ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-468/2022 от 18.05.2022 Московского областного суда (Московская область)

Дело № 3а-468/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 мая 2022 года г. Красногорск

Московской области

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Невейкиной Н.Е.,

с участием прокурора Московской областной прокуратуры Быхановой Е.В.,

при секретаре Овсянниковой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-468/2022 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «У Дороги» к Правительству Московской области о признании недействующим Постановления Правительства Московской области от 25.03.2016 года № 230/8 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области»,

установил:

Постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 года № 230/8 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области» утверждена прилагаемая Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области.

Данное постановление опубликовано на официальном интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru 25 марта 2016 года, а также в периодических изданиях «Ежедневные Новости. Подмосковье» от 22 апреля 2016 года N 72, «Ежедневные Новости. Подмосковье» от 26 апреля 2016 года N 74, «Информационный вестник Правительства Московской области» от 28 июля 2016 года N 10.

Административный истец ООО «У дороги» обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Московской области о признании недействующим Постановления Правительства Московской области от 25.03.2016 года № 230/8 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области».

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ООО «У дороги» является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 50:22:0050101:60 общей площадью 3 556 кв.м., общей площадью 2 146 кв.м., расположенных по адресу: Московская .

Постановлением Правительства Московской области от 10.04.2018 года № 226/14 «О внесении изменений в проект планировки территории для строительства транспортно-пересадочного узла с размещением станции метрополитена в городском округе Котельники Московской области и в городском округе Люберцы Московской области» определено планируемое местоположение Транспортно-пересадочного узла с размещением станции метрополитена Котельники, а также проектом межевания в составе проекта планировки территории определены части земельных участков, подлежащих изъятию для государственных нужд согласно перечню.

В указанный перечень были включены принадлежащие административному истцу земельные участки.

На основании Постановления Правительства Московской области от 10.04.2018 года № 226/14 Департаментом городского имущества г. Москвы издано Распоряжение от 09.11.2020 года № 37623 «Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества», согласно которому изъятию подлежат части земельных участков, принадлежащих административному истцу, для целей размещения наземных элементов – вентиляционных шахт станции метро Котельники.

Оспариваемое Постановление «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области», по мнению Общества, явилось основанием для разработки документации по планировке территории с изъятием земельных участков, принадлежащих административному истцу, что свидетельствует о нарушении прав общества.

По утверждению административного истца, оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует нормам законодательства, имеющего большую юридическую силу, а именно Градостроительному кодексу Российской Федерации, поскольку оспариваемое Постановление № 230/8 не содержит сведений о видах, назначении и наименовании планируемых для размещения линейных объектов – линий метро, в частности основных характеристик станции метрополитена Котельники и Транспортно-пересадочного узла метро Котельники в нарушение части 4 статьи 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Кроме того, Схема предусматривает размещение линейных объектов (линий метрополитена) на территории двух субъектов Российской Федерации – Москвы и Московской области, что требует разработки схемы территориального планирования двух субъектов Российской Федерации в порядке, установленном статьей 13.1 ГрК РФ.

Таким образом, как полагает административный истец, оспариваемое постановление повлекло лишение его права собственности на землю в отсутствие оснований, предусмотренных законом, для принятия нормативных правовых актов, предусматривающих изъятие земельных участков.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «У дороги» по доверенности Соловьев Д.Н. заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Правительства Московской области по доверенности Власкова М.А. в судебном заседании просила отказать административному истцу в удовлетворении заявленных им требований ввиду их незаконности и необоснованности по основаниям, приведенным в письменных возражениях. В обоснование своей правовой позиции указала на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий и с соблюдением требований законодательства к форме, процедуре принятия и введения его в действие, в строгом соответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Кроме того, что сама по себе схема территориального планирования каких-либо обременений на принадлежащий административному истцу объект не налагает, и не является актом, ограничивающим права и интересы общества.

Представитель заинтересованного лица Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области по доверенности Семионичев А.С., в судебном заседании просил отказать административному истцу в удовлетворении заявленных им требований ввиду их незаконности и необоснованности по основаниям, приведенным в письменных возражениях. В обоснование своей правовой позиции указал на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий и с соблюдением требований законодательства к форме, процедуре принятия и введения его в действие, в строгом соответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Оспариваемый акт прав административного истца не нарушает и не устанавливает ограничения в использовании земельных участков. По мнению Комитета, в положении о территориальном планировании в оспариваемой Схеме содержатся сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения линий метрополитена, их основные характеристики, местоположение, на картографическом материале отображены зоны планируемого размещения линейного объекта, при этом Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области предусмотрено размещение транспортно-пересадочного узла на указанной территории. Обратил внимание на то, что административный истец не аргументировал в своем требовании какому нормативному правовому акту, имеющему большую силу, противоречит оспариваемый нормативный правовой акт, при том, что при разработке и принятии Схемы требования законодательства были соблюдены.

