ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-462/18 от 24.09.2018 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

3а-462/2018 010а

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Красноярск

24 сентября 2018 года

Красноярский краевой суд в составе:

судьи Красноярского краевого суда Пашковского Д.И.

при секретаре Анеховой Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 о признании недействующими решений Абанского районного Совета депутатов Красноярского края от 16.05.2018 N 35-245Р "О внесении изменений в Регламент Абанского районного Совета депутатов" и от 16.05.2018 N 35-246Р "О внесении изменений в Положение о постоянных комиссиях Абанского районного Совета депутатов"

установил:

16.05.2018 состоялась 35 сессия Абанского районного Совета депутатов Красноярского края, на которой среди прочих были приняты решения N 35-245Р "О внесении изменений в Регламент Абанского районного Совета депутатов", а также N 35-246Р "О внесении изменений в Положение о постоянных комиссиях Абанского районного Совета депутатов".

Депутаты Абанского районного Совета депутатов пятого созыва ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 (далее административные истцы) обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просили признать недействующим с даты принятия, решения Абанского районного Совета депутатов Красноярского края от 16.05.2018 N 35-245Р "О внесении изменений в Регламент Абанского районного Совета депутатов", а также N 35-246Р "О внесении изменений в Положение о постоянных комиссиях Абанского районного Совета депутатов".

В обоснование административного искового заявления административные истцы указывают на то, что оспариваемые акты приняты в нарушение Устава Абанского района Красноярского края и Регламента работы Абанского районного Совета депутатов, соблюдение которых является обязательным для депутатов Абанского районного Совета депутатов, должностных лиц и рабочих органов районного Совета, субъектов правотворческой инициативы, а также лиц, принимающих участие в работе районного Совета и его органов, оспариваемые решения Совета депутатов являются незаконными, так как приняты с существенным нарушением установленной процедуры, а именно проекты оспариваемых актов на постоянных комиссиях не обсуждались, в предварительную повестку сессии включены не были, оспариваемые решения принимались в нарушение установленных Регламентом сроков рассмотрения таких вопросов. Нарушение своих прав принятыми актами связывают с тем, что согласно внесенным изменениям, депутат может быть членом только одной постоянной комиссии, а не двух как это было ранее, тем самым истцы как депутаты лишены возможности отстаивания интересов избирателей при подготовке и обсуждении вопросов выносимых на заседание сессии, вносить предложения, высказывать возражения, замечания, делать заявления и голосовать за принятие решений.

В судебном заседании административные истцы не явились. О времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом. Суд посчитал возможным в соответствии с положениями ч. 4 ст. 247 КАС РФ рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель Абанского районного Совета депутатов Красноярского края ФИО6 действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях.

Прокурор Назаркин В.П. в своем заключении полагал административный иск не подлежащим удовлетворению.

Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора и судебные прения, Красноярский краевой суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1, 3 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования входит в структуру органов местного самоуправления. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

В соответствие со ст. 35 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.

Деятельность представительного органа муниципального образования Абанского районного Совета депутатов кроме Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", регламентируется Уставом Абанского района Красноярского края (утвержденным решением Абанского районного Совета депутатов Красноярского края от 30.01.2015 N 8-50Р (далее Устав муниципального образования), принятыми в соответствии с Уставом муниципального образования Регламентом Абанского районного совета депутатов, утвержденным решением Абанского районного Совета депутатов Красноярского края от 01.02.2017 N 26-190Р (далее Регламент), Положением о постоянных комиссиях Абанского районного Совета депутатов, утвержденным Решением Абанского районного Совета депутатов Красноярского края от 25.05.2011 N 13-101Р (далее Положение о комиссиях).

Согласно п. 1 ст. 20 Устава Абанского района Красноярского края, районный Совет - представительный орган местного самоуправления, обладающий правами представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории района.

Районный Совет состоит из 30 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 (пять) лет (п. 2 ст. 20 Устава Абанского района Красноярского края).

В силу ст. 33 Устава Абанского района Красноярского края районный Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Красноярского края, Уставом Абанского района, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Абанского района, решение об удалении Главы района в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности районного Совета и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Красноярского края, Уставом Абанского района. Решения районного Совета принимаются открытым или тайным голосованием. Решения районного Совета, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории района, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов районного Совета, если иное не установлено Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Решения по процедурным вопросам принимаются простым большинством голосов присутствующих депутатов. Нормативные решения районного Совета в течение 10 дней с момента их принятия направляются Главе района для подписания и обнародования. Глава района в течение 10 дней с момента поступления к нему решения подписывает и обнародует решение. Глава района имеет право отклонить нормативное решение районного Совета, в этом случае решение в течение 10 дней возвращается в районный Совет с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Районный Совет рассматривает возвращенное Главой района решение на ближайшей сессии. Если при повторном рассмотрении решение будет одобрено в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов районного Совета, оно подлежит подписанию Главой района в течение семи дней и обнародованию. Решения районного Совета, кроме указанных в пункте 6 настоящей статьи, вступают в силу после подписания, если иное не указано в решении, и обязательны для исполнения всеми органами и должностными лицами местного самоуправления, юридическими лицами, расположенными на территории района, независимо от их организационно-правовых форм, а также гражданами.

