ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-474/18 от 20.08.2018 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №3а-474/2018

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород 20 августа 2018 года

Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Нуждина В.Н.,

при секретаре судебного заседания Обалине В.С.,

с участием прокурора Корнишовой Е.В., представителей административного истца Мошковой С.А., Смирнова С.В., представителя Правительства Нижегородской области Бисиной П.С., представителя Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Беляниной О.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «БИН» о признании недействующим со дня принятия постановления Правительства Нижегородской области от 19 ноября 2012 года №830 «Об образовании территории охраняемого ландшафта регионального значения «Бассейн реки Ижмы»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением Правительства Нижегородской области от 19 ноября 2012 года №830 образована на территории Воскресенского муниципального района Нижегородской области территория охраняемого ландшафта регионального значения «Бассейн реки Ижмы» площадью 34329 га. Постановление вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования. Указанное постановление опубликовано на официальном сайте Правительства Нижегородской области, в газете «Нижегородские новости» от 01 декабря 2012 года №219 (5072) («Правовая среда», №133(1544)).

ООО «БИН» обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия постановления Правительства Нижегородской области от 19 ноября 2012 года №830 «Об образовании территории охраняемого ландшафта регионального значения «Бассейн реки Ижмы».

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ООО «БИН» является арендатором лесного участка в Ижменском лесничестве ГУ НО «Воскресенский лесхоз» на основании Договора аренды лесного участка от 07 сентября 2007 года, Дополнительных соглашений №1 от 03 октября 2008 года, от 20 мая 2009 года, от 24 ноября 2010 года. Согласно Лесохозяйственному регламенту <адрес> лесничества, большая часть территории Ижменского участкового лесничества в составе территории охраняемого ландшафта «Бассейн реки Ижмы» была включена в перечень особо охраняемых природных территорий наряду с государственными заказниками и природным парком.

Лесохозяйственный регламент был принят на основании постановления Правительства Нижегородской области от 19 ноября 2012 года №830 «Об образовании территории охраняемого ландшафта регионального значения «Бассейн реки Ижмы», которое содержит решение об образовании на территории Воскресенского муниципального района Нижегородской области территории охраняемого ландшафта (ТОЛ) регионального значения площадью 34329 га «Бассейн реки Ижмы» с выделением особо защитного участка площадью 3350,4 га.

Данным постановлением для всей территории Ижменского лесничества был установлен режим особой охраны, фактически приравнявший большую часть арендованного ООО «БИН» лесного участка к особо охраняемой природной территории (ООПТ).

Статьями 102, 103 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено отнесение лесов, находящихся на ООПТ, к территории защитных и установление их особого правового режима, в частности, в таких лесах запрещается проведение рубок лесных насаждений, в то время как основной целью заключенного ООО «БИН» договора аренды является заготовка древесины.

По мнению ООО «БИН» постановление Правительства Нижегородской области от 19 ноября 2012 года №830 «Об образовании территории охраняемого ландшафта регионального значения «Бассейн реки Ижмы» нарушает права и законные интересы Общества и влечет за собой причинение значительных убытков, поскольку с принятием оспариваемого постановления осуществление сплошных рубок Обществом на арендуемом участке леса считается неправомерным и невозможным.

Кроме того, по мнению административного истца, оспариваемое постановление принято в нарушении порядка, предусмотренного федеральным законодательством, поскольку отнесение лесов к защитным лесам и установлении их границ относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации. Правительство Нижегородской области не согласовало решение о создании территории охраняемого ландшафта (ТОЛ) с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, что является нарушением порядка издания оспариваемого постановления.

В дополнениях к административному исковому заявлению административный истец указал, что земельный участок под территорией охраняемого ландшафта не сформирован, что является основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.

В судебном заседании представители административного истца Мошкова С.А., Смирнов С.В. заявленные требования поддержали, просили административное исковое заявление удовлетворить по вышеуказанным основаниям.

В судебном заседании представитель Правительства Нижегородской области Бисина П.С., представитель Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Белянина О.Е. возражали против удовлетворения административного искового заявления, указали на то, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта Правительство Нижегородской области действовало в пределах предоставленных полномочий, нормативный правовой акт не противоречит действующему федеральному и региональному законодательству Российской Федерации и Нижегородской области.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Корнишовой Е.В., полагавшей необходимым в удовлетворении требований отказать, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 8 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения, ведения Красной книги субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Устава Нижегородской области, Правительство Нижегородской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области, руководит работой органов исполнительной власти области и контролирует их деятельность.

Согласно статье 5 Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года №8 «О нормативных актах Нижегородской области», действующие в области нормативные правовые акты образуют единую, целостную и дифференцированную нормативную правовую систему (законодательство области), основанную на принципе верховенства нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой. Нормативные правовые акты области подразделяются на законодательные нормативные правовые акты и иные нормативные правовые акты. В систему законодательных нормативных правовых актов области входят Устав области и законы области. В систему иных нормативных правовых актов области входят:

1) нормативные правовые акты Законодательного Собрания области;

2) нормативные правовые акты Губернатора области;

3) нормативные правовые акты Правительства области;

4) нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области.

