ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-46/17 от 05.09.2016 Томского областного суда (Томская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 сентября 2016 года Томский областной суд в составе:

председательствующего Кущ Н.Г.,

при секретаре Петлиной М.В.,

с участием прокурора Семитко С.Е.,

административного истца Лупачева Н.И.,

представителей административного ответчика Избирательной комиссии Томской области Романенко М.А., Карева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело №3а-46/2017 по административному исковому заявлению Лупачева Н. И. к Избирательной комиссии Томской области о признании незаконным постановления Избирательной комиссии Томской области от 15 августа 2017 года №129/1184 «О жалобах Лупачева Н.И.»,

установил:

Лупачев Н.И. обратился в суд с административным иском к Избирательной комиссии Томской области об оспаривании постановления Избирательной комиссии Томской области от 15 августа 2017 года №129/1184 «О жалобах Лупачева Н.И.».

В обоснование заявленных требований указал, что 09 августа 2017 года обратился в Избирательную комиссию Томской области с заявлением о незаконном размещении агитации на автомобиле «Газель», гос.номер /__/. В своем заявлении указал, что на данном автомобиле размещены агитационные материалы (наклейки на кузове автомобиля) в поддержку кандидата на должность Губернатора Томской области Диденко А.Н. с надписями «ЛДПР», «Алексей Диденко», «Диденко v Да!». При этом указанные агитационные материалы не содержат сведений о наименовании организации, которая их изготовила, а также о факте их оплаты из избирательного фонда кандидата, что является нарушением законодательства о выборах. В заявлении он просил провести проверку изложенных фактов и привлечь виновных лиц к административной ответственности. Постановлением Избирательной комиссии Томской области от 15 августа 2017 года №129/1184 в удовлетворении заявления Лупачева Н.И. было отказано.

Полагал, что данное постановление является незаконным, нарушающим его избирательные права как участника избирательного процесса. Указал, что подвергся незаконной агитации на территории г.Томска.

Отказывая в удовлетворении требований по жалобам, Избирательная комиссия исходила из того, что наклейки, размещенные на автомобиле «Газель», относятся к иным агитационным материалам, вследствие чего на них не распространяются требования статьи 54 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о наличии на агитационном материале выходных данных о наименовании, юридическом адресе и идентификационном номере налогоплательщика организации (фамилия, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится его место жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименовании организации (фамилия, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информации о тираже и дате выпуска этих материалов, сведений об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда.

Считал, что вывод Избирательной комиссии Томской области о том, что наклейки относятся к иным агитационным материалам, ошибочен, так как данные наклейки являются печатным агитационным материалом, поскольку отвечают всем признакам печатного агитационного материала (изготовлен на бумажном материале путем печати, содержит визуальное изображение кандидата, мотивирующий к голосованию за кандидата текст, может быть распространен путем расклейки и раздачи).

Просил признать незаконным постановление Избирательной комиссии Томской области от 15 августа 2017 года №129/1184 «О жалобах Лупачева Н.И.».

Определением Томского областного суда от 01 сентября 2017 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен кандидат на должность Губернатора Томской области Диденко А.Н.

На основании части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося заинтересованного лица Диденко А.Н., извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

В судебном заседании Лупачев Н.И. поддержал заявленные требования. Не отрицая, что зарегистрирован в /__/, на территории Томской области регистрации, в том числе временной, не имеет, пояснил, что фактически проживает в /__/, намерен оформить временную регистрацию и принять участие в выборах, назначенных на 10 сентября 2017 года. Полагал, что нарушены его права как избирателя в целом. Не оспаривая выводов Избирательной комиссии по его жалобам, поданным 10 и 11 сентября 2017 года, в удовлетворении которых ему было отказано тем же постановлением от 15 августа 2017 года №129/1184, настаивал, что наклейки на автомобиль «Газель» являются печатным агитационным материалом, а следовательно, размещены на автомобиле с нарушением действующего законодательства.

Представители Избирательной комиссии Томской области Романенко М.А., Карев А.В. заявленные требования не признали, полагая оспариваемое постановление законным и обоснованным. Романенко М.А. пояснила, что постановление принято с соблюдением процедуры его принятия, в пределах полномочий Избирательной комиссии Томской области, после проверки по фактам, изложенным в обращениях Лупачева Н.И. Вывод о том, что наклейки на автомобиль «Газель» являются иным агитационным материалом, сделан, в том числе, с учетом разъяснений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Представитель Карев А.В. также отметил, что Лупачев Н.И. в настоящее время не имеет регистрации по месту жительства либо пребывания на территории Томской области, что также подтверждает отсутствие нарушения избирательных прав истца.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Семитко С.Е., полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления Лупачева Н.И. по следующим основаниям.

