ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-468/20 от 16.09.2021 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Уникальный идентификатор дела

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 сентября 2021 года г. Ижевск

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:

судьи Багаутдиновой Г.Р.,

при секретаре судебного заседания Прозоровой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ф.И.Б. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости,

установил:

Ф.И.Б. (далее по тексту – Ф.И.Б., административный истец) обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением к Правительству Удмуртской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, БУ УР «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества», Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики, Администрации МО «город Ижевск», Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости:

- нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 169,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> – в размере 5 851 200 руб. по состоянию на 26 февраля 2019 года;

- нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 168,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, пом. 23-33 – в размере 6 133 200 руб. по состоянию на 1 января 2018 года;

- нежилого помещения с кадастровым номером общей площадью 77,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> – в размере 2 190 400 руб. по состоянию на 1 января 2018 года;

- нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 83,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> – в размере 3 594 300 руб. по состоянию на 1 января 2018 года;

- нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 138,2 кв.м., расположенного по адресу<адрес> – в размере 5 839 900 руб. по состоянию на 1 января 2018 года;

- нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 594,1 кв.м. расположенного по адресу: <адрес> – в размере 21 236 700 руб. по состоянию на 6 декабря 2019 года.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что Ф.И.Б. принадлежат на праве собственности вышеуказанные объекты недвижимости с кадастровыми номерами: которые включены в Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сформированный на основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 27 ноября 2018 года № 502 по состоянию на 1 января 2018 года, кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости определена в размере: 6 998 846 руб., 50 коп., 2 907 861 руб. 25 коп., 3 866 780 руб. 75 коп., 6 422 946 руб. соответственно. Также Ф.И.Б. принадлежат на праве собственности объекты недвижимости с кадастровыми номерами: стоимость указанных объектов недвижимости определена на основании акта об определении кадастровой стоимости от 06.03.2019 по состоянию на 26 февраля 2019 года в размере 6 982 184 руб. 30 коп. и акта об определении кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на 6 декабря 2019 года в размере 24 648 008 руб. 92 коп. соответственно. Однако результаты кадастровой стоимости объектов недвижимости не соответствуют действительности, что подтверждается отчетами об оценке от 04 августа 2020 года , от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ-ЧЗ-20, выполненным АНО «Специализированная коллегия экспертов» (Том л.д. 7-10).

В процессе рассмотрения дела представитель истца Ф.И.Б. – Ардашева С.А. уточнил исковые требования, просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости:

- нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 169,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> – в размере 6 127 000 руб. по состоянию на 26 февраля 2019 года;

- нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 168,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, пом. 23-33 – в размере 6 328 000 руб. по состоянию на 1 января 2018 года;

- нежилого помещения с кадастровым номером , общей площадью 77,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> – в размере 2 765 000 руб. по состоянию на 1 января 2018 года;

- нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 83,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> – в размере 3 685 000 руб. по состоянию на 1 января 2018 года;

- нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 138,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> – в размере 5 694 000 руб. по состоянию на 1 января 2018 года;

- нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 594,1 кв.м. расположенного по адресу: <адрес> – в размере 21 718 000 руб. по состоянию на 6 декабря 2019 года.

Определением Верховного Суда Удмуртской Республики от 28 января 2021 года удовлетворено ходатайство представителя административного ответчика Правительства Удмуртской Республики – Тихомировой К.Ю.; по настоящему административному делу назначена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости объектов недвижимости, и проверке отчетов на соответствие требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, проведение которой поручено Обществу с ограниченной ответственностью «Кром», юридический адрес: 427440, Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. К.Либкнехта, 82 (Том № 2 л.д. 166-177).

Определением судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 20 апреля 2021 года производство по настоящему административному делу возобновлено, назначено судебное заседание (Том № 3 л.д. 172).

Определением Верховного Суда Удмуртской Республики от 23 апреля 2021 года по административному делу назначена повторная судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости объекта недвижимости, проведение которой поручено обществу с ограниченной ответственностью «РегионЗемОценка» (далее по тексту – ООО «РегионЗемОценка»), местонахождение: юридический адрес: 450058, г. Уфа, пр. Октября, 49, фактический адрес: 450005, г. Уфа, ул. 8 Марта, 12/2, каб. 305. Производство по делу приостановлено до истечения срока проведения экспертизы и получения экспертного заключения (Том № 3 л.д. 242-253).

Определением судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 1 сентября 2021 года производство по административному делу возобновлено, назначено судебное заседание (Т №5, л.д.1-2).

В судебном заседании представитель административного истца Ф.И.Б. – Ардашев С.А. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске с учетом уточнения исковых требований.

Представитель административных ответчиков Правительства Удмуртской Республики, Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики – Небогатикова Н.Ю. против удовлетворения административных исковых требований не возражала, полагала возможным установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере рыночной стоимости определенной заключением судебной оценочной экспертизы, проведенной ООО «Кром».

Представитель Администрации МО «Город Ижевск» Сибирякова О.Л. против удовлетворения административных исковых требований не возражала, но в размере, установленном заключением судебной оценочной экспертизы ООО «Кром».

