ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-471/19 от 12.11.2019 Свердловского областного суда (Свердловская область)

УИД: 66OS0000-01-2019-000488-65

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург

12 ноября 2019 года

Дело № 3а-471/2019

Резолютивная часть решения объявлена 12.11.2019.

Мотивированное решение изготовлено 18.11.2019.

Свердловский областной суд в составе

судьи Полевщиковой С.Н.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощника судьи Аристовой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-471/2019

по административному исковому заявлению Межрегиональной общественной организации Военно-охотничье общество Уральского военного округа

к административным ответчикам - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области,

с участием заинтересованного лица – ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО

об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ,

установил:

Межрегиональная общественная организация Военно-охотничье общество Уральского военного округа (далее – административный истец) обратилась в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением об установлении по состоянию на 15 ноября 2012 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером (далее – земельный участок) в размере его рыночной стоимости 97705 000 руб.

В подтверждение заявленных требований, административным истцом представлен отчет об оценке от 28 августа 2019 года № 0186оц-19, составленный оценщиком закрытого акционерного общества «Региональный центр оценки и управления стоимостью предприятия» Т.Н.И.

Административные ответчики - Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Управление Росреестра по Свердловской области, а также заинтересованное лицо - ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО возражений против удовлетворения заявленных требований не заявили.

В судебном заседании приняли участие Председатель Совета Межрегиональной общественной организации Военно-охотничье общество Уральского военного округа ФИО1, представитель административного истца ФИО2, которые, требование о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка поддержали; заявили ходатайство о допросе в качестве свидетеля оценщика, составившего отчет об оценке.

Иные лица, участвующие в деле, - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО, - извещенные надлежащим образом о месте и времени, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не уведомили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.

На основании части 2 статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть административное дело при отсутствии представителей указанных выше лиц.

Заслушав объяснения Председателя Совета Межрегиональной общественной организации Военно-охотничье общество Уральского военного округа ФИО1, представителя административного истца, допросив в качестве свидетеля оценщика Т.Н.И. исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 399 данного Кодекса, на праве собственности.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 названного Кодекса).

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Налоговым периодом признается календарный год (статья 390, пункт 1 статьи 393 этого же Кодекса).

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ) регламентированы правовые основы регулирования деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам.

В силу статьи 3 Федерального закона № 135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В силу статьи 24.15 Федерального закона № 135-ФЗ датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.

Согласно пункту 8 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если административные ответчики возражают против удовлетворения административного искового заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

По материалам рассматриваемого административного дела судом установлено, что административный истец является собственником земельного участка общей площадью 71 899 кв. м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под здания и сооружения стрелково-стенового комплекса, расположенный по адресу: ....

Право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

Перечень земельных участков для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург» был сформирован по состоянию на 15 ноября 2012 года.

Кадастровая стоимость земельных участков утверждена Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15 января 2013 года № 32 в размере 415575501,01 руб.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков внесены в Единый государственный реестр недвижимости 09 апреля 2013 года.

Административный истец, не согласившись с результатами определения кадастровой стоимости земельного участка, 11 сентября 2019 года обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области (далее – Комиссия) с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка по основанию установления рыночной стоимости, представив отчет об оценке от 28 августа 2019 года № 0186оц-19.

Уведомлением от 12 сентября 2019 года Комиссия проинформировала административного истца об отказе в принятии заявления к рассмотрению в связи с истечением пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Между тем, в связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения части 1 статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», предусматривающие обязательность проведения государственной кадастровой оценки не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую, была проведена государственная кадастровая оценка, утратили свою силу.

Таким образом, истечение пятилетнего срока не является обстоятельством исключающим возможность пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем, административный истец обратился с административным иском в суд, представив отчет об оценке от 28 августа 2019 года № 0186оц-19, составленный оценщиком закрытого акционерного общества «Региональный центр оценки и управления стоимостью предприятия» Т.Н.И.

Согласно отчету рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 15ноября2012 года определена оценщиком в размере 97705 000 руб.

Статьей 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном названным кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений лиц, участвующих в деле, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

В судебном заседании Т.Н.И. была допрошена судом в качестве свидетеля и после предупреждения его об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, подтвердила изложенные в отчете об оценке от 28 августа 2019 года № 0186оц-19. выводы.

