Дело №3а-466/2020
УИД 68OS0000-01-2020-000180-82
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 ноября 2020 года г. Тамбов
Тамбовский областной суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Деевой А.С.
с участием прокурора Гущиной А.А,
представителя административного истца по доверенности Сафронова С.А., представителей административных ответчиков Уваровского городского Совета народных депутатов Тамбовской области Милосердовой С.Н. и администрации г. Уварово Тамбовской области Сусловой Г.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Э.П.Ф.» о признании недействующим раздела 26 Приложения № 2 Решения Уваровского городского Совета народных депутатов Тамбовской области от 25 декабря 2018 года № 363 "Об «утверждении порядка определения размера арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа-город Уварово Тамбовской области, и утверждении расчёта арендной платы процентов от кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа – город Уварово Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Уварово Тамбовской области, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Решением Уваровского городского Совета народных депутатов № 363 от 25 декабря 2018 года «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа - город Уварово Тамбовской области, и утверждении для расчета арендной платы от кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа – город Уварово Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Уварово Тамбовской области» (далее по тексту – Решение Уваровского городского Совета народных депутатов № 363 от 25 декабря 2018 года), которое опубликовано на «Тамбовском областном портале» (www.top68.ru) 28 декабря 2018 г., в газете «Уваровская жизнь» от 26 декабря 2018 г. №52 (11602) утвержден порядок определения размера арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа – город Уварово Тамбовской области и утверждён расчёт арендной платы процентов от кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа – город Уварово Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Уварово Тамбовской области.
Согласно разделу 26 Приложения № 2 Решения Уваровского городского Совета народных депутатов Тамбовской области № 363 от 25 декабря 2018 года установлено 16 процентов от кадастровой стоимости для земель с видом разрешенного использования «Склады», находящихся на территории города Уварово.
Общество с ограниченной ответственностью «Э.П.Ф.» (далее по тексту ООО Э.П.Ф.) обратилось в Тамбовский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с даты его принятия раздела 26 Приложения № 2 Решения Уваровского городского Совета народных депутатов Тамбовской области № 363 от 25 декабря 2018 года, взыскании с администрации г. Уварово Тамбовской области излишне уплаченной суммы арендной платы, и взыскании в солидарном порядке с администрации г. Уварово Тамбовской области и Уваровского городского Совета народных депутатов судебных расходов в виде государственной пошлины 13 246 руб. и оплаты услуг представителя 20 000 руб.
Определением Тамбовского областного суда от 27 июля 2020 года административное исковое заявление ООО «Э.П.Ф.» возвращено в части требований о взыскании излишне уплаченной суммы арендной платы, в связи с неподсудностью спора Тамбовскому областному суду и возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 8 746 руб.
Обосновывая свои требования о признании нормативного правового акта незаконным, административный истец ссылался на то, что раздел 26 Приложения № 2 Решения Уваровского городского Совета народных депутатов Тамбовской области № 363 от 25 декабря 2018 года противоречит принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее по тексту решения – постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582), а именно принципу экономической обоснованности и принципу недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки.
В обоснование заявленных требований ООО «Э.П.Ф.» указало о том, что между ним и администрацией Уваровского района Тамбовской области заключен договор аренды № 25 от 26 июля 2017 года земельного участка с кадастровым номером 68:30:0004008:892, по которому начисляется ежегодная арендная плата на основании оспариваемого положения нормативного правового акта в размере 16 процентов от кадастровой стоимости участка.
По мнению административного истца, оспариваемое им положение Решения Уваровского городского Совета народных депутатов Тамбовской области № 363 от 25 декабря 2018 года необоснованно возлагает на него обязанность по оплате завышенной арендной платы.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Сафронов С.А. уточнил заявленные требования и просил признать недействующим оспариваемое положение нормативного правового акта по указанным выше основаниям с даты его принятия и взыскать в солидарном порядке с администрации г. Уварово Тамбовской области и Уваровского городского Совета народных депутатов судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 4500 руб., оставив прежними расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 руб. за составление административного искового заявления.
Представитель административных ответчиков Уваровского городского Совета народных депутатов Тамбовской области Милосердова С.Н. и администрации г. Уварово Тамбовской области Суслова Г.П. возражали против удовлетворения административного искового заявления, указав, что Решение Уваровского городского Совета народных депутатов Тамбовской области № 363 от 25 декабря 2018 года принято уполномоченным органом с соблюдением процедуры принятия нормативного правового акта, который соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Выслушав объяснения участников процесса, заслушав заключение прокурора Гущиной А.А., полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, допросив в качестве специалистов Корневу О.И. и Сутягина В.Ю., суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что между администрацией города Уварово и ООО «Э.П.Ф.» 26 июля 2017 года заключен договор аренды № 25 земельного участка, государственная собственность в отношении которого не разграничена, без проведения торгов.
