ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-46/2023 от 03.10.2023 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

Копия

СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Дело №3а-46/2023

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

3 октября 2023 года город Салехард

Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Зотиной Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Рудяевой А.А.,

с участием прокурора Давыдовой Л.А.,

представителей административного ответчика Департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа Галицкой Т.Б., Миракова А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-46/2023 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа к Департаменту природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа об оспаривании нормативного правового акта в части,

установил:

приказом Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 декабря 2018 года №5189 утвержден Лесохозяйственный регламент Надымского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа.

Заместитель прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа обратился в суд Ямало-Ненецкого автономного округа с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации об оспаривании Лесохозяйственного регламента Надымского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа, в части включения лесов категории защитных лесов - леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (далее по тексту ООПТ), находящихся в границах государственного природного заказника регионального значения «Надымский» (далее по тексту ГПЗ «Надымский»), в кварталах 80, 81, 103-109, 124-129, 149-156, 167-175, 192-206, 215-227, 243-259, 271-279, 295-309, 323-341, 354-372, 378-396, 399-406, 412-426, 434-438, 447-452, 458-464, частях кварталов 78, 79, 102, 123, 148, 166, 191, 214, 228, 242, 260, 270, 280, 281, 282, 294, 310, 311, 320, 322, 342, 343, 373, 377, 351, 352, 397, 398, 407, 427, 433, 439, 440, 441, 446, 453, 465, 470 Пангодинского участкового лесничества Надымского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа, в категорию защитных лесов - ценные леса.

В обоснование заявленных требований прокурором указано, что постановлением Правительства ЯНАО от 29.05.2017 №488-П создан природный заказник регионального значения «Надымский», а также утверждены положение о государственном природном заказнике и описание его границ.

Постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.02.2019 №19-ПГ утвержден Лесной план Ямало-Ненецкого автономного округа.

Согласно сведениям о лесах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий (Приложение №5 к Лесному плану Ямало-Ненецкого автономного округа) государственный природный заказник регионального значения «Надымский» площадью 499 979 га, расположен в кварталах 80, 81, 103-109, 124-129, 149-156, 167-175, 192-206, 215-227, 243-259, 271-279, 295-309, 323-341, 354-372, 378-396, 399-406, 412-426, 434-438, 447-452, 458-464, частях кварталов 78, 79, 102, 123, 148, 166, 191, 214, 228, 242, 260, 270, 280, 281, 282, 294, 310, 311, 320, 322, 342, 343, 373, 377, 351, 352, 397, 398, 407, 427, 433, 439, 440, 441, 446, 453, 465, 470-477 Пангодинского участкового лесничества Надымского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа.

В результате проведенной в Департаменте природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа (до 25 мая 2022 года наименование: Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа) (далее по тексту Департамент) прокурорской проверки установлены нарушения законодательства при реализации полномочий по утверждению лесохозяйственных регламентов. В частности, установлено, что в структуре утвержденного приведенным выше приказом Лесохозяйственного регламента Надымского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа, а именно: в пункте 1.1.3 (Таблица №3) «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» указано, что леса в границах Надымского лесничества распределены по целевому назначению на защитные, в том числе ценные леса и леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, а также эксплуатационные леса. К ценным лесам отнесены, в том числе участки кварталов 80, 81, 103-109, 124-129, 149-156, 167-175, 192-206, 215-227, 243-259, 271-279, 295-309, 323-341, 354-372, 378-396, 399-406, 412-426, 434-438, 447-452, 458-464, частях кварталов 78, 79, 102, 123, 148, 166, 191, 214, 228, 242, 260, 270, 280, 281, 282, 294, 310, 311, 320, 322, 342, 343, 373, 377, 351, 352, 397, 398, 407, 427, 433, 439, 440, 441, 446, 453, 465, 470 Пангодинского участкового лесничества Надымского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа, то есть леса, на которых расположен государственный природный заказник регионального значения «Надымский». Тем самым, действующим Лесохозяйственным регламентом Надымского лесничества леса, на которых расположен государственный природный заказник, отнесены к ценным лесам. Так, из общей площади заказника, расположенного полностью на землях лесного фонда, к ценным относятся леса на площади 471 337 га, а к лесам ООПТ лишь 28 642 га (части кварталов 471-477). Таким образом, неправомерное отнесение оспариваемым правовым регулированием лесных кварталов, включенных в состав заказника (особо охраняемых природных территорий), к ценным лесам не соответствует положениям действующего законодательства, поскольку на землях особо охраняемых природных территорий могут находиться, в соответствии с п.1 ч.2 ст.111 Лесного кодекса РФ защитные леса - леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях. В результате чего, на территории заказника фактически разрешено использование химических препаратов, обладающих токсичным, канцерогенным или мутагенным воздействием и другие виды использования лесов без соблюдения ограничений, определенных законодательством для особо охраняемых природных территорий.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства.

