Дело N 3а-46/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 ноября 2017 года город Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики в составе
председательствующего судьи Димитриевой Л.В.,
с участием прокурора Ивановой И.Г.,
при секретаре судебного заседания Львовой Е.В.,
при участии в судебном заседании представителей административного истца общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные технологии» ФИО1, ФИО2, ФИО3, представителей административного ответчика Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам ФИО4, ФИО5, представителя заинтересованного лица акционерного общества «Чебоксарское производственное объединение имени В.И. Чапаева» ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные технологии» о признании недействующим постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 11 декабря 2015 года N 87-14-21/гв «Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую организациями, осуществляющими горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, потребителям в Чувашской Республике, на 2016-2018 годы» (в редакции постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 12 декабря 2016 года N 70-13-22/гв «О внесении изменений в постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 11.12.2015 N 87-14-21/гв»), в части размера тарифов, установленных строкой 5 столбца 7 пункта 17, строкой 12 столбца 7 пункта 17 Приложения к указанному постановлению,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Коммунальные технологии» (далее ООО «Коммунальные технологии» либо Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением с учетом его уточнения о признании недействующим нормативного акта - постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 11.11.2015 N 87-14-21/гв «Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую организациями, осуществляющими горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, потребителям в Чувашской Республике, на 2016-2018 годы» (в редакции постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 12.12.2016 N 70-13-22/гв «О внесении изменений в постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 11.12.2015 N 87-14-21/гв», в части размера тарифов, установленных строкой 5 столбца 7 пункта 17 Приложения к постановлению - от источника тепловой энергии акционерного общества «Чебоксарское производственное объединение имени В.И. Чапаева» по сетям ООО «Коммунальные технологии» с 1 июля по 31 декабря 2017 года - в размере 1505,53 руб. за одну гигакалорию без учета НДС; строкой 12 столбца 7 пункта 17 Приложения к постановлению - от источника тепловой энергии акционерного общества «Чебоксарское производственное объединение имени В.И. Чапаева» по сетям ООО «Коммунальные технологии» с 1 июля по 31 декабря 2017 года - в размере 1776,53 руб. за одну гигакалорию с учетом НДС.
В обоснование заявления указано, что оспариваемое постановление в редакции внесенных в него изменений противоречит Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении», Основам ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилам регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 и Методическим указаниям по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденным Приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э. Кроме того, установленные тарифы не являются экономически обоснованными, поскольку не учитывают заявленные Обществом расходы по сомнительным долгам, на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, результаты деятельности до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования.
В судебном заседании представители административного истца ООО «Коммунальные технологии» ФИО1, ФИО2, ФИО3 заявленные требования в редакции уточненного иска поддержали по основаниям, изложенным в административном иске, вновь привели доводы, изложенные в представленных в материалы дела пояснениях.
Представители административного ответчика Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее также Госслужба ЧР либо орган регулирования) ФИО4, ФИО5 просили в удовлетворении административного иска с учетом уточнений отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях относительно административного иска, считают, что оспариваемые тарифы являются экономически обоснованными, учитывают все параметры регулирования.
Представитель заинтересованного лица акционерного общества «Чебоксарское производственное объединение имени В.И. Чапаева» (далее АО «ЧПО им В.И. Чапаева» ФИО6 полагал административный иск не подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании прокурор отдела Прокуратуры Чувашской Республики Иванова И.Г. в своем заключении указала на отсутствие правовых оснований для удовлетворения административного иска ООО «Коммунальные технологии».
Заинтересованные лица Федеральная антимонопольная служба России, Министерство финансов Чувашской Республики представителей в суд не направили, в адресованных суду заявлениях выразили согласие на рассмотрение дела без их участия.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Требуя судебной защиты прав, свобод и законных интересов в сфере водоснабжения и водоотведения ООО «Коммунальные технологии» просили о признании недействующим изданного ответчиком постановления в части.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые федеральным законам противоречить не могут.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определение полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций устанавливает Федеральный закон от 27.07.2010 N 190 - ФЗ «О теплоснабжении» (далее также - Закон о теплоснабжении).