Представитель административного ответчика БУ УР «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации объектов недвижимости» - Романченко И.Л. против удовлетворения административных исковых требований не возражала, но в размере, установленном заключением судебной оценочной экспертизы ООО «Кром». Ранее представитель БУ УР «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации объектов недвижимости» Холмогорова О.Л. представила письменные пояснения, согласно которым: «Руководствуясь Федеральным законом от 3 июля 2016 года №237 – ФЗ «О государственной кадастровой оценке», БУ УР «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации объектов недвижимости» была проведена процедура государственной кадастровой оценки помещений, объектов незавершенного строительства по состоянию на 01.01.2018 года, результаты который утверждены постановлением Правительства Удмуртской Республики от 27 ноября 2018 года № 502.

Указанным актом, в том числе, утверждена кадастровая оценка следующих объектов недвижимости – нежилых помещений, расположенных по адресам:

- нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 168,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> – в размере 6 998 846 руб. 38 коп.;

- нежилого помещения с кадастровым номером площадью 77,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> – в размере 2 907 861 руб. 33 коп.;

- нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 83,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в размере 3 866 780 руб. 74 коп.;

- нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 138,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> – в размере 6 422 945 руб. 89 коп.

Актом определения кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГГГ утверждена кадастровая стоимость объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером площадью 594,1 кв.м. расположенного по адресу: <адрес> размере 24 648 008 руб. 92 коп. по состоянию на 6 декабря 2019 года.

Актом определения кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГГГ утверждена кадастровая стоимость объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 169,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> 6 982 184 руб. 30 коп. по состоянию на 26 февраля 2019 года.

Представленные административным истцом отчеты об оценке от 04 августа 2020 года , от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ выполненным АНО «Специализированная коллегия экспертов» подготовлены с нарушениями действующего законодательства, в связи с чем требования административного истца об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости, определенной на основании представленных отчетов, удовлетворению не подлежат (Том л.д.125-130).

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике в судебное заседание не явился, ранее предоставил письменные пояснения, согласно которым: «По данным Единого государственного реестра недвижимости (далее по тексту – ЕГРН) нежилое помещение с кадастровым номером является «ранее учтенным» и поставлено на государственный кадастровый учет 02.12.2013.

Кадастровая стоимость нежилого помещения определена по состоянию на 26.02.2019 в сумме 6982184 руб. 30 коп. на основании Акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости от 06.03.2019 , выданного БУ УР «ЦКО БТИ».

Вышеуказанный объект недвижимости принадлежит административному истцу не праве собственности на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ (дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ). На нежилое помещение с кадастровым номером зарегистрированы ограничения (обременения) права- ипотека (дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ).

Нежилое помещение с кадастровым номером является «ранее учтенным» и поставлено на государственный кадастровый учет 02.12.2013.

Кадастровая стоимость нежилого помещения определена по состоянию на 01.01.2018 в сумме 6 998 846 руб. 38 коп. на основании Постановления Правительства Удмуртской Республики от 27.11.2018 № 502.

Вышеуказанный объект недвижимости принадлежит административному истцу на праве собственности на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ (дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ). На нежилое помещение с кадастровым номером зарегистрированы ограничения (обременения) права- ипотека (дата регистрации 07.11.2017).

Нежилое помещение с кадастровым номером является «ранее учтенным» и поставлено на государственный кадастровый учет 11.09.2013.

Кадастровая стоимость нежилого помещения определена по состоянию на 01.01.2018 в сумме 2 907 861 руб. 33 коп. на основании Постановления Правительства Удмуртской Республики от 27.11.2018 № 502.

Вышеуказанный объект недвижимости принадлежит административному истцу на праве собственности на основании Договора купли-продажи от 11.12.2017 и Дополнительного соглашения к договору купли-продажи от 28.02.2018 (дата регистрации 15.12.2017). На нежилое помещение с кадастровым номером зарегистрированы ограничения (обременения) права: ипотека (дата регистрации 30.10.2020)4 аренда (дата регистрации (07.06.2019).

Нежилое помещение с кадастровым номером является «учтенным» и поставлено на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.

Кадастровая стоимость нежилого помещения определена по состоянию на 01.01.2018 в сумме 3 866 780 руб. 74 коп. на основании Постановления Правительства Удмуртской Республики от 27.11.2018 № 502.

Вышеуказанный объект недвижимости принадлежит административному истцу на праве собственности на основании Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 17.04.2017 Договора об участии в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ(оф)/1, Дополнительного соглашения от 20.09.2016к Договору об участии в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ(оф)//1, Акта приема-передачи объекта долевого строительства от ДД.ММ.ГГГГ (дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ).

На вышеуказанный объект недвижимости зарегистрированы ограничения (обременения) права: ипотека (дата регистрации 30.10.2020).

Нежилое помещение с кадастровым номером является «учтенным» и поставлено на государственный кадастровый учет 15.05.2017.

Кадастровая стоимость нежилого помещения определена по состоянию на 01.01.2018 в сумме 6 422 945 руб. 89 коп. на основании Постановления Правительства Удмуртской Республики от 27.11.2018 № 502.

Вышеуказанный объект недвижимости принадлежит административному истцу на праве собственности на основании Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 17.04.2017 -RU, Договора об участии в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ(оф)/1, Дополнительного соглашения от 20.09.2016к Договору об участии в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ(оф)//1, Акта приема-передачи объекта долевого строительства от ДД.ММ.ГГГГ (дата регистрации 14.06.2017).

На вышеуказанный объект недвижимости зарегистрированы ограничения (обременения) права: ипотека (дата регистрации 30.10.2020); аренда (дата регистрации 08.06.2019).

