Дело № 3а-469/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Брянск 31 июля 2020 года
Брянский областной суд в составе:
судьи областного суда Кулешовой Е.В.
при секретаре Скрипиной Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Суражсельхозхимия» к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Суражсельхозхимия», действуя через представителя ФИО1, обратилось в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости: административного здания, назначение: нежилое здание, общая площадь: 499,4 кв.м.; кадастровый номер: №, адрес: <адрес> по состоянию на дату - 1 января 2015 г.
В соответствии с Актом об утверждении кадастровой стоимости на 19 июля 2016г. №32/901/16/12132 кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2015 г. составила 16 415 038,29 руб.
Согласно отчета об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, выполненного ООО «Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки» от 18 ноября 2019г. №29319 рыночная стоимость нежилого здания общей площади 499,4 кв.м., с кадастровым номером № по состоянию на 01 января 2015г. составила 4 820 000 руб.
26 ноября 2019г. представитель ООО «Суражсельхозхимия» ФИО1 обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее – Комиссия) с заявлением, в котором просила пересмотреть результаты кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости и установить стоимость в размере рыночной.
Решением Комиссии от 13 декабря 2019г. №19/9 заявление об установлении рыночной стоимости спорного объекта недвижимости отклонено, поскольку отчет, по мнению комиссии, не соответствует требованиям Федерального закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также Федеральным стандартам оценки.
Полагая, что кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости превышает его рыночную стоимость, чем нарушаются права ООО «Суражсельхозхимия» как налогоплательщика, представитель административного истца просил суд установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - административного здания, назначение: нежилое здание, общая площадь: 499,4 кв.м.; кадастровый номер: №, адрес: <адрес>, по состоянию на 01 января 2015 года в размере 4 820 000 руб., согласно отчету об оценке №33 от 07 июня 2019 г., выполненному ООО «Навигатор Права и Оценки».
До судебного заседания представитель административного истца – ФИО1, представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области ФИО2, представитель заинтересованного лица администрации Суражского района Брянской области представили письменные ходатайства о рассмотрении дела без их участия.
Представители административных ответчиков Управления имущественных отношений Брянской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом.
Представителем административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области представлен отзыв, согласно которому Управление возражает по существу заявленного требования, поскольку установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере заявленной рыночной стоимости приведет к понижению консолидируемого бюджета Брянской области. При этом право административного истца на установление кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере рыночной стоимости не оспаривает.
Согласно возражениям представителя административного ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области ФИО3 ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Брянской области не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости). Оснований для выводов о недостоверности отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, представленного административным истцом, у Филиала не имеется, проведение судебной экспертизы в целях определения рыночной стоимости спорного объекта недвижимости не требуется. Кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости определена ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Брянской области в акте определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в соответствии с утвержденной методикой на основании удельных показателей кадастровой стоимости 1 кв. м объекта недвижимости, утвержденных приказами Управления имущественных отношений Брянской области.
Согласно позиции, изложенной в отзыве на административное исковое заявление, представитель заинтересованного лица глава администрации Суражского района ФИО4 указывает на то, что при разрешении данного административного дела права и обязанности администрации Суражского района Брянской области не затрагиваются.
В соответствии с отзывом представителя административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области ФИО2 Управление как орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, права и законные интересы административного истца не нарушало, не оспаривает его право на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и представленный им отчет. Полагает, что Управление является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Разрешение вопроса об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере рыночной стоимости оставляет на усмотрение суда.
С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в рассмотрении дела, о времени и месте судебного разбирательства по делу, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, в соответствии с ч. 2 ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что, ООО «Суражсельхозхимия» является собственником объекта недвижимости - административного здания, назначение: нежилое здание, общая площадь: 499,4 кв.м.; кадастровый номер: №, адрес: <адрес>.
Кадастровая стоимость административного здания с кадастровым номером №, утвержденная актом №32/901/16/12134 от 19 июля 2016г. филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области, по состоянию на 01 января 2015 года составляет 16 415 038,29 руб.
Данные об установление кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости №32/ИСХ/19–99752 от 28 марта 2019г. кадастровая стоимость административного здания с кадастровым номером № составляет 16 415 038,29 руб., дата определения кадастровой стоимости 01 января 2015г., а дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ГКН – 19 июля 2016 г.
Согласно отчету об оценке №29319 ОЦ от 18 ноября 2019 г., выполненному ООО «Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки», по состоянию на 01 января 2015 года рыночная стоимость административного здания с кадастровым номером № составляет 4 820 000 руб.
26 ноября 2019 года представитель ООО «Суражсельхозхимия» обратилась в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее – Комиссия) с заявлением, в котором просила пересмотреть результаты кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости и установить стоимость в размере рыночной.
Решением Комиссии от 13 декабря 2019 года №19/9 заявление об установлении рыночной стоимости спорного объекта недвижимости отклонено, поскольку отчет, по мнению комиссии, не соответствует требованиям Федерального закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также Федеральным стандартам оценки.
