ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-461/2022 от 07.09.2022 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №3а-461/2022

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород 07 сентября 2022 года

Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Нуждина В.Н.,

при секретаре судебного заседания Мельниковой К.И.,

с участием прокурора Кокуриной Р.В., представителя административного ответчика Гришина А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Энерго Плюс» о признании недействующим решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 28 мая 2021 года №16/31 «О внесении изменений в решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2020 года №54/12 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между обществом с ограниченной ответственностью «Энерго Плюс» и публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья»,

УСТАНОВИЛ:

18 декабря 2020 года региональной службой по тарифам Нижегородской области принято решение №54/12 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «Энерго Плюс» (ИНН [номер]), г. Нижний Новгород, и ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (ИНН [номер]), г.Нижний Новгород» (далее также - решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2020 года №54/12).

Решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2020 года №54/12 опубликовано в сетевом издании «Нижегородская правда» (http://www.pravda-nn.ru), 28 декабря 2020 года и включено в реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 22 декабря 2020 года №16523-516-054/12.

Решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2020 года №54/12 установлены и введены в действие на период регулирования с 01 января 2021 года по 31 декабря 2021 года включительно индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «Энерго Плюс» (ИНН [номер]), г. Нижний Новгород, и публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (ИНН [номер]), г. Нижний Новгород, на территории Нижегородской области согласно Приложению 1 к настоящему решению.

Установлена необходимая валовая выручка (НВВ) ООО «Энерго Плюс» (ИНН [номер]), г. Нижний Новгород (без учета оплаты потерь), на период регулирования с 01 января 2021 года по 31 декабря 2021 года включительно согласно Приложению 2 к настоящему решению.

Согласно Приложению №1 к решению региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2020 года №54/12 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «Энерго Плюс» (ИНН [номер]), г. Нижний Новгород, и публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (ИНН [номер]), г. Нижний Новгород, на территории Нижегородской области (на период регулирования с 01 января 2021 года по 31 декабря 2021 года включительно):

I полугодие 2021 года двухставочный тариф: ставка за содержание электрических сетей руб./МВт мес. – 133 538,32, ставка на оплату технологического расхода (потерь) руб./МВт мес. – 306,47; одноставочный тариф руб./МВт мес. – 0,95617;

II полугодие 2021 года двухставочный тариф: ставка за содержание электрических сетей руб./МВт мес. – 133 538,32, ставка на оплату технологического расхода (потерь) руб./МВт мес. – 322,18; одноставочный тариф руб./МВт мес. – 0,97188.

Согласно Приложению №2 к решению региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2020 года №54/12 установлена необходимая валовая выручка (НВВ) ООО «Энерго Плюс» (ИНН [номер]), г. Нижний Новгород (без учета оплаты потерь) (на период регулирования с 01 января 2021 года по 31 декабря 2021 года включительно): на 2021 год – 7 619,70 тыс. руб.

28 мая 2021 года региональной службой по тарифам Нижегородской области принято решение №16/31 «О внесении изменений в решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2020 года №54/12 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «Энерго Плюс» (ИНН [номер]), г. Нижний Новгород, и ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (ИНН [номер]), г. Нижний Новгород» (далее также - решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 28 мая 2021 года №16/31).

Решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 28 мая 2021 года №16/3 опубликовано в сетевом издании «Нижегородская правда» (http://www.pravda-nn.ru), 24 июня 2021 года и включено в реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 22 июня 2021 года №17420-516-016/31.

В решение региональной службой по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2020 года №54/12 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «Энерго Плюс» (ИНН [номер]), г. Нижний Новгород, и ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (ИНН [номер]), г.Нижний Новгород» внесены изменения: в таблицу 1, заменив цифры «306,47» цифрой «0», цифры «0,95617» цифрами «0,64970», цифры «322,18» цифрой «0», цифры «0,97188» цифрами «0,64970». Решение от 28 мая 2021 года №16/3 вступило в силу 01 июня 2021 года.

ООО «Энерго Плюс» обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявление о признании недействующим решение региональной службы по тарифам Нижегородской области №16/31 от 28 мая 2021 года «О внесении изменений в решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2020 года №54/12 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между обществом с ограниченной ответственностью «Энерго Плюс» и публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья».