Постановлением Законодательной Думы Томской области от 06 июня 2017 года №487 назначены досрочные выборы Губернатора Томской области на 10 сентября 2017 года.

Диденко А.Н. зарегистрирован кандидатом на должность Губернатора Томской области.

В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 12 июня 2002 года №67-ФЗ) комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

Комиссии вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в пункте 4 настоящей статьи, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. В случае нарушения кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума настоящего Федерального закона соответствующая комиссия вправе вынести этим кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума предупреждение, которое доводится до сведения избирателей, участников референдума через средства массовой информации либо иным способом (пункты 5, 5.1 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ).

В силу пункта 11 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом.

Аналогичные положения содержатся в статье 8 Закона Томской области от 26 июня 2012 года №111-ОЗ «О выборах Губернатора Томской области».

Согласно подпункту «а» пункта 10 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ избирательная комиссия субъекта Российской Федерации осуществляет на территории субъекта Российской Федерации контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Полномочия Избирательной комиссии Томской области при подготовке и проведении выборов Губернатора Томской области установлены статьей 15 Закона Томской области от 26 июня 2012 года №111-ОЗ «О выборах Губернатора Томской области», которая, в том числе, предусматривает осуществление комиссией контроля за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации на территории Томской области при подготовке и проведении выборов Губернатора Томской области.

Постановлением Избирательной комиссии Томской области от 24 мая 2016 года №73/655 утверждено Положение о Рабочей группе по рассмотрению жалоб на решения и действия (бездействия) нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума и их должностных лиц, а также иных жалоб, связанных с нарушением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (далее – Положение о Рабочей группе), а также утвержден состав указанной рабочей группы (далее – Рабочая группа).

Согласно Положению о Рабочей группе поступившая в Комиссию жалоба (заявление) с прилагаемыми к ней материалами готовится к рассмотрению на заседании Рабочей группы (пункт 5); руководитель Рабочей группы на основании сведений, содержащихся в документах и материалах, вносит предложения о необходимости рассмотрения жалобы (заявления) на заседании Рабочей группы и готовит письменное заключение с выводами о правомерности или незаконности заявленных требований, содержащихся в поступившей в Комиссию жалобе (заявлении) (пункт 10); при рассмотрении жалобы (заявления) на заседание Рабочей группы приглашаются заинтересованные стороны, в том числе автор жалобы (заявления) (пункт 18); решение Рабочей группы принимается большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Рабочей группы с правом решающего голоса открытым голосованием (пункт 20); подготовленные по решению Рабочей группы документы в установленном порядке вносятся на рассмотрение Комиссии (пункт 24).

Постановлением Избирательной комиссии Томской области №10 от 25 марта 1999 года (с изменениями и дополнениями) «О регламенте Избирательной комиссии Томской области» утвержден Регламент Избирательной комиссии Томской области, определяющий порядок и правила работы Избирательной комиссии Томской области.

Как установлено в ходе судебного заседания, Лупачев Н.И. 09 сентября 2017 года обратился в Избирательную комиссию Томской области с заявлением о нарушении законодательства о выборах. В заявлении указал, что 09 августа 2017 года на автомобиле «Газель», гос.номер /__/, было выявлено размещение агитационных материалов (наклейки на кузове автомобиля) в поддержку кандидата в Губернаторы Томской области от партии ЛДПР Диденко А.Н. с надписями «ЛДПР», «Алексей Диденко», «Диденко v Да!». Указанные агитационные материалы не содержат сведений о наименовании организации, которая их изготовила, а также о факте их оплаты из избирательного фонда кандидата, что является нарушением законодательства о выборах. Также в заявлении указано, что действия лиц, которые оказывают кандидату материальную поддержку в форме предоставления автомобиля для проведения предвыборной агитации без компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда, подлежат квалификации по статье 5.20 КоАП РФ. Просил провести проверку изложенных фактов и привлечь виновных лиц к административной ответственности. К заявлению был приложен фотоматериал.