В соответствии с частью 4 статьи 10 Закона о теплоснабжении, государственное регулирование цен (тарифов) с применением метода индексации установленных тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Цены (тарифы) в сфере теплоснабжения при осуществлении их государственного регулирования на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устанавливаются в порядке, предусмотренном Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Государственное регулирование цен (тарифов) на водоснабжение и водоотведение осуществляется на основе принципов, установленных Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Закон N 416-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, и иными нормативными правовыми актами (далее - Правила регулирования тарифов).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона N 416-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии со статьей 1 Закона Чувашской Республики от 30.09.2001 N 43 «О порядке государственного регулирования цен (тарифов) в Чувашской Республике» (далее также - Закон ЧР N 43) государственное регулирование цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги в Чувашской Республике осуществляется Кабинетом Министров Чувашской Республики и органами исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченными в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее - органами регулирования Чувашской Республики), в пределах своих полномочий, определенных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 2.1 Закона ЧР N 43органы регулирования Чувашской Республики устанавливают тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.07.2004 N 174 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) и надбавок осуществляется Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам.
В пункте 24 названного Перечня указаны товары и услуги организаций, осуществляющих горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.08.2009 N 265 «Вопросы Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам» утверждено Положение о Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, согласно которому Госслужба, являясь органом исполнительной власти Чувашской Республики, принимает решения об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, горячего водоснабжения при осуществлении горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения (абзац 29 пункта 7).
Госслужбой ЧР по конкурентной политике и тарифам принято постановление от 11.12.2015 N 87-14-21/гв «Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую организациями, осуществляющими горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, потребителям в Чувашской Республике, на 2016-2018 годы».
Постановлением Госслужбы ЧР от 12.12.2016 N 70-13-22/гв «О внесении изменений в постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 11.12.2015 N 87-14-21/гв» в пункт 17 указанного постановления внесены изменения в части размера тарифов, установленных строкой 5 столбца 7 пункта 17 Приложения к постановлению - от источника тепловой энергии акционерного общества «Чебоксарское производственное объединение имени В.И. Чапаева» по сетям ООО «Коммунальные технологии» с 1 июля по 31 декабря 2017 года - в размере 1505,53 руб. за одну гигакалорию без учета НДС; строкой 12 столбца 7 пункта 17 Приложения к постановлению - от источника тепловой энергии акционерного общества «Чебоксарское производственное объединение имени В.И. Чапаева» по сетям ООО «Коммунальные технологии» с 1 июля по 31 декабря 2017 года - в размере 1776,53 руб. за одну гигакалорию с учетом НДС.
Постановление Госслужбы ЧР от 11.12.2015 N 87-14-21/гв, зарегистрированное в Министерстве юстиции Чувашской Республики 16.12.2015, регистрационный N 2737, опубликовано в республиканской газете «Вести Чувашии» от 19.12.2015 N 49, постановление Госслужбы ЧР от 12.12.2016 N 70-13-22/гв, зарегистрированное в Министерстве юстиции Чувашской Республики 14.12.2016 N 3433, опубликовано в республиканской газете «Вести Чувашии» от 17.12.2016 N 50, что соответствует порядку, установленному статьей 7 Закона Чувашской Республики от 30.06.2014 N 40 «О порядке опубликования и вступления в силу Конституции Чувашской Республики, законов Чувашской Республики и иных правовых актов Чувашской Республики».
Таким образом, оспариваемое постановление Госслужбы ЧР является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий и опубликованным в установленном порядке, оспаривание которого осуществляется в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).
Указанным постановлением установлены тарифы на горячую воду, поставляемую организациями, осуществляющими горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, потребителям в Чувашской Республике с календарной разбивкой согласно Приложению.
Согласно пунктам 12, 16 Правил регулирования тарифов установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда настоящими Правилами предусмотрено иное. Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности (далее - заявление об установлении тарифов), и необходимых обосновывающих материалов.
Как следует из материалов дела, 28.04.2016 Общество обратилось в Госслужбу ЧР с заявлением о корректировке долгосрочных тарифов на горячую воду с использованием закрытых систем горячего водоснабжения от источника тепловой энергии АО «ЧПО имени В.И. Чапаева», на 2017-2018 годы, представив обосновывающие документы.
Приказом Госслужбы ЧР от 06.05.2016 N 01/10-17 открыто дело N 03/03-25-2/9 на корректировку долгосрочных тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение), установленных на 2016-2018 годы, поставляемую потребителям, получающим горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения от источника тепловой энергии акционерного общества «Чебоксарское производственное объединение имени В.И. Чапаева».