В обоснование заявленных требований ООО «Энерго Плюс» указало на то, что оспариваемым решением РСТ Нижегородской области от 18 декабря 2020 года №54/12 были в полном объеме исключены затраты на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии при расчете по двуставочному тарифу, повлекшее за собой снижение в 1,5 раза величины одноставочного тарифа, утвержденных на регулируемый период 2021 года, что является незаконным. Из необходимой валовой выручки заявителя на 2021 год были исключены затраты в совокупном размере 2 189 160 рублей 13 копеек (без НДС), что делает невозможным безубыточное осуществление обществом регулируемой деятельности и существенны образом нарушает права и законные интересы ООО «Энерго Плюс».

Региональная служба по тарифам Нижегородской области представила в суд возражения, в которых просила в удовлетворении административного искового заявления ООО «Энерго Плюс» отказать в полном объеме, поскольку оспариваемое решение принято РСТ Нижегородской области в установленном порядке в рамках своей компетенции. Приказом ФАС России от 23 апреля 2021 года №391/21 на РСТ Нижегородской области возложена обязанность по пересмотру индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), устранив нарушения законодательства. Данный приказ ФАС России от 23 апреля 2021 года №391/21 является обязательным для исполнения РСТ Нижегородской области и исполнен РСТ Нижегородской области, в том числе путем принятия оспариваемого тарифного решения. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы приказ ФАС России от 23 апреля 2021 года №391/21 признан соответствующим действующему законодательству.

В судебном заседании представитель региональной службы по тарифам Нижегородской области Гришин А.С. просил в удовлетворении административного искового заявления ООО «Энерго Плюс» отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.

Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.

Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора Кокуриной Р.В., полагавшей, что оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется, обсудив доводы административного искового заявления, письменных позиций административного ответчика, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также Указов Президента Российской Федерации, Постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике). К таким актам, в частности, относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее также - Правила регулирования цен), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №1178, и Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 17 декабря 2012 года №98-э.

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Из материалов дела следует, что ООО «Энерго Плюс» является сетевой организацией, осуществляющей деятельность в сфере оказания услуг по передаче электроэнергии на территории Нижегородской области.

Судом установлено, что решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2020 года №54/12 установлены и введены в действие на период регулирования с 01 января 2021 года по 31 декабря 2021 года включительно индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «Энерго Плюс» (ИНН [номер]), г. Нижний Новгород, и публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (ИНН [номер]), г. Нижний Новгород, на территории Нижегородской области согласно Приложению 1 к настоящему решению.

Установлена необходимая валовая выручка (НВВ) ООО «Энерго Плюс» (ИНН [номер]), г. Нижний Новгород (без учета оплаты потерь), на период регулирования с 01 января 2021 года по 31 декабря 2021 года включительно согласно Приложению 2 к настоящему решению.

Согласно Приложению №1 к решению региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2020 года №54/12 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «Энерго Плюс» (ИНН [номер]), г. Нижний Новгород, и публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (ИНН [номер]), г. Нижний Новгород, на территории Нижегородской области (на период регулирования с 01 января 2021 года по 31 декабря 2021 года включительно):

I полугодие 2021 года двухставочный тариф: ставка за содержание электрических сетей руб./МВт мес. – 133 538,32, ставка на оплату технологического расхода (потерь) руб./МВт мес. – 306,47; одноставочный тариф руб./МВт мес. – 0,95617;

II полугодие 2021 года двухставочный тариф: ставка за содержание электрических сетей руб./МВт мес. – 133 538,32, ставка на оплату технологического расхода (потерь) руб./МВт мес. – 322,18; одноставочный тариф руб./МВт мес. – 0,97188.

Согласно Приложению №2 к решению региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2020 года №54/12 установлена необходимая валовая выручка (НВВ) ООО «Энерго Плюс» (ИНН [номер]), г. Нижний Новгород (без учета оплаты потерь) (на период регулирования с 01 января 2021 года по 31 декабря 2021 года включительно): на 2021 год – 7 619,70 тыс. руб.

28 мая 2021 года региональной службой по тарифам Нижегородской области принято решение №16/31 «О внесении изменений в решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2020 года №54/12 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «Энерго Плюс» (ИНН [номер]), г. Нижний Новгород, и ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (ИНН [номер]), г. Нижний Новгород» (далее также - решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 28 мая 2021 года №16/31).

В решение региональной службой по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2020 года №54/12 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «Энерго Плюс» (ИНН [номер]), г. Нижний Новгород, и ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (ИНН [номер]), г.Нижний Новгород» внесены изменения: в таблицу 1, заменив цифры «306,47» цифрой «0», цифры «0,95617» цифрами «0,64970», цифры «322,18» цифрой «0», цифры «0,97188» цифрами «0,64970». Решение от 28 мая 2021 года №16/3 вступило в силу 01 июня 2021 года.

