ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-469/2022 от 13.10.2022 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

24OS0000-01-2022-000259-07

Дело № 3а-469/2022

011а

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 октября 2022 г. г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Славкина М.М.,

при ведении протокола помощником судьи Привалихиной О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску публичного акционерного общества «Россети Сибири» к Министерству тарифной политики Красноярского края о признании не действующими со дня принятия приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2021 в редакции приказа от 29.12.2021 «Об утверждении необходимой валовой выручки сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края», приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 19.12.2013 в редакции приказов от 29.12.2021 и от 04.02.2022 «Об установлении (пересмотре) единых (котловых) тарифов на услуги оп передаче электрической энергии на территории Красноярского края за исключением тарифной группы потребителей «население и прерывные к нему категории потребителей» в части

установил:

региональной энергетической комиссии Красноярского края 19.12.2011 вынесен приказ -п «Об утверждении необходимой валовой выручки сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края».

Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2021 «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2011 № » «Об утверждении необходимой валовой выручки сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края» устанавливающий необходимую валовую выручку филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Красноярскэнерго» установлена необходимая валовая выручка без учета потерь на 2022 год в размере 12 156 528,88 руб.

Приказ опубликован 30.12.2021 в издании "Наш Красноярский край" N 4, и на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края http://www.zakon.krskstate.ru.

Региональной энергетической комиссии Красноярского края 19.12.2013 вынесен приказ «Об установлении (пересмотре) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края за исключением тарифной группы потребителей «население и приравненные к нему категории потребителей».

Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2021 «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 » «Об установлении (пересмотре) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края за исключением тарифной группы потребителей «население и приравненные к нему категории потребителей» установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Красноярского края, поставляемой прочим потребителям на 2022-2025 годы.

Приказ опубликован 30.12.2021 в издании "Наш Красноярский край" N 4, и на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края http://www.zakon.krskstate.ru.

Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 04.02.2022 № «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № «Об установлении (пересмотре) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края за исключением тарифной группы потребителей «население и приравненные к нему категории потребителей» установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Красноярского края, поставляемой прочим потребителям на 2022-2025 годы.

Приказ опубликован 04.02.2022 в издании "Наш Красноярский край" N 4, и на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края http://www.zakon.krskstate.ru.

ООО «Россети Сибирь» обратилось с административным исковым заявлением (с учетом уточнений и дополнений) о признании не действующими со дня принятия приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2021 в редакции приказа от 29.12.2021 «Об утверждении необходимой валовой выручки сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края» в части п. 1 Приложения 7;

Приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 19.12.2013 в редакции приказов от 29.12.2021 №92-э и от 04.02.2022 №4-э «Об установлении (пересмотре) единых (котловых) тарифов на услуги оп передаче электрической энергии на территории Красноярского края за исключением тарифной группы потребителей «население и приравненные к нему категории потребителей» в части п. 28 Таблицы 1 Приложения №4.1

Требования мотивированы тем, что органом регулирования при корректировке тарифов на 2022 год необоснованно не включены в необходимую валовую выручку расходы на оплату потерь эклектической энергии, поскольку в филиале ПАО «Россети Сибирь» - «Красноярскэнерго» действует программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период 2018 - 2022 гг., которая была направлена Министерству. Изначально в программе энергосбережения, плановый уровень потерь филиала «Красноярскэнерго» на 2020 год составлял 9,66%. В последующем программа энергосбережения была скорректирована, в частности, филиалом «Красноярскэнерго» в составе тарифной заявки на 2020 год была направлена скорректированная программа энергосбережения, в соответствии с которой плановый уровень потерь на 2020 год составляет 10,09%, что подтверждается представленными министерству документами, таким образом, по мнению истца при корректировке необходимо было применять уровень потерь филиала «Красноярскэнерго» на 2020 год в размере 10,09%.

Кроме того, экономия потерь должна рассчитываться по формуле, установленной п. 34 (2) Основ ценообразования, при этом действующие положения тарифного законодательства, в том числе, п. 34(1) и 34(2) Основ ценообразования № 1178 не содержат условия об учете при расчете экономии расходов на оплату потерь требований к целевым показателям программ энергосбережения регулируемых организаций, установленных органом тарифного регулирования субъекта РФ.