В ходе рассмотрения дела прокурор Давыдова Л.А. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика Департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа Галицкая Т.Б. исковые требования не признала, указав на то, что оспариваемый прокурором приказ принят в пределах полномочий Департамента, с соблюдением процедуры и порядка его принятия и опубликования и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Помимо этого, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве на административное исковое заявление, пояснила, что Департамент не обладает полномочиями по отнесению лесов категории защитных лесов - леса, расположенные на ООПТ, находящихся в границах ГПЗ «Надымский», в категорию защитных лесов - ценные леса. Такой порядок определяется Федеральным агентством лесного хозяйства. Лесные участки особо охраняемых природных территорий ГПЗ «Надымский» отнесены к ценным лесам Приказом Рослесхоза от 03.07.2014 №230 (в редакции приказа от 13.02.2017 №53). Следовательно, Лесохозяйственный регламент Надымского района не устанавливает распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов, а только содержит информацию о целевом назначении, установленном Приказом Рослесхоза №230. В связи с чем, изменить приказ Департамента, утвердивший Лесохозяйственный регламент, можно только после внесения соответствующих изменений в приказ Рослесхоза №230.

Представитель Департамента природных ресурсов и экологии ЯНАО Мираков П.А. пояснения представителя ответчика Галицкой Т.Б. поддержал.

Представитель Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу участия в судебном заседании не принимал, представил отзыв на административное исковое заявление, в котором просит исключить Департамент лесного хозяйства по УрФО из числа административных ответчиков, а также в удовлетворении заявленных требований отказать.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени его рассмотрения, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, суд их явку обязательной не признавал. На основании ч.2 ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) административное дело подлежит рассмотрению в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.3 ст.208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

Лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (п. «к» ч.1 ст.72, ч.ч.2 и 5 ст.76 Конституции Российской Федерации).

Пунктом 9 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ установлено, что разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов - это отдельное полномочие Российской Федерации в области лесных отношений, переданное органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 апреля 2013 года №297-П Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (после 25 мая 2022 года изменено наименование на Департамент природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа) входит в структуру исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа.

Пунктом 1.1.22 Положения о Департаменте природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа к его государственным полномочиям отнесены разработка и утверждение лесного плана автономного округа и лесохозяйственных регламентов.

Руководствуясь вышеприведенными положениями постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 апреля 2013 года №297-П «О департаменте природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа», постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 апреля 2022 года № 59-ПГ об изменении наименования, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка его принятия, официального опубликования.

Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-сайте Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка принятия нормативного правового акта, официального опубликования и по этим основаниям административным истцом не оспаривается.

Оспариваемым приказом от 24 декабря 2018 года №5189 утвержден лесохозяйственный регламент Надымского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа (пункт 1) (том 1 л.д.27).

Пунктом 2 данного приказа постановлено установить срок действия лесохозяйственного регламента с 24 декабря 2018 года по 23 декабря 2028 года.

Лесохозяйственный регламент утвержден в составе: Главы 1, Главы 2, Главы 3, а также приложений в количестве 15 штук.

В Главе №1 раздел №1.1 «Краткая характеристика лесничества» отражено, что общая площадь территории Надымского лесничества по данным ГЛР на 1 января 2018 года составляет 6266557 га (Карта-схема лесничества прилагается). Лесничество является структурным подразделением управления лесных отношений Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа. Структура лесничества и его границы определены в соответствии с приказом Рослесхоза от 30 марта 2010 года №113 «О внесении изменений в приказ Рослесхоза от 7 мая 2008 года №140 «Об определении количества лесничеств на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и установлении их границ».

В Таблице №1 данного раздела указана структура лесничества: Надымское, Пангодинское, Лонг-Юганское.

В Таблице №2 раздела №1.1.2 «Распределение лесов лесничества по лесорастительным зонам, лесным районам, а также зонам лесозащитного и лесосеменного районирования» Главы №1 указаны сведения о распределении лесов лесничества по лесорастительным зонам и лесным районам.

В Разделе №1.1.3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям земель» Главы №1 отражено, что распределение площади лесов лесничества по целевому назначению и категориям защитных лесов выполнено в соответствии со ст.ст.10 и 102 Лесного кодекса РФ (Таблица №3).

Также указано, что лесной фонд лесничества по целевому назначению распределен на защитные и эксплуатационные леса. Распределение лесов лесничества по целевому назначению утверждено приказом Рослесхоза от 13 февраля 2017 года №53 «О внесении изменений в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 3 июля 2014 года №230 «Об отнесении лесов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа к защитным лесам, эксплуатационным лесам и установлении их границ» (том 1 л.д.42).