Следовательно, решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 28 мая 2021 года №16/31 применяется в отношение ООО «Энерго Плюс», при этом общество, осуществляющее деятельность в сфере оказания услуг по передаче электроэнергии на территории Нижегородской области, является субъектом отношений, регулируемых указанным нормативным правовым актом, и полагает, что этим актом нарушены его права и законные интересы.

Принимая во внимание изложенное, ООО «Энерго Плюс» на основании части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению по существу.

В соответствии с частями 7-9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Оспариваемый документ обладает всеми существенными признаками нормативного правового акта, поскольку оспариваемым документом, рассчитанным на неоднократное применение (в течение долгосрочного периода регулирования), устанавливаются индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).

Проанализировав нормы Федерального закона «Об электроэнергетике» во взаимосвязи с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №1178, постановления Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2011 года №97 «Об утверждении Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов», статьи 38 Устава Нижегородской области, статьи 11 Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года №8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», статей 4, 10, 22 Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года №129-З «О Правительстве Нижегородской области», Указа Губернатора Нижегородской области от 15 января 2018 года №6 «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Нижегородской области», Положения о региональной службе по тарифам Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 15 мая 2006 года №171, оценив представленные в материалы дела доказательства, включая протокол заседания Правления региональной службы по тарифам Нижегородской области, на котором принимался оспариваемый акт, суд приходит к выводу о том, что решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 28 мая 2021 года №16/31, являющийся нормативным правовым актом органа исполнительной власти Нижегородской области, принят как в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, так и в соответствии с компетенцией региональной службы по тарифам Нижегородской области, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, а также к процедуре его принятия.

Решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 28 мая 2021 года №16/3 опубликовано в сетевом издании «Нижегородская правда» (http://www.pravda-nn.ru), 24 июня 2021 года и включено в реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 22 июня 2021 года №17420-516-016/31.

По данным основаниям вышеуказанный нормативный правовой акт административным истцом не оспаривается.

Проверив решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 28 мая 2021 года №16/3 на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №1178.

В силу части 1 статьи 6 Закона об электроэнергетике общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются в том числе, соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных данной нормой.

Согласно пункту 12 Основ ценообразования, при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа.

В соответствии с абзацем 11 пункта 12 Основ ценообразования территориальные сетевые организации, расходы которых впервые учитываются при утверждении в установленном порядке тарифов на услуги по передаче электрической энергии, не могут регулироваться в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности. Данные организации регулируются только по методу экономически обоснованных затрат в соответствии с Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 года №20-э/2.

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.

Согласно пунктам 16-18 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Из пункта 38 Основ ценообразования, пункта 8 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года №98-э, следует, что на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.

В соответствии с частью 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике и пунктом 63 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, и тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями.

В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования и пунктом 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06 августа 2004г. №20-э/2, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы), определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).

Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «Энерго Плюс» являясь вновь созданной и ранее не осуществляющей деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии организацией, обратилось в орган регулирования за установлением индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «Энерго Плюс» (ИНН [номер]), г. Нижний Новгород, и ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (ИНН [номер]), г. Нижний Новгород» на период регулирования 2021 год.

Расчет тарифов для указанной организации произведен органом регулирования методом экономически обоснованных расходов (затрат).

Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования), в который включаются, в том числе экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности (пункты 15-34 Основ ценообразования).

Из пункта 38 Основ ценообразования, пункта 8 Методических указаний следует, что на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.

Согласно пунктам 16-18 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Неподконтрольные расходы включаются в необходимую валовую выручку базового года и очередного года долгосрочного периода регулирования и определяются методом экономически обоснованных расходов (пункт 11 Методических указаний).

К неподконтрольным расходам относятся прочие расходы, в том числе расходы, подлежащие компенсации собственникам или иным законным владельцам объектов электросетевого хозяйства, на приобретение электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии в объеме технологических потерь электрической энергии, возникших в объектах электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется переток электрической энергии, в соответствии с требованиями пунктов 6, 6(1) и 6(2) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861 (подпункт 10(2) пункта 28 Основ ценообразования).

Регулирующий орган определяет НВВ, учитываемую при установлении тарифов, по результатам экспертизы предложений и обосновывающих материалов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 12, 20, 22, 23 Правил регулирования тарифов). При этом регулирующий орган принимает меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования).

