ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-46/2018 от 15.03.2018 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-46/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«15» марта 2018 года г. Калининград

Калининградский областной суд в составе:

судьи областного суда Корнюшенкова Г.В.,

при секретаре - Лакман Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации городского округа «Город Калининград» об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Калининградской области от 03 ноября 2017 года,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация городского округа «Город Калининград» (далее также – административный истец) обратилась в суд с вышеназванным административным иском, указав, что решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области (далее также – Комиссия) от 03 ноября 2017 года по результатам рассмотрения заявления Гусейнова Ф.Ш.о. от 11 октября 2017 года о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости – здания с кадастровым номером по <адрес> определена в размере рыночной кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере 21190000 рублей по состоянию на 01 января 2016 года.

Кадастровая стоимость указанного здания установлена постановлением Правительства Калининградской области от 23 декабря 2016 года № 625 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости жилого и нежилого фондов (за исключением земельных участков), расположенных на территории Калининградской области, и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Калининградской области».

Согласно пункта 3 указанного постановления, положения об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в части, порождающей правовые последствия для целей налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, действуют в порядке, определённом статьёй 5 Налогового кодекса Российской Федерации, с 01 января 2018 года.

С учётом изложенного административный истец полагает, что право на пересмотр кадастровой стоимости рассматриваемого здания возникает у заявителя и Комиссии не ранее 01 января 2018 года. Следовательно, до 01 января 2018 года Гусейнов Ф.Ш.о. не вправе был обращаться в Комиссию с заявлением о пересмотре определения кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости, а Комиссия не вправе принимать указанное заявление к рассмотрению.

Административный истец просит суд признать недействительным решение Комиссии от 03 ноября 2017 года.

Представители администрации городского округа «Город Калининград» по доверенности - Липовецкая В.Ю., заинтересованного лица - Правительства Калининградской области по доверенности Тараруев А.С., административный иск поддержали по изложенным в нём основаниям. Кроме того, представитель Правительства Калининградской области Тараруев А.С. указал, что оспариваемое решение Комиссии является незаконным, поскольку Комиссия в нарушение требований пункта 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости установила рыночную стоимость объекта недвижимости, отличающуюся от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, без представления заявителем положительного экспертного заключения.

Представители административных ответчиков - комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Калининградской области по доверенности - Шумейко А.В., Управления Росреестра по Калининградской области по доверенности - Шумейко А.В., Шестаков А.С. против удовлетворения административного иска возражали, полагали оспариваемое решение Комиссии соответствующим закону.

Заинтересованное лицо - Гусейнов Ф.Ш.о. в судебное заседание не явился. Судебное извещение о дате и времени рассмотрения дела, направленное в его адрес, возвращено в суд за истечением срока хранения, что в силу положений части 2 статьи 100 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует считать надлежащим извещением о слушании дела. С учётом мнения иных лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений части 27 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости могут быть оспорены заинтересованными лицами в суде.

С учётом правовых позиций, изложенных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 июля 2016 года № 15-П по делу о проверке конституционности положения части первой статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования города Братска, предусматривающих возможность органов местного самоуправления оспаривать результаты определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, не находящихся в собственности муниципального образования, но расположенных на его территории, в случаях, если они напрямую затрагивают права муниципальных образований как территориальных объединений граждан, суд с учётом конкретных обстоятельств настоящего административного дела приходит к выводу о том, что администрация городского округа «Город Калининград» может быть признана в данном деле лицом, чьи права и законные интересы, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет, могут быть затронуты оспариваемым решением Комиссии от 03 ноября 2017 года и вправе его обжаловать в судебном порядке.

Разрешая заявленные административным истцом требования по существу, суд исходит из того, что в соответствии с частью второй статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии.

Как усматривается из материалов административного дела, Гусейнов Ф.Ш.о., являясь собственником нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, обратился 11 октября 2017 года в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости, утверждённой постановлением Правительства Калининградской области от 23 декабря 2016 года № 625, по состоянию на 01 января 2016 года составляющей 54258686 рублей 23 копейки.

Заявление Гусейнова Ф.Ш.о. подано в Комиссию на основании установления рыночной стоимости объекта недвижимости в размере 21190000 рублей по состоянию на 01 января 2016 года в отчёте об оценке от 22 сентября 2017 года , составленном оценщиком Г., являющейся членом саморегулируемой организации оценщиков - Некоммерческое партнёрство «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет».

Рассмотрев заявление Гусейнова Ф.Ш.о., Комиссия оспариваемым решением от 03 ноября 2017 года пришла к выводу о том, что оформление и содержание отчёта об оценке соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчёта об оценке, к описанию в отчёте об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, и определила кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости равном 21190 000 рублей, установленной в отчёте об оценке.

В соответствии с частью 5 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости рассматривается по правилам главы 22 настоящего Кодекса.

На основании пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Оснований для признания оспариваемого решения Комиссии не соответствующим нормативным правовым актам судом при рассмотрении дела не установлено.

Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден приказом Минэкономразвития России от 04 мая 2012 года № 263, согласно которому Комиссия создаётся органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Судом на основании анализа представленных административным ответчиком доказательств не установлено нарушений порядка создания, работы Комиссии, порядка проведения заседания Комиссии 03 ноября 2017 года и голосования по заявлению Гусейнова Ф.Ш.о., а также каких-либо иных нарушений действующего законодательства, которые могли бы повлиять на законность принятого Комиссией решения.

В соответствии с его пунктом 3, постановление Правительства Калининградской области от 23 декабря 2016 года № 625 вступило в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, за исключением положений настоящего постановления об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в пункте 1 настоящего постановления, в части, порождающей правовые последствия для целей налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Положения настоящего постановления об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в пункте 1 настоящего постановления, в части порождающей правовые последствия для целей налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, действуют в порядке, определённом статьёй 5 Налогового кодекса Российской Федерации, с 01 января 2018 года.