Представитель заинтересованного лица Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области по доверенности Максимова Т.А. в судебном заседании просила отказать административному истцу в удовлетворении заявленных им требований ввиду их незаконности и необоснованности, пояснив, что Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области является частью Генерального плана развития области как системы нормативных правовых актов Московской области, определяющих политику государственной власти области в сфере стратегического планирования пространственного развития Московской области и задает условия развития региональных транспортных инфраструктур, согласованных с развитием инфраструктур федерального значения. Оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий и с соблюдением требований законодательства к форме, процедуре принятия и введения его в действие, в строгом соответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Заинтересованное лицо считает, что оспариваемый акт не нарушает права административного истца.

Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного слушания, в суд не явились.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на их соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Быхановой Е.В., полагавшую необходимым отказать в удовлетворении административного иска, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов административного дела, административный истец ООО «У дороги» является собственником земельных участков с кадастровыми номерами , общей площадью 3 556 кв.м., и , общей площадью 2 146 кв.м., расположенных по адресу: . Следовательно, административный истец является субъектом правоотношений регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.

Исходя из положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются: соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности, требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

Федеральный закон от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в подпункте 42 пункта 2 статьи 26.3 к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относит решение вопросов утверждения схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждения документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения.

Исходя из положений статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе на принципах: обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

Статьей 3 ГрК РФ закреплено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Отношения по планировке территории урегулированы главой 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения.

Схема территориального планирования субъекта Российской Федерации относится к документам территориального планирования субъекта Российской Федерации, который включает положение о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, транспорт (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения (части 1, 3 статьи 14 ГрК РФ).

Как установлено правилами частей 1 и 3 статьи 15 ГрК РФ схема территориального планирования субъекта Российской Федерации, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Правительство Московской области является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти Московской области, наделенным общей компетенцией (часть 1 статьи 1 Закона Московской области № 230/2005-03 «О Правительстве Московской области»).

В силу части 1 статьи 33 Закона Московской области от 02.11.2005 года № 230/2005-03 «О Правительстве Московской области» (далее - Закон Московской области № 230/2005-03) Правительство Московской области в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения, обеспечивает их выполнение. Постановления Правительства Московской области нормативные правовые акты, принимаемые Правительством Московской области по вопросам, отнесенным к его полномочиям.

Правительство Московской области утверждает документы территориального планирования Московской области (пункт 2 статьи 11 Закона Московской области № 230/2005-03).

Проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации до ее утверждения подлежит обязательному согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с субъектом Российской Федерации, обеспечившим подготовку проекта схемы территориального планирования, и органами местного самоуправления муниципальных образований, применительно к территориям которых подготовлены предложения по территориальному планированию, в порядке, установленном статьей 16 ГРК РФ.

Предварительное согласование Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области с компетентными субъектами было осуществлено.

На заседании Градостроительного совета Московской области от 15.12.2015 года принято решение об одобрении проекта Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области.

Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области утверждена постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 года № 230/8.

Оспариваемое постановление Правительства Московской области опубликовано на официальном интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru 25 марта 2016 года, а также в периодических изданиях «Ежедневные Новости. Подмосковье» от 22 апреля 2016 года N 72, «Ежедневные Новости. Подмосковье» от 26 апреля 2016 года N 74, «Информационный вестник Правительства Московской области» от 28 июля 2016 года N 10.

Таким образом, судом установлено и следует из материалов дела, что оспариваемое постановление Правительства Московской области принято уполномоченным органом в установленной форме, опубликовано в предусмотренном законом порядке. По этим основаниям постановление не обжалуется.

Законность оспариваемого нормативного правового акта также проверялась вступившими в законную силу решениями Московского областного суда от 13.11.2017 года по делу N За-118/17, от 14.02.2019 года по делу № За-156/2019, от 08.07.2021 года по делу N 3а-392/2021, которые в силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства обладают преюдициальной силой и является обязательными при рассмотрении данного дела.

В настоящее время Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области действует с изменениями, внесенными постановлением Правительства Московской области от 30.12.2020 года № 1065/44.

Проверяя нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации должны содержать положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся к ряду областей, в том числе и на транспорт (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения (пункт 1 части 3 статьи 14 ГрК РФ).

