ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-45/2023 от 06.10.2023 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

КОПИЯ

Административное дело №3а-45/2023

Мотивированное решение изготовлено 06.10.2023

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

26 сентября 2023 года город Салехард

Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Дряхловой Ю.А.,

при ведении протокола помощником судьи Мусаевой М.М.,

с участием старшего прокурора прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа Давыдовой Л.А.,

представителей административного ответчика Департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа Галицкой Т.Б., Миракова А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора к Департаменту природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа об оспаривании нормативного правового акта в части,

установил:

24 декабря 2018 года Департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа принят приказ №5186, которым утвержден Лесохозяйственный регламент Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа.

Заместитель прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа, с учетом уточнений заявленных требований, обратился в суд Ямало-Ненецкого автономного округа с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации об оспаривании Лесохозяйственного регламента Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа, в части включения лесов категории защитных лесов - леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, находящихся в границах особо охраняемой природной территории - участка «Полярно-Уральский» природного парка регионального значения «Ингилор», в кварталах 3, частях кварталов 1, 4, 7, 8, 12 Приуральского участкового лесничества Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа, в категорию защитных лесов - ценные леса;

включения лесов категории защитных лесов - леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, находящихся в границах особо охраняемой природной территории - государственного природного заказника регионального значения «Полуйский», в кварталах 92, 93, 113, частях кварталов 75-78, 91, 94, 111, 112, 114, 131 - 134, 149, 150 Приуральского участкового лесничества Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа, в категорию защитных лесов - ценные леса;

включения лесов категории защитных лесов - леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, находящихся в границах особо охраняемой природной территории - государственного природного заказника регионального значения «Собты-Юганский», в кварталах 101, 105, 125, 126, 140-143, 157-159, 170-172, 185-187, 198-200, 211-212, 224-226, 239-241, 255-258, 274, 275, частях кварталов 84-86, 104, 106-108, 124, 127, 129, 140, 144, 145, 156, 160, 169, 173, 174, 183, 184, 188, 201, 213, 214, 227, 242, 243, 259, 275 Приуральского участкового лесничества Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа, а также кварталах 37, 48, 59, 87, 116-123, 146-155, 207-216, 274-280, частях кварталов 36, 47, 58, 71, 86, 115, 144, 145, 203-206, 271-273 Горковского участкового лесничества Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа, в категорию защитных лесов - ценные леса.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что постановлением Правительства ЯНАО от 31.07.2014 №605-П создан природный парк «Полярно-Уральский», а также утверждены положение о природном парке и описание его границ. В настоящее время природный парк входит в состав природного парка «Ингилор».

Постановлением Правительства ЯНАО от 20.11.2012 №960-П создан государственный природный заказник регионального значения «Полуйский», а также утверждены положение о государственном природном заказнике и описание его границ.

Постановлением Правительства ЯНАО от 31.01.2018 №70-П создан государственный природный заказник регионального значения «Собты-Юганский», а также утверждены положение о государственном природном заказнике и описание его границ.

Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.02.2019 №19-ПГ утвержден Лесной план Ямало-Ненецкого автономного округа.

Согласно сведениям о лесах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий (Приложение №5 к Лесному плану Ямало-Ненецкого автономного округа):

1) часть участка «Полярно-Уральский» природного парка регионального значения «Ингилор» площадью 15 000 га, расположена в кварталах 3, частях кварталов 1, 4, 7, 8, 12 Приуральского участкового лесничества Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа;

2) государственный природный заказник регионального значения «Полуйский» площадью 63 196 га, расположен в кварталах 92, 93, 113, частях кварталов 75 - 78, 91, 94, 111, 112, 114, 131-134, 149, 150 Приуральского участкового лесничества Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа;

3) государственный природный заказник регионального значения «Собты-Юганский» площадью 358 429 га, расположен в кварталах 101, 105, 125, 126, 140-143, 157-159, 170-172, 185-187, 198-200, 211-212, 224-226, 239-241, 255-258, 274, 275, частях кварталов 84-86, 104, 106-108, 124, 127, 129, 140, 144, 145, 156, 160, 169, 173, 174, 183, 184, 188, 201, 213, 214, 227, 242, 243, 259, 275 Приуральского участкового лесничества Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа, а также кварталах 37, 48, 59, 87, 116-123, 146-155, 207-216, 274-280, частях кварталов 36, 47, 58, 71, 86, 115, 144, 145, 203-206, 271-273 Горковского участкового лесничества Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа.