Согласно условиям указанного договора, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду сроком на 3 года (с 20 июля 2017 года по 19 июля 2020 года) земельный участок с кадастровым номером 68:30:0004008:892, площадью 8 646 кв.м., расположенный по адресу: ***.
В соответствии с пунктом 3 подпунктом 3.2 вышеназванного договора аренды, размер арендной платы за землю устанавливается от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с порядком расчёта арендной платы, установленной органом местного самоуправления. Годовая арендная плата за земельный участок устанавливается в сумме 605 688, 61 руб.
Согласно дополнительному соглашению от 14 июня 2018 года к договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности № 25 от 26 июля 2017 года пункт 3 подпункт 3.2 изложен в следующей редакции: «Размер арендной платы за землю устанавливается от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с порядком расчета арендной платы, установленным органом местного самоуправления. Годовая арендная плата за земельный участок устанавливается в сумме 37 444,09 руб.
В последующем, ООО «Э.П.Ф.» 29 апреля 2020 года стало собственником данного земельного участка.
В период действия вышеуказанного договора аренды Уваровским городским Советом народных депутатов Тамбовской области принято Решение № 363 от 25 декабря 2018 года, согласно которому утверждены проценты от кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа - город Уварово Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Уварово Тамбовской области, согласно приложению № 2, в разделе 26 которого, процент от кадастровой стоимости для земель с видом разрешенного использования «Склады» установлен в размере 16 процентов.
Из расчета годовой арендной платы за землю за 2019 год и 2020 год усматривается, что арендная плата за земельный участок административного истца рассчитывается путем умножения кадастровой стоимости на 16 процентов, то есть исходя из раздела 26 Приложения № 2 Решения Уваровского городского Совета народных депутатов Тамбовской области № 363 от 25 декабря 2018 года.
Соответственно, административный истец вправе обратиться в суд с настоящим административным иском, поскольку оспариваемым положением нормативного правового акта нарушены или могут быть нарушены его права, свободы и законные интересы как владельца земельного участка.
Проверяя соблюдение требований нормативных правовых актов при принятии, введении в действие и вступлении в силу оспариваемого нормативного правового положения, а также соответствие его нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту решения - ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
На основании и во исполнение Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (пункт 4 статьи 2 ЗК РФ).
Статьей 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7, пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа относятся к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли является платным. Формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (подпункт 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ, подпункт 55 пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Постановлением администрации Тамбовской области от 18 марта 2015 года № 271 утвержден порядок определения размера арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с пунктом 2.1 которого ежегодный размер арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, рассчитывается по формуле:
, где:
Ап - арендная плата земельного участка;
Кст - кадастровая стоимость земельного участка;
Пр - процент, устанавливаемый правовыми актами органов местного самоуправления.
Как усматривается из материалов дела, Решение Уваровского городского Совета народных депутатов Тамбовской области № 363 от 25 декабря 2018 года принято уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликовано, вступило в силу 1 января 2019 года, соответственно, при его принятии были соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия представительного органа местного самоуправления на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, и правила введения нормативных правовых актов в действие, включая порядок его опубликования (статьи 57-59 Устава города Уварово Тамбовской области, принятого решением Уваровского городского Совета народных депутатов от 25 июня 2015 года № 621, в редакции, действующей на момент принятия Решения Уваровского городского Совета народных депутатов Тамбовской области от 6 июля 2018 года № 319).