Порядок и организация работы районного Совета регулируются Регламентом районного Совета, утверждаемым решением районного Совета (п. 8 ст. 20 Устава Абанского района Красноярского края).

В ст. 15 Регламента Абанского районного Совета депутатов (далее Регламент) закреплено, что районный Совет принимает решения в коллегиальном порядке. Организационной формой районного Совета являются сессии (заседания). Сессия может состоять из одного или нескольких заседаний.

Сессия районного Совета не может считаться правомочной, если на ней присутствует менее двух третей от установленного численного состава депутатов районного Совета.

Сообщение о месте и времени проведения очередных сессий районного Совета, а также предварительная повестка дня публикуются в местных средствах массовой информации председателем районного Совета не позднее чем за 7 дней до ее открытия (п. 6 ст. 16 Регламента).

В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Регламента, председателю районного Совета, депутатам районного Совета предоставлено право включить в проект повестки дня заседания дополнительные вопросы или исключить некоторые вопросы. Не включенные в предлагаемую повестку дня вопросы могут быть в нее включены протокольным решением районного Совета при условии, что они являются подготовленными для рассмотрения на заседании в соответствии с настоящим Регламентом.

Статьей 34 Регламента установлено, что проекты решений районного Совета, подлежащие рассмотрению, представляются в районный Совет не позднее чем за десять рабочих дней до заседания, на котором предполагается их рассмотрение.

Проект районного бюджета на очередной финансовый год подлежит внесению в сроки, установленные положением о бюджетном процессе в Абанском районе.

Проекты решений, которые должны быть вынесены на публичные слушания, вносятся в районный Совет с учетом требований положения о публичных слушаниях в Абанском районе.

В случаях, требующих незамедлительного правового регулирования по важнейшим вопросам районного значения, проект решения может быть внесен в районный Совет в качестве срочного председателем районного Совета. Проекты решений, вносимые в качестве срочных, подлежат рассмотрению на очередном заседании районного Совета при условии их внесения в районный Совет не позднее чем за три рабочих дня до даты проведения заседания.

Проекты решений, посредством которых вносятся изменения в Устав Абанского района Красноярского края, утверждается бюджет района, изменяется административно-территориальное устройство Абанского района, не могут вноситься в качестве срочных.

Подготовленный проект решения визируется инициатором проекта на листе согласования и представляется в аппарат районного Совета не позднее чем за 5 дней до даты проведения заседания соответствующей постоянной комиссией.

Если проект решения представлен с нарушением правил, установленных Регламентом Абанского районного Совета депутатов, он может быть возвращен инициатору проекта.

В силу положений статьи 35 Регламента Абанского районного Совета депутатов, председатель районного Совета определяет одну из постоянных комиссий районного Совета, в соответствии с направлениями их деятельности, ответственной за подготовку проекта решения к рассмотрению районным Советом, направляет проекты решений, внесенные субъектами правотворческой инициативы, в ответственную комиссию. Проекты решений, затрагивающие доходы и (или) расходы районного бюджета, вопросы использования муниципального имущества, направляются также в контрольно-счетный орган Абанского района. Проекты решений могут также быть направлены председателем районного Совета для рассмотрения в постоянные комиссии, не являющиеся ответственными за подготовку проекта решения к рассмотрению районным Советом. Проекты решений направляются в прокуратуру Абанского района в течение пяти дней со дня внесения проекта в районный Совет. Проекты решений, вносимые в качестве срочных, подлежат направлению в прокуратуру района в день внесения проекта в районный Совет. Заместитель председателя районного Совета, сотрудники аппарата районного Совета несут ответственность за своевременное направление проекта в прокуратуру Абанского района. Поступившие замечания прокурора Абанского района подлежат рассмотрению на заседании ответственной комиссии при обсуждении проекта решения.

Решения принятые постоянными комиссиями по проекту решения, в том числе и по проекту нормативно правового акта, носят для районного Совета депутатов рекомендательный характер.

Согласно п. 7 ст. 37 Регламента решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Абанского района, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов районного Совета.

Таким образом, приведенные выше нормы не исключают возможность рассмотрения вопросов (не указанных в п. 2 ст. 34 Регламента) районным Советом, без соблюдения процедуры установленной в ст. 35 Регламента.