В результате проведенной в Департаменте природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа (до 25 мая 2022 года наименование: Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа) прокурорской проверки установлены нарушения законодательства при реализации полномочий по утверждению лесохозяйственных регламентов. В частности, установлено, что оспариваемым приказом утвержден Лесохозяйственный регламент Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа, в пункте 1.1.3 (Таблица № 3) «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» данного регламента указано, что защитные леса в границах Ямальского лесничества занимают 3 430 638 га и представлены следующими категориями:

- леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов - 10 665 га,

- ценные леса, всего 3 419 973 га, в том числе:

- леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах - 3 212 953 га, а именно:

- леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, находящихся в границах особо охраняемой природной территории - государственного природного заказника регионального значения «Полуйский», в кварталах 92, 93, 113, частях кварталов 75-78, 91, 94, 111, 112, 114, 131 - 134, 149, 150 Приуральского участкового лесничества Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа;

- леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, находящихся в границах особо охраняемой природной территории - государственного природного заказника регионального значения «Собты-Юганский», в кварталах 101, 105, 125, 126, 140-143, 157-159, 170-172, 185-187, 198-200, 211-212, 224-226, 239-241, 255-258, 274, 275, частях кварталов 84-86, 104, 106-108, 124, 127, 129, 140, 144, 145, 156, 160, 169, 173, 174, 183, 184, 188, 201, 213, 214, 227, 242, 243, 259, 275 Приуральского участкового лесничества Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа, а также кварталах 37, 48, 59, 87, 116-123, 146-155, 207-216, 274-280, частях кварталов 36, 47, 58, 71, 86, 115, 144, 145, 203-206, 271-273 Горковского участкового лесничества Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа.

Административный истец ссылается на то, что отнесение оспариваемым правовым регулированием лесных кварталов, включенных в состав заказников (особо охраняемых природных территорий), к ценным лесам не соответствует положениям действующего законодательства, поскольку на землях особо охраняемых природных территорий могут находиться, в соответствии с п.1 ч.2 ст.111 Лесного кодекса Российской Федерации защитные леса - леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях.

Неправомерное отнесение Лесохозяйственным регламентом лесных участков, включенных в состав особо охраняемой природной территории, к ценным лесам, не соответствует целям ее создания, поскольку допускает использование химических препаратов, обладающих токсичным, канцерогенным или мутагенным воздействием и другие виды использования лесов без соблюдения ограничений, определенных законодательством для особо охраняемых природных территорий.

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства.

В ходе рассмотрения дела прокурор Давыдова Л.А. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного Департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа Галицкая Т.Б. исковые требования не признала, указав на то, что оспариваемый истцом приказ принят в пределах полномочий Департамента, с соблюдением процедуры и порядка его принятия и опубликования и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на административное исковое заявление. Указала, что Департамент не обладает полномочиями по отнесению лесов к категории защитности. Указанное определяется Федеральным агентством лесного хозяйства. Лесные участки особо охраняемых природных территорий ГПЗ «Полярно-Уральский», «Полуйский» и «Собты-Юганский» отнесены к ценным лесам Приказом Рослесхоза от 27.08.2012 №373. Следовательно, Лесохозяйственный регламент Ямальского района не устанавливает распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов, а только содержит информацию о целевом назначении, установленном Приказом Рослесхоза №373. В связи с чем, изменить приказ Департамента, утвердивший лесохозяйственный регламент, можно только после внесения соответствующих изменений в приказ Рослесхоза №373.