Также просил учесть, что Министерством при расчете экономии расходов на оплату потерь применены данные по потерям ПАО «Красноярскэнергосбыт» - 1 420 045 371 кВт*ч., при этом в Заключении на 2022 год нормативное обоснование применения таких данных не приведено.

Таким образом, по мнению истца, оспариваемый нормативно правовой акт противоречит требованиям законодательства и нарушает права административного истца.

В судебном заседании представители административных истцов ФИО1, ФИО2, действующие на основании доверенности, заявленные требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.

В судебном заседании представитель министерства тарифной политики Красноярского края ФИО3, действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, в которых указано на необоснованность доводов административного истца, а также на то, что оспариваемые приказы полностью соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, приняты в пределах установленных полномочий Министерства и не нарушают прав и законных интересов административного истца.

Заинтересованное лицо ПАО «Красноярскэнергосбыт», извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, о причинах неявки не сообщило, ходатайств об отложении судебного заседания не представило.

Суд считает возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, против чего явившиеся участники судебного разбирательства не возражали.

Прокурор отдела прокуратуры Красноярского края Васильева О.В. в своем заключении полагала административный иск не подлежащим удовлетворению.

Заслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливаются Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Согласно абзацу 7 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).

На основании пункта 3 статьи 24 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают цены (тарифы), указанные в ст. 23.1 данного Закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1.1 Положения о министерстве тарифной политики Красноярского края, утвержденном Постановлением Правительства Красноярского края от 3 июля 2018 г. 380-п, Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере электроэнергетике в части государственного регулирования тарифов.

Пунктом 3.6 данного Положения к компетенции Министерства отнесено установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).

Поскольку необходимая валовая выручка является одним из основных экономических показателей, учитываемых при формировании единого (котлового) тарифа и индивидуальных тарифов, оспариваемый Приказ от 29 декабря 2020 г. № 67-э обладает признаками нормативного правового акта, приведенными в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

Частью 1 статьи 138 Устава Красноярского края от 5 июня 2008 г. № 5-1777 определено, что органы исполнительной власти края по вопросам своей компетенции издают приказы, а также иные правовые акты, предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Учитывая, что федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включая и органы тарифного регулирования, не предусмотрено принятие иных правовых актов, оспариваемые нормативные правовые акты приняты и оформлены приказами, что соответствует положениям части 1 статьи 138 Устава Красноярского края от 5 июня 2008 г. № 5-1777.

На основании части 1 статьи 6 Закона Красноярского края от 18 декабря 2008 года № 7-2627 «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Красноярского края» официальным опубликованием закона края, иного нормативного правового акта края считается публикация его полного текста в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» или «Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края» или размещение его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) или на краевом портале правовой информации.

Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре принятия, порядку опубликования и вступления в силу.

В силу пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Во исполнение вышеприведенных положений федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, определяющие принципы и методы расчета цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), а также Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования).

При государственном регулировании цен (тарифов), в числе прочих, должны соблюдаться принцип определения экономической обоснованности планируемых (расчётных) себестоимости и прибыли при расчёте и утверждении цен (тарифов); принцип обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; принцип учета результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов) (пункт 2 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).

Пунктом 12 Основ ценообразования установлены методы регулирования цен (тарифов), одним из которых является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее - НВВ).

Под НВВ понимается экономически обоснованный объём финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчётного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).

В силу пункта 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации НВВ, определяются в соответствии с Методическими указаниями, утверждёнными приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. далее - Методические указания).

На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают НВВ регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования (абзац 16 пункта 38 Основ ценообразования).

В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка НВВ, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктом 32 и (или) пунктом 38 Основ ценообразования (абзац 20 пункта 38 Основ ценообразования).

Согласно пункту 3 Основ ценообразования, в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входит, в том числе, индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче.

В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования, пунктом 49 Методических указаний индивидуальный тариф взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями определяется исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций), то есть выручкой утвержденной регулирующим органом на период регулирования.

Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.

Согласно материалам дела, ПАО «Россети Сибирь» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края.