В обоснование своих доводов о соответствии оспариваемого решения принципу экономической обоснованности представитель административного ответчика Уваровского городского Совета народных депутатов Тамбовской области Милосердова С.Н. представила экономическое обоснование к проекту решения Уваровского городского Совета народных депутатов «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа - город Уварово Тамбовской области, и утверждении для расчёта арендной платы процентов от кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа - город Уварово Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Уварово Тамбовской области», подписанное начальником отдела муниципальных доходов администрации г. Уварово Корневой О.И. (далее по тексту решения - Экономическое обоснование), (л.д. 243-253, копия которого была представлена с подлинника данного документа), справку к проекту решения Уваровского городского Совета народных депутатов, проект решения об утверждении Порядка определения размера арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа – город Уварово Тамбовской области, и утверждении для расчёта арендной платы процентов от кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа - город Уварово Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Уварово Тамбовской области, Приложение № 1 к Решению Уваровского городского Совета народных депутатов, определяющее порядок определения размера арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа-город Уварово Тамбовской области, приложение №1 к Решению Уваровского городского Совета народных депутатов, устанавливающее проценты для расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности городского округа - город Уварово Тамбовской области, и государственная собственность на которые не разграничена, пояснительная записка к проекту Решения Уваровского городского Совета народных депутатов, заключение об оценке регулирующего воздействия по проекту Решения Уваровского городского совета народных депутатов, заключение постоянной комиссии городского Совета по бюджету, экономике, налогообложению и вопросам занятости населения и заключение по проекту решения «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа - город Уварово Тамбовской области и утверждении для расчёта арендной платы процентов от кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа - город Уварово Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Уварово Тамбовской области», протокол заседания Уваровского городского Совета народных депутатов № 55 от 25 декабря 2018 года, Устав города Уварово и решения о внесении изменений и дополнений в Устав города Уварово Тамбовской области от 30 июня 2016 года № 106, от 28 сентября 2017 года № 230, и от 6 июля 2018 года № 319, Решение Уваровского городского Совета народных депутатов о принятии Устава города Уварово Тамбовской области от 25 июня 2015 года № 621 и Решение Уваровского городского Совета народных депутатов «Об утверждении Регламента Уваровского городского Совета народных депутатов» от 7 октября 2015 года № 15.
Допрошенная в ходе судебного рассмотрения в качестве специалиста Корнева О.И., имеющая высшее экономическое образование по специальности «Бухгалтерский учёт» пояснила, что Экономическое обоснование расчета процентов по аренде земли подготовлено к проекту Решения Уваровского городского Совета народных депутатов «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа - город Уварово Тамбовской области, и утверждении для расчета арендной платы процентов от кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа - город Уварово Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Уварово Тамбовской области». Решением Уваровского городского Совета народных депутатов Тамбовской области от 25 декабря 2018 № 363 установлены проценты по арендной плате за землю дифференцированно по видам разрешенного использования в соответствии с классификатором, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков». Экономическое обоснование, на основании которого был рассчитан процент по арендной плате земельных участков, в том числе по виду разрешенного использования «Склады» в размере 16 процентов учитывает доходность земельных участков и направлено на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя.
Вместе с тем, с позицией допрошенного в ходе рассмотрения дела специалиста Корневой О.И. суд не соглашается по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации в постановлении от 16 июля 2009 г. № 582, в частности, с принципом экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке.
Исходя из указанного принципа, и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11 мая 2004 года № 209-О, соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом поселения, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
При принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.
Таких документов при рассмотрении спора административными ответчиками суду не представлено.
В ходе судебного рассмотрения также в качестве специалиста был допрошен Сутягин В.Ю., имеющий высшее экономическое образование по специальности «Финансы и кредит», степень кандидата экономических наук, ученое звание доцента по кафедре финансов и банковского дела, прошедшего профессиональную переподготовку, обладающего продолжительным опытом работы в оценочной деятельности, сфере финансового консалтинга, имеющего опыт преподавания экономических дисциплин в Тамбовском государственном университете им. Г.Р.Державина, и которым даны письменные пояснения, что экономическое обоснование не отвечает принципу экономической обоснованности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 по следующим основаниям.
Для проведения исследования Сутягину В.Ю. были представлены две копии Экономического обоснования, которые подготовлены представителем административного ответчика Уваровского городского Совета народных депутатов Тамбовской области Милосердовой С.Н. и приобщены к материалам дела. Вместе с тем, специалистом исследовано экономическое обоснование (л.д. 243-253), которое полностью соответствовало представленному суду на обозрение подлиннику данного документа.
При допросе в судебном заседании Сутягин В.Ю. подтвердил, что Экономическое обоснование не имеет важных реквизитов, в том числе регистрационного номера и даты составления, что не позволяет идентифицировать указанный документ и сделать вывод о времени его подготовки.
Исследуемое Экономическое обоснование состоит из трёх разделов: социально-экономическое развитие (в том числе Тамбовской области и г. Уварово), нормативно-правовое регулирование арендной платы за землю, и экономического расчёта обоснования изменения процентов по аренде земли на территории г. Уварово Тамбовской области.
При даче пояснений Сутягин В.Ю. просил учесть, что статистические данные, используемые в первом разделе, в дальнейшем, при обосновании размера процентов от кадастровой стоимости не используются.