Представитель Департамента природных ресурсов и экологии ЯНАО Мираков П.А. пояснения представителя ответчика Галицкой Т.Б. поддержал. Также суду пояснил, что на территории особо охраняемых природных территорий не должно находиться лесов иных категорий, кроме как лесов, находящихся на особо охраняемых природных территориях.

Представитель Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу Михайлов А.А. участия в судебном заседании не принимал, представил возражения на административное исковое заявление, в которых просил исключить Департамент лесного хозяйства по УрФО из числе административных ответчиков, а также в удовлетворении заявленных требований отказать.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, суд их явку обязательной не признавал. На основании ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) административное дело подлежит рассмотрению в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 3 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

Лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (пункт «к» части 1 статьи 72, части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Пунктом 9 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов - это отдельное полномочие Российской Федерации в области лесных отношений, переданное органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 апреля 2013 года № 297-П Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (после 25 мая 2022 года изменено наименование на Департамент природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа) входит в структуру исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа.

Пунктом 1.1.22 Положения о Департаменте природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа к его государственным полномочиям отнесены разработка и утверждение лесного плана автономного округа и лесохозяйственных регламентов.

Руководствуясь вышеприведенными положениями постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 апреля 2013 года № 297-П «О департаменте природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа», постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 апреля 2022 года № 59-ПГ об изменении наименования, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка его принятия, официального опубликования.

Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-сайте Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка принятия нормативного правового акта, официального опубликования и по этим основаниям административным истцом не оспаривается.

Оспариваемым приказом от 24 декабря 2018 года № 5186 утвержден лесохозяйственный регламент Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа (пункт 1) (том 1, л.д. 16).

Пунктом 2 данного приказа постановлено установить срок действия лесохозяйственного регламента с 24 декабря 2018 года по 23 декабря 2028 года.

Лесохозяйственный регламент утвержден в составе: Главы 1, Главы 2, Главы 3, а также приложений в количестве 13 штук.

В Главе № 1 раздел № 1.1 «Краткая характеристика лесничества» отражено, что согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 25 марта 2017 года № 548-р площадь лесничества уменьшена на 6 га. Земли переведены в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны безопасности и земель иного специального назначения для строительства автомобильной дороги.

Общая площадь территории Ямальского лесничества по данным ГЛР на 1 января 2018 года составляет 6920698 га (Карта-схема лесничества прилагается). Лесничество является структурным подразделением управления лесных отношений Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа. Структура лесничества и его границы определены в соответствии с приказом Рослесхоза от 30 марта 2010 года № 113 «О внесении изменений в приказ Рослесхоза от 7 мая 2008 года № 140 «Об определении количества лесничеств на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и установлении их границ».

В Таблице № 1 данного раздела указана структура лесничества: Горковское, Мужевское, Приуральское.

В Таблице № 2 раздела № 1.1.2 «Распределение лесов лесничества по лесорастительным зонам, лесным районам, а также зонам лесозащитного и лесосеменного районирования» Главы № 1 указаны сведения о распределении лесов лесничества по лесорастительным зонам и лесным районам.

В Разделе № 1.1.3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям земель» Главы № 1 отражено, что распределение площади лесов лесничества по целевому назначению и категориям защитных лесов выполнено в соответствии со статьями 10 и 102 Лесного кодекса Российской Федерации (Таблица № 3).

Также указано, что лесной фонд лесничества по целевому назначению распределен на защитные и эксплуатационные леса. Распределение лесов лесничества по целевому назначению утверждено приказом Рослесхоза от 3 июля 2014 года № 230 «Об отнесении лесов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа к защитным лесам, эксплуатационным лесам и установлении их границ» (том 1, л.д. 31).

Защитные леса занимают 3 430 638 га и представлены, среди прочего, следующими характеристиками:

- леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, всего - 10665 га, в том числе:

- защитные полосы лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации - 10665 га,

- ценные леса, всего - 3419973 га, в том числе:

- леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах - 3212953 га,

- запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов - 127396 га,

- нерестоохранные полосы лесов - 79624 га.

