ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-461(462 от 13.02.2020 Московского областного суда (Московская область)

Дело № 3а-461(462,693)/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.

при секретаре Тягай А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Полунина А. В. и Ихнева С. Л. о признании незаконным и отмене решения об отказе в пересчете кадастровой стоимости земельных участков,

установил:

Полунин А. В. и Ихнев С. Л. (далее административные истцы) обратились в Московский областной суд с административными исковым заявления о признании незаконным и отмене решений ГБУ Московской области «Центр кадастровой оценки» об отказе в пересчете кадастровой стоимости земельных участков и обязании осуществить пересчет кадастровой стоимости с учетом исправления технической ошибки, путем отнесения участков к 1 Сегменту «Сельскохозяйственной использование».

В обоснование заявленных требований административные ситцы указали, что им на праве собственности принадлежат земельные участки, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: сельскохозяйственное производство, с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>. Расположены объекты по адресу: <данные изъяты>

В 2008 году в отношении спорных земельных участков была проведена процедура смены вида разрешенного использования с вида «сельскохозяйственное производство» на вид «дачное строительство».

Администрацией Клинского муниципального района было принято Постановление №532 от 05.05.2015 «Об отмене постановления Администрации Клинского муниципального района от 05.12.2008г. №2517» и спорным земельным участкам вернули вид разрешенного использования: «сельскохозяйственное производство».

Административные истцы обращались в Арбитражный суд Московской области, где заявляли о незаконности постановления указывая, что изменение вида разрешенного использования было проведено в соответствии с действующим законодательством. Суд, в удовлетворении иска, отказал между тем указал, что земельные участки для дачного строительства не могли предоставляться из земель сельскохозяйственного назначения.

В рамках проводимой государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2018 года исходя из сведений о виде использования для целей определения кадастровой стоимости земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> присвоен код расчета вида использования 13:031 «Ведение дачного хозяйства. Размещение жилого дачного дома, не предназначенного для раздела на квартиры, пригодного для отдыха и проживания, высотой не выше трех надземных этажей». Код расчета 13:031 согласован органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования и Минмособлимуществом. Позиция с кодом расчета 13:031 утратила силу с 1 января 2019 года. - Приказ Минэкономразвития России от 09.08.2018 N 419.

Земельным участкам с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> присвоен код расчета вида использования 13:011 «Ведение огородничества. Размещение некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений, предназначенных для хранения сельскохозяйственных орудий труда и выращенной сельскохозяйственной продукции».

Полагая наличие технических ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости истцы обратились в ГБУ Московской области «Центр кадастровой оценки» с заявлением об их устранении, где указали, о том, что спорные земельные участки имеют вид разрешенного использования - сельскохозяйственное производство, следовательно, присвоен им должен быть код расчета вида использования из 1 Сегмента «Сельскохозяйственное использование».

Однако административный ответчик принял решения №1057/2019, 1061/2019 и №1065/2019 от 29 июля 2019 об отказе в пересчете кадастровой стоимости.

С указанными решениями не согласны и просят их отменить.

В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности Сандрикова К.О. заявленные требования поддержала. Административные истцы Ихнев С.Л. и Полунин А.В. извещались судом по имеющимся в материалах дела адресам, а также в местах фактического нахождения административных истцов.

Представитель ГБУ Московской области «Центр кадастровой оценки» в судебном заседании возражал относительно требований, указал на законность принятых учреждением решений и отсутствие оснований для отнесения объектов недвижимости к 1 Сегменту «Сельскохозяйственное использование».

Администрация Клинского городского округа Московской области в суд представителя не направила, извещена судом.

Министерство имущественных отношений Московской области в суд представителя не направило.

Суд на основании ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, не явившихся в заседание суда, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, суд приходит к следующему выводу.

Производство в судах общей юрисдикции по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регламентировано в главе 25 КАС Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 245 КАС Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28) под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований:

- об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (далее - заявления о пересмотре кадастровой стоимости);

- об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии (пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28).

К недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (в том числе, его местоположение, назначение, вид разрешенного использования земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

Исходя из содержания статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также единичные и системные технические ошибки, единичные и системные методологические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.

При этом частью 22 статьи 21 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" решение, принятое по итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде.

Как следует из материалов дела и установлено судом административным истцам на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>. Данные объекты имеют категорию земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: сельскохозяйственное производство и расположены по адресу: <данные изъяты>

В 2008 году на основании Постановления Администрации Клинского муниципального района № 2517 от 05.12.2008 «Об изменении разрешенного использования земельных участков» изменен вид разрешенного использования земельных участков с вида «сельскохозяйственное производство» на вид «дачное строительство».

Постановлением Администрации Клинского муниципального района №532 от 05.05.2015 вышеуказанное постановление отменено. Земельные участки имеют вид разрешенного использования: «сельскохозяйственное производство».

Государственная кадастровая оценка объектов недвижимости Московской области в 2018 году выполнена в рамках действия Федерального закона от 03.07.2016 №237-Ф3 «О государственной кадастровой оценке», в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 №226.

Кадастровая стоимость участков была определена по состоянию на 01.01.2018 года и утверждена Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018 №15ВР-1633 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки».

Согласно статьи 13 ФЗ «О государственной кадастровой оценке" №237-Ф3, перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируется органом регистрации прав. Данные сведения использовались при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Согласно Приложению к Методическим указаниям о государственной кадастровой оценке, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226 для целей определения кадастровой стоимости земельные участки группируются в соответствии с кодами расчета видов использования независимо от категории земель на 14 основных сегментов в соответствии с приложением N 1 так: 1 сегмент "Сельскохозяйственное использование"; 6 сегмент "Производственная деятельность"; 13 сегмент "Садоводство и огородничество, малоэтажная жилая застройка".

Исходя из сведений о виде разрешенного использования «сельскохозяйственное производство» для целей определения кадастровой стоимости земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> присвоен код расчета вида использования 13:031 «Ведение дачного хозяйства. Размещение жилого дачного дома, не предназначенного для раздела на квартиры, пригодного для отдыха и проживания, высотой не выше трех надземных этажей».

Земельным участкам с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> присвоен код расчета вида использования 13:011 «Ведение огородничества. Размещение некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений, предназначенных для хранения сельскохозяйственных орудий труда и выращенной сельскохозяйственной продукции».

Административные истцы не согласились с присвоением кода расчета и обратились в ГБУ Московской области «Центр кадастровой оценки» с заявлениями об исправлении технических ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости ссылаясь на присвоение кода расчета вида использования исходя из 1 Сегмента «Сельскохозяйственное использование» с учетом вида разрешенного использования у земельных участков - сельскохозяйственное производство.

Как следует из материалов дела ГБУ Московской области «Центр кадастровой оценки» в отношении земельных участков кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> были приняты решения №1057/2019 и 1061/2019 которыми в ходе рассмотрения обращения установлено наличие технической ошибки при присвоении кода расчета вида использования спорным объектам.

В целях исправления ошибки присвоен код расчета 01:150 «Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции. Размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции» и определена подгруппа 6.1.1 «Производственные объекты с полными характеристиками».

Вместе с тем исправление ошибки вызвало увеличение размера кадастровой стоимости. Однако учитывая, что закон не допускает увеличение стоимости в сторону повышения, кадастровая стоимость объектов осталась без изменения.

С учетом уточнения местоположения участков на основании сведений ЕГРН, информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Московской области было установлено, что данные объекты недвижимости располагаются в зоне СХ-3 предназначенной сельскохозяйственного производства.

В результате рассмотрения обращения по земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> решением №1065/2019 от 29 июля 2019 в пересчете кадастровой стоимости отказано технических и методологических ошибок не установлено. С учетом уточнения местоположения участка на основании сведений ЕГРН, информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Московской области было установлено, что данный объект недвижимости располагается в зоне СХ-2 предназначенной для ведения садоводства и дачного хозяйства.