Нежилое помещение с кадастровым номером «учтенным» и поставлено на государственный кадастровый учет 14.03.2019.

Кадастровая стоимость нежилого помещения определена по состоянию на 06.12.2019 в сумме 24 648 008 руб. 92 коп. на основании Акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГГГэ

Вышеуказанный объект недвижимости принадлежит административному истцу не праве собственности на основании договора купли-продажи от 29.03.2019 (дата регистрации 18.04.2019). На нежилое помещение с кадастровым номером зарегистрированы ограничения (обременения) права - ипотека (дата регистрации 30.10.2020); аренда (дата регистрации 16.05.2019).

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером определена по состоянию на 26.02.2019.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами определена по состоянию на 01.01.2018.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером определена по состоянию на 06.12.2019.

Управление является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости не обладает. Управление не возражает против установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости» (Том № 2 л.д. 135-137).

Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике в судебное заседание не явился, ранее предоставил письменные пояснения, согласно которым:

«В Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) содержаться сведения об объектах недвижимости с кадастровыми номерами .

Сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, вид помещение, назначение «нежилое», наименование: нежилое помещение в жилом доме, расположен по адресу: <адрес> площадь объекта недвижимости 169,6 кв.м.

Указанный объект капитального строительства прошел массовую кадастровую оценку, в отношении него определена кадастровая стоимость непосредственно Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 27.11.2018 № 502 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости помещений и объектов капитального незавершенного строительства на территории Удмуртской Республики по состоянию на 1 января 2019 года», которая составила 7 052 907 руб. 58 коп.

13.03.2019 на основании акта об утверждении результатов кадастровой стоимости БУ УР «ЦКО БТИ» от 06.03.2019 №8/2019 внесены сведения о кадастровой стоимости в размере 6 982 184 руб. 30 коп.

Сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером внесены в ЕГРН 02.12.2013, вид помещение, назначение «нежилое», расположен по адресу: <адрес>, лощадь объекта недвижимости 168,3 кв.м.

Указанный объект капитального строительства прошел массовую кадастровую оценку, и в отношении него определена кадастровая стоимость непосредственно Постановлением № 502 и составляет 6 998 846 руб. 38 коп.

Сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером внесены в ЕГРН 11.09.2013, вид помещение, назначение «нежилое», расположен по адресу: <адрес>. Площадь объекта недвижимости 77,9 кв.м.

Указанный объект капительного строительства прошел массовую кадастровую оценку, и в отношении него определена кадастровая стоимость непосредственно Постановлением № 502 и составляет 2 907 861 руб. 33 коп.

Объект недвижимости с кадастровым номером поставлен на государственный кадастровый учет 15.05.2017, на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости представителя ГУАИГ Администрации г. Ижевска ФИО 1 от ДД.ММ.ГГГГ и технического плана от ДД.ММ.ГГГГ. Вид помещение, назначение «нежилое», расположен по адресу: <адрес>. Площадь объекта недвижимости 83,2 кв.м.

Указанный объект капитального строительства прошел массовую кадастровую оценку, и в отношении него определена кадастровая стоимость непосредственно Постановлением № 502 и составляет 3 866 780 руб. 74 коп.

Объект недвижимости с кадастровым номером поставлен на государственный кадастровый учет 15.05.2017, на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости представителя ГУАИГ Администрации г. Ижевска ФИО 1 от ДД.ММ.ГГГГ и технического плана от ДД.ММ.ГГГГ. Вид помещение, назначение «нежилое», расположен по адресу: <адрес>. Площадь объекта недвижимости 138,2 кв.м.

Указанный объект капитального строительства прошел массовую кадастровую оценку, и в отношении него определена кадастровая стоимость непосредственно Постановлением № 502 и составляет 6 422 945 руб. 89 коп.

Объект недвижимости с кадастровым номером на государственный кадастровый учет 14.03.2019, на основании заявления о государственном кадастровом учете недвижимости ФИО 2 от ДД.ММ.ГГГГ технического плана помещения от 25.02.2019. Вид помещение, назначение «нежилое», расположен по адресу: <адрес>. Площадь объекта недвижимости 594,1 кв.м.

Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости определена Актом об утверждении результатов кадастровой стоимости БУ УР «ЦКО БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ и составляет 24 648 008 руб. 92 коп.

Кадастровая стоимость вышеуказанных объектов недвижимости определена на основании Постановления №502 и Актами об утверждении результатов кадастровой стоимости БУ УР «ЦКО БТИ». С учетом изложенного, просит в удовлетворении требований, предъявляемых к Филиалу, отказать в полном объеме» (Том № 2 л.д. 143-145).

Административный истец Ф.И.Б. представители административных ответчиков Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике и Администрации г. Ижевска в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы административного дела и предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (часть 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей.

В отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта (часть 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что Ф.И.Б. с 7 июня 2018 года на праве собственности принадлежит объект недвижимости – нежилое помещения с кадастровым номером , назначение: нежилое, общая площадь 169,6 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес> и дата государственной регистрации права: от ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

Имеется ограничение права и обременение объекта недвижимости:

- ипотека (дата государственной регистрации: ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) (Том л.д. 79-81).