Пунктом 1 статьи 6 указанного Закона установлены формы нормативных правовых актов области, из которого следует, что нормативные правовые акты Правительства области принимаются в форме постановлений.

Согласно статье 32 Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года №129-З «О Правительстве Нижегородской области», акты Правительства, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства. Постановления Правительства принимаются в порядке, установленном Регламентом. Постановления Правительства имеют общеобязательный характер. Постановления Правительства вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства не предусмотрен иной порядок вступления их в силу.

Датой официального опубликования постановления Правительства считается первая публикация его текста в газете «Нижегородские новости» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) (абзац введен Законом Нижегородской области от 05.08.2014 года №94-З).

В соответствии с пунктами «д» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Этот же федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться с учетом основных принципов охраны окружающей среды, закрепленных в статье 3 указанного федерального закона.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 58, пунктам 1 и 2 статьи 59 этого же федерального закона природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению данных природных объектов, запрещается. Правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулирует Федеральный закон от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Отношения в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного и местного значения в Нижегородской области регулируются законом Нижегородской области от 08 августа 208 года №98-З «Об особо охраняемых природных территориях в Нижегородской области».

В соответствии с преамбулой к Федеральному закону от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий в пункте 2 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», различаются следующие категории данных территорий: а) государственные природные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады. На основании пункта 3 статьи 2 этого же федерального закона законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

Согласно части 2 статьи 4 закона Нижегородской области от 08 августа 2008 года №98-З «Об особо охраняемых природных территориях в Нижегородской области» на территории Нижегородской области с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий к категориям особо охраняемых природных территорий областного значения относятся: 1) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; 2) национальные парки; 3) природные парки; 4) государственные природные заказники; 5) памятники природы; 6) дендрологические парки и ботанические сады; 7) территории охраняемого ландшафта; 8) охраняемые объекты природного комплекса населенных пунктов.

Государственные природные заповедники и национальные парки относятся к ООПТ федерального значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к ООПТ федерального значения или ООПТ регионального значения. Природные парки относятся к ООПТ регионального значения. Территории охраняемого ландшафта и охраняемые объекты природного комплекса населенных пунктов могут быть отнесены к ООПТ регионального значения или ООПТ местного значения (ч.3 ст.4 Закона Нижегородской области от 08 августа 208 года №98-З).

Территориями охраняемого ландшафта являются территории (акватории), в пределах которых при достигнутом уровне природопользования длительно существуют ценные природные комплексы, имеющие на данной территории и прилегающих к ней землях ведущее значение для поддержания благоприятной для жизни населения окружающей среды. Территории охраняемого ландшафта могут иметь региональное и местное значение. Территории охраняемого ландшафта регионального значения находятся в ведении Правительства Нижегородской области. Решение о создании территорий охраняемого ландшафта регионального значения принимается Правительством Нижегородской области в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 4 части 2 статьи 6 настоящего Закона (пункты 1,3,4 статьи 22.1 Закона Нижегородской области от 08 августа 2008 года №98-З) (статья введена Законом Нижегородской области от 30.04.2014 года №46-З).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 6 Закона Нижегородской области «Об особо охраняемых природных территориях в Нижегородской области» от 08 августа 2008 года №98-З, действовавшего на момент принятия оспариваемого правового акта, к полномочиям Правительства Нижегородской области в области организации, охраны и использования ООПТ относятся, в том числе принятие решений об образовании ООПТ регионального значения, утверждение положений (паспортов) об ООПТ регионального значения.

Анализируя вышеуказанные положения федерального и регионального законодательства, действовавшего на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к выводу, что требований по согласованию создания особо охраняемых природных территорий регионального значения с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды Федеральный закон и Закон Нижегородской области не устанавливал.

Частью 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу данного федерального закон, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленным до дня вступления в силу данного федерального закон. Федеральный Закон от 28 декабря 2013 года №406-ФЗ вступил в законную силу 30 декабря 2013 года.

При образовании территории охраняемого ландшафта регионального значения «Бассейн реки Ижмы» проведено согласование с органами местного самоуправления - администрацией <адрес> Нижегородской области (л.д.113, т.2), а также с Департаментом лесного хозяйства Нижегородской области (л.д.114, т.2)

Включение в границы территории охраняемого ландшафта регионального значения «Бассейн реки Ижмы» арендуемых ООО «БИН» земель не противоречит земельному законодательству, установившему возможность выделения зон особо охраняемых природных территорий, что также не нарушает прав административного истца, поскольку территория охраняемого ландшафта регионального значения «Бассейн реки Ижмы» образована без изъятия земельных участков у пользователей.

В силу подпункта 4 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 18 указанного закона заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Из представленного в дело заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, утвержденного приказом Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 29 марта 2012 года №351, следует, что проект экологического обоснования организации особо охраняемой природной территории регионального значения «Бассейн реки Ижма» рекомендован к реализации. Придание правового статуса особо охраняемой природной территории регионального значения, а также утверждение проекта положения о территории охраняемого ландшафта возможно. В результате порядок проведения государственной экологической экспертизы считается соблюденным.