Защитные леса занимают 3085875 га и представлены, среди прочего, следующими характеристиками:

- леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях - 28642 га (государственный природный заказник регионального значения «Надымский»);

- леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, всего - 14831 га, в том числе:

- защитные полосы лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации - 10887 га (шириной 500 м по обеим сторонам железной дороги «Новый Уренгой - Надым» и автомобильной дороги «Новый Уренгой - Надым») - 10887 га;

- лесопарковые зоны - 3944 га (вокруг г. Надыма);

- ценные леса, всего - 3042402 га, в том числе:

- леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах - 2942800 га,

- нерестоохранные полосы лесов - 99602 га.

Эксплуатационные леса занимают площадь 3180682 га (по берегам р. Надым шириной 1 км).

Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов приведено в таблице №3.

Из Таблицы №3 Раздела № 1.1.3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям земель» Главы №1 (том 1 л.д.45) усматривается, что к категории ценных лесов отнесены следующие:

- в границах Пангодинского участкового лесничества Надымского лесничества: леса, расположенные в кварталах 80, 81, 103-109, 124-129, 149-156, 167-175, 192-206, 215-227, 243-259, 271-279, 295-309, 323-341, 354-372, 378-396, 399-406, 412-426, 434-438, 447-452, 458-464, частях кварталов 78, 79, 102, 123, 148, 166, 191, 214, 228, 242, 260, 270, 280, 281, 282, 294, 310, 311, 320, 322, 342, 343, 373, 377, 351, 352, 397, 398, 407, 427, 433, 439, 440, 441, 446, 453, 465, 470.

Постановлением Правительства ЯНАО от 29.05.2017 №488-П создан государственный природный заказник регионального значения «Надымский», а также утверждены положение о государственном природном заказнике и описание его границ.

Постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.02.2019 №19-ПГ утвержден Лесной план Ямало-Ненецкого автономного округа.

Согласно сведениям о лесах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий (Приложение №5 к Лесному плану Ямало-Ненецкого автономного округа): государственный природный заказник регионального значения «Надымский» площадью 499 979 га, расположен в кварталах 80, 81, 103-109, 124-129, 149-156, 167-175, 192-206, 215-227, 243-259, 271-279, 295-309, 323-341, 354-372, 378-396, 399-406, 412-426, 434-438, 447-452, 458-464, частях кварталов 78, 79, 102, 123, 148, 166, 191, 214, 228, 242, 260, 270, 280, 281, 282, 294, 310, 311, 320, 322, 342, 343, 373, 377, 351, 352, 397, 398, 407, 427, 433, 439, 440, 441, 446, 453, 465, 470 - 477 Пангодинского участкового лесничества Надымского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа.

Указанное также подтверждается схематической картой распределения территории Надымского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа по лесорастительным зонам и лесным районам (том №1 л.д.18).

Аналогичные сведения следуют из Карты-схемы подразделения лесов Надымского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа по целевому назначению с нанесением местоположения существующих и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов, объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (том 1 л.д.17).

Разрешая доводы административного истца о несоответствии отдельных положений Лесохозяйственного регламента Надымского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.10 Лесного кодекса РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на следующие виды: защитные леса; эксплуатационные леса; резервные леса.

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 110 - 119 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст.12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесного комплекса.

Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.

Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Согласно преамбуле Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, объекты растительного и животного мира, естественные экологические системы, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

В силу ст.111 Лесного кодекса РФ к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

Среди защитных лесов выделяется, в том числе, категория лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях (п.1 ч.2 ст.111 Лесного кодекса РФ).

В соответствии с п.1 ст.24 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Таким образом, законодатель, устанавливая режим особо охраняемой территории, подчеркнул, что указанная территория находится под особой защитой государства, как общенациональное достояние, в связи с чем, объекты, расположенные на ней, включая лес, также подпадают под режим использования и охраны, установленный для особо охраняемых природных территорий.

Указанное подтверждается тем, что в ст.111 Лесного кодекса РФ, при определении категорий защитных лесов, самостоятельной категорией выделены леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях.

В соответствии со ст.112 Лесного кодекса РФ к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и на иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утверждены Приказом Минприроды России от 12.08.2021 №558 (Зарегистрировано в Минюсте России 17.11.2021 №65869).

Как следует из положений п.5 Приказа Минприроды России от 12.08.2021 №558, в лесах, расположенных на территориях особо охраняемых природных территорий, в лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников, запрещается проведение рубок лесных насаждений на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы. На иных лесных участках, если это не противоречит правовому режиму особой охраны территорий государственных природных заповедников, допускается проведение выборочных рубок лесных насаждений в целях обеспечения функционирования государственных природных заповедников и жизнедеятельности проживающих в их пределах граждан.

Также в указанных лесах запрещены любое строительство, реконструкция, эксплуатация капитальных зданий и сооружений, за исключением линейных объектов, строительство, реконструкция, эксплуатация которых осуществляется в соответствии с приказом Минприроды России от 10 июля 2020 года №434 «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута» (зарегистрирован Минюстом России 27 ноября 2020 года, регистрационный №61129) с учетом требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и положения о соответствующей особо охраняемой природной территории (п.4).

