Дело № 3а-46/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 5 мая 2016 г.
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шадриной Е.В.,
при секретаре Тюриковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Равновесие» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Равновесие» обратилось в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 47:14:0803002:520, общей площадью 297 138 кв. м, расположенный по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский р-н, муниципальное образование «Лопухинское сельское поселение», в районе д. Горки, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для дачного строительства.
Кадастровая стоимость земельного участка – 215 552 819,34 руб. не соответствует его рыночной стоимости – 58 239 000 руб., определённой по состоянию на 6 июня 2012 г. в отчёте оценщика общества с ограниченной ответственностью «Межрегиональный центр экспертиз «Северо-Запад» от 13 января 2016 г., подтверждённым положительным экспертным заключением экспертов ассоциации саморегулируемой организации «Национальная коллегия специалистов-оценщиков» от 11 февраля 2016 г.
Данное обстоятельство нарушает его право на установление действительной налоговой обязанности и ведёт к уплате земельного налога в завышенном размере.
Уведомлением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области от 30 марта 2016 г. в рассмотрении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка ему отказано.
Просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:14:0803002:520 равной его рыночной стоимости в размере 3 000 800 руб. по состоянию на 6 июня 2012 г.
В качестве административных ответчиков административный истец указал федеральное государственное бюджетное учреждение (далее – ФГБУ) «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ленинградской области, правительство Ленинградской области и управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, в качестве заинтересованного лица – администрацию муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области.
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ленинградской области в письменном отзыве на административное исковое заявление указало, что кадастровая стоимость установлена органом кадастрового учёта в соответствии с действующим законодательством. Разрешение требований административного иска оставило на усмотрение суда.
В письменном отзыве правительство Ленинградской области указало, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 47:14:0803002:520 в размере его рыночной стоимости, равной 3 000 800 руб., не подлежат удовлетворению, поскольку доказательств такой величины рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости заявителем не представлено. В остальном полагало, что органом кадастрового учёта кадастровая стоимость определена правомерно, нарушений закона не допущено.
Аналогичная правовая позиция изложена и в письменном отзыве управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области.
Администрация муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области в письменном отзыве указала, что действия органа кадастрового учета по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 47:14:0803002:520 действующему законодательству соответствуют.
В судебном заседании представитель ООО «Равновесие» Федорович И.А. требования административного иска уточнила в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:14:0803002:520 по состоянию на 6 июня 2012 г. в размере его рыночной стоимости, равной 58 239 000 руб.
Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ленинградской области Архипова В.Ю. и представитель правительства Ленинградской области Вилаева М.А., не оспаривая право административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), оставили разрешение требований на усмотрение суда.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области и администрация муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, будучи извещёнными о месте и времени рассмотрения административного дела, своих представителей в суд не направили, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счёл возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
По ходатайству представителя административного истца Федорович И.А. и в отсутствие возражений представителей административных ответчиков Архиповой В.Ю. и Вилаевой М.А. из состава лиц, участвующих в деле, исключено заинтересованное лицо администрация муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, поскольку её права и обязанности не затрагиваются при разрешении административного дела.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Абзацем первым пункта 2 и пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 данной статьи. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) за юридическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В статье 24.19 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случае внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений о вновь учтённом объекте недвижимости, ранее учтённом объекте недвижимости в случае изменения его количественных и (или) качественных характеристик, повлёкших за собой необходимость определения кадастровой стоимости, является дата внесения таких сведений об объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости.
Из материалов дела следует, что ООО «Равновесие» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 47:14:0803002:520, общей площадью 297 138 кв. м, расположенный по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский р-н, муниципальное образование «Лопухинское сельское поселение», в районе д. Горки, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для дачного строительства, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18 сентября 2012 г.
Согласно кадастровому паспорту от 4 августа 2011 г. и кадастровой выписке о земельном участке от 6 июня 2012 г. датой внесения номера 47:14:0803002:520 в государственный кадастр недвижимости является 4 августа 2011 г.
При постановке земельного участка на государственный кадастровый учёт он имел вид разрешённого использования: для сельскохозяйственного производства.