Регулирование тарифов на вышеуказанные услуги ПАО «Россети Сибирь» осуществляется методом долгосрочной индексации НВВ.

Расчет единых котловых тарифов, в соответствии с пунктом 49 Методических указаний, производится на основе НВВ, рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации. Указанная НВВ дифференцируется по уровням напряжения в соответствии с пунктом 48 Методических указаний №

Согласно пункта 49 Методических указаний № 20-э/2 расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым пунктом 27 настоящих Методических указаний предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).

Расчет единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированных по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций) (далее в данном пункте, а также в пунктах 54.1 и 54.2 - потребители), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены (далее - единые (котловые) тарифы), производится на основе НВВ, рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации. Указанная НВВ дифференцируется по уровням напряжения в соответствии с пунктом 48 Методических указаний.

Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории субъекта Российской Федерации устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочный; одноставочный.

Для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения.Согласно пункту 50 Методических указаний № 20-э/2 расчет двухставочных единых (котловых) тарифов предусматривает определение двух ставок: единой ставки на содержание электрических сетей соответствующего уровня напряжения в расчете за МВт заявленной мощности потребителя единой ставки на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии в процессе ее передачи потребителям по сетям соответствующего уровня напряжения, определяемого исходя из сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, рассчитанного с учетом нормативных технологических потерь, утверждаемых Министерством энергетики Российской Федерации.

Порядок определения одноставочного котлового тарифа регламентирован формулами пункта 51 Методических указаний № 20-э/2.

При установлении оспариваемых единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края Министерство руководствовалось вышеприведенными нормами, в том числе в целях установления (пересмотра, ежегодной корректировки) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой прочим потребителям, а также поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, был произведен расчет выручки по единым (котловым) тарифам на услуги по передаче электрической энергии с 01.01.2022 года.

В целях проведения расчета котловых тарифов необходимая валовая выручка филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Красноярскэнерго» и иных смежных сетевых организаций определена с применением величин, утвержденных приказом Министерства.

Министерством были учтены предельные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденные Федеральной антимонопольной службой в приказе от 16.12.2021 № 1429/21 «Об утверждении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2022 год» (далее - приказ ФАС России № 1429/21), а также в приказе от 16.12.2021 № 1430/21 «Об утверждении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2022 год» (далее - приказ ФАС России № 1430/21).

Тарифы на 2022 год установлены Министерством в максимальных величинах в рамках вышеуказанных предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Согласно пункту 52 Методических указаний № 20-э/2 (абзацы 1-4) индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочный, одноставочный.

Расчет двухставочного индивидуального тарифа предусматривает определение двух ставок: ставки на содержание электрических сетей в расчете на MBA (МВт) суммарной присоединенной (заявленной) мощности без разбивки по напряжениям; ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу в расчете на МВт-ч без разбивки по напряжениям.

В соответствии с пунктом 49 Методических указаний № 20-э/2 (абзац 6) индивидуальные тарифы определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения (то есть выручкой по котловым тарифам), и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций) (то есть выручкой утвержденной регулирующим органом на период регулирования). Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.

Пунктом 52 Методических указаний № 20-э/2 (абзацы 6, 7) предусмотрено также, что в случае, если сетевая организация по заключенным договорам получает плату от нескольких сетевых организаций, ее избыток/недостаток должен учитывать совокупные платежи от всех таких организаций. При этом НВВ любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций.

Индивидуальные тарифы установлены с учетом вышеуказанных норм.

При принятии индивидуальных тарифов, как это предусмотрено пунктом 49 Методических указаний № 20-э/2 (абзац 6): учтена выручка, определенная по котловым тарифам каждой сетевой организации - тарифная выручка каждой сетевой организации – получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения.

Определена разность между выручкой по котловым тарифам и необходимой валовой выручкой от реализации услуг по передаче (транзита) электрической энергии (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).

Как следует из экспертного заключения о корректировке тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала ПАО «Россети Сибирь», министерством отказано во включении расходов по статье экономия расходов на оплату потерь электрической энергии, поскольку наличие разногласий по начислениям за электроэнергию, приобретенную в целях компенсации потерь, свидетельствует об отсутствии реальной эффективности мероприятий по доначислению объемов и снижению процента потерь.