В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, запрещается использование химических препаратов, обладающих токсичным, канцерогенным или мутагенным воздействием (п.13).

В соответствии с ч.1 ст.115 Лесного кодекса РФ к ценным лесам относятся леса, имеющие уникальный породный состав лесных насаждений, выполняющие важные защитные функции в сложных природных условиях, имеющие исключительное научное или историко-культурное значение.

В ценных лесах запрещаются строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением велосипедных, велопешеходных, пешеходных и беговых дорожек, лыжных и роллерных трасс, если такие объекты являются объектами капитального строительства, линейных объектов и гидротехнических сооружений (ч.2 ст.115 Лесного кодекса РФ).

Заготовка древесины в ценных лесах, запрещена исключительно в лесах, расположенных в орехово-промысловых зонах (ч.4 ст.115 Лесного кодекса РФ).

Анализ приведенных норм права позволяет сделать суду вывод, что режим лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, является наиболее строгим и максимально направлен на исключение любого влияния, которое может негативно сказаться на природных комплексах и объектах, объектах растительного и животного мира, естественных экологических системах, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, расположенных на особо охраняемых природных территориях.

Тогда как режим ценных лесов, допускает как строительство капитальных объектов (велосипедных, велопешеходных, пешеходных и беговых дорожек, лыжных и роллерных трасс), так и заготовку древесины, за исключением лесов, расположенных в орехово-промысловых зонах, что прямо запрещено осуществлять в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что на особо охраняемых природных территориях не могут располагаться иные виды защитных лесов, кроме прямо установленных законодателем в п.1 ч.2 ст.111 Лесного кодекса РФ, поскольку указанный режим является наиболее строгим, направленным на сохранение природных объектов, являющихся общенациональным достоянием.

Учитывая вышеизложенное, включение лесов категории защитных лесов - леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, находящихся в границах государственного природного заказника регионального значения «Надымский» в кварталах 80, 81, 103-109, 124-129, 149-156, 167-175, 192-206, 215-227, 243-259, 271-279, 295-309, 323-341, 354-372, 378-396, 399-406, 412-426, 434-438, 447-452, 458-464, частях кварталов 78, 79, 102, 123, 148, 166, 191, 214, 228, 242, 260, 270, 280, 281, 282, 294, 310, 311, 320, 322, 342, 343, 373, 377, 351, 352, 397, 398, 407, 427, 433, 439, 440, 441, 446, 453, 465, 470 Пангодинского участкового лесничества Надымского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа, в категорию защитных лесов - ценные леса, является незаконным. В этой части Лесохозяйственный регламент Надымского лесничества подлежит признанию недействующим.

Доводы о том, что Департамент, разрабатывая Лесохозяйственный регламент, руководствовался приказами Федерального агентства лесного хозяйства, в полномочия которого входит отнесение лесов субъектов Российской Федерации к защитным лесам, эксплуатационным лесам и резервным лесам, по мнению суда, не имеют правового значения для разрешения настоящего административного дела, поскольку предметом проверки является нормативный правовой акт, изданный Департаментом, и именно в этом нормативном правовом акте содержатся нормы об отнесении лесных участков, включенных в состав государственного природного заказника регионального значения, к ценным лесам.

При определении даты, с которой нормативный правовой акт следует признать недействующим, суд учитывает, что оспоренные прокурором положения нормативного правового акта применялись и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций. В связи с этим, суд признает нормативный правовой акт не действующим в части со дня вступления настоящего решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административное исковое заявление заместителя прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу п.1.1.3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» Лесохозяйственного регламента Надымского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного приказом Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 декабря 2018 года №5189, в части включения лесов категории защитных лесов - леса, расположенные в особо охраняемых природных территориях, находящихся в границах государственного природного заказника регионального значения «Надымский», в кварталах 80, 81, 103-109, 124-129, 149-156, 167-175, 192-206, 215-227, 243-259, 271-279, 295-309, 323-341, 354-372, 378-396, 399-406, 412-426, 434-438, 447-452, 458-464, части 78, 79, 102, 123, 148, 166, 191, 214, 228, 242, 260, 270, 280, 281, 282, 294, 310, 311, 320, 322, 342, 343, 373, 377, 351, 352, 397, 398, 407, 427, 433, 439, 440, 441, 446, 453, 465, 470 Пангодинского участкового лесничества Надымского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа, в категорию защитных лесов - ценные леса.

Возложить на Департамент природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном издании органа государственной власти, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт. Если официальное издание прекратило свою деятельность, сообщение публикуется в другом издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Мотивированное решение изготовлено 13 октября 2023 года.

Председательствующий (подпись) Е.Г. Зотина