Ф.И.Б. с 24 марта 2017 года на праве собственности принадлежит объект недвижимости – нежилое помещения с кадастровым номером , назначение: нежилое, общая площадь 168,3 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес> (номер и дата государственной регистрации права: от ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 18 декабря 2020 года № .

Имеется ограничение права и обременение объекта недвижимости:

- ипотека (дата государственной регистрации: ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации: , срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) (Том л.д. 82-83).

Ф.И.Б. с 15 декабря 2017 года на праве собственности принадлежит объект недвижимости – нежилое помещения с кадастровым номером , назначение: нежилое, общая площадь 77,9 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес> (номер и дата государственной регистрации права: от 15.12.2017), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 2 декабря 2020 года № № .

Имеется ограничение права и обременение объекта недвижимости:

- ипотека (дата государственной регистрации: 30 октября 2020 года, номер государственной регистрации: , срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ);

- аренда (дата государственной регистрации: ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации: , срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) (Том );

Ф.И.Б. с 14 июня 2017 года на праве собственности принадлежит объект недвижимости – нежилое помещения с кадастровым номером , назначение: нежилое, общая площадь 83,2 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес> и дата государственной регистрации права: от ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

Имеется ограничение права и обременение объекта недвижимости:

- ипотека (дата государственной регистрации: ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации: , срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) (Том л.д. 89-92).

Ф.И.Б. с 14 июня 2017 года на праве собственности принадлежит объект недвижимости – нежилое помещения с кадастровым номером , назначение: нежилое, общая площадь 138,2 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес> (номер и дата государственной регистрации права: от ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

Имеется ограничение права и обременение объекта недвижимости:

- ипотека (дата государственной регистрации: ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации: , срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ);

- аренда (дата государственной регистрации: ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации: 7, срок с ДД.ММ.ГГГГ на 7 лет (Том л.д. 93-97).

Ф.И.Б. с ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежит объект недвижимости – нежилое помещения с кадастровым номером , назначение: нежилое, общая площадь 594,1 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес>номер и дата государственной регистрации права: от ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

Имеется ограничение права и обременение объекта недвижимости:

- ипотека (дата государственной регистрации: ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации: , срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ);

- аренда (дата государственной регистрации: ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации: с ДД.ММ.ГГГГ на 7 лет (Том л.д. 98-102).

Согласно выписке из Единого государственного реестра о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ следует, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером определена на ДД.ММ.ГГГГ и составляет 6 998 846 руб. 38 коп. (Том л.д. 21).

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ следует, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером определена на ДД.ММ.ГГГГ и составляет 2 907 861 руб. 33 коп. (Том л.д. 16).

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ следует, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером определена на ДД.ММ.ГГГГ и составляет 3 866 780 руб. 74 коп. (Том л.д. 19).

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ следует, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером определена на ДД.ММ.ГГГГ и составляет 6 422 945 руб. 89 коп. (Том л.д. 18).

Указанная кадастровая стоимость нежилых помещений определена постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости помещений и объектов незавершенного строительства на территории Удмуртской Республики по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ» (таблица № 26 «город Ижевск» строки 20703, 20704, 26423, 55936) (далее по тексту – Постановление № 502).

Постановление № 502 принято в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации.

Правительство Удмуртской Республики осуществляет полномочия исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по проведению государственной кадастровой оценки, предусмотренные Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»: наделение бюджетного учреждения Удмуртской Республики полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости; принятие решений о проведении государственной кадастровой оценки; утверждение результатов определения кадастровой стоимости (пункт 36.1 статья 6 Закона Удмуртской Республики от 29 июня 2011 года № 29-РЗ «О полномочиях органов государственной власти Удмуртской Республики по владению, пользованию, распоряжению собственностью Удмуртской Республики»).

Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ-р «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в 2018 - 2020 годах» в соответствии с указанными положениями статьи 6 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» и пункта 36.1 статьи 6 Закона Удмуртской Республики от 29 июня 2011 года № 29-РЗ «О полномочиях органов государственной власти Удмуртской Республики по владению, пользованию, распоряжению собственностью Удмуртской Республики» принято решение о проведении на территории Удмуртской Республики государственной кадастровой оценки, в том числе в 2019 году – объектов недвижимости, с поручением Бюджетному учреждению Удмуртской Республики «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества» обеспечить определение кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (статья 14 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке»).

В соответствии с пунктом 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Таким образом, надлежащими административными ответчиками по настоящему административному делу являются Правительство Удмуртской Республики и Бюджетное учреждение Удмуртской Республики «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества».

Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее по тексту – Закон) урегулированы отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.

Статья 22 Закона в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии или суда. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (часть 7 статья 22 Закона).

В соответствии с абзацем 2 пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.

В связи с чем, суд признаёт, что указанные нежилые помещения являются ранее учтёнными, вошли в Перечень объектов, чья оценка произведена в рамках государственной кадастровой оценки на 1 января 2018 года (таблица № 26 «город Ижевск» строки 20703, 20704, 26423, 55936), а потому их кадастровая стоимость равная рыночной подлежит установлению на указанную дату, а именно 1 января 2018 года.

Из выписки из Единого государственного реестра о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 23 октября 2020 года № следует, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером определена на 26 февраля 2019 года и составляет 6 982 184 руб. 30 коп. (Том № 1 л.д. 20).

Указанная кадастровая стоимость нежилого помещения определена на основании Акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости от 06 марта 2019 года , выданного БУ УР «ЦКО БТИ».