10 августа 2017 года Лупачев Н.И. обратился в Избирательную комиссию Томской области с заявлением о нарушении законодательства о выборах. Указал, что 10 августа 2017 года на автомобиле «ПАЗ», гос.номер /__/, было выявлено размещение агитационных материалов (наклейки на кузове автомобиля) в поддержку кандидата в Губернаторы Томской области от партии ЛДПР Диденко А.Н. с надписями «ЛДПР», «Алексей Диденко», «Диденко v Да!». Указанные агитационные материалы не содержат сведений о наименовании организации, которая их изготовила, а также о факте их оплаты из избирательного фонда кандидата, что является нарушением законодательства о выборах. Полагал, что каждая наклейка на автомобиле является самостоятельным агитационным материалом, соответственно, на каждой из них должны быть указаны соответствующие данные. Также указано, что подлежат квалификации по статье 5.20 КоАП РФ действия лиц, которые оказывают кандидату материальную поддержку в форме предоставления автомобиля для проведения предвыборной агитации без компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда. Просил провести проверку изложенных фактов и привлечь виновных лиц к административной ответственности. Приложений в виде фотоматериалов к жалобе не приложено.

11 августа 2017 года Лупачев Н.И. обратился в Избирательную комиссию Томской области с заявлением о нарушении законодательства о выборах, в котором указал, что 10 августа 2017 года в 20.00 по адресу: г.Томск, ул.Пушкина, 44, на надземном переходе было выявлено размещение агитационных материалов (плаката) в поддержку кандидата в Губернаторы Томской области от партии ЛДПР Диденко А.Н. с надписями «Диденко за нас! Мы за Диденко!». Полагал, что указанные агитационные материалы размещены в отсутствие согласия на данное размещение со стороны собственника надземного перехода. Указал, что факт незаконного размещения агитационного материала подтверждается актом выявления правонарушения от 10 августа 2017 года, фотографиями. Просил провести проверку изложенных фактов и привлечь виновных лиц к административной ответственности. К заявлению приложены фотоматериалы.

Также 11 августа 2017 года Лупачев Н.И. обратился в Избирательную комиссию Томской области с заявлением о нарушении законодательства о выборах. Указал, что 11 августа 2017 года в 14.00 часов по адресу: г.Томск, пр.Ленина, 133а, на конструкции типа «Тумба» было выявлено размещение агитационных материалов (плаката) в поддержку кандидата в Губернаторы Томской области от партии ЛДПР Диденко А.Н. с надписями «Диденко за нас. Мы за Диденко». Указал, что указанные агитационные материалы размещены в отсутствие согласия на данное размещение со стороны собственника данной конструкции (объекта). Факт незаконного размещения агитационного материала подтверждается фотографиями. Просил провести проверку изложенных фактов и привлечь виновных лиц к административной ответственности. К заявлению приложены фотоматериалы.

Постановлением Избирательной комиссии Томской области от 15 августа 2017 года №129/1184 «О жалобах Лупачева Н.И.» жалобы Лупачева Н.И. оставлены без удовлетворения.

Представленные в материалы дела решение Рабочей группы по рассмотрению жалоб и заявлений на решения и действия (бездействия) нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума и их должностных лиц, а также иных жалоб, связанных с нарушением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации №6 от 15 августа 2017 года, а также протокол №129 заседания Избирательной комиссии Томской области от 15 августа 2017 года подтверждают соблюдение процедуры рассмотрения заявлений Лупачева Н.И., а также принятия решения по ним: наличие кворума, результаты голосования по поставленному вопросу. Полномочия членов Рабочей группы подтверждены представленным суду приложением №2 к постановлению Избирательной комиссии Томской области от 24 мая 2016 года №73/655 о составе Рабочей группы; полномочия членов Избирательной комиссии Томской области – распоряжением Губернатора Томской области №389-р от 01.12.2012, постановлением Законодательной Думы Томской области от 20.12.2012 №825, распоряжением Губернатора Томской области№215-р от 09.07.2015, постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации №311/1781-6 от 14.10.2015, постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации №19/160-7 от 12.07.2016. То обстоятельство, что Лупачев Н.И. был извещен о дате и времени заседаний Рабочей группы и Избирательной комиссии Томской области по рассмотрению его заявлений, подтверждается телефонограммой от 14 августа 2017 года, не отрицается административным истцом.

Решение по жалобам принято в форме Постановления, которым жалобы оставлены без удовлетворения, что соответствует требованиям Регламента Избирательной комиссии Томской области.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление Избирательной комиссии Томской области от 15 августа 2017 года №129/1184 принято в пределах полномочий Избирательной комиссии Томской области, с соблюдением процедуры и формы принятия решения, с соблюдением сроков, установленных законодательством. Данные обстоятельства Лупачевым Н.И. не оспариваются.

