ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-46/2016 от 22.04.2016 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 апреля 2016 года г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе:

председательствующего судьи Гусаровой Л.В.,

при секретаре судебного заседания Шовкоплясе А.С.,

с участием представителя административного истца по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело 3а-46/2016 по административному исковому заявлению представителя ФИО2 по доверенности – ФИО1 к Правительству Иркутской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области, заинтересованное лицо: администрация г. Иркутска, об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> в размере его рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 в лице представителя по доверенности ФИО1 обратился в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об определении кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 10 238 кв.м., расположенного по адресу: <адрес изъят>, кадастровый номер <номер изъят>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Объекты административно-делового назначения. Объекты культурно-досугового назначения. Объекты общественного питания. Объекты торгового назначения,; Вспомогательный вид разрешенного использования – Объекты хранения и обслуживания, равной его рыночной стоимости.

В обоснование административного искового заявления указано, что названный земельный участок принадлежит истцу на праве собственности.

Не согласившись с установленным размером кадастровой стоимости указанного земельного участка, истец обратился к независимому оценщику за проведением оценки рыночной стоимости земельного участка. Согласно проведенной оценки, рыночная стоимость земельного участка составила 49644 000 руб. На отчет об оценке получено положительное экспертное заключение.

Полагает, что кадастровая стоимость земельного участка определена неверно, поскольку его рыночная стоимость на дату установления кадастровой определена в ином размере, что влияет на размер земельного налога и нарушает его права как налогоплательщика.

В связи с чем, просит суд определить кадастровую стоимость указанного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 49644000 руб.

В судебное заседание административный истец ФИО2 не явился, согласно представленного заявления, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, с участием его представителя по доверенности ФИО1

Представитель административного истца по доверенности ФИО1, уточнив требования административного искового заявления, просил суд определить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 10 238 кв.м., расположенного по адресу: <адрес изъят>, кадастровый номер <номер изъят>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Объекты административно-делового назначения. Объекты культурно-досугового назначения. Объекты общественного питания. Объекты торгового назначения,; Вспомогательный вид разрешенного использования – Объекты хранения и обслуживания, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 10 апреля 2014 года – 54943302 руб.

Административный ответчик – Правительство Иркутской области, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил. В письменном отзыве на административное исковое заявление представитель Правительства Иркутской области ФИО3 просила суд принять по делу законный и обоснованный судебный акт, рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя Правительства.

Административный ответчик – Управление Росреестра по Иркутской области, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил. Согласно представленного ранее отзыва на административное исковое заявление, представитель Управления Росреестра по Иркутской области ФИО4 просила рассмотреть дело без участия Управления.

Административный ответчик – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице его филиала по Иркутской области, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил. В письменном отзыве на административное исковое заявление представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области ФИО5, обращая внимание, что разрешение вопроса об установлении рыночной стоимости сформированного и состоявшего на учете объекта недвижимости на дату определения его кадастровой стоимости не затрагивает права и законные интересы ФГБУ «ФКП Росреестра», которое в соответствии с прямым предписанием федерального законодателя обязано принять к исполнению вступившее в законную силу судебное постановление об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости, просила отказать в удовлетворении заявленных требований к органу кадастрового учета, как к ненадлежащему административному ответчику, рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения.

Заинтересованное лицо – администрация города Иркутска, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, об уважительности причин неявки не сообщило.

Руководствуясь статьей 150 и частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, своевременно и в надлежащей форме извещенных о судебном заседании.

Заслушав представителя административного истца ФИО1, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли является, в том числе, земельный налог. Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным кодексом и иными федеральными законами.

В соответствии со статьей 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности), для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (абзац 2 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, часть 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 10 238 кв.м., расположенный по адресу: <адрес изъят>, кадастровый номер <номер изъят>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Объекты административно-делового назначения. Объекты культурно-досугового назначения. Объекты общественного питания. Объекты торгового назначения,; Вспомогательный вид разрешенного использования – Объекты хранения и обслуживания, равной его рыночной стоимости (л.д. 16).

В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области № 239-пп от 5 мая 2014 года «О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области», вышеназванный земельный участок отнесен к 5-ой группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания) и для него определен удельный показатель кадастровой стоимости 11037, 25 руб. за 1 кв.м.

Согласно представленной в материалах административного дела кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 24.06.2015, кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 10.04.2014 составляет 112999365, 50 рублей (л.д. 15).

Не согласившись с размером установленной в отношении земельного участка кадастровой стоимости, истец обратился к независимому оценщику за проведением оценки рыночной стоимости земельного участка.

Согласно отчету об оценке рыночной стоимости № <номер изъят> от 25.09.2015, составленному оценщиком ООО «Сибирская оценочная компания» ФИО6, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 10.04.2014 составила 49644 000 руб. (л.д. 68).

На отчет об оценке получено положительное экспертное заключение Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет» № <номер изъят> от 11.11.2015 (л.д. 88-93).

Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете № <номер изъят> от 25.09.2015, по ходатайству представителя административного истца по доверенности ФИО1, определением суда от 24 февраля 2016 года по делу назначена судебная экспертиза, на разрешение которой поставлен вопрос: какова рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <номер изъят> площадью 10 238 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Объекты административно-делового назначения. Объекты культурно-досугового назначения. Объекты общественного питания. Объекты торгового назначения; вспомогательный вид разрешенного использования – объекты хранения и обслуживания; расположенного по адресу: <адрес изъят>, по состоянию на 10 апреля 2014 года.

Согласно заключения эксперта ФБУ Иркутская лаборатория судебной экспертизы ФИО7 от 6 апреля 2016 года № <номер изъят> рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 10 апреля 2014 года определена в размере 54943 302 руб.

В силу положений статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.

Суд, исследовав заключение эксперта, сопоставив его содержание с материалами дела, приходит к выводу о соответствии его действующему законодательству и о том, что оно отвечает требованиям относимости и допустимости.

У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов эксперта, поскольку заключение эксперта мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий.

Доказательств недостоверности установленной в заключении эксперта рыночной стоимости земельного участка, либо данных об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости лица, участвующие в деле, не представили.

Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, и соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и положениями Закона об оценочной деятельности, суд признает заключение эксперта надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость спорного земельного участка, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки – 10 апреля 2014 года, в размере 54943 302 руб.

Суд, проанализировав заключение эксперта от 6 апреля 2016 года № <номер изъят> в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, полагает возможным установить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 10 апреля 2014 года, определенной в указанном заключении эксперта.

При таких обстоятельствах, с учетом уточнения административным истцом заявленных требований, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 25 Пленума Верховного Суда Российской Федерации №28 от 30 июня 2015 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», виду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (абзац 3 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Истец, являясь физическим лицом, в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с соответствующим заявлением не обращался, соответственно датой подачи заявления в данном случае является дата обращения в Иркутский областной суд с настоящим административным исковым заявлением – 25 декабря 2015 года.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Иркутский областной суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковоезаявление представителя ФИО2 по доверенности – ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 10238 кв.м., с кадастровым номером: <номер изъят>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Объекты административно-делового назначения. Объекты культурно-досугового назначения. Объекты общественного питания. Объекты торгового назначения.; Вспомогательный вид разрешенного использования – Объекты хранения и обслуживания, расположенного по адресу: <адрес изъят>, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 10 апреля 2014 года в размере 54943 302 (пятьдесят четыре миллиона девятьсот сорок три тысячи триста два) руб.

Дата обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, расположенного по адресу: <адрес изъят>, в суд – 25 декабря 2015 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд вынесший решение.

Председательствующий судья Л.В. Гусарова