В соответствии с пунктом 34(1) Основ ценообразования № 1178 экономия расходов на оплату потерь электрической энергии, полученная сетевой организацией при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, сохраняется в составе необходимой валовой выручки в течение 10 лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута, при условии, что такие мероприятия не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств.

Пункты 34(2) и 34(3) Основ ценообразования № 1178 содержат формулы расчета экономии расходов на оплату потерь электрической энергии.

Подтверждением проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов является, в том числе, отчет об исполнении программы энергосбережения.

Экономия расходов на оплату потерь электрической энергии, полученная сетевой организацией в предыдущем отчетном регулируемом году, в случае наличия у такой регулируемой организации программы энергосбережения и отчета об ее исполнении, должна учитываться органом регулирования в соответствии с пунктами 34(1) - 34(3) Основ ценообразования № 1178. (Разъяснения Президиума ФАС от 21.03.2022 № 21).

В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, содержащие: целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ, и их значения; мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, ожидаемые результаты (в натуральном и стоимостном выражении), включая экономический эффект от проведения этих мероприятий; иные положения согласно требованиям частей 2-4 настоящей статьи.

В силу части 8 статьи 25 ФЗ от 23.11.2009 № 261-ФЗ при осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, должно предусматриваться сохранение за такими организациями экономии, полученной ими при осуществлении регулируемых видов деятельности в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов (в том числе потерь энергетических ресурсов при их передаче), при условии, что затраты на проведение этих мероприятий не учтены и не будут учтены при установлении регулируемых цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций (за исключением услуг по передаче электрической энергии и (или) сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков), не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств.

Согласно данным положениям сохранение подобной экономии при осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) не является безусловным, сохранение экономии должно быть обусловлено и подтверждено именно проведенными мероприятиями по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, то есть достижение снижения потерь в соответствии с утвержденной производственной программой.

Утвержденная программа снижения потерь, содержит мероприятия и плановые показатели, установленные ПАО «Россети Сибирь», которые необходимо достичь: 2018 -11,18%, 2018 -10,42%, 2019 - 9,66%, 2019- 8,92%, 2020 - 8,92%.

Требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности, утверждены приказом РЭК от 30.12.2016 № 55-о и приказом министерства тарифной политике Красноярского края от 25.03.2019 29-о. Снижение фактического процента технологического расхода электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, относительно нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче, установленных Министерством энергетики Российской Федерации на каждый год реализации программы.

В долгосрочных параметрах регулирования для ПАО «Россети Сибирь» на 2018-2022 год установлен процент потерь 10,46 %. Таким образом, исходя из требований к программам, фактический процент потерь должен быть 9,91%. (10,46-0,55).

Согласно, представленным формам федеральной статистической отчетности № 46-ЭЭ (передача) за 2020 год «Сведения об отпуске (передаче) электроэнергии распределительными сетевыми организациями отдельным категориям потребителей», фактический процент потерь составляет 9,987%.

При этом, фактическое несение расходов регулируемой организации в меньшем размере, чем утверждены нормативными правовыми актами об установлении тарифов, подлежащих государственному регулированию, само по себе в отсутствие доказательств проведения предварительно согласованных с тарифным органом мероприятий по оптимизации расходов, а также доказательств реального и объективного повышения эффективности работы организации в указанный период, не может являться достаточным основанием для признания образовавшейся разницы между плановым и фактическим уровнем таких расходов экономией средств, которая должна быть оставлена в распоряжении регулируемой организации.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО4, являющаяся членом экспертной группы министерства тарифной политики Красноярского края, пояснила, что приказом Министерства тарифной политики Красноярского края утверждены показатели в отношении ПАО «Россети Сибирь». В соответствии с п.34 «Об основах ценообразования» размер экономии осуществляется по формуле, в которой указан уровень нормативных потерь утвержденных для данной организации. Для ПАО «Россети Сибирь» в рамках долгосрочного периода регулирования 2017-2022гг. утвержден уровень нормативных потерь 10,46%, при этом в соответствии с приказом имеется критерий снижения нормативных потерь 0,55%, соответственно 10,46% х 0,55%, это тот процент норматива достижения по программе энергосбережения к которому должен стремиться административный истец. Данный норматив утвержден приказом, другого норматива для ПАО «Россети Сибирь» не имеется. Данный норматив установлен Министерством тарифной политики Красноярского края.