Из выписки из Единого государственного реестра о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 23 октября 2020 года № следует, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером определена на 6 декабря 2019 года и составляет 24 648 008 руб. 92 коп. (Том № 1 л.д. 17).

Указанная кадастровая стоимость нежилого помещения определена на основании Акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГГГ, выданного БУ УР «ЦКО БТИ».

В силу части 1 статьи 16 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости осуществляется бюджетными учреждениями.

Частью 9 ст. 24 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» предусмотрено, что после утверждения результатов определения кадастровой стоимости, полученных по итогам проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом, бюджетным учреждением осуществляется определение кадастровой стоимости для объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых была установлена в соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об оценочной деятельности») после 1 января года определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статьей 24.19 ФЗ «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

В соответствии с абз. 4 п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.

Таким образом, датой установления рыночной стоимости объекта недвижимости, поименованного в ст. 24.19 ФЗ «Об оценочной деятельности», является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости.

В связи с чем, суд признаёт, что кадастровая оценка спорного объекта недвижимости с кадастровым номером произведена БУ УР «ЦКО БТИ» по состоянию на 26 февраля 2019 года, а потому кадастровая стоимость, равная рыночной, подлежит установлению на указанную дату; кадастровая оценка спорного объекта недвижимости с кадастровым номером произведена БУ УР «ЦКО БТИ» по состоянию на 6 декабря 2019 года, а потому кадастровая стоимость указанного объекта, равная рыночной, подлежит установлению на указанную дату.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Полагая, что установленная кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, чем нарушает права административного истца как собственника объектов недвижимости, последний обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.

При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Закона об оценочной деятельности).

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - Отчет).

Общие требования к содержанию отчета приведены в статье 11 Закона об оценочной деятельности.

При этом оценщик обязан быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков, соблюдать требования данного Закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, а также требования стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является (статья 15 Закона об оценочной деятельности).

Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (статья 14 Закона об оценочной деятельности).

Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (статья 12 Закона об оценочной деятельности).

Стандарты оценочной деятельности отражены в статье 20 Закона об оценочной деятельности.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (статья 24.20 Закона).

В обоснование заявленных требований административный истец представил в суд:

-отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ-ЧЗ-20, выполненный АНО «Специализированная коллегия экспертов», согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости: нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 5 851 200 руб.;

- отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ-ЧЗ-20, выполненный АНО «Специализированная коллегия экспертов», согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости: нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 6 133 200 руб.;

- отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ-ЧЗ-20, выполненный АНО «Специализированная коллегия экспертов», согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости: нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 2 190 400 руб.;

- отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ-ЧЗ-20, выполненный АНО «Специализированная коллегия экспертов», согласно которому рыночная стоимость объектов недвижимости: нежилых помещений с кадастровыми номерами по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 3 594 300 руб. и 5 839 900 руб. соответственно;

- отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ-ЧЗ-20, выполненный АНО «Специализированная коллегия экспертов», согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости: нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 21 236 700 руб. (Том л.д. 27,257, Том л.д.1-60а).

В случае, когда лица участвующие в деле возражают против удовлетворения заявленных требований, они обязаны доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы (часть 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Статьёй 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если возникли сомнения в обоснованности Отчёта об оценке и достоверности определения рыночной стоимости, суд выносит эти обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на них не ссылались.

В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении (статьи 77, 78 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Определением Верховного Суда Удмуртской Республики от 28 января 2021 года было удовлетворено ходатайство представителя административного ответчика Правительства Удмуртской Республики о проведении судебной оценочной экспертизы по определению рыночной стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами , проведение которой поручено обществу с ограниченной ответственностью «Кром», юридический адрес: 426004, г. Ижевск, ул. Пастухова, 49; фактический адрес: 427440, г. Воткинск, ул. К. Либкнехта, 82. На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:

«1. Какова рыночная стоимость объектов недвижимости:

- нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, площадью 169,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером по состоянию на 26 февраля 2019 года;

- нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, площадью 168,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, пом. 23-33, с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2018 года;

- нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, площадью 77,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2018 года;

- нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, площадью 83,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2018 года;

- нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, площадью 138,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2018 года;

- нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, площадью 594,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , по состоянию на 6 декабря 2019 года?

2. Допущено ли в отчетах об оценке, выполненных автономной некоммерческой организацией «Специализированная коллегия экспертов»: от 4 августа 2020 года № , от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ-20, нарушение требований Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета об оценке, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости объекта оценки, иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости, в том числе правильно ли определены факторы, влияющие на стоимость объекта недвижимости, допускались ли ошибки при выполнении математических действий, является ли информация, использованная оценщиком, достоверной, достаточной, проверяемой?».

Экспертом Городиловой Е.В., работником ООО «Кром», проведена судебная оценочная экспертиза, о чём составлено заключение от 25 марта 2021 года № 009Н-03, согласно которому рыночная стоимость объектов недвижимости:

- нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 26 февраля 2019 года составляет 6 850 000 руб.;

- нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2018 года составляет 7 050 000 руб.;

- нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2018 года составляет 4 550 000 руб.;

- нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2018 года составляет 4 180 000 руб.;

- нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2018 года составляет 6 580 000 руб.;

- нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 6 декабря 2019 года составляет 23 190 000 руб.