Во втором разделе Экономического обоснования не упоминается Приказ Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков". Именно указанная в данном Приказе классификация может обеспечить соответствие видов разрешенного использования в Экономическом обосновании и последующем в Решении Уваровского городского Совета народных депутатов Тамбовской области № 363 от 25 декабря 2018 года, что делает непрозрачным выбор процентной ставки, следовательно, и расчет арендной платы. Кроме того, в представленном Экономическом обосновании отсутствует анализ сложившейся судебной практики по вопросам установления арендной платы за землю, в этой связи, следует сделать вывод, что проведённый анализ нормативно-правовой базы является неполным.
Специалистом Сутягиным В.Ю. при исследовании Таблицы 2 третьего раздела Экономического обоснования, которая содержит анализ снижения аренды земли при снижении кадастровой стоимости было отмечено, что виды разрешенного использования земельных участков, указанные в этой таблице не соответствуют видам разрешенного использования в рамках Приказа Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", что не позволяет провести анализ соответствия видов разрешенного использования в разных частях Экономического обоснования. Последний столбец Таблицы 2 этого же раздела является некорректным показателем с точки зрения статистики, поскольку используется показатель темпа роста и прироста, при этом темп роста соотносит данные текущего года с данными предыдущего года, а не наоборот, как это рассчитано в таблице.
Для расчета процентов арендной платы в экономическом обосновании применена формула: П = Пб * KNi, где Пб - проценты, утвержденные решением Уваровского городского Совета народных депутатов № 627 от 25 июня 2015 года, а коэффициент (KNi), учитывает изменение рыночных условий между датами утверждения базовых процентов арендной платы и рассчитывается по формуле KNi = К1 * К2.
В качестве набора показателей для определения KNi в Экономическом обосновании предлагаются следующие значения: коэффициент инфляции К1 учитывающий вид деятельности предприятий, организаций, учреждений, определяется исходя из уровня инфляции (потребительских цен по видам деятельности) на расчетный год как произведение соответствующих максимальных планируемых ежегодных показателей инфляции (индекс потребительских цен, декабрь к декабрю), начиная с года утверждения государственной кадастровой оценки для соответствующей категории земель до расчётного года. К2 - коэффициент, корректирующий степень влияния доходности городского бюджета по результатам предпринимательской деятельности и применяется в целях учета изменений обеспечения доходной части бюджета муниципального образования города Уварово.
Специалист Сутягин В.Ю. в своих письменных пояснениях пришел к выводу, что коэффициент К2 является статистически некорректным показателем, поскольку отражает не рост кадастровой стоимости, а её снижение, а название самого коэффициента не соответствует методологии показателя его расчёта и фактически используется для компенсации падения арендной платы в результате снижения кадастровой стоимости. Кроме того, коэффициент К1 также не соответствует методике расчета, поскольку фактически отражает рост цен на потребительскую корзину в Тамбовской области за 2016-2018 годы. Соответственно, коэффициент KNi не отражает изменение рыночных условий между датами утверждения базовых процентов арендной платы.
При этом необходимо отметить, что показатель Пб установлен нормативно, а именно, предыдущим решением Уваровского городского Совета народных депутатов № 627 от 25 июня 2015 года, в отношении указанного показателя не проведён анализ его соответствия уровню доходности земельных участков, а также не проведён анализ факторов, влияющих на такую доходность. Принимая во внимание, что коэффициент KNi также не учитывает доходность земельного участка, то и весь предложенный расчёт процентов от кадастровой стоимости не анализирует влияющие на неё факторы.
Представленные результаты расчета процентов по аренде земли, указанные в последнем столбце Таблицы 5 Экономического обоснования не соответствуют результатам, указанным в Приложении № 2 Решения Уваровского городского Совета народных депутатов Тамбовской области № 363 от 25 декабря 2018 года. Как указано специалистом, в Приложении № 2 к названному выше решению, видов разрешенного использования заметно больше, чем в итоговой расчётной таблице Экономического обоснования.
Из совокупности представленных и исследованных доказательств следует, что определяющим процентные ставки фактором является только необходимость сохранения и увеличение доходной части бюджета муниципальных образований района, и из которых невозможно установить, каким образом были рассчитаны проценты к кадастровой стоимости, утвержденные оспариваемым Решением Уваровского городского Совета народных депутатов Тамбовской области № 363 от 25 декабря 2018 года.