Как следует из материалов административного дела, 16.04.2014 был сформирован Абанский районный Совет депутатов из 30 депутатов сроком на 5 лет.

27.04.2018 в печатном средстве массовой информации общественно-политической газете Абанского района Красноярского края «Красное знамя» № 17 было размещено сообщение о проведение очередной сессии Абанского районного Совета депутатов с опубликованием повестки 35 сессии Абанского районного Совета депутатов Красноярского края, назначенной на 16.05.2018.

03.05.2018 все депутаты Абанского районного Совета депутатов Красноярского края были уведомлены по электронной почте и в телефонном режиме о заседании постоянной комиссии по законности и правопорядку Абанского районного Совета депутатов Красноярского края назначенного на 14.05.2018. Проекты рассматриваемых на комиссии вопросов были направлены депутатом по электронной почте 11.05.2018.

14.05.2018 на рассмотрение постоянной комиссии по законности и правопорядку Абанского районного Совета депутатов Красноярского края были внесены проекты 4 решений, в том числе "О внесении изменений в Регламент Абанского районного Совета депутатов" (3 вопрос) и "О внесении изменений в Положение о постоянных комиссиях Абанского районного Совета депутатов" (4 вопрос), было принято решение рекомендовать их включить в проект повестки дня заседания 35 сессии Абанского районного Совета депутатов Красноярского края назначенного на 16.05.2018, за что проголосовало 8 из 8 присутствующих депутатов (т. 1 л.д. 119).

16.05.2018 состоялась 35 очередная сессия Абанского районного Совета депутатов Красноярского края.

Согласно протокола 35 очередной сессии Абанского районного Совета депутатов Красноярского края от 16.05.2018, на сессии присутствовало 25 из 30 депутатов, то есть заседание сессии проводилось в правомочном составе.

Председатель Абанского районного Совета депутатов Красноярского края внес на утверждение депутатами для рассмотрения на 35 очередной сессии повестку, в которой в числе прочих вопросов были включены так же вопросы «О внесении изменений в Регламент Абанского районного Совета депутатов" (5 вопрос) и "О внесении изменений в Положение о постоянных комиссиях Абанского районного Совета депутатов" (6 вопрос), голосовало: "за" - 19, "против" - 3, "воздержались" – 0, "не голосовали" – 3), (т. 1, л.д. 114-118) из чего следует, что повестка депутатами была утверждена.

16.05.2018 на заседании 35 очередной сессии Абанского районного Совета депутатов Красноярского края большинством голосов были приняты нормативно правовые акты: - решение N 35-245Р "О внесении изменений в Регламент Абанского районного Совета депутатов" (пятый вопрос "за" - 19, "против" - 3, "воздержались" - 0, "не голосовали" - 3), решение N 35-246Р "О внесении изменений в Положение о постоянных комиссиях Абанского районного Совета депутатов" (шестой вопрос "за" - 19, "против" - 4, "воздержались" – 0, "не голосовали" – 2).

Решения Абанского районного Совета депутатов Красноярского края N 35-245Р и N 35-246Р опубликованы в специальном выпуске газеты "Красное знамя" N 21 (72091) от 25.05.2018 и N 20 (72090) от 18.05.2018 соответственно.

Указанное подтверждается материалами административного дела и не оспаривается сторонами.

При таких обстоятельствах, вопреки утверждению административных истцов, суд не усматривает нарушений требований Устава Абанского района Красноярского края и Регламента работы Абанского районного Совета депутатов при принятии Абанским районным Советом депутатов Красноярского края оспариваемых решений.

О нарушениях федерального законодательства при принятии оспариваемых нормативных правовых актов административными истцами не указано, также не указано на их противоречие закону, имеющему большую силу.

Таких нарушений не установлено и судом.

Доводы административных истцов о нарушении их прав оспариваемыми решениями, как ограничивающих возможность одновременно быть членами нескольких депутатских комиссий без приведения конкретных норм права запрещающих такое ограничение, не могут являться основанием для признания этих актов не действующими. Административные истцы как депутаты не лишены возможности поставить перед Абанским районным Советом депутатов Красноярского края вопрос о внесении изменений в действующий Регламент в части ограничения участия депутата только в одной депутатской комиссии.

Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах компетенции представительного органа муниципального образования с соблюдением процедуры принятия и требований к их форме, содержанию и опубликованию, соответствуют действующему законодательству и права административных истцов не нарушают.

В соответствии с ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 о признании недействующими решений Абанского районного Совета депутатов Красноярского края от 16.05.2018 N 35-245Р "О внесении изменений в Регламент Абанского районного Совета депутатов" и от 16.05.2018 N 35-246Р "О внесении изменений в Положение о постоянных комиссиях Абанского районного Совета депутатов" – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда

Д.И. Пашковский