По итогам проверки Отчетов об оценке от ДД.ММ.ГГГГ-ЧЗ-20, от ДД.ММ.ГГГГ-ЧЗ-20, от ДД.ММ.ГГГГ-ЧЗ-20, от ДД.ММ.ГГГГ-ЧЗ-20, от ДД.ММ.ГГГГ-ЧЗ-20, выполненных АНО «Специализированная коллегия экспертов», эксперт пришел к следующим выводам:

«1. Допущено ли в отчетах об оценке нарушение требований Ф. закона «Об оценочной деятельности в российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ, требований Ф. стандартов оценки, предъявляемых:

1.1. К форме и содержанию отчетов об оценке:

Отчеты об оценке от 4 августа 2020 года № 361/09-ЧЗ-20 и от 4 августа 2020 года № 364/09-ЧЗ-20 не скреплены печатью юридического лица. Нарушены требования статьи 11 ФЗ № 135-ФЗ, п. 6 ФСО № 3;

Во всех отчетах об оценке выявлены нарушения требований к содержанию, так как отсутствует обязательная информация в задании на оценку и основных фактах и выводах, не указаны стандарты и правила СРО оценщика, в сведениях об оценщике нет обязательных данных, отсутствуют фотографии объектов оценки. Нарушены требования пункта 21ж ФСО № 1, пункта 8б ФСО № 3, пункта 5 ФСО № 7, статьи 11 ФЗ № 135-ФЗ;

В отчете об оценке № 361/09-ЧЗ-20 отсутствует анализ рынка недвижимости. Нарушены требования пункта 8з ФСО № 3, пункта 11 в,г,д ФСО № 7;

В отчетах об оценке 20 анализ рынка недвижимости ограничен и недостаточен для определения рыночной стоимости объектов оценки. Приведенный объем мал и не отражает всю ситуацию на рынке, при анализе рынка нарушен принцип достаточности, нарушены требования статьи 11 ФЗ № 135-ФЗ, пункта 5 и пункта 8з ФСО , пункта 11 в,г,д. ФСО ;

Во всех отчетах об оценке, в рамках применения сравнительного подхода, выявлены нарушения требования пункта 22в ФСО № 7 – не описан объем доступных оценщику рыночных данных об объектах-аналогах и правила их отбора для проведения расчетов;

В отчетах об оценке в качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые несопоставимы с объектами-аналогами по ценообразующим факторам, нарушены требования пункта 22б ФСО .

В отчете об используются объекты-аналоги из иного сегмента рынка, нарушены требования п.15 ФСО .

Данные нарушения влияют на определение итоговой величины рыночной стоимости.

1.2. К описанию объекта оценки: нарушений требований не выявлено.

1.3 К методам расчета рыночной стоимости объекта оценки:

В отчетах об оценке доходный подход не применялся, отказ использования является необоснованным, выявлено нарушение требований пункта 8и ФСО , пункта 16 ФСО , пункта 23 ФСО , так как в <адрес> активно представлен рынок аренды торгово-офисных помещений (сегмент рынка объектов оценки). Таким образом, объекты оценки относятся к недвижимости, генерирующей потоки доходов, а в качестве источника доходов следует рассматривать арендные платежи.

2. Допущено ли оценщиком нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости, в том числе:

2.1. Правильно ли определены факторы, влияющие на стоимость объекта недвижимости:

Во всех отчетах об оценке, в рамках применения сравнительного подхода, выявлены нарушения при применении метода корректировок, сравнения объектов оценки и объектов-аналогов. Нарушены требования пункта 22 д,е ФСО № 7;

2.2. Допускались ли ошибки при выполнении математических действий:

Нарушений не выявлено;

2.3. Является ли информация, использованная оценщиком, достоверной, достаточной, проверяемой:

В отчетах об оценке при определении корректировки на уровень отделки используется экспертная величина, без какого-либо обоснования данной величины и ссылки на источник информации. Нарушены требования пункта 5 ФСО № 3;

В отчетах об оценке использована информация о событиях, произошедших после даты оценки. Нарушены требования пункта 8 ФСО № 1» (Том №3 л.д.4-170).

Согласно части 2 статьи 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта (комиссии экспертов) или наличия противоречий в выводах эксперта (комиссии экспертов) суд может назначить по тем же вопросам повторную экспертизу, проведение которой поручается другому эксперту (другой комиссии экспертов).

В связи с чем, определением Верховного Суда Удмуртской Республики от 23 апреля 2021 года удовлетворено ходатайство представителя административного истца Ф.И.Б. – Ардашева С.А. о назначении повторной судебной оценочной экспертизы по определению рыночной стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами Проведение экспертизы поручено эксперту ООО «РегионЗемОценка» Кальянову В.Н., юридический адрес: 450058, г. Уфа, пр. Октября, 49, фактический адрес: 450005, г. Уфа, ул. 8 Марта, 12/2, каб. 305. На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:

«1. Какова рыночная стоимость объектов недвижимости:

- нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, площадью 169,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером по состоянию на 26 февраля 2019 года;

- нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, площадью 168,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, пом. 23-33, с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2018 года;

- нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, площадью 77,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2018 года;

- нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, площадью 83,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2018 года;

- нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, площадью 138,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2018 года;

- нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, площадью 594,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , по состоянию на 6 декабря 2019 года?