На картах планируемого размещения объектов регионального значения отображаются планируемые для размещения объекты регионального значения (ч. 5 ст. 14 ГрК РФ).

Статьей 9 Закона Московской области № 36/2007-03 «О генеральном плане развития Московской области» установлено, что подготовка документов территориального планирования Московской области осуществляется в составе следующих схем: схемы территориального планирования Московской области - основные положения градостроительного развития, схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области.

Согласно ч. 4 ст. 14 ГрК РФ в положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования субъекта Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов регионального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.

Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области является составной частью Генерального плана развития Московской области как системы нормативных правовых актов Московской области, определяющих политику органов государственной власти Московской области в сфере стратегического планирования пространственного развития Московской области и задает условия развития региональных транспортный инфраструктур, согласованных с развитием инфраструктур федерального значения.

Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области направлена на реализацию приоритетных стратегических пространственных преобразований необходимых для реализации политики пространственного развития Московской области.

Схема является градостроительной основой планируемых стратегических преобразований пространства Московской области и, таким образом, задает рамочные условия развития муниципальных образований Московской области; развития региональных транспортных инфраструктур, согласованного с развитием инфраструктур федерального и муниципального значения; сохранения природного и исторического наследия и своеобразия городов, поселков, сел и деревень Московской области.

Для целей Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области под транспортными инфраструктурами Московской области понимаются сооружения и объекты, в том числе транспортно-пересадочные узлы (ТПУ), которые включают: объекты, необходимые для обеспечения удобного и комфортного обслуживания пассажиров при пересадке с одного вида транспорта на другой (железнодорожные станции, платформы и остановочные пункты; железнодорожные вокзалы и автостанции; торгово-развлекательные объекты; стоянки для временного хранения легкового транспорта; территории для стоянки и разворота общественного автомобильного транспорта; пешеходные переходы); автомобильные дороги и проезды, обеспечивающие подъезд к ТПУ.

В соответствии с разделом 1 Схемы одной из системных задач развития транспортных инфраструктур Московской области является повышение качества транспортного обслуживания населения и экономики Московской области, которое реализуется, в том числе, путем создания современных транспортно-пересадочных узлов на пересечениях линий пассажирского железнодорожного транспорта, автомобильных дорог, линий рельсового скоростного пассажирского транспорта, линий метрополитена, на подъездах к аэропортам, продления линий метрополитена на территорию Московской области.

Согласно разделу 2.3.2 Схемы для повышения уровня транспортного обслуживания городов и населенных пунктов Московской области планируется продление линий метрополитена на территорию Московской области.

На территории Московской области предусмотрено продление линий метрополитена на территории городского округа Химки и городского округа Мытищи. Ширина зоны планируемого размещения линий Московского метрополитена составляет 50 м (по 25 м в каждую сторону от оси линии).

В Схеме территориального планирования транспортного обслуживания Московской области в актуальной редакции, утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 30.12.2020 N 1065/44 указано, что на территорию Московской области продлены Арбатско-Покровская и Таганско-Краснопресненская линии метрополитена, построены станции метро «Мякинино» и «Котельники».

На территории Московской области предусмотрено продление следующих линий метрополитена: линия метрополитена от станции метро «Строгино» до станции метро «Изумрудные Холмы» со станциями метро; Калужско-Рижская линия метрополитена со станцией метро; линия метрополитена до г. Балашиха со станцией метро.

Ширина зоны планируемого размещения линий метрополитена составляет 50 м (по 25 м в каждую сторону от оси линии). Для обеспечения работы линий метрополитена на территории Московской области предусмотрено размещение электро депо в городских округах Красногорск и Мытищи.

Таким образом, в соответствии с градостроительным законодательством в положении о территориальном планировании Схемы содержатся сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения линий метрополитена, станциях метро, их основные характеристики, местоположение, на картографическом материале отображены зоны планируемого размещения линейного объекта.

В соответствии с пунктом 25 статьи 1 ГрК РФ транспортно-пересадочный узел – комплекс объектов недвижимого имущества, включающий в себя земельный участок либо несколько земельных участков с расположенными на них, над или под ними объектами транспортной инфраструктуры, а также другими объектами, предназначенными для обеспечения безопасного и комфортного обслуживания пассажиров в местах их пересадок с одного вида транспорта на другой.

Согласно п. 35 ст. 1 ГрК РФ элемент планировочной структуры - часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). Виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 6 приложения к приказу Минстроя России от 25.04.2017 года № 738/пр «Об утверждении видов элементов планировочной структуры» территория транспортно-пересадочного узла отнесена к элементам планировочной структуры.