Судом установлено, что по результатам рассмотрения предложения ООО «Энерго Плюс» и представленных обществом в материалы тарифного дела обосновывающих документов, было подготовлено Экспертное заключение №[номер] от [дата].

В экспертном заключении указано, что на основании проведенной экспертизы, исходя из предоставленных расчетов и обосновывающих материалов экономически обоснованные индивидуальные тарифы (без учета НДС) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «Энерго Плюс» г. Нижний Новгород и ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» г. Нижний Новгород, на период с 01 января 2021 года по 31 декабря 2021 года составляют:

С 01 января 2021 года по 30 июня 2021 года двухставочный тариф: ставка за содержание электрических сетей руб./МВт мес. – 133 538,32, ставка на оплату технологического расхода (потерь) руб./МВт мес. – 306,47; одноставочный тариф руб./МВт мес. – 0,95617;

С 01 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года двухставочный тариф: ставка за содержание электрических сетей руб./МВт мес. – 133 538,32, ставка на оплату технологического расхода (потерь) руб./МВт мес. – 322,18; одноставочный тариф руб./МВт мес. – 0,97188.

Необходимая валовая выручка (без учета оплаты потерь) составляет 7 619,70 тыс. руб.

Тарифы на услуги по передаче электрической определены с учетом применяемой организацией на момент расчета системы налогообложения.

18 декабря 2020 года состоялось заседание Правления региональной службы по тарифам Нижегородской области, на котором было принято решение №54/12 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «Энерго Плюс» (ИНН [номер]), г. Нижний Новгород, и ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (ИНН [номер]), г.Нижний Новгород».

Установлена необходимая валовая выручка (НВВ) ООО «Энерго Плюс» (ИНН [номер]), г. Нижний Новгород (без учета оплаты потерь), на период регулирования с 01 января 2021 года по 31 декабря 2021 года включительно согласно Приложению 2 к настоящему решению.

Согласно Приложению №1 к решению региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2020 года №54/12 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «Энерго Плюс» (ИНН [номер]), г. Нижний Новгород, и публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (ИНН [номер]), г. Нижний Новгород, на территории Нижегородской области (на период регулирования с 01 января 2021 года по 31 декабря 2021 года включительно):

I полугодие 2021 года двухставочный тариф: ставка за содержание электрических сетей руб./МВт мес. – 133 538,32, ставка на оплату технологического расхода (потерь) руб./МВт мес. – 306,47; одноставочный тариф руб./МВт мес. – 0,95617;

II полугодие 2021 года двухставочный тариф: ставка за содержание электрических сетей руб./МВт мес. – 133 538,32, ставка на оплату технологического расхода (потерь) руб./МВт мес. – 322,18; одноставочный тариф руб./МВт мес. – 0,97188.

Согласно Приложению №2 к решению региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2020 года №54/12 установлена необходимая валовая выручка (НВВ) ООО «Энерго Плюс» (ИНН [номер]), г. Нижний Новгород (без учета оплаты потерь) (на период регулирования с 01 января 2021 года по 31 декабря 2021 года включительно): на 2021 год – 7 619,70 тыс. руб.

Таким образом, при утверждении необходимой валовой выручки по статье «Технологические расходы (потери)» регулирующим органом были установлены расходы организации на технологические потери электроэнергии в размере 306,47 руб./МВт.ч. (двухставочный тариф) (I полугодие), и в размере 322,18 руб./МВт.ч. (двухставочный тариф) (II полугодие).

Решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 25 декабря 2020 года №56/3 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Нижегородской области на 2021 года» были установлены экономически обоснованные единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Нижегородской области на 2021 года, в том числе, в отношении ООО «Энерго Плюс».

Приказом Федеральной антимонопольной службы от 23 апреля 2021 года №391/21 решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 25 декабря 2020 года №56/3 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Нижегородской области на 2021 год» отменено с 01 июня 2021 года.

Данным приказом региональная служба по тарифам Нижегородской области признана нарушившей положения Основ ценообразования в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетики, Правил государственного регулирования (пересмотр, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставки электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничной (потребительском) рынке, при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении территориальных сетевых организаций Нижегородской области.

Региональной службе по тарифам Нижегородской области предписано установить и ввести в действие не позднее 01 июня 2021 года единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Нижегородской области и пересмотреть индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), устранив нарушения законодательства (л.д.35-48, т.1).

Во исполнение приказа Федеральной антимонопольной службы от 23 апреля 2021 года №391/21, было подготовлено дополнительное Экспертное заключение №[номер] от [дата].