В соответствии со статьей 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ кандидаты вправе беспрепятственно распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации (пункт 1). Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума (пункт 2). Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии или экземпляры иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума и иной группой участников референдума в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения об адресе юридического лица, индивидуального предпринимателя (адресе места жительства физического лица), изготовивших и заказавших эти материалы, и копия документа об оплате изготовления данного предвыборного агитационного материала из соответствующего избирательного фонда. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, также при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума вместе с указанными материалами в комиссию должны быть представлены электронные образы этих предвыборных агитационных материалов в машиночитаемом виде (пункт 3).

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 26 августа 2016 года №43/441-7 утверждены Разъяснения по некоторым вопросам информационного обеспечения выборов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и иных выборов, проводимых в Российской Федерации, в пункте 3 которых отмечено, что отнесение крупноформатных агитационных материалов (билбордов и т.п.), размещаемых на рекламных конструкциях, к типам печатного агитационного материала или иного агитационного материала остается на усмотрение кандидата, политической партии. Таким образом, само по себе отсутствие вышеуказанных данных на агитационном материале не свидетельствует о его незаконном характере. Проверка законности таких материалов осуществляется избирательными комиссиями исходя из имеющейся у них базы законных агитационных материалов, предварительно представленных в комиссии кандидатами и политическими партиями.

Как установлено в ходе судебного заседания, 07 августа 2017 года уполномоченный представитель кандидата на должность Губернатора Томской области Диденко А.Н. по финансовым вопросам Ворошилин Ю.С., чьи полномочия подтверждаются постановлением Избирательной комиссии Томской области от 15 июня 2017 года №119/1068, обратился в Избирательную комиссию Томской области с уведомлением, согласно которому представлены макеты агитации (комплект наклеек на Газель), указан тираж, дата выпуска – 05 августа 2017 года, заказчик, организация –исполнитель, ее адрес. Указано на оплату из средств избирательного фонда кандидата на должность Губернатора Диденко А.Н., представлена копия платежного поручения №9 от 04 августа 2017 года.

Также установлено, что 21 июля 2017 года уполномоченный представитель по финансовым вопросам кандидата на должность Губернатора Диденко А.Н. Ворошилин Ю.С. обращался с аналогичным уведомлением об изготовлении макетов агитации, с предоставлением аналогичной информации и приложением копии платежного поручения №3 от 21 июля 2017 года.

07 августа 2017 года уполномоченный представитель по финансовым вопросам Ворошилин Ю.С. также обратился в Избирательную комиссию Томской области с уведомлением, представил макет агитации (комплект наклеек на Газель), указав тираж, дату выпуска, заказчика, исполнителя, также представил копию платежного поручения №10 от 04 августа 2017 года, подтверждающую оплату заказа из избирательного фонда кандидата на должность Губернатора Диденко А.Н.

Факт оплаты изготовления комплектов наклеек ООО «Фабрика-Р» подтверждается также выпиской из лицевого счета №/__/ за период с 21.07.2017 по 17.08.2017.

Также представлен договор пользования транспортным средством №1 от 15 июня 2017 года, заключенный между Общероссийской общественной организацией «Российский союз свободной молодежи» и кандидатом на должность Губернатора Томской области Диденко А.Н., о предоставлении во временное пользование за плату транспортного средства марки ГАЗ 32213 с регистрационным номером /__/.

07 августа 2017 года в Избирательную комиссию Томской области поступило заявление от кандидата на должность Губернатора Томской области Диденко А.Н., которым комиссия уведомлялась, что в соответствии с пунктом 3 постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 26 августа 2016 года №43/441-7 «О разъяснении по некоторым вопросам информационного обеспечения выборов депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации и иных выборов, проводимых в Российской Федерации» агитационные материалы (наклейки на кузове автомобиля) в поддержку кандидата на должность Губернатора Томской области Диденко А.Н. с надписями «ЛДПР» «Алексей Диденко», «Диденко v Да» отнесены к иным агитационным материалам.

Устанавливая отсутствие нарушения избирательного законодательства в части распространения агитационного материала (комплект наклеек для кузова автомобиля «Газель», автомобиля «ПАЗ»), избирательная комиссия исходила из того, что данный агитационный материал относится к иным агитационным материалам.

Анализируя вышеприведенные положения законодательства, учитывая формат, место размещения агитационного материала, суд приходит к выводу, что указанный комплект наклеек на кузов автомобиля «Газель», а также и на автомобиль «ПАЗ» относится к иным агитационным материалам, в связи с чем нарушений избирательного законодательства в части распространения данного агитационного материала не допущено.

Указание в административном иске на то, что данные наклейки являются печатным агитационным материалом, поскольку изготовлены на бумажном носителе путем печати, могут быть распространены, в том числе путем раздачи, суд находит ошибочным.