В силу статьи 2 Закона Московской области от 05.12.2014 года № 164/2014-ОЗ «О видах объектов областного значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Московской области, видах объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа Московской области», транспортно-пересадочный узел относится к объектам областного значения.

Постановлением Правительства Московской области от 23.07.2013 года № 545/30 транспортно-пересадочный узел с размещением станции метрополитена в городском округе Котельники признан объектом регионального значения.

Постановлением Правительства Московской области от 20.03.2014 года № 168/9 «О развитии транспортно-пересадочных узлов на территории Московской области» транспортный-пересадочный узел Котельники включен в перечень транспортно-пересадочных узлов, развиваемых на основе железнодорожных станций и остановочных пунктов железной дороги, станций Московского метрополитена.

Положения пунктов 10, 25 статьи 1 ГрК РФ не исключают возможность отнесения транспортно-пересадочных узлов, представляющих собой сооружения, обеспечивающие потребности физических, юридических лиц и государства в пассажирских и грузовых транспортных перевозках, к объектам капитального строительства регионального значения, для которых в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории устанавливаются территории с особыми требованиями к осуществлению градостроительной деятельности.

Повышение качества транспортного обслуживания населения и экономики Московской области, является одной из задач Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, которая реализуется путем создания современных транспортно-пересадочных узлов на пересечениях линий пассажирского железнодорожного транспорта, автомобильных дорог, линий рельсового скоростного пассажирского транспорта, линий метрополитена, на подъездах к аэропортам.

В Московской области формируется система транспортно-пересадочных узлов на основе железнодорожных станций, платформ и остановочных пунктов, на которых обеспечивается пересадка пассажиров наземного пассажирского и индивидуального транспорта на железнодорожный транспорт.

Транспортно-пересадочные узлы включают:

объекты, необходимые для обеспечения удобного и комфортного обслуживания пассажиров при пересадке с одного вида транспорта на другой (железнодорожные станции, платформы и остановочные пункты; железнодорожные вокзалы, автовокзалы и автостанции; торгово-развлекательные объекты; стоянки для временного хранения легкового транспорта; территории для стоянки и разворота общественного автомобильного транспорта; пешеходные переходы);

автомобильные дороги и проезды, обеспечивающие подъезд к ТПУ.

Судом установлено, что Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области предусмотрено размещение транспортно-пересадочного узла на пересечении ЛРТ «Москва — Люберцы — Москва» и автомобильной дороги М-5 «Урал», линии метрополитена (таблица 2.3.9 планируемые транспортно-пересадочные узлы), как в первоначальной редакции от 25.03.2016 года, так и в действующей редакции от 30.12.2020 года.

Таблица 2.3.9 Схемы (в редакции от 30.12.2020 года) содержит перечень планируемых пересадочных узлов на основе ЛРТ (инфраструктура рельсового скоростного пассажирского транспорта), ВСМ (высокоскоростные железнодорожные магистрали) и автомобильных дорог, в пункте 7 которого указано на пересечение объекта «ЛРТ «Люберцы – Лыткарино – Молоково» с объектом «а/д М-5 «Урал», линия метрополитена» в городском округе Котельники.

При этом, Таблица 2.3.9 Схемы (в первоначальной редакции Схемы) также содержит перечень планируемых пересадочных узлов на основе ЛРТ и ВСМ, в пункте 17 которого указано пересечение объекта «ЛРТ «Москва – Люберцы – Москва» с объектом «автомобильная дорога М-5 «Урал», линия метрополитена (м. «Котельники»)» в городском округе Котельники.

Указанный в Схеме транспортно-пересадочный узел возможно идентифицировать, изучив разделы оспариваемого Постановления «Сведения о размещении планируемого объекта регионального значения» и «Функционально-планировочная организация территории».

Как следует из приведенной в указанных разделах информации, планируемый объект регионального значения транспортно-пересадочный узел «Котельники» размещается в северной части городского округа Котельники и частично в западной части городского округа Люберцы Московской области. Территория размещения транспортно-пересадочного узла «Котельники» разделена на две части автомобильной дорогой М-5 «Урал». На территории, смежной с транспортно-пересадочным узлом в городском округе Люберцы, предусмотрено размещение станции и перронов линии рельсового скоростного пассажирского транспорта «Люберцы – Лыткарино – Молоково».

При данных обстоятельствах, установленных в ходе настоящего судебного разбирательства, доводы административного истца о том, что транспортно-пересадочный узел не предусмотрен Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области являются несостоятельными.