В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
В соответствии с техническим заданием Госслужбы ЧР и договором на оказание услуг ЗАО Консалтинговая фирма «Аудит-Консалтинг» в период с 31.08.2017 по 12.09.2017 провела экспертизу (анализ) формирования необходимой валовой выручки при расчете тарифа Общества на горячую воду с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, поставляемую ООО «Коммунальные технологии» от источника тепловой энергии акционерного общества «Чебоксарское производственное объединение имени В.И. Чапаева» на 2017 год.
Результаты исследования доведены до заказчика информацией по результатам проведенной экспертизы от 13.09.2017 (далее также Экспертиза).
Согласно пункту 27 Правил регулирования тарифов решение об установлении тарифов принимается органом регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы.
Согласно пункту 5.3 Положения о Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.08.2009 N 265, решения коллегии оформляются протоколами и реализуются при необходимости постановлениями.
Как следует из материалов дела, Госслужбой ЧР в установленном порядке проведена экспертиза поступившего от ООО «Коммунальные технологии» предложения о корректировке долгосрочных тарифов на 2017 - 2018 годы на горячую воду на предмет определения экономической обоснованности, по результатам которой, согласно протоколу заседания коллегии от 15.08.2017 N 11, принято решение об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую ООО «Коммунальные технологии», в следующих размерах: в период с 1 июля по 31 декабря 2017 года – 1 505,53 руб. за одну гигакалорию без учета НДС и 1 776,53 руб. за одну гигакалорию с НДС.
Таким образом, тарифы на горячую воду, поставляемую от источника тепловой энергии АО «ЧПО имени В.И. Чапаева» по сетям Общества установлены в оспариваемой части постановления, которое соответствует по форме и виду всем предъявляемым к нему требованиям, процедура нормотворчества соблюдена.
Требуя признания постановления недействующим по мотиву его несоответствия нормативно - правовым актам, имеющим большую юридическую силу, ООО «Коммунальные технологии» указывали на то, что постановление Госслужбы ЧР, оспариваемое в части установления тарифов на тепловую энергию без учета НДС и с учетом НДС на период с 1 июля по 31 декабря 2017 года устанавливает экономически необоснованные тарифы на горячую воду, не учитывающие расходы Общества, что противоречит общим принципам организации отношений в указанной сфере.
Проверяя доводы административного истца, суд исходит из следующего.
К общим принципам государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, закрепленным в части 2 статьи 3 Федерального закона N 416-ФЗ, относятся достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно пункту 47 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения).
В соответствии с пунктом 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса тариф на горячую воду в закрытой системе водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду, установленному и применяемому в соответствии с настоящим документом. В случае если организация коммунального комплекса самостоятельно осуществляет забор воды из источника водоснабжения и (или) осуществляет подготовку воды до уровня качества питьевой воды, а тариф на холодную воду для такой организации не установлен, компонент на холодную воду определяется органом регулирования исходя из финансовых потребностей такой организации на осуществление указанных работ, отнесенных на 1 куб. метр холодной воды (1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности). Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования равным сумме следующих составляющих: тариф на тепловую энергию (мощность), установленный и применяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; финансовые потребности организации коммунального комплекса на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и указанной организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность); стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и организации коммунального комплекса, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность). Финансовые потребности определяются органами регулирования на основании принципов и методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящим документом и методическими указаниями.
Согласно пункту 7 названных Основ ценообразования органы регулирования устанавливают два вида тарифов на холодную воду: одноставочный тариф, представляющий собой ставку платы за потребление холодной воды из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды; двухставочный тариф, который состоит из ставки платы за потребление холодной воды из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды, ставки платы за содержание системы холодного водоснабжения из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности. Выбор вида тарифа (одноставочный, двухставочный) на холодную воду, устанавливаемого для конкретной организации коммунального комплекса, осуществляется органами регулирования в порядке, определяемом методическими указаниями.
Пунктом 88 Основ ценообразования предусмотрено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
В соответствии с пунктом 92 Основ ценообразования значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями на основании следующих составляющих: а) тарифы на тепловую энергию (мощность), установленные и применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; б) финансовые потребности регулируемой организации на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от центральных тепловых
пунктов (включительно), на которых осуществляется приготовление горячей воды, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность); в) стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе от центральных тепловых пунктов, включая содержание центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность); г) расходы, связанные с транспортировкой горячей воды.