2. Допущено ли в отчетах об оценке, выполненных автономной некоммерческой организацией «Специализированная коллегия экспертов»: от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ-ЧЗ-20, от ДД.ММ.ГГГГ-ЧЗ-20, от ДД.ММ.ГГГГ-ЧЗ-20, нарушение требований Ф. закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ, требований Ф. стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета об оценке, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости объекта оценки, иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости, в том числе правильно ли определены факторы, влияющие на стоимость объекта недвижимости, допускались ли ошибки при выполнении математических действий, является ли информация, использованная оценщиком, достоверной, достаточной, проверяемой?».

Экспертом ООО «РегионЗемОценка» Кальяновым В.Н. проведена повторная судебная оценочная экспертиза, о чём составлено заключение от 15 июля 2021 года № 08/05/21-ЗЭ, согласно которому рыночная стоимость объектов недвижимости:

- нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 26 февраля 2019 года составляет 6 127 000 руб.;

- нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2018 года составляет 6 328 000 руб.;

- нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2018 года составляет 2 765 000 руб.;

- нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2018 года составляет 3 685 000 руб.;

- нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2018 года составляет 5 694 000 руб.;

- нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 6 декабря 2019 года составляет 21 718 000 руб.

По итогам проверки Отчетов об оценке от , выполненных АНО «Специализированная коллегия экспертов», эксперт пришел к выводу, что представленные отчеты об оценке

«Не соответствует требованиям Ф. закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки;

Основываясь на том, что в рамках проведения сравнительного подхода – представленные объекты аналоги по объектам недвижимости отражают не весь возможный диапазон стоимости из открытых рыночных источников, допустимых к применению в дальнейших расчетах, сделанные оценщиком выводы о величине рыночной стоимости объектов оценки (нежилых помещений), следует признать необоснованными».

Правильность выводов эксперта подтверждается установленными в ходе экспертного исследования фактическими обстоятельствами и ничем не опровергнута.

Оценив экспертное заключение от 15 июля 2021 года № 08/04/21-ЗЭ по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд считает его достоверным, оснований не доверять выводам эксперта, не имеется.

При этом суд исходит из того, что заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим достаточный профессиональный стаж и квалификацию для данной деятельности, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения; содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости оцениваемого объекта; соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, Ф. стандартов оценки и других актов уполномоченного Ф. органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.

Представленное заключение эксперта составлено в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2011 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 73-ФЗ), противоречий которому судом не установлено.

Заключение содержит исчерпывающие ответы на все поставленные судом вопросы, в том числе описание объектов оценки, объектов-аналогов, методику отбора последних, аргументацию применения необходимых корректировок.

В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к доказательствам по делу, которые по смыслу части 2 статьи 84, статьи 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не имеют для суда заранее установленной силы, и оценивается наравне с другими доказательствами.

В соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ судебная экспертиза – это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены судом перед экспертом в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу (статья 9).

Эксперт даёт заключение, основываясь на результатах проведённых исследований в соответствии со своими специальными знаниями (статья 7).

Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объёме.

Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных (статья 8).

В силу статьи 25 вышеназванного Федерального закона № 73-ФЗ в заключении эксперта должны быть отражены содержание и результаты исследований с указанием применённых методов, оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам; должны быть приложены иллюстрирующие его материалы.

Профессиональное суждение эксперта ООО «РегионЗемОценка» Кальянова В.Н. относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведёнными расчётами. Итоговый вывод о величине рыночной стоимости объектов недвижимости не является произвольным и не вызывает сомнений, поскольку основан экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик, расчётных показателей стоимости и корректировок.

Эксперт в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки (ФСО); его заключение базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки, содержащих его количественные и качественные характеристики; определение рыночной стоимости в рамках использованного сравнительного подхода и метода прямого сравнения продаж, является мотивированным и корректным; в качестве ценообразующих факторов отобраны те, что наиболее полно описывают отличия объекта оценки от объектов сравнения; экспертом последовательно произведены корректировки по всем значимым группам элементов сравнения.

Суждения эксперта основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных им выводов на базе общепринятых научных и практических данных; существо проведённых исследований является ясным и понятным; выводы, изложенные в заключении, согласуются между собой и с доказательствами, представленными в материалы дела.

Доказательств, ставящих под сомнение правильность заключения от 15 июля 2021 года № 08/04/21-ЗЭ, участниками процесса не представлено.

Исходя из чего, суд не находит оснований сомневаться в верности профессиональных суждений эксперта, являющегося субъектом оценочной деятельности, обладающий опытом работы и соответствующими знаниями в данной области.

Пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.

Представленные административным истцом отчеты об оценке от 19 июня 2020 года , выполненные АНО «Специализированная коллегия экспертов», не могут быть признаны судом надлежащими доказательствами, достоверно подтверждающим установленную оценщиком итоговую величину рыночной стоимости спорных нежилых помещений, поскольку данные отчеты вызывают сомнения в правильности выводов оценщика.

Указанные выше нарушения оказали влияние на определение итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки.

В связи с вышеизложенным отчеты об оценке от 19 июня 2020 года не могут быть положены в основу решения, поскольку опровергается заключением эксперта от 15 июля 2021 года № 08/04/21-ЗЭ.

Оснований сомневаться в правильности выводов и объяснений эксперта не имеется, поскольку они мотивированы, предельно ясны и обоснованы обстоятельствами, исследованными экспертом, и не содержат противоречий.