Планируемое размещение транспортно-пересадочного узла не противоречит принципу обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования (ч. 1 ст. 2 ГрК РФ).

В соответствии со ст. 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории.

Проект планировки территории для строительства транспортно-пересадочного узла с размещением станции метрополитена в городском округе Котельники Московской области и в городском округе Люберцы Московской области утвержден постановлением Правительства Московской области от 11.11.2014 года № 947/42.

10.04.2018 года постановлением Правительства Московской области № 226/14 внесены изменения в проект планировки территории для строительства транспортно-пересадочного узла с размещением станции метрополитена в городском округе Котельники Московской области и в городском округе Люберцы Московской области.

Проект планировки территории подготавливается для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ).

Функционально-планировочная организация территории транспортнопересадочного узла в городском округе Котельники и в городском округе Люберцы Московской области предусматривает размещение объектов транспортно-пересадочного узла, объектов инфраструктуры автомобильного транспорта, объектов общественно-делового назначения.

Транспортное обслуживание объектов транспортно-пересадочного узла с прилегающими территориями города Москвы и Московской области осуществляется автомобильным и рельсовым транспортом (линия Московского метрополитена и планируемые пути рельсового скоростного пассажирского транспорта - скоростного трамвая).

Создание транспортно-пересадочного узла и перехватывающих парковок позволит разгрузить автомобильные дороги, в полном объеме реализовать преимущества транспорта общего пользования и сократить непроизводительные потери времени в пути.

Функциональное предназначение транспортно-пересадочного узла - обеспечение безопасного и комфортного обслуживания пассажиров в местах их пересадок с одного вида транспорта на другой.

Таким образом, обоснование требований административного иска сводится к несогласию административного истца с установлением планируемых к строительству линий метро, станций метрополитена и транспортно-пересадочного узла в районе городской округ Котельники, где расположены земельные участки истца.

Вместе с тем, установление параметров размещения линейного объекта, транспортно-пересадочного узла не нарушает права собственников земельных участков и объектов недвижимости, поскольку целями разработки оспариваемого документа является обеспечение не только защиты прав и законных интересов собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и публичных интересов, связанных, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки, что согласуется с положениями статей 2, 9 и 15 Градостроительного кодекса РФ.

Сама по себе Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области не налагает и не может налагать обременения на принадлежащие административному истцу земельные участки и (или) объекты недвижимости, а также не является актом, ограничивающим прав административного истца, поскольку схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, прежде всего, определяется стратегия градостроительного развития, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем.

Как установлено частью 1 статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом часть 3 указанной статьи допускает принудительное отчуждение имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Положения статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации допускают ограничения гражданских прав на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, что вытекает из оснований части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, предусматривая гарантии охраны права частной собственности, вместе с тем, законодатель предусмотрел ограничения этих прав в определенных, допустимых законодателем случаях.

Одновременно с этим необходимо отметить, что, допуская возможность ограничения прав собственников, тем не менее, законом установлено ряд гарантий в защиту их прав в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов, в частности положениями земельного законодательства предусмотрены порядок и условия изъятия для государственных и муниципальных нужд.

Допускается изъятие земельных участков, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, для государственных нужд другого субъекта Российской Федерации в случае, если это изъятие осуществляется для размещения объектов регионального значения такого субъекта Российской Федерации, предусмотренных документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены такие земельные участки, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации (часть 6 статьи 56.3 Градостроительного кодекса РФ).

Применительно к данному спору, учет интересов публичных образований обеспечивается за счет согласования вопроса размещения соответствующих объектов на стадии подготовки документов территориального планирования, в том числе путем согласования документов территориального планирования.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Градостроительного кодекса РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.

При разработке документации по планировке территории определяется точное положение линейного объекта с учетом существующих кадастровых границ и минимального изъятия земельных участков.

Не может суд, согласиться и с доводом административного истца о несоответствии Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области требованиям, установленным статьей 13.1 ГрК РФ, поскольку Схема территориального планирования транспортного обслуживания утверждена для одного субъекта - Московской области, в связи с чем требования статьи 13.1 ГрК РФ в данном случае не применимы.

При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют законные основания для удовлетворения требований ООО «У дороги» о признании недействующим Постановления Правительства Московской области от 25.03.2016 года № 230/8 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области».

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «У Дороги» к Правительству Московской области о признании недействующим Постановления Правительства Московской области от 25.03.2016 года № 230/8 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области» - отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба и прокурором принесено представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Е. Невейкина

Мотивированное решение изготовлено 27 мая 2022 года.