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей следующие показатели: отклонение объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой организации; отклонение фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы органом регулирования при установлении тарифов; отклонение уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован органом регулирования при установлении тарифов; отклонение изменения количества и состава производственных объектов регулируемой организации от изменения, учтенного при установлении тарифов; реализация (ввод производственных объектов в эксплуатацию) и изменение утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы; изменение уровня доходности долгосрочных государственных долговых обязательств по сравнению с уровнем, учтенным при расчете необходимой валовой выручки; степень исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения или по реализации инвестиционной программы в случае недостижения регулируемой организацией утвержденных плановых значений показателей надежности объектов теплоснабжения; отклонение фактических показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных плановых (расчетных) показателей - если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; отклонение сроков реализации программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных сроков реализации такой программы - если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно пункту 49 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 N 760-э (далее - Методические указания N 760-э), в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую выручку на каждый i-год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования.
Первым годом долгосрочного периода регулирования (2016, 2017, 2018 годы) для Общества является 2016 год.
Как видно из материалов дела для определения значения компонента на тепловую энергию для установлении тарифов на горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, поставляемое ООО «Коммунальные технологии» от источника тепловой энергии АО «ЧПО имени В.И. Чапаева», финансовые потребности были учтены в долгосрочных тарифах и в долгосрочных параметрах регулирования на 2015-2017 годы для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность), для потребителей, получающих тепловую энергию от единой теплоснабжающей организации на территории города Чебоксары ООО «Коммунальные технологии» (с учетом покупки тепловой энергии от АО «ЧПО им. В. И. Чапаева»), с использованием метода индексации установленных тарифов.
Сторонами при рассмотрении дела не оспаривалось, что при корректировке долгосрочных тарифов на 2016-2017 гг. на тепловую энергию, установленных на 2015-2017 годы, в связи с актуализацией схемы теплоснабжения, из вышеуказанного тарифа были выделены и установлены следующие тарифы: 1) от источника тепловой энергии ООО «Коммунальные технологии»: на тепловую энергию (мощность) (вид теплоносителя - вода) (на 2015-2017 гг.), на тепловую энергию (мощность) (вид теплоносителя - пар) (на 2016-2018 гг.) 2) от источника тепловой энергии АО «ЧПО им. В. И. Чапаева»: услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя для потребителей города Чебоксары (на 2016-2018 гг.); значение компонента на тепловую энергию для установления тарифов на горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения (на 2016-2018 гг.).
Таким образом, финансовые потребности для определения данных тарифов ранее были учтены в долгосрочных параметрах регулирования и долгосрочном тарифе на 2015-2017 годы на тепловую энергию (мощность) для потребителей, получающих тепловую энергию от единой теплоснабжающей организации на территории города Чебоксары ООО «Коммунальные технологии» (с учетом покупки тепловой энергии от АО «ЧПО им. В. И. Чапаева»), с использованием метода индексации установленных тарифов.
Как видно из материалов дела, корректировка установленных долгосрочных тарифов на 2017 год произведена органом регулирования с учетом уточненных значений прогнозных параметров регулирования - отклонения фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы органом регулирования при установлении тарифов.
В соответствии с пунктом 49 Методических указаний N 760-э скорректированные операционные (подконтрольные) расходы на 2017 год, определяемые в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования, рассчитываются по формуле (10) с применением уточненных значений индекса потребительских цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и индекса изменения количества активов.
Орган регулирования обоснованно исходил из основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в процентном отношении 2017 года к 2018 году по макроэкономическим показателям: изменение цены на электрическую энергию 107 % к 106,3 %, индекса потребительских цен 104,7 % к 104,7 %, индекса цен на газ 103,9 % к 103, 4 %.
Исходя из предельного уровня цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2017 год и плановый период 2018, 2019 годов с использованием метода индексации установленных тарифов орган регулирования, отметив, что рост плановой выручки Общества к 2016 году составит 104, 35 %, к 2017 -109, 23 %, определил значение компонента на тепловую энергию для установления тарифов на горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, поставляемого Обществу от источника тепловой энергии АО «ЧПО им В.И. Чапаева» на 2017 год в размере 43554, 32 руб., на 2018 год в размере 47547, 52 руб.
