ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-464/17 от 17.10.2017 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело №3а-464/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 октября 2017 года

Владимирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Кирюшиной О.А.,

при секретаре Мухиной С.С.,

с участием прокурора Денисова А.А.,

представителей административного истца ООО «Профинвестстрой» по доверенностям ФИО1, ФИО2,

представителей административного ответчика Совета народных депутатов поселка Ставрово Собинского района Владимирской области по доверенности ФИО3, ФИО4, ФИО5,

представителя заинтересованного лица администрации поселка Ставрово Собинского района Владимирской области по доверенности ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Профинвестстрой» о признании недействующими в части приложений №1.1 и №1.2 к Правилам землепользования и застройки муниципального образования поселок Ставрово, утвержденным решением Совета народных депутатов поселка Ставрово Собинского района Владимирской от 25 декабря 2009 года №71/523 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования поселок Ставрово» (в редакции решения от 30 июня 2017 года №7/37),

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью (далее по тексту – ООО) «Профинвестстрой» обратилось в суд с административным исковым заявлением (уточненным в ходе рассмотрения дела) о признании недействующими Приложения №1.1 «Карты градостроительного зонирования» и Приложения №1.2 «Карты зон с особыми условиями использования территории» к Правилам землепользования и застройки муниципального образования поселок Ставрово, утвержденным решением Совета народных депутатов поселка Ставрово Владимирской области от 25 декабря 2009 года №71/523 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования поселок Ставрово» (в редакции решения от 30 июня 2017 года №7/37) в части установления территориальной зоны Ж-1 в отношении земельного участка с кадастровым номером **** с момента вступления решения суда в законную силу

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что **** года приобрел в собственность земельный участок с кадастровым номером ****, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – ****. В ходе реализации инвестиционного проекта и планов по развитию поселка Ставрово Владимирской области, данный земельный участок в соответствии с Постановлением Губернатора Владимирской области и решением Совета народных депутатов от 29 февраля 2012 года №102/743 «Об утверждении корректировки генерального плана с разработкой схемы функционального зонирования территории поселка Ставрово Собинского района Владимирской области» был включен в границы населенного пункта и границы функциональной зоны промышленные предприятия и коммунально-складские объекты 3 класса санитарной классификации с определением границы его санитарно-защитной зоны. В связи с чем, решением Совета народных депутатов поселка Ставрово от 28 июня 2012 года №108/767 «О внесении изменений и дополнений в приложение к решению Совета народных депутатов поселка Ставрово от 25 декабря 2009 года №71/523 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования поселок Ставрово» земельный участок был включен в градостроительную зону ПК-1 (зона производственных объектов 3 класса). Соответствующие сведения об изменения границы поселка Ставрово и об изменении категории земель внесены в ГКН 25 декабря 2012 года. 30 июня 2017 года решением Совета народных депутатов №7/37 в Правила землепользования и застройки были внесены изменения, в соответствии с которыми спорный земельный участок стал относиться к зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), а также исключена санитарно-защитная зона радиусом 300 метров. Полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит требованиям части 3 статьи 9, части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации и положениям Генерального плана поселка Ставрово, допускает неоднозначное толкование, создает неопределенность в его применении и ограничивает право собственности, препятствует реализации инвестиционного проекта, в частности, строительству завода по производству кирпичей.

Представители административного истца ООО «Профинвестстрой» по доверенностям ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержали по указанным выше основаниям, дополнительно пояснив, что соответствующие изменения в Генеральный план поселка Ставрово не внесены до настоящего времени. Кроме того, в октябре 2017 года Департамент природопользования и охраны окружающей среды, Департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области отказали в согласовании подготовленных изменений в Генеральный план, в том числе и по причине их противоречия инвестиционному соглашению о строительстве кирпичного завода.