В соответствии с требованиями к отчетности о реализации программы, утвержденными приказом Минэнерго России от 30 июня 2014 г. N 398, Отчет о реализации программы состоит из пояснительной записки, а также прилагаемых к ней сведений о мониторинге реализации программы за отчетный период по форме согласно приложению N 4 к Требованиям, сведений о достижении целевых показателей программы за отчетный период по форме согласно приложению N 5 к Требованиям и сведений о реализации мероприятий, основной целью которых является энергосбережение и (или) повышение энергетической эффективности, по форме согласно приложению N 6 к Требованиям (пункт 3.1).

Пояснительная записка к отчету о реализации программы включает следующие сведения: об изменении информации об организации, предусмотренной подпунктом 4 пункта 7 Требований; о достигнутых результатах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в отчетном году и накопительным итогом за все годы реализации программы; об экономических показателях реализации программы, в том числе фактических и плановых затратах на реализацию программы, сведениях о фактических источниках финансирования программы; об изменении потерь энергетических ресурсов при их передаче или снижении потребления энергетических ресурсов в отчетном году и за все годы реализации программы для целей осуществления регулируемого вида деятельности в натуральном выражении и денежном выражении; об изменении расхода энергетических ресурсов на хозяйственные нужды в отчетном году и за все годы реализации программы в натуральном и денежном выражении; об изменении расхода моторного топлива автотранспортом и спецтехникой в натуральном и денежном выражении в отчетном году и за все годы реализации программы; о фактических и плановых значениях целевых показателей программы; об увязке результатов реализации программы с вознаграждением сотрудников, в том числе через механизм ключевых показателей результативности (далее - КПР) для менеджеров и структурных подразделений по каждому направлению деятельности организации в разрезе каждого года, их целевые и фактические значения; о реализации наиболее крупных мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, затратах на их реализацию и полученных результатах; иные сведения (пункт 3.2).

В обоснование исполнения программы по энергосбережению административным истцом в орган тарифного регулирования направлены сводные целевые показатели результатов реализации программы для филиала ПАО "Россети Сибирь" -"Красноярскэнерго".

Доказательства направления регулирующему органу пояснительной записки и отчетов по формам NN 4 - 6, предусмотренных пунктами 3.1, 3.2 вышеуказанных Требований, не представлены.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что НВВ на 2022 год, а также размер устанавливаемых на ее основании котловых и индивидуальных тарифов для ПАО «Россети Сибирь» определены Министерством в соответствии с требованиями Основ ценообразования, Правил регулирования и Методических указаний.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2021 в редакции приказа от 29.12.2021 «Об утверждении необходимой валовой выручки сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края» в части п. 1 Приложения 7, приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 19.12.2013 № в редакции приказов от 29.12.2021 э и от 04.02.2022 № «Об установлении (пересмотре) единых (котловых) тарифов на услуги оп передаче электрической энергии на территории Красноярского края за исключением тарифной группы потребителей «население и приравненные к нему категории потребителей» в части п. 28 Таблицы 1 Приложения №4.1 не противоречат нормативным правовым актам большей юридической силы, не нарушают прав, свобод и законных интересов административного истца, суд полагает необходимым в удовлетворении административного иска отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований публичного акционерного общества «Россети Сибири» к Министерству тарифной политики Красноярского края о признании не действующими со дня принятия:

- приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2021 п в редакции приказа от 29.12.2021 «Об утверждении необходимой валовой выручки сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края» в части п. 1 Приложения 7,

- приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 19.12.2013 №п в редакции приказов от 29.12.2021 №э и от 04.02.2022 э «Об установлении (пересмотре) единых (котловых) тарифов на услуги оп передаче электрической энергии на территории Красноярского края за исключением тарифной группы потребителей «население и приравненные к нему категории потребителей» в части п. 28 Таблицы 1 Приложения №4.1 – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Председательствующий М.М. Славкин

Решение в окончательной форме принято 25 октября 2022 г.