Суд проанализировал приведенные выше решения и приходит к выводу, что они приняты Бюджетным учреждением в соответствии Порядок утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 19.02.2018 N 7. Нарушений процедуры принятия решения влекущих их незаконность не уставлено.

Суд также не может согласиться с доводами административных истцов о наличии технической ошибки при присвоении участкам кода расчета путем отнесения земельных участков к виду использования к 1 Сегменту «Сельскохозяйственное использование».

Как следует из материалов дела, объекты недвижимости имеют вид разрешенного использование «сельскохозяйственное производство». Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> согласно документам территориального планирования и зонирования (правила землепользования и застройки территории (части) территории городского поселения Клин утвержденные решением Совета депутатов от 29.09.2017 года) располагается в зоне СХ-2 предназначенной для ведения садоводства и дачного хозяйства. Земельные участки кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> располагаются в зоне СХ-3 предназначенной сельскохозяйственного производства.

В соответствии со статьей 33 Градостроительного регламента для зон сельскохозяйственного использования, в состав территориальных зон могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развитие объектов сельскохозяйственного назначения.

Зона сельскохозяйственного производства СХ-3 установлена для ведения сельскохозяйственного производства, обеспечения деятельности фермерских хозяйств, создание защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанны с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыболовства), в том числе, для размещения объектов капитального строительства, необходимых для сельскохозяйственного производства.

Зона, предназначенная для ведения садоводства и дачного хозяйства СХ-2, установлена для обеспечения возможности размещения объектов сельскохозяйственного назначения и для ведения гражданами дачного хозяйства, садоводства.

Таким образом на земельных участках входящих в указанные выше зоны допускается размещение объектов капитального строительства, необходимых для сельскохозяйственного производства.

По сообщению администрации городского округа Клин Московской области к земельным участкам административных истцов с учетом вида разрешенного использования подлежит применению код расчета вида использования, отнесенный к 6 Сегменту «Производственная деятельность» «Обеспечение сельскохозяйственного производства в целом. Включая коды расчета вида использования 01:181, 01:182».

Вместе с тем земельные участки административных истцов не включены в перечень утвержденный постановлением Правительства Московской области «Особо ценных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области» использование которых для других целей не допускается.

Поскольку на землях с Сегментом видов разрешенного использования «Сельскохозяйственное использование" допускается размещение зданий, строений сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработке запрещено довод административных истцов об отнесении их земельных участков к 1 Сегменту является ошибочным.

Ссылка административных истцов на решение Арбитражного суда Московской области от 05 октября 2017 года в данном случае правового значения не оказывает, поскольку из указанного решения не следует, что на спорные земельные участки относятся к землям сельскохозяйственных угодий, на них осуществляется сенокошение, овощеводство и иная аграрная деятельность.

В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются: 1) единичная техническая ошибка (описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная подобная ошибка), допущенная при определении кадастровой стоимости одного объекта недвижимости и повлиявшая на величину его кадастровой стоимости (далее - единичная техническая ошибка); системная техническая ошибка (описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная подобная ошибка), допущенная при определении кадастровой стоимости нескольких объектов недвижимости и повлиявшая на величину их кадастровой стоимости (далее - системная техническая ошибка).

Как установлено в ходе рассмотрения дела, технические ошибки, допущенные при определении кадастровой стоимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> в результате рассмотрения обращения административных истцов ГБУ Московской области были обнаружены и устранены.

Методологических ошибок при определении стоимости не установлено, оснований для перерасчета кадастровой стоимости объектов недвижимости с отнесением их к 1 Сегменту «Сельскохозяйственное использование» не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180,249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

требования Полунина Алексея Владимировича и Ихнева Сергея Леонидовича о признании незаконными и отмене решений Государственного бюджетного учреждения Московской области «Центр кадастровой оценки» №1057/2019, 1061/2019 и №1065/2019 от 29 июля 2019 года об отказе в пересчете кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> - оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.Ю. Елизарова