При таком положении, суд приходит к выводу о том, что Госслужбой ЧР при установлении оспариваемых тарифов общие принципы организации отношений в сфере водоснабжения нарушены не были.
Между сторонами имеются разногласия по статье «Расходы по сомнительным долгам», заявленные Обществом по итогам 2015 года на 2017 год на сумму 791, 15 тыс. руб.
Обосновывая свои притязания на включение данной статьи расходов в необходимую валовую выручку (далее НВВ) при расчете тарифа на 2017 год, ООО «Коммунальные технологии» в регулировании указанного вопроса применяют пункт 47 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 и подпункт 4 пункта 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 1746-э.
Приняв НВВ, относимую на население и приравненные к нему категории потребителей, от источника АО «ЧПО им. В.И. Чапаева» в размере 39557,64 тыс. руб., Общество рассчитало расходы по сомнительным долгам в размере 2% от НВВ на сумму 791,15 тыс. руб.
С таким подходом суд согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 47 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, к внереализационным расходам, включаемым в необходимую валовую выручку, относятся расходы по сомнительным долгам, определяемые в отношении единых теплоснабжающих организаций в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2% НВВ, относимой на население и приравненные к нему категории потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования.
Вышеприведенной нормой установлено ограничение учитываемых в тарифах расходов на сформированный резерв по сомнительным долгам исключительно для теплоснабжающих организаций, наделенных статусом единых теплоснабжающих организаций (далее ЕТО), которая, как единственная организация в отдельной схеме теплоснабжения, заключающая с потребителями тепловой энергии договоры теплоснабжения и получающая с них плату по установленным тарифам, обязана оплатить услуги иных теплоснабжающих (теплосетевых) организаций, работающих в этой схеме теплоснабжения.
Как установлено судом, статусом ЕТО от источника тепловой энергии АО «ЧПО им В.И. Чапаева» ООО «Коммунальные технологии» не наделено.
Таким образом, не являясь единой теплоснабжающей организацией, Общество при создании резерва по сомнительным долгам должно было руководствоваться Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 N 34 (далее-Положение), и отражать данные расходы в составе внереализацонных расходов, включаемых в НВВ.
Согласно пункту 77 Положения дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались в порядке, предусмотренном пунктом 70 настоящего Положения, или на увеличение расходов у некоммерческой организации.
В силу пункта 70 Положения организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением суммы резервов на финансовые результаты организаций. При этом сомнительной считается дебиторская задолженность организаций, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Орган регулирования испрашиваемую Обществом сумму по статье «Расходы по сомнительным долгам» правомерно не учел, поскольку в представленных ООО «Коммунальные технологии» документах отсутствует их экономическая обоснованность.
Исследуя представленные акты инвентаризации с дебиторами и кредиторами для целей налогообложения по состоянию на 31.12.2015, резерв Общества по данным бухгалтерской отчетности по состоянию на 31.12.2014 на предмет решения вопроса о создании резерва по сомнительным долгам в соответствии с требованиями пункта 32 Основ ценообразования, пунктов 3, 4 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации, эксперт обоснованно указал, что лишь отдельные организации: ОАО «Камал», ООО «Богданка-Сервис», ООО «Домовой», ООО УК «Новые Лапсары», ООО УК «Столица» имеют задолженность, образовавшуюся в 2015 году.
Отметил эксперт и отсутствие оборотно - сальдовых ведомостей по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», что также препятствовало определению суммы резерва по сомнительным долгам за 2015 год.
При таком положении, с правовой позицией административного истца о достаточности, допустимости представленных им регистрирующему органу документов, подтверждающих наличие дебиторской задолженности и её фактический размер, суд согласиться не может.
Направленные в адрес Госслужбы ЧР письма 16.11.2016 N 24-08/4298 со сведениями о фактической выручке за 2015 год, статистическая карточка формы N 22-ЖКХ с указанием дебиторской задолженности населения на 31.12.2015 не подменяют требуемую форму бухгалтерской отчетности.
Поскольку в нарушение изложенных нормативных положений Общество в составе заявления о корректировке тарифов не представило документального подтверждения заявленной величины дебиторской задолженности, суд считает не подлежащими удовлетворению требование истца по статье «Расходы по сомнительным долгам».
