ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-471/2021 от 13.05.2021 Московского областного суда (Московская область)

3а-471/2021

50OS0000-01-2020-001236-80

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 мая 2021 года гор. Красногорск

Московская область

Московский областной суд

в составе председательствующего судьи Першиной С.В.

с участием прокурора Виноградовой Т.С.

при секретаре Гриценко О.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «СП БИЗНЕС КАР» к Министерству имущественных отношений Московской области о признании недействующим пунктов <данные изъяты> приложения № 1 к распоряжению Министерства имущественных отношений Московской области от 24.11.2016г. № 13ВР-1800 «Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»;

пунктов <данные изъяты> приложения № 1 к распоряжению Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2017г. № 13ВР-1746 «Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»;

пунктов <данные изъяты> приложения № 1 к распоряжению Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018г. № 15ВР-1632 «Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»;

пунктов <данные изъяты> приложения № 1 к распоряжению Министерства имущественных отношений Московской области от 28.11.2019г. № 15ВР-1947 «Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»;

пункта <данные изъяты> приложения № 1 к распоряжению Министерства имущественных отношений Московской области от 26.11.2020г. № 15ВР-1607 «Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,

у с т а н о в и л:

24 ноября 2016г. Министерством имущественных отношений Московской области принято распоряжение № 13ВР-1800 «Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

27 ноября 2017г. Министерством имущественных отношений Московской области принято распоряжение № 13ВР-1746 «Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

27 ноября 2018г. Министерством имущественных отношений Московской области принято распоряжение № 15ВР-1632 «Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

28 ноября 2019г. Министерством имущественных отношений Московской области принято распоряжение № 15ВР-1947 «Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

26 ноября 2020г. Министерством имущественных отношений Московской области принято распоряжение № 15ВР-1607 «Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

ООО «СП Бизнес КАР» обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017г, на 2018г, на 2019, на 2020г., на 2021г., утвержденных указанными распоряжениями Министерства имущественных отношений Московской области.

Административный истец просит суд признать недействующими пункты <данные изъяты> приложения № 1 к распоряжению Министерства имущественных отношений Московской области от 24.11.2016г. № 13ВР-1800 «Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»;

пункты <данные изъяты> приложения № 1 к распоряжению Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2017г. № 13ВР-1746 «Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»;

пункты <данные изъяты> приложения № 1 к распоряжению Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018г. № 15ВР-1632 «Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»;

пункты <данные изъяты> приложения № 1 к распоряжению Министерства имущественных отношений Московской области от 28.11.2019г. № 15ВР-1947 «Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»;

пункты 1960 и 1959 приложения № 1 к распоряжению Министерства имущественных отношений Московской области от 26.11.2020г. № 15ВР-1607 «Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в части включения с названные Перечни принадлежащего административному истцу на праве собственности нежилого здания <данные изъяты>. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>; нежилого здания <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, ссылаясь на отсутствие у данных зданий предусмотренных законом признаков объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций начисляется исходя из кадастровой стоимости.

В обоснование заявленного иска административный истец ссылается на то, что в соответствии с Выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости, нежилое здание <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты> и нежилое здание <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты> расположены на земельном участке <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты>, имеющим адресные ориентиры: <данные изъяты> На основании приказа Минэкономразвития РФ от 1 сентября 2014 года N 540 был утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков. Вышеуказанным классификатором не предусмотрен такой вид разрешенного использования, как «для размещения торгово-технического центра по продаже и техобслуживанию автомобилей». Вид разрешенного использования «для размещения торгово-технического центра по продаже и техобслуживанию автомобилей» никакого описания не имеет, поскольку отсутствует как самостоятельный вид в классификаторе. Таким образом, с учетом неправомерного присвоения земельному участку единственного разрешенного использования, не предусмотренного нормативно-правовыми актами, а также не позволяющего конкретно определить вид его использования, следует вывод, что спорные здания расположены на земельном участке, разрешенное использование которого не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и (или) размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В таком случае, исходя из положений ст. 378.2 НК РФ должна быть соблюдена процедура по определению фактического использования здания, расположенного на земельном участке, которая перед принятием оспариваемых нормативных актов не проводилась.