Постановлением администрации муниципального образования Лопухинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 19 апреля 2012 г. № 11 вид разрешённого использования земельного участка изменён на «для дачного строительства».
6 июня 2012 г. филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области принято решение № 47/12-43630 о кадастровом учёте изменений земельного участка с кадастровым номером 47:14:0803002:520, учтённого в государственном кадастре недвижимости, в части вида его разрешённого использования.
Согласно кадастровым справкам о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 16 февраля 2015 г. и 16 декабря 2015 г. кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 6 июня 2012 г.
Таким образом, датой определения кадастровой стоимости земельного участка, в отношении которого возник спор, является 6 июня 2012 г.
В соответствии со статьёй 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определённой стоимости, является отчёт об оценке объекта (далее – отчёт) (статья 11 Закона об оценочной деятельности).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренным этим законом, признаётся достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (статья 12 Закона об оценочной деятельности).
В целях проверки отчёта проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.
Виды экспертизы, порядок её проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки.
Положительным экспертным заключением признаётся экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчёта требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям этого закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), стандартов и правил оценочной деятельности, а в случае проведения экспертизы отчёта об определении рыночной стоимости объекта оценки или в случаях, установленных федеральными стандартами оценки, также вывод о подтверждении стоимости объекта оценки, определённой оценщиком в отчёте (статья 17.1 Закона об оценочной деятельности).
Постановлением правительства Ленинградской области от 30 декабря 2010 г. № 383 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области» для земель Ломоносовского муниципального района Ленинградской области с разрешённым использованием «для дачного строительства» среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости установлено в размере 725,43 руб./кв. м.
Согласно упомянутым выше кадастровым справкам кадастровая стоимость земельного участка составляет 215 552 819,34 руб.
В отчёте оценщика общества с ограниченной ответственностью «Межрегиональный центр экспертиз «Северо-Запад» от 13 января 2016 г.
№ 10336 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 6 июня 2012 г. определена в размере 58 239 000 руб.
Положительным экспертным заключением экспертов ассоциации саморегулируемой организации «Национальная коллегия специалистов-оценщиков» от 11 февраля 2016 г. № 160209-0192-78 подтверждено, что отчёт об оценке рыночной стоимости соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Итоговая величина рыночной стоимости, определённая оценщиком в отчёте, также подтверждена.
Проанализировав отчёт об оценке рыночной стоимости земельного участка и оценив его по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о его соответствии законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности.
Положительное заключение саморегулируемой организации оценщиков требованиям, установленным федеральным стандартом оценки № 5 «Виды экспертизы, порядок её проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения», также соответствует.
При таких обстоятельствах у суда имеются основания для вывода о том, что отчёт является надлежащим доказательством, объективно подтверждающим определённую в нём рыночную стоимость.
Во всяком случае, доказательств об иной рыночной стоимости, что могло бы поставить под сомнение достоверность отчёта, административными ответчиками суду не представлено. Ходатайств о проведении судебной оценочной экспертизы никем из лиц, участвующих в деле, не заявлено.
Вместе с тем, из отчёта видно, что рыночная стоимость объекта оценки оценщиком определена в размере 58 239 048 руб., а затем, посредством округления, установлена в размере 58 239 000 руб. Мотивы, по которым оценщик счёл такое округление возможным, в отчёте не приведены.
Учитывая, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в целях налогообложения, суд не может согласиться с подобным округлением.
По изложенным основаниям суд приходит к выводу о том, что кадастровую стоимость земельного участка, в отношении которого возник спор, следует установить в размере его рыночной стоимости, равной 58 239 048 руб.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Равновесие» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, поступившее в суд 4 апреля 2016 г., удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:14:0803002:520, общей площадью 297 138 кв. м, расположенного по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский р-н, муниципальное образование «Лопухинское сельское поселение», в районе д. Горки, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для дачного строительства, в размере его рыночной стоимости, равной 58 239 048 (пятидесяти восьми миллионам двумстам тридцати девяти тысячам сорока восьми) руб. по состоянию на 6 июня 2012 г., на период с 1 января 2016 г. и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ленинградского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.В.Шадрина
Решение принято в окончательной форме 6 мая 2016 г.