№ 3а-46/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Соляникова Р.В.
при секретаре Макаршиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лехтинен О.С. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
у с т а н о в и л:
Административный истец обратилась в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером (...) в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2010 г. и равной (...)
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что является арендатором названного земельного участка, на нем расположены принадлежащие ей на праве собственности объекты недвижимости. Кадастровая стоимость существенно превышает размер рыночной стоимости участка, влияет на размер арендных платежей и его выкупную стоимость, тем самым затрагивает права административного истца.
В судебное заседание административный истец не явилась, извещена о рассмотрении дела. Ее представитель Григуць Я.С. поддержала заявленные требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Республике Карелия Шлямина Ю.В. полагала представляемый орган ненадлежащим ответчиком, разрешение заявленных требований по существу оставила на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» Прокина К.В. разрешение административного спора также оставила на усмотрение суда.
Административный ответчик Правительство Республики Карелия и заинтересованное лицо администрация Костомукшского городского округа представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
От Правительства Республики Карелия поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Административный ответчик указал на недостатки представленного административным истцом отчета об оценке: скриншот страниц, с которых оценщиком получена информация об аналогах, используемых при оценке, не отображает полный адрес страницы. Функции по администрированию доходов местных бюджетов, получаемых в виде доходов от аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на администрацию Костомукшского городского округа, которая вправе заявить ходатайство о проведении по делу оценочной экспертизы.
В письменных возражениях администрация Костомукшского городского округа просит в удовлетворении административного иска отказать, полагает актуальную кадастровую стоимость земельного участка обоснованной, соотносимой с качественными характеристиками участка и не подлежащей пересмотру.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Административный истец является собственником зданий, расположенных на земельном участке с кадастровым номером (...), площадью (...), категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для строительства объекта «Туристический мини-комплекс «Дом рыбака и охотника».
(...) между административным истцом и администрацией Костомукшского городского округа заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка.
Следовательно, в соответствии с положениями пп. 5 п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, ст. 2 Закона Республики Карелия от 10.06.2013 №1712-ЗРК «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Карелия», результаты определения кадастровой стоимостиземельного участка затрагивают права и обязанности административного истца.
Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Государственный кадастровый учет земельного участка осуществлен (...) - до 01января 2010 г. (даты формирования перечня объектов для проведения государственной кадастровой оценки).
Работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов проводились в Республике Карелия в (...) годах на основании государственного контракта от (...) № (...), заключенного между Росреестром и (...) По результатам проведения работ составлен отчет от (...) № (...). Результаты оценки утверждены постановлением Правительства Республики Карелия от 15.05.2013 №158-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов».
В соответствии со ст. 2415 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
В результате массовой оценки кадастровая стоимость спорного земельного участка составила на 01 января 2010 г. (...)., что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости от (...) и письменными объяснениями ФГБУ «ФКП Росреестра».
Согласно п. 1 ст. 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В силу ст. 2418 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими или физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 248 КАС РФ предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке такого объекта, соответствующий требованиям федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет оценщика (...) от (...) № (...), согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2010 г. составляет (...)
В настоящее время в силу ст. 3 Федерального закона от 02.06.2016 № 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предоставление положительного экспертного заключения о соответствии отчета законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, а также требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков не требуется.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Отчет оценщика содержит описание произведенных исследований, в обоснование своих выводов оценщик привел объективные данные, мотивировал применение методов исследований.
Определение устойчивых характеристик земельного участка, имеющих влияние на его рыночную стоимость, установлено оценщиком на основании данных правоустанавливающего документа и визуального осмотра участка.
Оценщиком в порядке п. 11 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 297, обоснован выбор использованного сравнительного подхода методом сравнения продаж.
Для расчета рыночной стоимости объекта оценки при сравнительном подходе оценщиком выявлены предложения и сделки с земельными участками рекреационного назначения, то есть сходные по своему назначению с объектом оценки.
Источником информации для отбора аналогов явился анализ сделок, сведения о которых размещены на информационном портале Росреестра, а также анализ предложений о продаже, изложенных в печатном издании средства массовой информации.
Необходимые корректировки по ценообразующим факторам оценщиком проведены.
Анализ отчета в совокупности с показаниями допрошенного судом оценщика позволяет прийти к выводу о достоверности изложенных в нем сведений.
Со стороны ответчиков и заинтересованных лиц сомнений в правильности выводов оценщика, ходатайств о проведении по делу экспертизы не заявлено.
Указанные Правительством Республики Карелия неточности, содержащиеся в отчете оценщика, носят технический характер и на существо изложенных в нем выводов не влияют.
Так, использованные оценщиком сведения об объектах-аналогах № 1 и № 2 размещены на Портале государственных услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (www.portal.rosreestr.ru). Данные об аналоге № 6 использованы оценщиком по итогам изучения объявления о продаже, размещенном на сайте газеты «Всё» по ссылке (...). Эти сведения отвечают требованиям достоверности и проверяемости, доступ к ним по указанным адресам имеется.
Использованные оценщиком сведения об объектах-аналогах № 4 и № 5 также размещены в Информационно-коммуникационной сети «Интернет», но по адресам, отличающимся от указанных оценщиком.
Объявление о продаже аналога № 4 размещено по ссылке (...), тогда как оценщиком указан иной адрес ссылки - (...).
Сведения о продаже аналога № 3 размещены по адресу (...). Оценщиком указан другой адрес: (...).
Несмотря на допущение оценщиком данных неточностей, открытый характер используемых им сведений позволяет проверить их достоверность.
На основании п. 5 ст. 4, ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и ст. 2420 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление судом кадастровой стоимости является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. При этом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Датой подачи административным истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости является дата обращения в суд – (...)
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 249 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Установить по состоянию на 01 января 2010 г. кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), площадью (...), категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для строительства объекта «Туристический мини-комплекс «Дом рыбака и охотника», расположенного в Республике Карелия, г.Костомукша, восточная часть кадастрового квартала (...), в размере его рыночной стоимости, равной (...)., на период с 01января 2016 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать (...)
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Р.В.Соляников
Мотивированное решение изготовлено