Согласно ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Вопросы государственной кадастровой оценки регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями).
Согласно положениям ст. 3 Федерального закона № 135-ФЗ под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (ст.12 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.
При обращении с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости, в соответствии с требованиями пунктов 4 и 5 части 2 статьи 246 и пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» заявителем представляется отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в государственной кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
В силу ст. 373, ст. 374 Налогового кодекса РФ организации обладающие объектами недвижимости (зданиями, сооружениями, помещениями) на праве собственности, признаются плательщиками налога на имущество организаций.
По общему правилу, предусмотренному ч. 2 ст. 375 Налогового кодекса РФ, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Таким образом, права и обязанности административного истца, как налогоплательщика, затронуты результатами определения кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости.
Исходя из вышеизложенного, административный истец вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установления в отношении объектов недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке №29319 ОЦ от 18 ноября 2019г. выполненный ООО «Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки».
Как разъяснено в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», по смыслу части 2 статьи 67 ГПК РФ и части 2 статьи 84 КАС РФ отчет об оценке не имеет для суда заранее установленной силы и оценивается наравне с другими доказательствами (абзац восьмой статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности).
По ходатайству представителя административного истца ООО «Суражсельхозхимия» - ФИО1 определением Брянского областного суда от 20 февраля 2020 года по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Практика».
Согласно выводам экспертного заключения ООО «Практика» № 1123256-18420 от 23 июня 2020 года, отчет №29319 ОЦ от 18 ноября 2019 г., выполненный ООО «Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки» соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки. Также иные нарушения не выявлены: в том числе факторы, влияющие на стоимость объекта недвижимости определены правильно (являются типичными сегментами рынка оцениваемого объекта, соответствуют рекомендациям ФСО №7), ошибки при выполнении математических действий не допускались, информация, использованная оценщиком, является достоверной, достаточной, проверяемой.
В связи с соответствием отчета №29319 ОЦ от 18 ноября 2019 г., выполненного ООО «Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки», требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, рыночная стоимость спорных объекта недвижимости, указанного в отчете, по состоянию на 01 января 2015 года не устанавливалась.
Таким образом, действительная рыночная стоимость административного здания, назначение: нежилое здание, общая площадь: 499,4 кв.м.; кадастровый номер: №, адрес: <адрес>, по состоянию на 01 января 2015 года составляет 4 820 000 руб.
В силу статьи 59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов о действительной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, определенной в соответствии с отчетом об оценке №29319 ОЦ от 18 ноября 2019 г., выполненным ООО «Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки».
Расчеты стоимости объекта оценки выполнены в соответствии с применяемыми подходами и методами. Отчет об оценке №29319 ОЦ от 18 ноября 2019 г., выполненный ООО «Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки» в достаточной мере содержит сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведенной оценки.
Содержание отчета об оценке не вводит в заблуждение пользователей отчета.
Расчет стоимости объекта оценки выполнен соответствии с изложенными методиками определения стоимости. Применение использованных оценочных подходов для определения рыночной стоимости объекта оценки обоснованно.
Достоверность представленных в отчете данных подтверждена ссылками на источники, что тем самым подтверждает рыночную стоимость объекта оценки.
Доказательств того, что рыночная стоимость оцениваемого объекта недвижимости являлась иной, чем отражено в отчете и экспертном заключении, суду не представлено, и таких данных в материалах дела не имеется.
Таким образом, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска ООО «Суражсельхозхимия» и необходимости установить кадастровую стоимость недвижимого имущества:
административного здания, назначение: нежилое здание, общая площадь: 499,4 кв.м.; кадастровый номер: №, адрес: <адрес>, по состоянию на 01 января 2015 года в размере 4 820 000 руб.
В соответствии с п.1 Приказа Росреестра от 18 октября 2016 года № П/0515 федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра») наделено полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В Брянской области данные полномочия возложены на филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области.
Вступивший в законную силу судебный акт об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной является основанием для внесения органом кадастрового учета соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Согласно п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июля 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ). Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
Из материалов дела следует, что представитель ООО «Суражсельхозхимия» обратился в Комиссию 26 ноября 2019 года. В связи с тем, что в порядке досудебного урегулирования спора ООО «Суражсельхозхимия» обращалось с заявлением в Комиссию, датой подачи заявления считается день обращения в Комиссию - 26 ноября 2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ООО «Суражсельхозхимия» к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости:
- административного здания, назначение: нежилое здание, общая площадь: 499,4 кв.м.; кадастровый номер: №, адрес: <адрес>, по состоянию на 01 января 2015г. в размере 4 820 000 руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 26 ноября 2019 год – дату обращения ООО «Суражсельхозхимия» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области с заявлением.
Вновь установленная кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Первого апелляционного суда в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 5 августа 2020 года.
Судья Брянского областного суда Е.В. Кулешова