Представители административного ответчика Совета народных депутатов поселка Ставрово Собинского района Владимирской области по доверенности ФИО3, ФИО4, ФИО5, заинтересованного лица администрации поселка Ставрово Собинского района Владимирской области по доверенности ФИО5, административное исковое заявление полагали необоснованным, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит действующему федеральному законодательству, принят в пределах предоставленных Совету народных депутатов города Владимира полномочий, не нарушает прав и законных интересов административного истца, который до настоящего времени не приступил к реализации инвестиционного проекта, внесение соответствующих изменений в Генеральный план поселка Ставрово задерживается по причине длительности процедуры согласования.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего заявление необоснованным, суд находит административное исковое заявление ООО «Профинвестстрой» подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами «в», «д», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 названного Кодекса к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относится, в том числе утверждение правил землепользования и застройки.

Частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки призваны не только обеспечивать права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.

По смыслу частей 3 и 9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. При этом орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; определенных настоящим Кодексом территориальных зон; сложившейся планировки территории и существующего землепользования; планируемых изменений границ земель различных категорий; предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках; историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.

Согласно статье 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.

Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:

1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений;

2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (часть 2).

Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации (часть 4).

Анализируя вышеуказанные правовые нормы, суд приходит к выводу, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны. Таким образом, законом закреплен принцип первичности генерального плана поселения, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территории и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе картографическому материалу, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.

Судом установлено, что на основании решения единственного участника ООО «Профинвестстрой» от **** года и акта приема-передачи от **** года, ООО «Профинвестстрой» приобрел в собственность земельный участок с кадастровым номером ****, расположенный по адресу: ****, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – ****, о чем **** года в Едином государственном реестре недвижимости произведена соответствующая запись №**** (т.1 л.д. 18).

В ходе проведенной работы в период с 2009 по 2011 годы Рабочей группой по модернизации моногородов при Правительственной комиссии по экономическому развитию было принято решение о включении поселка Ставрово в перечень моногородов с возможностью предоставления мер государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, в том числе и на реализацию ООО «Профинвестстрой» проекта строительства кирпичного завода на земельном участке с кадастровым номером **** (т.1 л.д. 30-33).

25 декабря 2009 года Советом народных депутатов поселка Ставрово Собинского района Владимирской области принято решение №71/523 «Об утверждении «Правил землепользования и застройки муниципального образования поселок Ставрово» (т.2 л.д.14-62).

29 февраля 2012 года решением Совета народных депутатов поселка Ставрово Собинского района Владимирской области №102/743 «Об утверждении корректировки генерального плана с разработкой схемы функционального зонирования территории поселка Ставрово Собинского района Владимирской области» утверждена корректировка Генерального плана поселения и схема функционального зонирования его территории, согласно которым земельный участок с кадастровым номером **** включен в границы населенного пункта и в границы функциональной зоны «промышленные предприятия и коммунально-складские объекты 3 класса санитарной классификации. При этом вид разрешенного использования данного земельного участка остался прежним – «для ведения сельскохозяйственного производства».

28 июня 2012 года решением вышеназванного Совета народных депутатов №108/767 в Правила землепользования и застройки, включающие Карты градостроительного зонирования» (приложение №1.1) и Карты зон с особыми условиями использования территории (приложение 1.2), были внесены соответствующие изменения, в соответствии с которыми земельный участок с кадастровым номером ****, принадлежащий административному истцу, включен в градостроительную зону ПК-1 – «зона производственных объектов 3 класса», с организацией санитарно-защитных зон радиусом 300 метров (т.2 л.д.11-14).

На основании заявления ООО «Профинвестстрой» органом кадастрового учета 27 января 2017 года был избран вид разрешенного использования в соответствии с Картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки и ее градостроительным регламентом – промышленные предприятия и коммунально-складские объекты 3 класса санитарной классификации, предприятия, отдельные здания и сооружения с производством меньшего класса, относительно основного производства, производственные базы и складские помещения строительных и других предприятий, требующие большегрузного или железнодорожного транспорта, автотранспортные предприятия, автобусные парки, гаражи боксового типа, многоэтажные, подземные и наземные гаражи, автостоянки на отдельном земельном участке, гаражи и автостоянки для постоянного хранения грузовых автомобилей, станции технического обслуживания автомобилей, авторемонтные предприятия, объекты складского назначения, объекты технического и инженерного обеспечения предприятий, офисы, конторы, административные службы, отделения, участковые пункты милиции, автозаправочные станции, деревообрабатывающие предприятия (т.1 л.д.19-21).