Из пояснений свидетеля следует, что оцениваемый земельный участок общей площадью 71 899 кв. м., расположен по адресу: ..., относится к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под здания и сооружения стрелково-стендового комплекса.

Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа – МО «г. Екатеринбург» оцениваемый земельный участок находится в территориальной зоне – СО-2 (зона режимных объектов ограниченного доступа).

Приняв во внимание количественные и качественные характеристики объекта оценки, его разрешенное и текущее использование, которое признано наиболее эффективным, оценщик пришел к выводу о том, что оцениваемый земельный участок может быть отнесен к сегменту рынка, предназначенного под спортивные сооружения.

На дату оценки – 15 ноября 2012 года, исходя из сегмента рынка, к которому был отнесен оцениваемый земельный участок, оценщик произвел выборку предложений по продаже земельных участков сопоставимых с объектом оценки по правилам отбора объектов-аналогов.

При проведении оценки свидетель пояснил, что им использовался сравнительный подход, в рамках которого применен метод сравнения продаж.

Отобранные по правилам отбора объекты-аналоги в количестве восьми штук были им идентифицированы по Публичной кадастровой карте г. Екатеринбурга, точно установлена их площадь, местоположение, вид разрешенного использовании и кадастровые номера.

Исходя из ретроспективности оценки, оценщик применил корректировки на торг, на передаваемые права, на местоположение, на разрешенное использование, на ограничение доступа, на площадь, на наличие инженерного обеспечения.

Полученная в результате введенных оценщиком корректировок итоговая рыночная стоимость земельного участка составила 97705 000 руб.

Заслушав показания свидетеля, а также исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что оснований сомневаться в правильности и обоснованности показаний свидетеля Т.Н.И., предупрежденного об уголовной ответственности, у суда первой инстанции не имеется на основании следующего.

Оценку земельного участка выполнил оценщик Т.Н.И. – член Саморегулируемой организации оценщиков Общероссийская Общественная организация «РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ОЦЕНЩИКОВ», имеющий специальное образование в области оценочной деятельности, квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости» от 04 апреля 2018 года, а также действующий полис ситрахования ответственности.

Отчет об оценке пронумерован постранично, прошит, подписан оценщиком и скреплен печатью закрытого акционерного общества «Региональный центр оценки и управления стоимостью предприятия».

В отчете указана информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемого земельного участка (о площади, о виде разрешенного использования; о текущем использовании объекта оценки, о наиболее эффективном использовании), присутствует точное описание локального местоположения объекта оценки.

Представленный в материалы дела отчет составлен на дату оценки – 15 ноября 2012 года.

Приведенные в отчете выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение.

Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.

Применение конкретных размеров корректировок, оценщиком предметно описано.

Размер введенных корректировок является проверяемым, поскольку основан на указанных в отчете об оценке методиках.

Проверяя в судебном заседании правильность математического расчета итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, суд не нашел математических ошибок.

Согласно частям 1-4, 8 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

Административными ответчиками достоверность представленного административным истцом отчета об оценке не опровергнута допустимыми и достоверными доказательствами; ходатайств о проведении судебной экспертизы административными ответчиками не заявлено, при этом оснований для проведения судебной экспертизы по инициативе суда не имеется.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что представленный в материалах дела отчет соответствует требованиям статей 60, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующему законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности.

В связи с чем, требование административного истца подлежат удовлетворению.

Суд устанавливает по состоянию на 15 ноября 2012 года кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости 97705000 руб.

При определении даты подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, суд исходит из разъяснений, содержащихся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».

Датой обращения административного истца в Комиссию является 11 сентября 2019 года.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Межрегиональной общественной организации Военно-охотничье общество Уральского военного округа об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , удовлетворить.

Установить по состоянию на 15 ноября 2012 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под здания и сооружения стрелково-стендового комплекса, расположенного по адресу: ... размере его рыночной стоимости 97705 000 (девяносто семь миллионов семьсот пять тысяч) руб.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 11 сентября 2019года.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы.

Судья С.Н. Полевщикова