Эксплуатационные леса занимают площадь 3490060 га.

Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов приведено в таблице № 3.

Из Таблицы № 3 Раздела № 1.1.3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям земель» Главы № 1 (том 1, л.д. 33) усматривается, что к категории ценных лесов отнесены следующие:

- в границах Горковского участкового лесничества Ямальского лесничества: леса, расположенные в кварталах 1-59, 61-64, 66-71, 72, 77, 81-87, 101, 103, 106-123, 137, 139-155, 200, 202-216, 269, 271-280, 338, 340-344, 407, 775-779;

- в границах Мужевского участкового лесничества Ямальского лесничества: леса, расположенные в кварталах 1-59, 61-71, 73-82, 84-92, 97-103, 108-113, 121-123, 132, части 60, 72, 96;

- в границах Приуральского участкового лесничества: леса, расположенные в кварталах 3-5, 7-10, 12-26, 28, 36-38, 44-46, 49-59, 64-77, 80-94, 96-114, 117-133, 136-150, 153-319, 22-327, части 1,2,6,11,27, 29-35, 39-43, 47,48, 60-63, 78, 79, 95, 115, 116, 134, 135, 151, 152.

Постановлением Правительства ЯНАО от 20.11.2012 №960-П создан государственный природный заказник регионального значения «Полуйский», а также утверждены положение о государственном природном заказнике и описание его границ.

Постановлением Правительства ЯНАО от 31.01.2018 №70-П создан государственный природный заказник регионального значения «Собты-Юганский», а также утверждены положение о государственном природном заказнике и описание его границ.

Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.02.2019 №19-ПГ утвержден Лесной план Ямало-Ненецкого автономного округа.

Согласно сведениям о лесах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий (Приложение №5 к Лесному плану Ямало-Ненецкого автономного округа):

1) часть участка «Полярно-Уральский» природного парка регионального значения «Ингилор» площадью 15 000 га, расположена в кварталах 3, частях кварталов 1, 4, 7, 8, 12 Приуральского участкового лесничества Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа;

2) государственный природный заказник регионального значения «Полуйский» площадью 63 196 га, расположен в кварталах 92, 93, 113, частях кварталов 75 - 78, 91, 94, 111, 112, 114, 131-134, 149, 150 Приуральского участкового лесничества Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа;

3) государственный природный заказник регионального значения «Собты-Юганский» площадью 358 429 га, расположен в кварталах 101, 105, 125, 126, 140-143, 157-159, 170-172, 185-187, 198-200, 211-212, 224-226, 239-241, 255-258, 274, 275, частях кварталов 84-86, 104, 106-108, 124, 127, 129, 140, 144, 145, 156, 160, 169, 173, 174, 183, 184, 188, 201, 213, 214, 227, 242, 243, 259, 275 Приуральского участкового лесничества Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа, а также кварталах 37, 48, 59, 87, 116-123, 146-155, 207-216, 274-280, частях кварталов 36, 47, 58, 71, 86, 115, 144, 145, 203-206, 271-273 Горковского участкового лесничества Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа.

Указанное также подтверждается схематической картой распределения территории Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа по лесорастительным зонам и лесным районам (Том №1 л.д.13).

Аналогичные сведения следуют из Карты-схемы подразделения лесов Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа по целевому назначению с нанесением местоположения существующих и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов, объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (том 1, л.д. 14).

Разрешая доводы административного истца о несоответствии отдельных положений Лесохозяйственного регламента Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на следующие виды: защитные леса; эксплуатационные леса; резервные леса.

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 110 - 119 настоящего Кодекса.

Согласно статьи 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесного комплекса.

Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.

Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Согласно преамбуле Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, объекты растительного и животного мира, естественные экологические системы, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Согласно статье 111 ЛК РФ к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

Среди защитных лесов выделяется, в том числе, категория лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях (п.1 ч.2 ст.111 ЛК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Таким образом, законодатель, устанавливая режим особо охраняемой территории, подчеркнул, что указанная территория находится под особой защитой государства, как общенациональное достояние, в связи с чем объекты, расположенные на ней, включая лес, также подпадают под режим использования и охраны, установленный для особо охраняемых природных территорий.

Указанное подтверждается тем, что в ст.111 Лесного кодекса Российской Федерации, при определении категорий защитных лесов, самостоятельной категорией выделены леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях.

В соответствии со ст. 112 ЛК РФ к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и на иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.

В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, запрещается использование химических препаратов, обладающих токсичным, канцерогенным или мутагенным воздействием (далее - токсичные химические препараты).

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утверждены Приказом Минприроды России от 12.08.2021 № 558 «Об утверждении (Зарегистрировано в Минюсте России 17.11.2021 N 65869).

Как следует из положений приказа, в лесах, расположенных на территориях особо охраняемых природных территорий, в лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников, запрещается проведение рубок лесных насаждений на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы. На иных лесных участках, если это не противоречит правовому режиму особой охраны территорий государственных природных заповедников, допускается проведение выборочных рубок лесных насаждений в целях обеспечения функционирования государственных природных заповедников и жизнедеятельности проживающих в их пределах граждан (п.5 Приказа).

Также в указанных лесах запрещены любое строительство, реконструкция, эксплуатация капитальных зданий и сооружений, за исключением линейных объектов, строительство, реконструкция, эксплуатация которых осуществляется в соответствии с приказом Минприроды России от 10 июля 2020 г. № 434 «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута» (зарегистрирован Минюстом России 27 ноября 2020 г., регистрационный № 61129) с учетом требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и положения о соответствующей особо охраняемой природной территории.

В соответствии с ч.1 ст.115 Лесного кодекса Российской Федерации, к ценным лесам относятся леса, имеющие уникальный породный состав лесных насаждений, выполняющие важные защитные функции в сложных природных условиях, имеющие исключительное научное или историко-культурное значение.

В ценных лесах запрещаются строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением велосипедных, велопешеходных, пешеходных и беговых дорожек, лыжных и роллерных трасс, если такие объекты являются объектами капитального строительства, линейных объектов и гидротехнических сооружений (ч.2 ст.115 Лесного кодекса Российской Федерации).

Заготовка древесины в ценных лесах, запрещена исключительно в лесах, расположенных в орехово-промысловых зонах (ч.4 ст.115 Лесного кодекса Российской Федерации).

Анализ указанных норм права позволяет сделать суду вывод, что режим лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, является наиболее строгим и максимально направлен на исключение любого влияния, которое может негативно сказаться на природных комплексах и объектах, объектах растительного и животного мира, естественных экологических системах, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, расположенных на особо охраняемых природных территориях.

Тогда как режим ценных лесов, допускает как строительство капитальных объектов (велосипедных, велопешеходных, пешеходных и беговых дорожек, лыжных и роллерных трасс), так и заготовку древесины, за исключением лесов, расположенных в орехово-промысловых зонах, что прямо запрещено осуществлять в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что на особо охраняемых природных территориях не могут располагаться иные виды защитных лесов, кроме прямо установленных законодателем в п.1 ч.2 ст.111 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку указанный режим является наиболее строгим, направленным на сохранение природных объектов, являющихся общенациональным достоянием.