Относительно размера разногласий по исключению из НВВ при расчете тарифа на 2017 год расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним в размере 862,77 тыс. руб., суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования, в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, за исключением случаев обслуживания заемных средств по процентной ставке в размере, не превышающем 5 процентов годовых (далее - льготная ставка), или софинансирования субъектом Российской Федерации части расходов по процентной ставке, отличающейся от льготной ставки, в соответствии с Правилами предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем предоставления финансовых средств на подготовку проектов модернизации и софинансирование процентной ставки, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2017 N 997 «О реализации мер финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.
В обоснование величины кредитного портфеля и заявленных к уплате процентов Общество представляло договоры, заключенные в АКБ ОАО «Саровбизнесбанк» и ОАО «Сбербанк России» в 2012-2014 годы.
Поскольку аудиторская компания при определении расходов по указанной статье затрат применила метод экономически обоснованных расходов в соответствии с Методическими указаниями, Госслужбой ЧР правомерно приняты во внимание соответствующие выводы экспертной организации, оснований не согласиться с которыми суд не усматривает.
Как обоснованно отмечено экспертом, само по себе постоянное привлечение Обществом кредитных ресурсов в 2012-2014 годах свидетельствует о недостатке финансовых ресурсов.
Между тем, привлекая кредитные ресурсы, в частности в 2014 году на сумму 1798695 тыс. руб., в это же время ООО «Коммунальные технологии» выдавались займы, в частности в 2013-2014 годах на общую сумму 149450 тыс. руб., при том, что инвестирование денежных средств с целью получения дохода не являлось для Общества видом деятельности.
Проанализировав статью расходов Общества, связанных с крупным и средним ремонтом основных средств, не относящихся к деятельности в сфере теплоснабжения, эксперт арифметически обосновал вывод о том, что расчеты производились за счет кредитных средств на сумму 228518 тыс. руб.
Указанные расчеты Обществом не опровергнуты.
Экспертом также было обращено внимание на целевое назначение полученных Обществом кредитных ресурсов - на пополнение оборотных средств и на основании приведенным им в заключении расчетов был сделан вывод о том, что они использовались в том числе и на вышеуказанные цели.
Более того, указанные цели непосредственно не были связанны с регулируемой деятельностью в сфере теплоснабжения.
Пунктом 11 Приказа ФСТ России от 12.04.2013 N 91 «Об утверждении Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций» определено, что отнесение заемных средств к соответствующим регулируемым видам деятельности, источнику тепловой энергии, системе теплоснабжения и (или) субъекту Российской Федерации осуществляется исходя из целевого назначения привлеченных средств.
Заключенные Обществом договоры с кредитными организациями свидетельствуют о выдаче кредитов на пополнение оборотных средств, то есть кредитные денежные средства для осуществления регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения Обществу не предоставлялись.
Таким образом, Обществом не представлено доказательств отнесения и использования заемных средств и процентов по кредиту именно к регулируемому виду деятельности, принимая во внимание, что Общество осуществляет и иные виды деятельности. Экономическая обоснованность расходов по статье «Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним» Обществом не подтверждена.
Следовательно, заявленные затраты за 2015 год в НВВ значения компонента на тепловую энергию для установления тарифов на горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения для потребителей города Чебоксары от источника АО «ЧПО им. В.И. Чапаева» документально не подтверждены.
Кроме того, экономическая необоснованность расходов на выплаты по договорам займа и кредитам, заявленных в тарифах в сфере теплоснабжения, подтверждена решениями ФАС России от 21.07.2017 N АГ/49769/17, от 21.07.2017 N АГ/49767/17, поскольку Обществом для учета в тарифах в сфере теплоснабжения заявлены расходы на выплаты по одним и тем же вышеуказанным кредитным договорам и произведено распределение по всем видам тарифов.
По указанным основаниям суд соглашается с тем, что по данной статье расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним органом регулирования на основе фактических параметров расчета тарифов обоснованно приняты в нулевом размере.
Что касается довода ООО «Коммунальные технологии» о том, что Госслужбой ЧР не были приняты результаты деятельности до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, суд исходит из следующего.
Общая сумма подлежащих дополнительному учету в тарифах на тепловую энергию на 2017 год экономически обоснованных расходов, по мнению Общества, составляет 4370, 57 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 42 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э, величина, определяющая результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования рассчитывается по формуле (13) и может принимать как положительные, так и отрицательные значения.