При этом, административный истец не оспаривает, что часть спорных объектов используется под торговую площадь, в частности, в здании с кадастровым номером <данные изъяты> площадь торговых помещений составляет <данные изъяты> кв.м., что эквивалентно <данные изъяты> общей площади здания; в здании с кадастровым номером <данные изъяты> площадь торговых помещений составляет <данные изъяты> кв.м., что эквивалентно <данные изъяты> общей площади здания. Таким образом, представленные характеристики фактического использования зданий не позволяли включить их в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Включение спорных нежилых зданий в Перечни за указанный период, по мнению административного истца, неправомерно налагает на него обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.

От административного ответчика Министерства имущественных отношений Московской области поступили письменные возражения против удовлетворения исковых требований, в которых указано, что оспариваемые в части Распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области приняты компетентным органом государственной власти Московской области и в оспариваемой части не противоречат федеральному законодательству, а также не нарушают права и законные интересы административного истца. В соответствии с п. 1 ст. 1.1 Закона Московской области от 21.11.2003г. № 150/2003-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Московской области» налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в том числе в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью от 1000 кв.м. и помещений в них, включенных в Перечень, формирование которого осуществляется в соответствии со ст. 378.2 Налогового кодекса РФ.

Вместе с тем, согласно п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ торговым центром (комплексом) в целях данной статьи признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости объект с кадастровым номером <данные изъяты> является нежилым зданием <данные изъяты> площадью <данные изъяты>., а объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>- нежилым зданием <данные изъяты> оба объекта расположены на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, вид разрешенного использования которого определен как <данные изъяты>.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 24.11.2016г. № 2496-р «Об утверждении кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, и кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам» вид деятельности по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств (код 45.20) относится к бытовым услугам. Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> предусматривает размещение торговых объектов и объектов бытового обслуживания. На основании изложенного вышеуказанные объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами <данные изъяты> включены в утвержденный оспариваемыми Распоряжениями Минмособлимущества Перечень.

В судебном заседании представители административного истца Булгакова К.А., Глейкин М.В. по доверенности поддержали доводы административного искового заявления.

Представители административного ответчика Лужаков Р.Г., Круглова М.С. возражали против удовлетворения завяленных требований по доводам, приведенным в письменном отзыве. Представитель административного ответчика Круглова М.С. в дополнение к ранее заявленным доводам пояснила, что с учетом представленных сведений по техническим паспортам зданий, можно сделать вывод, что под объектами торговли используется более <данные изъяты> площадей, что также указывает на необоснованность заявленных требований.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Виноградовой Т.С., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Однако в силу части 2, 5 статьи 76 Конституции РФ данные законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемого данными органами за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, который устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие Налогового кодекса обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 373 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения. Таковым, в силу положений ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации, для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 настоящего Кодекса.

Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных объектов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке.

Субъекту Российской Федерации, после утверждения им в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, предоставлено право своим законом устанавливать особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законом Московской области от 21 ноября 2003 года N 150/2003-ОЗ "О налоге не имущество организаций Московской области" установлено, что на территории Московской области с 1 января 2014 года налоговая база как кадастровая стоимость недвижимого имущества определяется в отношении, в том числе, торговых центров (комплексов) общей площадью от 1000 квадратных метров и помещений в них, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, формирование и размещение которого осуществляется в соответствии со статьей 278.2 Налогового кодекса Российской Федерации (п. 1 ст. 1.1).

Согласно подпунктам 1 - 3 пункта 7 статьи 278.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает его на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В силу пункта 13.5.1 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 29 октября 2007 года N 842/27, в Московской области уполномоченным органом, определяющим перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является Министерство имущественных отношений Московской области.

Из системного анализа названных правовых норм следует, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты компетентным органом.

Распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от 24.11.2016г. № 13ВР-1800 «Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» опубликовано на официальном сайте Министерства имущественных отношений Московской области http://mio.mosreg.ru, 29.11.2016 и в издании "Ежедневные Новости. Подмосковье", N 224, 29.11.2016.

Распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2017г. № 13ВР-1746 «Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» опубликовано на официальном сайте Министерства имущественных отношений Московской области http://mio.mosreg.ru, 27.11.2017 и в издании "Ежедневные Новости. Подмосковье", N 226, 30.11.2017.

Распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018г. № 15ВР-1632 «Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» опубликовано в официальном издании "Ежедневные Новости. Подмосковье", N 225 29 ноября 2018г. и размещено на официальном сайте Министерства имущественных отношений Московской области http://mio.mosreg.ru, 27 ноября 2018.

Распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от 28.11.2019г. № 15ВР-1947 «Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» опубликовано на официальном сайте Министерства имущественных отношений Московской области http://mio.mosreg.ru, 28.11.2019, в издании "Ежедневные Новости. Подмосковье", N 225, 29.11.2019.

Распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от 26.11.2020г. № 15ВР-1607 «Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» опубликовано на официальном сайте Министерства имущественных отношений Московской области http://mio.mosreg.ru, 27.11.2020, в издании "Ежедневные Новости. Подмосковье", N 225, 30.11.2020.

Таким образом, порядок принятия и опубликования указанных нормативных правовых актов соблюден, хотя данное обстоятельство административным истцом не оспаривается.

Материалами дела подтверждается, что ООО «СП БИЗНЕС КАР» является собственником нежилого здания <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты> и нежилого здание <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты>.

Указанные строения расположены на земельном участке общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, имеющим адресные ориентиры: <данные изъяты> земельный участок принадлежит на праве собственности ООО «Бизнес Кар Лизинг» и с 2005г. находится в аренде у ООО «СП БИЗНЕС КАР».

Судом также установлено, что в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определенный оспариваемым распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 24.11.2016г. № 13ВР-1800 под номером <данные изъяты> включен принадлежащий на праве собственности административное истцу объект недвижимого имущества с кадастровым номером <данные изъяты>, назначение: <данные изъяты> включен принадлежащий на праве собственности административное истцу объект недвижимого имущества с кадастровым номером <данные изъяты>, назначение: <данные изъяты>;

В Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определенный оспариваемым распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2017г. № 13ВР-1746 под номером <данные изъяты> включен объект с кадастровым номером <данные изъяты>; под номером <данные изъяты>- объект с кадастровым номером <данные изъяты>;

В Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определенный оспариваемым распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018г. № 15ВР-1632 под номером <данные изъяты> включен объект с кадастровым номером <данные изъяты>; под номером <данные изъяты>- объект с кадастровым номером <данные изъяты>;

В Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определенный оспариваемым распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 28.11.2019г. № 15ВР-1947 под номером <данные изъяты> включен объект с кадастровым номером <данные изъяты>; под номером <данные изъяты>- объект с кадастровым номером <данные изъяты>;

В Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определенный оспариваемым распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 26.11.2020г. № 15ВР-1607 под номером <данные изъяты> включен объект с кадастровым номером <данные изъяты>; под номером <данные изъяты>- объект с кадастровым номером <данные изъяты>.

В соответствии с пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент утверждения Перечня) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов питания и бытового обслуживания.

Торговым центром (комплексом), в силу положений п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривают размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Как уже отмечалось, спорные объекты недвижимости с кадастровыми номерами <данные изъяты> расположены на земельном участке общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, имеющим адресные ориентиры: <данные изъяты>.

Включая спорный объект в Перечень объектов, недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, административный ответчик исходил из того, что несмотря на то, что согласно технической документации на объект недвижимости нежилое здание не предназначено для ведения торгово-офисной деятельности, вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающий размещение торговых объектов и объектов бытового обслуживания, является самостоятельным основанием для включения его в Перечень.

Указанные доводы административного ответчика являются ошибочными, основаны на неверном толковании норм материального права.

В целях подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации о расположении здания (строения, сооружения) на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение объектов бытового обслуживания и (или) торговых объектов, могут свидетельствовать виды разрешенного использования земельного участка, соответствующие описанию под кодами 3.3 "Бытовое обслуживание" и (или) 4.4. "Магазины" классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540, предусматривающими, соответственно, размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро), и (или) размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м.

Согласно пункту 2 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 после вступления его в силу виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным пунктом 1 настоящего приказа.

Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденными Приказом Минэкономразвития Российской Федерации № 226 от 12 мая 2017г. определены такие виды разрешенного использования земельных участков как земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы); размещение ОКС, общей площадью свыше 5 000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров и (или) оказание услуг); объекты бытового обслуживания населения, ателье, парикмахерские, прачечные, пункты проката, молочные кухни.