14 июня 2017 года ООО «Профинвестстрой» уточнило избранный ранее вид разрешенного использования на «промышленные предприятия и коммунально-складские объекты 3 класса санитарной классификации» (решение об учете изменений объекта недвижимости от 16 июня 2017 года, т.2 л.д. 233-236)

В 2017 году на территории муниципального образования поселок Ставрово Собинского района Владимирской области были проведены публичные слушания по вопросу внесения изменений в Правила землепользования и застройки, в том числе изменения вида указанной административным истцом территориальной зоны.

Информация о публичных слушаниях опубликована в газете «Вестник Ставрово» от 27 апреля 2017 года, в газете «Доверие» от 26 мая 2017 года и 25 апреля 2017 размещена на официальном сайте органов местного самоуправления поселка Ставрово (т.2 л.д. 63-89).

В окончательной редакции решение Совета народных депутатов №7/37 от 30 июня 2017 года «О внесении изменений в приложение к решению Совета народных депутатов поселка Ставрово от 25 декабря 2009 года №71/523 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования поселок Ставрово» принято на заседании Совета народных депутатов (т.2 л.д.113-217).

Принятое решение размещено на официальном сайте органов местного самоуправления поселка Ставрово в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.stavrovo-info.ru и опубликовано в газете «Доверие» 04 июля 2017 года №51 (1122) (т.2 л.д.73-77,89).

Оспариваемый нормативный правовой акт принят Советом народных депутатов поселка Ставрово Собинского района Владимирской области в пределах полномочий, предоставленных представительному органу местного самоуправления действующим законодательством, с соблюдением предусмотренного законом порядок принятия, а также опубликования. Данные обстоятельства участниками процесса не оспаривались.

В соответствии с приложениями №1.1 «Карты градостроительного зонирования» и №1.2 «Карты зон с особыми условиями использования территории» к Правилам землепользования и застройки муниципального образования поселок Ставрово, в редакции решения Совета народных депутатов поселка Ставрово Владимирской области от 30 июня 2017 года №7/37, земельный участок с кадастровым номером **** стал относиться к зоне Ж-1 – «зона застройки индивидуальными жилыми домами», то есть было внесено изменение в территориальное зонирование.

Вместе с тем произведенная корректировка Правил землепользования и застройки муниципального образования поселок Ставрово в части, оспариваемой административным истцом, входит в противоречие с Генеральным планом данного муниципального образования (в редакции решения от 29 февраля 2012 года№102/743), в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером **** располагается в границах функциональной зоны «промышленные предприятия и коммунально-складские объекты 3 класса санитарной классификации».

Представленное суду заключение комиссии о результатах публичных слушаний от 29 июня 2017 года о подготовке проекта о внесении оспариваемых изменений в Правила застройки муниципального образования поселок Ставрово носит формальный характер, не содержит какой-либо мотивации.

Следовательно, при подготовке указанных изменений в Правила землепользования и застройки поселка Ставрово органом местного самоуправления в нарушение требований части 9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации не осуществлена проверка проекта изменений на соответствие требованиям генерального плана поселения. Отнесение зоны ПК-1 (зона производственных объектов 3 класса) к зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) осуществлено без учета функциональной зоны, в которой расположен спорный земельный участок, согласно Генеральному плану.

При этом доводы представителей административного ответчика и заинтересованного лица о том, что в генеральный план поселения подготовлены соответствующие изменения, которые в настоящее время проходят соответствующую процедуру согласования, не могут быть признаны судом как обоснованные, поскольку, как указывалось выше, действующим законодательством закреплен принцип первичности генерального плана поселения, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территории и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

Также из представленных в материалах дела писем Департамента природопользования и охраны окружающей среды, Департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области №**** от **** года и №**** от **** года следует, что проект изменений генерального плана поселок Ставрово не может быть согласован по причине его противоречия инвестиционному соглашению о строительстве кирпичного завода в Собинском районе Владимирской области.

Кроме того, противоречие оспариваемых положений Генеральному плану поселка Ставрово создает правовую неопределенность в применении оспариваемой нормы и реализации административным истцом права собственности на принадлежащие ему указанный выше земельный участок и объекты капитального строительства.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 15 июля 1999 года №11-П, от 11 ноября 2003 года №16-П, от 21 января 2010 года №1-П, правовая норма должна соответствовать принципу равенства всех перед законом и судом. При этом такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями.

Оспариваемые положения Правил землепользования и застройки не отвечают указанным критериям, поскольку отнесение спорного земельного участка на Карте градостроительного зонирования и Карте зон с особыми условиями использования территории к территориальной зоне Ж-1, в то время как в соответствии с Генеральным планом спорный земельный участок включен в границы функциональной зоны «промышленные предприятия и коммунально-складские объекты 3 класса санитарной классификации», допускает неоднозначное толкование содержания этих положений и носит неопределенный характер, создавая для правоприменителя необоснованную широту дискреционных полномочий, отсутствие или неполноту административных процедур.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что оспариваемая правовая норма принята без учета требований статей 31 и 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Довод административного ответчика и заинтересованного лица о том, что установление территориальной зоны Ж-1 не нарушает прав административного истца на использование земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования, поскольку последний не приступил к реализации инвестиционного проекта до настоящего времени, является несостоятельным, поскольку изменение территориальной зоны в отношении земельного участка с кадастровым номером **** с ПК-1, предусматривающей санитарную зону 300 метров, на зону Ж-1 ограничивает права ООО «Профинвестстрой», как собственника, на использование и дальнейшее развитие данного земельного участка в соответствии с разрешенным видом использования. Такое положение нарушает справедливое равновесие, которое должно поддерживаться между требованиями общего интереса с одной стороны и защиты права на уважение собственности – с другой.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые административным истцом Приложения №1.1 «Карты градостроительного зонирования» и №1.2 «Карты зон с особыми условиями использования территории» к Правилам землепользования и застройки муниципального образования поселок Ставрово, утвержденным решением Совета народных депутатов поселка Ставрово Владимирской области от 25 декабря 2009 года №71/523 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования поселок Ставрово» (в редакции решения от 30 июня 2017 года №7/37) в части установления территориальной зоны Ж-1 в отношении земельного участка с кадастровым номером **** противоречат вышеуказанным положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, имеющего большую юридическую силу, и нарушают права административного истца, как собственника земельного участка с кадастровым номером ****.

В связи с чем, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает его недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку до вынесения решения суда, оспариваемые положения действовали во времени и фактически применялись, на его основании были реализованы права граждан и организаций, суд полагает необходимым признать оспариваемый нормативный правовой акт недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, суд полагает требования административного истца о признании с момента вступления решения суда в законную силу недействующими Приложений №1.1 «Карты градостроительного зонирования» и №1.2 «Карты зон с особыми условиями использования территории» к Правилам землепользования и застройки муниципального образования поселок Ставрово, утвержденным решением Совета народных депутатов поселка Ставрово Владимирской области от 25 декабря 2009 года №71/523 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования поселок Ставрово» (в редакции решения от 30 июня 2017 года №7/37) в части установления территориальной зоны Ж-1 в отношении земельного участка с кадастровым номером **** подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на Совет народных депутатов поселка Ставрово Собинского района Владимирской области подлежит возложению обязанность опубликовать решение суда или сообщение о его принятие в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на его официальном сайте.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Профинвестстрой» – удовлетворить.

Признать недействующими Приложение №1.1 «Карты градостроительного зонирования» и Приложение №1.2 «Карты зон с особыми условиями использования территории» к Правилам землепользования и застройки муниципального образования поселок Ставрово, утвержденным решением Совета народных депутатов поселка Ставрово Владимирской области от 25 декабря 2009 года №71/523 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования поселок Ставрово» (в редакции решения от 30 июня 2017 года №7/37) в части установления территориальной зоны Ж-1 в отношении земельного участка с кадастровым номером **** с момента вступления решения суда в законную силу.

На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Административную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Владимирского областного суда О.А. Кирюшина

****