Органом регулирования при расчете оспариваемого тарифа результаты деятельности до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования были скорректированные в составе НВВ тарифа на тепловую энергию, поставляемую потребителям Обществом (теплоноситель - вода).
При рассмотрении дела сторонами не оспаривалось, что в связи с актуализацией схемы теплоснабжения, из первоначального тарифа были выделены и установлены несколько тарифов, в том числе значение компонента на тепловую энергию для установления тарифов на горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения от источника тепловой энергии АО «ЧПО им В.И. Чапаева» (на 2016-2018 годы).
Таким образом, с 2016 года на каждую из услуг органом регулирования установлен отдельный тариф.
Посредством корректировки орган регулирования в составе НВВ тариф на горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, поставляемое ООО «Коммунальные технологии» от источника тепловой энергии АО «ЧПО им В.И. Чапаева» (компонент на тепловую энергию) на 2017 год учел с отрицательным значением (- 4370,57 тыс. руб.) с одновременным положительным значением (+ 4370,57 тыс. руб.) в составе НВВ тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям Обществом (теплоноситель - вода).
Поскольку вследствие перераспределения расходов из одного тарифа в другой в сфере теплоснабжения НВВ осталась неизменной, суд приходит к выводу о том, что экономические интересы Общества принятым решением нарушены не были.
Такое регулирование не противоречит указаниям, данным ФАС России Госслужбе ЧР и изложенным в решении от 21.07.2017 N АГ/49769/17.
Как следует из указанного решения, поручая органу регулирования пересмотреть тариф на услуги по передаче тепловой энергии от источника АО «ЧПО им В.И. Чапаева», увеличить НВВ на 12888, 94 тыс.руб., ФАС России указал на одновременно их исключение из расчета тарифа на тепловую энергию (теплоноситель - вода).
Поручение было исполнено Госслужбой ЧР.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что постановление Госслужбы ЧР от 11.11.2015 N 87-14-21/гв «Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую организациями, осуществляющими горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, потребителям в Чувашской Республике, на 2016-2018 годы», в редакции постановления Госслужбы ЧР от 12.12.2016 N 70-13-22/гв «О внесении изменений в постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 11.12.2015 N 87-14-21/гв», в оспариваемой части размера тарифов, установленных строкой 5 столбца 7 пункта 17, строкой 12 столбца 7 пункта 17 Приложения к постановлению соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения и имеющим большую юридическую силу, принципу обеспечения экономической обоснованности расходов при оказании услуг теплоснабжения и передаче тепловой энергии потребителям от источника тепловой энергии АО «ЧПО имени В.И. Чапаева» по сетям ООО «Коммунальные технологии», и не нарушает права и законные интересы Общества, которое имело возможность представить в орган регулирования необходимый комплект документов для подтверждения экономической обоснованности предлагаемых к включению в состав НВВ расходов в заявленном размере, но распорядилось этим правом по своему усмотрению.
При этом Общество не лишено возможности, в соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования, инициировать в установленном порядке вопрос об учете в следующих периодах регулирования понесенных экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении для Предприятия регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию в настоящем расчетном периоде регулирования.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Чувашской Республики,
решил:
отказать обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальные технологии» в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 11 декабря 2015 года N 87-14-21/гв «Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую организациями, осуществляющими горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, потребителям в Чувашской Республике, на 2016-2018 годы», в редакции постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 12 декабря 2016 года N 70-13-22/гв «О внесении изменений в постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 11.12.2015 N 87-14-21/гв», в части размера тарифов, установленных
строкой 5 столбца 7 пункта 17 Приложения к постановлению - от источника тепловой энергии акционерного общества «Чебоксарское производственное объединение имени В.И. Чапаева» по сетям общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные технологии» с 1 июля по 31 декабря 2017 года - в размере 1505,53 руб. за одну гигакалорию без учета НДС;
строкой 12 столбца 7 пункта 17 Приложения к постановлению - от источника тепловой энергии акционерного общества «Чебоксарское производственное объединение имени В.И. Чапаева» по сетям общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные технологии» с 1 июля по 31 декабря 2017 года - в размере 1776,53 руб. за одну гигакалорию с учетом НДС.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательно форме изготовлено 28 ноября 2017 года.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики Л.В. Димитриева