Таким образом, положения указанного постановления Правительства Калининградской области об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в пункте 1 данного постановления вступили в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 30 декабря 2016 года), за исключением части, порождающей правовые последствия для целей налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

На основании указанных положений постановления Правительства Калининградской области, вступивших в силу, сведения о кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 08 февраля 2017 года внесены в Единый государственный реестр недвижимости, что подтверждается представленной Гусейновым Ф.Ш.о. в Комиссию выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 06 октября 2017 года .

В соответствии с частью 10 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьёй 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 11 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Исходя из приведённых положений действующего законодательства, Гусейнов Ф.Ш.о., как собственник вышеуказанного объекта недвижимости, вправе с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости (т.е. в данном случае – с 08 февраля 2017 года) обратиться в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости, представив предусмотренные законом доказательства его иной рыночной стоимости на дату определения кадастровой стоимости

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости с приложением предусмотренных статьёй 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» документов.

Гусейновым Ф.Ш.о. в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения утверждённой постановлением Правительства Калининградской области от 23 декабря 2016 года № 625 кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером были предоставлены документы, перечисленные в статье 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчёте рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.

Оспаривая принятое по заявлению Гусейнова Ф.Ш.о. решение Комиссии административный истец приводит довод об отсутствии у Гусейнова Ф.Ш.о. ранее 01 января 2018 года, даты применения оспариваемой кадастровой стоимости для целей налогообложения, права на её пересмотр.

Вместе с тем, такая позиция административного истца основана на ошибочном толковании норм права.

Принимая во внимание, что оспариваемая кадастровая стоимость принадлежащего Гусейнову Ф.Ш.о. здания внесена в Единый государственный реестр недвижимости и подлежит применению для целей налогообложения с 01 января 2018 года, Гусейнов Ф.Ш.о., в том числе при проявлении им должной степени заботливости и осмотрительности при осуществлении обязанностей налогоплательщика, уплачивающего налоги в законном, справедливом и предсказуемом размере, был вправе обратиться в Комиссию после даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, в том числе и до начала её применения. Иное означало бы произвольное ограничение прав заявителя при отсутствии законодательного запрета на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, порождающих для Гусейнова Ф.Ш.о. правовые последствия на будущее время.

Довод представителя заинтересованного лица - Правительства Калининградской области в судебном заседании о незаконности оспариваемого решения Комиссии в силу его противоречия положениям пункта 20 Порядка создания и работы комиссии, ввиду отсутствия положительного экспертного заключения, подлежит судом отклонению по следующим основаниям.

Согласно пункту 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утверждённого приказом Минэномразвития России от 04 мая 2012 года № 263 (в редакции приказа Минэкономразвития России от 16 мая 2013 года № 259), в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, указанной в отчёте об оценке объекта недвижимости, содержание и оформление которого соответствуют требованиям, установленным статьёй 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчёта об оценке, к описанию в отчёте об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, и такая рыночная стоимость отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. В случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчёт об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчёта об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчёта об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.

Вместе с тем, суд отмечает, что приведённые положения Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в свою очередь основаны на положениях абзаца шестого части 16 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», которая в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 02 июня 2016 года № 172-ФЗ, предусматривала – в целях обеспечения в конкретно-исторических условиях необходимых дополнительных гарантий объективности и достоверности отчёта оценщика, минимизации рисков, связанных с возможными ошибками или злоупотреблениями при проведении оценки, - необходимость приложения к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости положительного экспертного заключения на бумажном носителе и в форме электронного документа в отношении отчёта об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, подготовленного экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчёт, в случаях, установленных федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и в порядке, который предусмотрен порядком создания и работы комиссии.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 3.1 его Определения от 09 марта 2017 года № 592-О, Федеральным законом от 02 июня 2017 года № 172-ФЗ указанное требование Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» - с учётом анализа практики работы комиссий, включения в их состав и участия в их работе представителей профессионального сообщества оценщиков – было отменено, и соответственно, с момента вступления этого Федерального закона в силу отпали нормативно-правовые основания для определения уполномоченным федеральным органом случаев, в которых при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости получение положительного экспертного заключения на отчёт об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости является необходимым. Федеральный закон от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», также предусматривающий возможность административного порядка рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости, не содержит каких-либо положений, обязывающих в том или ином случае получать положительное экспертное заключение на отчёт оценщика.

Довод представителя Правительства Калининградской области о том, что Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утверждённый приказом Минэномразвития России от 4 мая 2012 года № 263, до настоящего времени в вышеуказанной части не изменён, основанием для признания оспариваемого решения Комиссии незаконным признан судом быть не может.

В силу положений части 2 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если при разрешении административного дела суд установит несоответствие подлежащего применению нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

В данном случае, исходя из положений имеющего большую юридическую силу Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и приведённой правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его Определении от 09 марта 2017 года № 592-О, с момента признания утратившим силу абзаца шестого части 16 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» на заинтересованных лиц не может возлагаться обязанность по получению положительного экспертного заключения в рамках процедуры досудебного разрешения спора о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Как следует из решения Комиссии от 03 ноября 2017 года № 1267, Комиссией установлено, что оформление и содержание представленного Гусейновым Ф.Ш.о. отчёта об оценке соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчёта об оценке, к описанию в отчёте об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.

Доказательств опровергающих указанные выводы Комиссии административным истцом, заинтересованным лицом, не представлено.

С учётом вышеизложенного, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации правовых оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления администрации городского округа «Город Калининград» об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Калининградской области от 03 ноября 2017 года отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 21 марта 2018 года.

Судья Калининградского

областного суда Г.В. Корнюшенков