Учитывая вышеизложенное, отнесение лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, находящихся в границах особо охраняемой природной территории - участка «Полярно-Уральский» природного парка регионального значения «Ингилор», в кварталах 3, частях кварталов 1, 4, 7, 8, 12 Приуральского участкового лесничества Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа, к категории защитных лесов - ценные леса; лесов категории защитных лесов - леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, находящихся в границах особо охраняемой природной территории - государственного природного заказника регионального значения «Полуйский», в кварталах 92, 93, 113, частях кварталов 75-78, 91, 94, 111, 112, 114, 131 - 134, 149, 150 Приуральского участкового лесничества Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа, к категории защитных лесов - ценные леса; лесов категории защитных лесов - леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, находящихся в границах особо охраняемой природной территории - государственного природного заказника регионального значения «Собты-Юганский», в кварталах 101, 105, 125, 126, 140-143, 157-159, 170-172, 185-187, 198-200, 211-212, 224-226, 239-241, 255-258, 274, 275, частях кварталов 84-86, 104, 106-108, 124, 127, 129, 140, 144, 145, 156, 160, 169, 173, 174, 183, 184, 188, 201, 213, 214, 227, 242, 243, 259, 275 Приуральского участкового лесничества Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа, а также кварталах 37, 48, 59, 87, 116-123, 146-155, 207-216, 274-280, частях кварталов 36, 47, 58, 71, 86, 115, 144, 145, 203-206, 271-273 Горковского участкового лесничества Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа, к категории защитных лесов - ценные леса, является незаконным. В этой части лесохозяйственный регламент Ямальского лесничества подлежит признанию недействующим.

Доводы о том, что Департамент, разрабатывая Лесохозяйственный регламент, руководствовался приказами Федерального агентства лесного хозяйства, в полномочия которого входит отнесение лесов субъектов Российской Федерации к защитным лесам, эксплуатационным лесам и резервным лесам, по мнению суда, не имеют правового значения для разрешения настоящего административного дела, поскольку предметом проверки является нормативный правовой акт, изданный Департаментом, и именно в этом нормативном правовом акте содержатся нормы об отнесении лесных участков, включенных в состав государственных природных заказников регионального значения и природного парка регионального значения, к ценным лесам.

При определении даты, с которой нормативный правовой акт следует признать недействующим, суд учитывает, что оспоренные прокурором положения нормативного правового акта применялись и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций. В связи с этим суд признает нормативный правовой акт не действующим в части со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора удовлетворить.

Признать недействующим с даты вступления в законную силу настоящего решения пункт 1.1.3 «Распределение лесов по целевому назначению» Приказа Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.12.2018 № 5186, утвердившего Лесохозяйственный регламент Ямальского лесничества ЯНАО, в части включения лесов категории защитных лесов - леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, находящихся в границах особо охраняемой природной территории - участка «Полярно-Уральский» природного парка регионального значения «Ингилор», в кварталах 3, частях кварталов 1, 4, 7, 8, 12 Приуральского участкового лесничества Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа, в категорию защитных лесов - ценные леса;

включения лесов категории защитных лесов - леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, находящихся в границах особо охраняемой природной территории - государственного природного заказника регионального значения «Полуйский», в кварталах 92, 93, 113, частях кварталов 75-78, 91, 94, 111, 112, 114, 131 - 134, 149, 150 Приуральского участкового лесничества Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа, в категорию защитных лесов - ценные леса;

включения лесов категории защитных лесов - леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, находящихся в границах особо охраняемой природной территории - государственного природного заказника регионального значения «Собты-Юганский», в кварталах 101, 105, 125, 126, 140-143, 157-159, 170-172, 185-187, 198-200, 211-212, 224-226, 239-241, 255-258, 274, 275, частях кварталов 84-86, 104, 106-108, 124, 127, 129, 140, 144, 145, 156, 160, 169, 173, 174, 183, 184, 188, 201, 213, 214, 227, 242, 243, 259, 275 Приуральского участкового лесничества Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа, а также кварталах 37, 48, 59, 87, 116-123, 146-155, 207-216, 274-280, частях кварталов 36, 47, 58, 71, 86, 115, 144, 145, 203-206, 271-273 Горковского участкового лесничества Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа, в категорию защитных лесов - ценные леса.

Возложить на Департамент природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном издании органа государственной власти, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт. Если официальное издание прекратило свою деятельность, сообщение публикуется в другом издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Председательствующий /подпись/ Ю.А. Дряхлова