При таких обстоятельствах, исследовав представленные доказательства, принимая во внимание позицию допрошенного в качестве специалиста Сутягина В.Ю., суд приходит к выводу, что оспариваемое административным истцом положение нормативного правового акта было принято без надлежащего Экономического обоснования, что противоречит основным принципам определения арендной платы, установленным постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582, а именно принципу экономической обоснованности.
Однако, суд не может согласиться с доводом административного истца о противоречии оспариваемого положения нормативного правового акта принципу недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога при переоформлении прав на земельный участок, поскольку в данном случае, определение размера арендной платы предусмотрено не для переоформления прав на земельный участок, вместе с тем, вышеуказанные коэффициенты установлены в нарушение принципа экономической обоснованности, что является достаточным основанием для признания недействующим в части нормативного правового акта.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что в том случае, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку, оспариваемое положение нормативного правового акта, которым установлен процент от кадастровой стоимости земельного участка для определения размера арендной платы, применялось и на его основании реализовывались права граждан и организаций, суд приходит к выводу о необходимости признания Решения Уваровского городского Совета народных депутатов Тамбовской области № 363 от 25 декабря 2018 года не действующим в оспариваемой части с момента вступления решения суда в законную силу.
Согласно пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу в газете «Уваровская жизнь», в которой согласно положениям пункта 11 статьи 59 Устава города Уварово Тамбовской области осуществляется официальное опубликование муниципальных правовых актов города Уварово Тамбовской области.
В силу статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.
Согласно части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В соответствии со статьёй 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе суммы, подлежащие выплате экспертам, расходы на оплату услуг представителей, почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесённые сторонами и заинтересованными лицами, а также другие признанные судом необходимыми расходы.
Как установлено статьёй 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно разъяснениям, данным Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек (пункт 10).
Административным истцом понесены расходы на оплату государственной пошлины в размере 4500 рублей по платежному поручению № 2980 от 13 апреля 2020 года, которые подлежат возмещению за счет административного ответчика Уваровского городского Совета народных депутатов.
Вместе с тем, суд приходит к выводу, что в возмещении ООО «Э.П.Ф.» расходов на оплату услуг представителя за составление административного искового заявления следует отказать по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО «Э.П.Ф.» в обоснование своей позиции о возмещении понесенных расходов представлены следующие документы: договор об оказании услуг от 10 июля 2020 года, в соответствии с которым ООО «Э.П.Ф.» в лице генерального директора поручает Сафронову С.А. подготовить административное исковое заявление о взыскании администрации г. Уварово излишне уплаченной суммы арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 68:30:0004008:892, направить его сторонам и в суд, а также представлять интересы ООО «Э.П.Ф.» во всех судебных заседаниях до вступления судебного решения в законную силу; акт выполненных услуг по договору от 10 июля 2020 года, в соответствии с которым Сафронов С.А. подготовил названное выше заявление, а также платежное поручение от 14 июля 2020 года № 6515 на сумму 20 000 руб.
Определением Тамбовского областного суда от 27 июля 2020 года административное исковое заявление ООО «Э.П.Ф.» возвращено в части требований о взыскании излишне уплаченной суммы арендной платы, которое не было предметом апелляционного обжалования.
Поскольку, представителем административного истца Сафроновым С.А. не представлено документов, подтверждающих составление административного искового заявления о признании нормативного правового акта незаконным, а в материалах дела имеются только документы по выполнению им работ за составление заявления о взыскании с администрации г. Уварово излишне уплаченной за земельный участок суммы арендной платы, оснований для возмещения ООО «Э.П.Ф.» данных расходов суд не усматривает.
Руководствуясь статьями 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Э.П.Ф.» удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу раздел 26 Приложения № 2 Решения Уваровского городского Совета народных депутатов Тамбовской области от 25 декабря 2018 года № 363 "Об «утверждении порядка определения размера арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа-город Уварово Тамбовской области, и утверждении расчёта арендной платы процентов от кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа – город Уварово Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Уварово Тамбовской области в части установления 16 процентов от кадастровой стоимости земельных участков по виду разрешенного использования «Склады».
Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете «Уваровская жизнь».
Взыскать с Уваровского городского Совета народных депутатов в пользу общества с ограниченной ответственностью «Э.П.Ф.» судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 4500 рублей.
В возмещении обществу с ограниченной ответственностью «Э.П.Ф.» расходов на оплату услуг представителя за составление административного искового заявления – отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Тамбовский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 26 ноября 2020 года.
Судья М.В. Яковлева