В дополнительном Экспертном заключении указано, что по результатам исполнения Приказа ФАС России №391/21, в соответствии с абзацем 4 пункта 7 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года №1178, предлагаемые к установлению экономически обоснованные индивидуальные тарифы (без учета НДС) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «Энерго Плюс» г. Нижний Новгород и ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» г. Нижний Новгород, на период с 01 января 2021 года по 31 декабря 2021 года составляют:

С 01 января 2021 года по 30 июня 2021 года двухставочный тариф: ставка за содержание электрических сетей руб./МВт мес. – 133 538,32, ставка на оплату технологического расхода (потерь) руб./МВт мес. – 0; одноставочный тариф руб./МВт мес. – 0,64970;

С 01 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года двухставочный тариф: ставка за содержание электрических сетей руб./МВт мес. – 133 538,32, ставка на оплату технологического расхода (потерь) руб./МВт мес. – 0; одноставочный тариф руб./МВт мес. – 0,64970.

28 мая 2021 года состоялось заседание Правления региональной службы по тарифам Нижегородской области, на котором рассматривался вопрос о внесении изменений в решение региональной службой по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2020 года №54/12 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «Энерго Плюс» (ИНН [номер]), г. Нижний Новгород, и ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (ИНН [номер]), г.Нижний Новгород»

Как следует из протокола заседания Правления региональной службы по тарифам Нижегородской области от 28 мая 2021 года №16 во исполнение приказа ФАС России от 23 апреля 2021 года №391/21 «Об отмене решения региональной службой по тарифам Нижегородской области от 25 декабря 2020 года №56/3 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Нижегородской области на 2021 год», в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановлением правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», приказом ФАС России от 19 июня 2018 года №834/18 «Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов» и на основании рассмотрения расчетных и обосновывающих материалов, представленных ООО «Энерго Плюс» (ИНН 5261113632), г. Нижний Новгород, экспертного заключения рег. №в-1065 от 10 декабря 2020 года, дополнительного экспертного заключения №в-105 от 25 мая 2021 года, протокола заседания правления региональной службы по тарифам Нижегородской области №54 от 18 декабря 2020 года, было принято решение о внесении в решение региональной службой по тарифам Нижегородской области от 25 декабря 2020 года №56/3 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Нижегородской области на 2021 год» изменений, заменив в таблице приложения №1 к решению цифры «306,47» цифрой «0», цифры «0,95617» цифрами «0,64970», цифры «322,18» цифрой «0», цифры «0,97188» цифрами «0,64970».

Таким образом, на основании рассмотренных расчетных и обосновывающих материалов, представленных ООО «Энерго Плюс», Экспертного заключения №[номер] от [дата], дополнительного Экспертного заключения №[номер] от [дата] принято решение РСТ от 28 мая 20221 года №16/31, которым установлены и введены в действие на период регулирования с 01 января 2021 года по 31 декабря 2021 года включительно индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «Энерго Плюс» и ПАО «МРСК Центра и Приволжья», на территории Нижегородской области.

С 01 января 2021 года по 30 июня 2021 года двухставочный тариф: ставка за содержание электрических сетей руб./МВт мес. – 133 538,32, ставка на оплату технологического расхода (потерь) руб./МВт мес. – 0; одноставочный тариф руб./МВт мес. – 0,64970;

С 01 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года двухставочный тариф: ставка за содержание электрических сетей руб./МВт мес. – 133 538,32, ставка на оплату технологического расхода (потерь) руб./МВт мес. – 0; одноставочный тариф руб./МВт мес. – 0,64970.

Таким образом, при корректировке необходимой валовой выручке, оформленной вышеуказанным решением, тарифным органом исключены из необходимой валовой выручки заявителя на 2021 год затраты в совокупном размере 2 189 160 рублей 13 копеек (без НДС).

В соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования расчетный объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого ФАС России сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации.

Формирование прогнозного баланса, а также внесение в него изменений и уточнений осуществляются в соответствии с разделом 5 Основ ценообразования и Порядком формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 12.04.2012 года №53-э/1.

В соответствии с пунктом 7 Порядка при формировании сводного прогнозного баланса в целом по Единой энергетической системы России учитываются, в том числе объемы нормативных потерь электрической энергии, отраженные по всем сетевым организациям.

Пунктом 60 Основ ценообразования установлено, что при формировании прогнозного баланса для территориальных сетевых организаций используется величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) на соответствующий период регулирования, определяемая с учетом данных, предоставленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, исходя из динамики фактических потерь электрической энергии и величин, учтенных в сводных прогнозных балансах производства и поставок электрической энергии (мощности) предшествующих периодов регулирования, а также исходя из темпов их снижения, предусмотренных программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности соответствующей территориальной сетевой организации.

