Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 23 июля 2019 года г. Красногорск Московская область Московский областной суд в составе: председательствующего - судьи Терещенко А.А. при секретаре Аррыковой Л.Д., с участием прокурора Ганцевой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-463/19 по административному исковому заявлению ФИО1 о признании не действующей со дня принятия Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25 марта 2016 года № 230/8 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области», в части планируемого размещения на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> автомобильной дороги «Пятницкое шоссе». установил: ФИО1 обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующей со дня принятия Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016г. № 230/8, в части планируемого размещения на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> автомобильной дороги «Пятницкое шоссе». В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1 200 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты> 06 декабря 2018 года административным истцом через Портал государственных услуг подано уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилого дома. 12 декабря 2018 года администрация Солнечногорского муниципального района Московской области выдала уведомление о несоответствии параметров, указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке в связи с нахождением спорного земельного участка в зоне планируемого размещения автомобильной дороги «Пятницкое шоссе». Административный истец считает, что Схемой нарушаются его права как собственника земельного участка по пользованию и распоряжению принадлежащим имуществом. Планируемое размещение автомобильной дороги установлено без учета существующих прав собственности на земельный участок. Представитель Правительства Московской области не согласилась с требованиями, заявленными ФИО1 Пояснила, что Схема территориального планирования соответствует законодательству, утверждена постановлением Правительства Московской области в пределах полномочий и не нарушает права и законные интересы административного истца. В соответствии с подпунктом 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов утверждения схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждения документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования, осуществления государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с частями 1, 2 статьи 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования субъекта Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации. Подготовка схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации может осуществляться применительно ко всей территории субъекта Российской Федерации или к ее частям. Статьёй 9 Закона Московской области № 36/2007-ОЗ «О генеральном плане развития Московской области» установлено, что подготовка документов территориального планирования Московской области осуществляется в составе следующих схем: схемы территориального планирования Московской области - основные положения градостроительного развития; схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области. Частью 1 статьи 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что схема территориального планирования субъекта Российской Федерации, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утверждённой Постановлением Правительства Московской области от 25 марта 2016 года предусмотрено строительство автомобильной дороги регионального значения - Пятницкое шоссе, протяжённостью 17,1 км в границах городского округа Солнечногорск по параметрам: I категория, 4 полосы движения, ширина полосы отвода 65 м. По информации Мособлархитектуры часть земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположена в зоне планируемого размещения линейного объекта регионального значения. Зоны планируемого размещения объектов транспортной инфраструктуры установлены Схемой территориального планирования для обеспечения развития и строительства объектов регионального значения и являются ограничением пользования территории в градостроительной деятельности до установления красных линий линейного объекта документацией по планировке территории, утверждаемой Правительством Московской области. В соответствии со статьёй 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация документов территориального планирования осуществляется путём разработки документации по планировке территории. Схема территориального планирования согласована всеми органами местного самоуправления Московской области в части возможного влияния планируемых для размещения объектов регионального значения на социально-экономическое развитие муниципальных образований и возможного негативного воздействия таких объектов. По информации государственного унитарного предприятия Московской области «НИиПИ градостроительства» в соответствии с принятыми решениями земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> не входит в зону планируемого размещения Пятницкого шоссе. Представитель Мособлархитектуры возражала против заявленных требований. Пояснила, что Постановлением Правительства Московской области от 23.04.2019г. № 225/12 «О внесении изменений в Схему территориального планирования транспортного обслуживания Московской области» были внесены изменения в Схему территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, изменения коснулись в том числе и автомобильной дороги регионального значения «Пятницкое шоссе» (номер участка 32007419). Изменены планируемые характеристики автомобильной дороги «Пятницкое шоссе», а именно: протяженность 16.33 км, I категория, 4-е полосы движения, ширина полосы отвода 65 м, ширина зоны планируемого размещения линейного объекта 200 м. Земельный участок административного истца с кадастровым номером <данные изъяты> расположен за пределами зоны планируемого размещения линейного объекта, в связи с чем, доводы истца о нарушении прав не подтверждаются. По мнению прокурора, заявленные требования не подлежат удовлетворению. Права административного истца, оспариваемым нормативным актом, не нарушаются, оспариваемое постановление Правительства Московской области, принято в порядке установленном законом. Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав представленные доказательства, оценив положения постановлением Правительства Московской области от 25 марта 2016 года № 230/8 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области», суд приходит к следующему. Оспариваемым постановлением Правительства Московской области от 25 марта 2016 года № 230/8 утверждена Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области. Подпунктом 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов утверждения схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждения документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования, осуществления государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области утверждена уполномоченным органом в установленной форме. Постановление от 25.03.2016 № 230/8 опубликовано на официальном интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru 25.03.2016г., а также в периодических изданиях «Ежедневные Новости. Подмосковье» от 22.04.2016г. № 72, «Ежедневные Новости. Подмосковье» 26.04.2016г. № 74, «Информационный вестник Правительства Московской области» от 28.07.2016г. № 10. В целях повышения уровня транспортного обслуживания муниципальных образований Московской области, Схемой предусмотрены мероприятия по строительству объекта транспортной инфраструктуры регионального значения – автомобильной дороги регионального значения «Пятницкое шоссе» (номер участка 32007419) протяженностью 17,1 км в границах городского округа Солнечногорск, I категории, с 4 полосами движения, шириной полосы отвода 65 м, шириной зоны планируемого размещения линейного объекта 400 м. В соответствии со Схемой земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> частично расположен в зоне планируемого размещения линейного объекта регионального значения. Как следует из части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. К документам территориального планирования относятся схемы территориального планирования Российской Федерации; схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации. В соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Градостроительного кодекса РФ схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся в том числе к области транспорта (железнодорожного, водного, воздушного транспорта), автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; В положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования субъекта Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов регионального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (часть 3 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ). Схемой территориального планирования определяется стратегия градостроительного развития, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем, при этом территориальное планирование должно обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки, что согласуется с положениями статей 2, 9 и 15 Градостроительного кодекса РФ. С учетом необходимости развития территорий задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 26 Градостроительного кодекса РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории. Согласно ответа ГУП МО «НИиПИ градостроительства» от 13 марта 2019 года (Л.Д. 316) институт в соответствии с государственным контрактом разрабатывает проект планировки территории для строительства автомобильной дороги регионального значения «Пятницкое шоссе». В соответствии с проектом ППТ спорный участок не входит в зону планируемого размещения для строительства автомобильной дороги «Пятницкое шоссе». Постановлением Правительства Московской области от 23.04.2019г. № 225/12 «О внесении изменений в Схему территориального планирования транспортного обслуживания Московской области» были внесены изменения в Схему территориального планирования транспортного обслуживания Московской области. Изменены планируемые характеристики автомобильной дороги «Пятницкое шоссе», а именно: протяженность 16.33 км, I категория, 4-е полосы движения, ширина полосы отвода 65 м, ширина зоны планируемого размещения линейного объекта 200 м. Земельный участок административного истца с кадастровым номером <данные изъяты> расположен за пределами зоны планируемого размещения автомобильной дороги «Пятницкое шоссе». Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца. С учетом изложенного, административное исковое заявление ФИО1 удовлетворению не подлежит. Руководствуясь статьями 175-178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Р Е Ш И Л : административное исковое заявление ФИО1 о признании не действующей со дня принятия Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25 марта 2016 года № 230/8 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области», в части планируемого размещения на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> автомобильной дороги «Пятницкое шоссе», оставить без удовлетворения. На решение могут быть принесены апелляционная жалоба и апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы, представления через Московский областной суд. Судья Терещенко А.А. |