Однако, исходя из буквального описания, кодам 3.3 "Бытовое обслуживание" и 4.4. "Магазины" классификатора видов разрешенного использования земельных участков и пункту 1.2.5 Методических указаний вид разрешенного использования земельного участка «для размещения торгово-технического центра по продаже и техобслуживанию автомобилей» однозначно не соответствует.

В связи с этим, поскольку данный вид разрешенного использования земельного участка однозначно не предусматривает размещения торговых объектов и (или) объектов бытового обслуживания, обоснованность включения здания в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества следовало определять исходя из предназначения для использования или фактического использования здания в целях размещения торговых объектов и (или) объектов бытового обслуживания.

Вместе с тем, обследование вышеназванных нежилых зданий с целью установления вида их фактического использования перед принятием оспариваемых нормативных правовых актов административным ответчиком не проводилось.

По сведениям из экспликации к техническому паспорту на объект с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 16.07.2007г., согласно которым здание площадью <данные изъяты> кв.м. включает помещения с назначением «помещения выдачи автомобилей» общей площадью <данные изъяты> кв.м. (п. 4-9); «зона приемки» (п.34) площадью 299,3 кв.м.; «мойка» (п. 35,36) общей площадью <данные изъяты> кв.м.; «склад запчастей» (п.41) площадью <данные изъяты> кв.м.; «Цех ТО и ТР» (п.44) площадью <данные изъяты> кв.м.; «участок покраски» (п.61 площадью 303.8 кв.м.; «кузовной цех» (п.68) площадью <данные изъяты> кв.м. не свидетельствуют ни о размещении объектов торговли, ни о размещении объектов бытового обслуживания, так как при таком назначении помещений должна быть установлена фактическая направленность на выполнение работ (оказание услуг), предназначенных исключительно для удовлетворения бытовых или личных потребностей и иных нужд населения.

Аналогичный вывод следует и по зданию с кадастровым номером <данные изъяты>, в техническом паспорте которого по состоянию на 16.07.2007г. присутствует описание таких помещений, как «помещение выдачи автомобилей (п.3-5) общей площадью <данные изъяты> кв.м.; «зона приемки авто» (п.31) площадью <данные изъяты> кв.м.; «цех ТО и ТР» (п.32) площадью <данные изъяты> кв.м.; «мойка» ( п. 29,30) общей площадью <данные изъяты> кв.м.; «склад запчастей» (п.50) площадью <данные изъяты> кв.м.; «участок покр. авто» (п.51) площадью <данные изъяты> кв.м.; «кузовной цех» (п.57) площадью <данные изъяты> кв.м.

При этом назначения помещений, указанные как: мойка, переговорная, зона приемки авто, цех ТО и ТР, кузовной цех, клиентская кабина, агрегаторная, лаборатория, склад запчастей не тождественны терминам "торговый зал», «объекты бытового обслуживания, общественного питания», в связи с чем, однозначно не свидетельствует о размещении торговых объектов либо объектов бытового обслуживания.

Исходя из представленной технической документации здания с кадастровым номером <данные изъяты> (экспликация к поэтажному плану ТТЦ) только четыре помещения: п.2- торговый зал площадью <данные изъяты> кв.м.; п.24-касса площадью <данные изъяты> кв.м.; п.25-касса, площадью <данные изъяты> кв.м.; п. 33 – офис отдела продаж площадью <данные изъяты> кв.м. возможно отнести к торговой площади, исходя из наименования и назначения помещений, что в общей совокупности составит 18,74% от общей площади здания.

В соответствии с экспликацией к поэтажному плану ТТЦ, являющей приложением технического паспорта здания с кадастровым номером <данные изъяты>, таких помещений, которые по наименованию и назначению могут быть отнесены к торговой площади, в указанном здании пять: п.1- торговый зал площадью <данные изъяты> кв.м.; п.20-касса площадью <данные изъяты> кв.м.; п. 21- касса площадью <данные изъяты> кв.м.; п. 22- касса площадью <данные изъяты> кв.м.; п.26-офис продаж авто площадью <данные изъяты> кв.м., что в общей совокупности составит 18.92% от общей площади здания.