Учитывая, что при обращении с заявлением 10 августа 2017 года по факту размещения на кузове автомобиля «ПАЗ», гос.номер /__/, агитационных материалов кандидата на должность Губернатора Томской области Лупачевым Н.И. не представлено подтверждающих данное обстоятельство материалов (к заявлению от 10 августа 2017 года не приложены документы, подтверждающие данное обстоятельство), Избирательная комиссия обоснованно указала в оспариваемом постановлении на то, что факт размещения наклеек на кузов автомобиля «ПАЗ» с гос.номером /__/ не подтвержден.

В судебном заседании также установлено, что решение по заявлениям Лупачева Н.И. от 11 августа 2017 года принято по результатам проведенных проверок.

Так, отклоняя доводы Лупачева Н.И. о неправомерном размещении агитационного материала на конструкции типа «тумба» по адресу: г.Томск, пр.Ленина 133а, Избирательная комиссия Томской области исходила из того, что размещение агитационного материала происходило на основании договора между кандидатом на должность Губернатора Томской области Диденко А.Н. и ООО «Форма ПРО», что подтверждается пояснениями уполномоченного представителя кандидата на должность Губернатора Томской области по финансовым вопросам Ворошилина Ю.С. от 14.08.2017, адресованными Избирательной комиссии Томской области, договором №1338 от 09 августа 2017 года между ООО «Форма ПРО» и кандидатом на должность Губернатора Томской области Диденко А.Н. Факт оплаты по данному договору на размещение агитационного материала подтвержден выпиской из лицевого счета №/__/ (пункт 25).

Согласно акту от 12 августа 2017 года председатель Рабочей группы Юсубов Э.С. и член Рабочей группы Тищенко В.С. в рамках проверки жалобы Лупачева Н.И. выехали по адресу: г.Томск, ул.Пушкина, 44, где находится надземный переход, с целью установить: размещен ли на надземном переходе по указанному адресу агитационный материал (плакат) в поддержку кандидата в Губернаторы Томской области от партии ЛДПР Диденко А.Н. с надписями «Диденко за нас. Мы за Диденко». В результате визуального осмотра надземного перехода по адресу: г.Томск, ул.Пушкина, 44, размещение агитационного материала (плаката) в поддержку кандидата в Губернаторы Томской области от партии ЛДПР Диденко А.Н. с надписями «Диденко за нас. Мы за Диденко» на указанном объекте не обнаружено. Акт подписан председателем Рабочей группы Э.С.Юсубовым и членом Рабочей группы В.С. Тищенко.

Доказательств обратному суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление Избирательной комиссии Томской области от 15 августа 2017 года №129/1184 «О жалобах Лупачева Н.И.» принято в соответствии с требованиями законодательства, Избирательная комиссия по результатам проверок правомерно указала на тот факт, что нарушений избирательного законодательства не установлено, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований о признании постановления незаконным.

При этом суд находит несостоятельным довод административного истца о нарушении оспариваемым постановлением его избирательных прав.

Заявления Лупачева Н.И., поданные 09, 10 и 11 августа в Избирательную комиссию Томской области, рассмотрены в соответствии с требованиями законодательства, по результатам их рассмотрения принято обоснованное и мотивированное решение, что свидетельствует об отсутствии нарушений прав заявителя.

Кроме того, как установлено в ходе судебного заседания, по адресу, указанному в административном исковом заявлении: /__/, Лупачев Н.И. не зарегистрирован, регистрации на территории Томской области по месту жительства либо пребывания не имеет. Административный истец данное обстоятельство не отрицал.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 3 Закона Томской области от 26.06.2012 №111-ОЗ «О выборах Губернатора Томской области» право избирать Губернатора Томской области имеет гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, место жительства которого расположено на территории Томской области либо который зарегистрирован по месту временного пребывания в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 22 настоящего Закона. Губернатором Томской области может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 30 лет.

Согласно подпункту 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Следовательно, в настоящее время относительно выборов Губернатора Томской области Лупачев Н.И. не обладает ни активным, ни пассивным избирательным правом, в связи с чем это право и не может быть нарушено.

В то же время, вопреки утверждению представителя Избирательной комиссии Томской области, Лупачев Н.И. наделен административной процессуальной дееспособностью по обжалованию решения Избирательной комиссии Томской области, принятого по его обращениям.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, ст.244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления к Избирательной комиссии Томской области о признании незаконным постановления Избирательной комиссии Томской области от 15 августа 2017 года №129/1184 «О жалобах Лупачева Н.И.» Лупачеву Н. И. отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Томский областной суд в течение пяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий