, поскольку исполнение судебного акта должно быть осуществлено в установленный законом срок и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений в специализированном жилищном фонде, от наличия или отсутствия вины государственных органов и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов.
Подпунктом «б» пункта 2 части 1 статьи 259 КАС РФ установлено, что резолютивная часть решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок должна содержать указание на это и сведения о размере компенсации; наименование органа, организации или должностного лица, на которых в соответствии с федеральным законом возложены обязанности по исполнению судебных актов о присуждении компенсации.
В пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.
Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).
Следовательно, в данном случае финансовым органом, на который должна быть возложена обязанность по исполнению судебного акта по присуждению компенсации, является Министерство финансов Республики Тыва.
В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ за счёт средств республиканского бюджета также Ш. подлежат возмещению его расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, поскольку оплата административным истцом указанной суммы подтверждается чеком-ордером.
В силу части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 258-260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
р е ш и л:
в удовлетворении административного иска Ш. к Министерству финансов Российской Федерации, Мэрии г.Кызыла о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отказать.
Административное исковое заявление Ш. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.
Присудить Ш. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере ** рублей, а также 300 рублей в счёт возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
Исполнение решения суда возложить на Министерство финансов Республики Тыва за счёт средств республиканского бюджета путём перечисления взысканной денежной суммы на расчётный счёт Ш.№, открытый в ПАО «Сбербанк» г.Кызыла, ИНН банка получателя 7707083893, БИК 040407627, кор.счёт 30101810800000000627.
Решение подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 30 апреля 2021 года.
Председательствующий Т.В. Кунгаа