В настоящем случае учет органом регулирования величины потерь электрической энергии соответствующих территориальных сетевых организаций привел к тому, что суммарная величина потерь в сетях территориальных сетевых организаций Нижегородской области, отраженная в Приказе №56/3 и учтенная при установлении тарифов на 2021 год, составила 1 561,648 млн. кВт*ч, в то время как Сводным прогнозным балансом на 2021 год величина потерь электрической энергии в электрических сетях Нижегородской области на 2021 год утверждена в размере 1 546,274 млн. кВт*ч.

Из вышеизложенного следует, что единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год, утвержденные решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 25 декабря 2020 года №56/3, установлены в нарушении действующего законодательства в сфере электроэнергетике.

Данные выводы нашли свое подтверждение во вступившем в законную силу решении Арбитражного суда города Москвы от 14 декабря 2021 года, которым в удовлетворении заявления ООО «Энерго Плюс» об оспаривании приказа ФАС России №391/21 от 23 апреля 2021 года «Об отмене решения Региональной служба по тарифам Нижегородской области» было отказано (л.д.99-105, 106-112, т.2).

Во исполнение приказа Федеральной антимонопольной службы от 23 апреля 2021 года №391/21 было принято решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 28 мая 2021 года №16/31 «О внесении изменений в решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2020 года №54/12 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между обществом с ограниченной ответственностью «Энерго Плюс» и публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья».

Принимая во внимание вышеизложенное, а также тот факт, что приказом ФАС от 23 апреля 2021 года №391/21 решение РСТ от 25 декабря 2020 года №576/3 было отменено и тарифный орган возложена обязанность по устранению выявленных нарушений, решение региональной службы по тарифам Нижегородской области, оформленное оспариваемым нормативным правовым актом, вынесено в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования в отношении организаций, расходы которых впервые учитываются при утверждении в установленном порядке цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, осуществление регулирования в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций, в том числе с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, не допускается.

Тарифы для ООО «Энерго Плюс» как для впервые регулируемой организации были установлены с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике одним из основных принципов, который должен быть соблюден при государственном регулировании (цен) тарифов, является учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).

Согласно пункту 39 Основ ценообразования результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности сетевых организаций учитываются при определении ежегодной корректировки валовой выручки.

При изменении метода регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности сетевых организаций результаты деятельности регулируемой организации за предыдущие годы до изменения метода регулирования тарифов учитываются при определении ежегодной корректировки валовой выручки в порядке, предусмотренном теми методическими указаниями, в соответствии с которыми была установлена необходимая валовая выручка на соответствующий год.

Согласно абзацу девятнадцатому пункта 38 Основ ценообразования на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.

Основами ценообразования предусмотрено, что в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 данного документа. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды (абзац двадцатый пункта 38).

В соответствии с абзацем десятым пункта 7 Основ ценообразования в случае, если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования, если иное не установлено названым документом. К экономически обоснованным расходам в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала).

Таким образом, учитывая положения пунктов 7, 39 Основ ценообразования, экономически обоснованные расходы на оплату потерь, недополученные Обществом в 2021 году, могут быть учтены органом регулирования в составе необходимой валовой выручке Общества на следующий период регулирования.

При этом, суд учитывает, что расходы административного истца на оплату потерь в электрических сетях на текущий период регулирования (2022 год) учтены РСТ Нижегородской области в размере 5 406,97 тыс.руб. (1,568 млн. кВт.ч).

Административный истце обратился в тарифный орган с заявлением о корректировке тарифов на очередной 2023 год, в котором заявил плановые расходы на оплату потерь в 2023 году в размере 7 152,93 тыс.руб (1,9648 млн. кВт.ч.), а также в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования – выпадающие доходы, связанные с оплатой потерь в период с июня по декабрь 2021 года включительно, в размере 3 871,04 тыс.руб.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах в удовлетворении административного искового заявления ООО «Энерго Плюс» о признании недействующим решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 28 мая 2021 года №16/31 «О внесении изменений в решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2020 года №54/12 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между обществом с ограниченной ответственностью «Энерго Плюс» и публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» по настоящему административному делу должно быть отказано в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Энерго Плюс» отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья областного суда В.Н. Нуждин

Решение в окончательной форме принято 21 сентября 2022 года.

Судья областного суда В.Н. Нуждин