Административным истцом в подтверждение доводов о незаконности отнесения вышеперечисленных помещений под размещение торговых объектов и объектов бытового обслуживания/общественного питания представлены письменные доказательства- договоры на техническое обслуживание и ремонт, дополнительные соглашения, направления, листы согласования, указывающие на то, что помещения спорных зданий используются для выполнения работ по техническому ремонту и обслуживанию автомобилей в рамках правоотношений с юридическими лицами (т.1 л.д. 178-194). В частности, представлены документы, подтверждающие выполнение административным истцом технического обслуживания и ремонта автомобилей в рамках договоров со страховыми компаниями, не являющимися бытовыми услугами. В связи с этим, площади зданий, фактически используемые для осуществления ремонтно-технической деятельности, не относятся к бытовому обслуживанию в целях ст. 378.2 НК РФ.

Кроме того, в соответствии с договорами аренды от <данные изъяты> часть помещений указанных зданий площадью <данные изъяты> сдаются в аренду страховой компании <данные изъяты> не выполняющей работы и не оказывающей услуги, предназначенной исключительно для удовлетворения личных потребностей гражданина.

Согласно экспликации к поэтажному плану ТТЦ, являющейся приложением технического паспорта здания с кадастровым номером <данные изъяты>, в его составе имеется три помещения с наименованием «склады»- п.33,п.50,п.54 общей площадью <данные изъяты> кв.м. В соответствии с той же экспликацией к поэтажному плану ТТЦ, являющейся приложением технического паспорта здания с кадастровым номером <данные изъяты>, таких помещений в указанном здании четыре- п.41,п.55,п.66,п.95 общей площадью <данные изъяты> кв.м.

При этом, вопреки доводам административного ответчика, из совокупного анализа положений статьи 381.2 НК РФ; статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года N 582-ст "Об утверждении национального стандарта", суд приходит к выводу о том, что складские помещения не являются вспомогательными помещениями по отношению к торговым залам, а относятся к основным площадям с самостоятельным видом использования. Площади, относящиеся к складским помещениям, по смыслу положения статьи 378.2 НК РФ, не могут признаваться используемыми для размещения объектов торговли.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Министерством имущественных отношений Московской области относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания условиям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не представлено.

При таких обстоятельствах, оценив относимость, допустимость, достоверность и достаточность представленных доказательств в их совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу о том, что объекты недвижимости: нежилое здание <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: <данные изъяты> нежилое здание <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: <данные изъяты> не отвечали предусмотренным законом (ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации) признакам объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база могла быть определена исходя из кадастровой стоимости, в связи с чем, спорные здания не подлежали включению в Перечень оспариваемых Распоряжений Миноблимущества.

Исходя из изложенного, административное исковое заявление ООО «СП БИЗНЕС КАР» подлежит удовлетворению.

При тех обстоятельствах, когда установлен факт ошибочного определения площади нежилых зданий, в результате которого на административного истца возлагалось большее налоговое бремя, возражения представителя административного ответчика против удовлетворения заявленных требований судом не могут быть приняты во внимание.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормы подлежат признанию не действующими, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что административный истец является плательщиком налога на имущество и признание оспариваемых норм не действующими с момента вынесения настоящего решения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать оспариваемые нормы не действующими со дня их принятия.

Руководствуясь ст. ст. 175- 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление ООО «СП БИЗНЕС КАР» удовлетворить.

Признать недействующими со дня их принятия:

пункты <данные изъяты> приложения № 1 к распоряжению Министерства имущественных отношений Московской области от 24.11.2016г. № 13ВР-1800 «Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»;

пункты <данные изъяты> приложения № 1 к распоряжению Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2017г. № 13ВР-1746 «Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»;

пункты <данные изъяты> приложения № 1 к распоряжению Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018г. № 15ВР-1632 «Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»;

пункт <данные изъяты> приложения № 1 к распоряжению Министерства имущественных отношений Московской области от 28.11.2019г. № 15ВР-1947 «Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»;

пункт <данные изъяты> приложения № 1 к распоряжению Министерства имущественных отношений Московской области от 26.11.2020г. № 15ВР-1607 «Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»

Решение суда или сообщение о его принятии в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании Министерства имущественных отношений Московской области, в котором было опубликовано или должно было быть опубликовано оспоренные положения нормативных правовых актов.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.В. Першина

Мотивированное решение изготовлено 18.05.2021г.