Заключение эксперта от 15 июля 2021 года № 08/04/21-ЗЭ отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.

В данном случае требования административного истца подлежат удовлетворению, размер кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами равным их рыночной стоимости, определенной в заключение эксперта от 15 июля 2021 года № 08/04/21-ЗЭ как наиболее достоверный.

Суд признаёт, что завышение размера кадастровой стоимости объекта недвижимости по отношению к его рыночной стоимости влечёт увеличение размера налога, поэтому размер кадастровой стоимости объекта недвижимости непосредственно затрагивает интересы административного истца, а потому их требования об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, являются обоснованными.

Требования в части ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики, Администрации МО «город Ижевск», Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике удовлетворению не подлежат, поскольку указанные органы не утверждали результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в указанный период, а также не являются государственными органами, осуществляющими функции по государственной кадастровой оценке.

Так, из разъяснений пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" следует, что в силу положений статьи 34 ГПК РФ заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 г. на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.

В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Аналогичные разъяснения изложены в абзаце 2 пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 года.

Судом констатируется, что административным истцом Ф.И.Б. названный пятилетний срок не пропущен.

Настоящее судебное решение является основанием для внесения сведений о кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости в размере его рыночной стоимости в соответствии с требованиями статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности.

В соответствии с частью 3 статьи 108 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации эксперты, специалисты и переводчики получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения экспертами и специалистами определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами и со специалистами.

В силу части 1 статьи 109 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации денежные суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам и специалистам или предназначенные для оплаты других признанных судом необходимыми расходов, связанных с рассмотрением административного дела, предварительно вносятся на открытый в порядке, установленном бюджетным законодательством, счет соответственно Верховного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации стороной, заявившей соответствующую просьбу. В случае, если такая просьба заявлена обеими сторонами, требуемые суммы вносятся сторонами в равных частях.

Поскольку повторная судебная оценочная экспертиза по настоящему административному делу назначена по ходатайству административного истца Фаттахова И.Б., проведена и по её результатам представлено заключение эксперта ООО «РегионЗемОценка» Кальянова В.Н. от 15.07.2021 года № 08/04/21-ЗЭ, которое признано судом надлежащим доказательством, отвечающим принципом относимости, допустимости и достоверности и в котором определена экономически обоснованная и документально подтвержденная рыночная стоимость спорных объектов недвижимости, при этом административным истцом Ф.И.Б. произведено предварительное внесение сумм, подлежащих выплате экспертной организации на счет Верховного Суда Удмуртской Республики в размере 60 000 (шестьдесят тысяч) рублей, в подтверждение чего в материалы дела представлено платежное поручение от силу положений статей 108,109, КАС РФ вышеуказанная денежная сумма подлежит выплате ООО «РегионЗемОценка» посредствам её перечисления со счета Верховного Суда Удмуртской Республики на счет экспертной организации по указанным обществом реквизитам.

Кроме того судебная оценочная экспертиза по настоящему административному делу, назначенная по ходатайству представителя административного ответчика Правительства Удмуртской Республики, проведена и по её результатам представлено заключение эксперта Общества с ограниченной ответственностью «Кром», при этом Правительством Удмуртской Республики произведено предварительное внесение сумм, подлежащих выплате экспертной организации, на счет Верховного Суда Удмуртской Республики в размере 120 000 (сто двадцать тысяч) рублей, в подтверждение чего в материалы дела представлено платежное поручение от 4 в силу положений статей 108,109 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вышеуказанная денежная сумма подлежит выплате ООО «Кром» посредствам её перечисления со счета Верховного Суда Удмуртской Республики на счет экспертной организации по указанным обществом реквизитам.

Руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Ф.И.Б. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:

- нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 169,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> – в размере 6 127 000 руб. по состоянию на 26 февраля 2019 года;

- нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 168,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> – в размере 6 328 000 руб. по состоянию на 1 января 2018 года;

- нежилого помещения с кадастровым номером , общей площадью 77,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> размере 2 765 000 руб. по состоянию на 1 января 2018 года;

- нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 83,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> – в размере 3 685 000 руб. по состоянию на 1 января 2018 года;

- нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 138,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> – в размере 5 694 000 руб. по состоянию на 1 января 2018 года;

- нежилого помещения с кадастровым номером 594,1 кв.м. расположенного по адресу: <адрес> – в размере 21 718 000 руб. по состоянию на 6 декабря 2019 года.

Датой подачи Ф.И.Б. заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости считать ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении требований Ф.И.Б. предъявленных к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики, Администрации МО «город Ижевск», Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике отказать.

Перечислить внесенные на счет Верховного Суда Удмуртской Республики денежные средства в размере 60 000 руб. за проведение судебной экспертизы по настоящему административному делу Обществу с ограниченной ответственностью «РегионЗемОценка» <данные изъяты>).

Перечислить внесенные на счет Верховного Суда Удмуртской Республики денежные средства в размере 120 000 руб. за проведение судебной экспертизы по настоящему административному делу Обществу с ограниченной ответственностью «Кром», адрес: <данные изъяты>).

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, через суд принявший решение в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение по делу составлено 16 сентября 2021 года.

Судья Верховного Суда

Удмуртской Республики Г.Р. Багаутдинова