Довод административного истца о несоответствии оспариваемого Постановления акту, имеющему равную юридическую силу (постановление Правительства Нижегородской области от 13 августа 2007 года №288 «Об утверждении типового положения о территориях охраняемого ландшафта регионального значения в Нижегородской области и типового положения об охраняемых объектах природного комплекса населенных пунктов регионального значения Нижегородской области»), не имеет правового значения и не влечет признания его недействующим.

Кроме того, в разделе 2 Типового положения о территориях охраняемого ландшафта регионального значения в Нижегородской области определены лишь общие положения о территориях охраняемого ландшафта регионального значения. Порядок создания территорий охраняемого ландшафта регионального значения установлен в статье 22.1 Закона Нижегородской области «Об особо охраняемых природных территориях в Нижегородской области» от 08 августа 2008 года №98-З, которая была введена в действие Законом Нижегородской области от 30 апреля 2014 года №46-З).

Требований по согласованию создания особо охраняемых природных территорий регионального значения с обладателями вещных прав на земельные участки Федеральный закон и Закон Нижегородской области не устанавливали и не устанавливают в ныне действующих редакциях.

Доводы административного истца о том, что отсутствует решение органа государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений об отнесении лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков лесов, и установление их границ, являются несостоятельными и не могут повлечь признание оспариваемого нормативного правового акта недействующим, поскольку оспариваемым постановлением не осуществлялся перевод земельных участков из одной категории в другую, а была установлена особо охраняемая природная территория.

Не может служить основанием для признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта отсутствие сформированного земельного участка территории охраняемого ландшафта «Бассейн реки Ижмы», поскольку Правительством Нижегородской области была образована территория охраняемого ландшафта регионального значения «Бассейн реки Ижмы», которая может состоять из нескольких земельных участков поставленных на кадастровый учет. Требований о необходимости формирования единого земельного участка под территорию охраняемого ландшафта регионального значения Федеральный закон и Закон Нижегородской области также не устанавливали.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Правительство Нижегородской области является органом, который на момент издания оспариваемого постановления обладало достаточной компетенцией для принятия названного нормативного правового акта, который в соответствии с требованиями законодательства размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в газете «Нижегородские новости» от 01 декабря 2012 года №219 (5072) («Правовая среда», №133(1544)).

Как следует из содержания оспариваемого постановления, им установлены границы территории охраняемого ландшафта регионального значения «Бассейн реки Ижмы», образованного на территории <адрес> муниципального района Нижегородской области площадью 34329 га (кварталы 1-10, 12-15, 17-20, 23-32, 35-43, 49-57, 77-82, 85-90, 93-97, 100-104, 107-111, 114-117, 120-145 <адрес> участковое лесничество, кварталы 1, 3, 5, 6, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 18-20, 23-25, 28-31, 34-37, 40-44, 47-51, 54-59, 62-64, 70 <адрес> участковое лесничество <адрес> районного лесничества), включая особо защитные участки территории охраняемого ландшафта 3350,4 га.

Определение границ территории охраняемого ландшафта регионального значения «Бассейн реки Ижмы» было осуществлено в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Законом Нижегородской области от 08 августа 2008 года №98-З «Об особо охраняемых природных территориях в Нижегородской области».

Как следует из материалов дела, ООО «БИН» является арендатором лесного участка площадью 30137 га (кварталы 1-13, 15, 17, 18, 20-30, 33-42, 44-92, 96-103, 105-144) в <адрес> лесничестве ГУ НО «<адрес> лесхоз» на основании Договора аренды лесного участка №2 от 07 сентября 2007 года, Дополнительных соглашений №1 от 03 октября 2008 года, от 20 мая 2009 года, от 24 ноября 2010 года (л.д.24-74, т.1). Часть арендованного ООО «БИН» лесного участка вошла в границы территории охраняемого ландшафта регионального значения «Бассейн реки Ижмы».

Оспаривая вышеуказанное постановление Правительства Нижегородской области от 19 ноября 2012 года №830 «Об образовании территории охраняемого ландшафта регионального значения «Бассейн реки Ижмы» административный истец указал на нарушение прав, связанных с получением прибыли от использования лесов.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В силу статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в том числе особо охраняемые территории, как природные объекты, имеющие особое природоохранное значение, образуют природно-заповедный фонд, находятся под особой охраной, для их охраны устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории, порядок создания и функционирования которых регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

В соответствии с пунктом 2 статьи 59 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

В соответствии с частью 1 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Согласно пункту 1 части 2, частей 4, 6 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Земли особо охраняемых природных территорий используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации, леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102 - 109 настоящего Кодекса.

В соответствии с частями 2 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации, освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.

В соответствии с частью 6 статьи 17 Лесного кодекса Российской Федерации, запрещаются сплошные рубки в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно статье 102 Лесного кодекса Российской Федерации, к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 ЛК РФ. С учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются категории указанных лесов, в том числе леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Отнесение лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков лесов, и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации, к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.

Согласно части 6 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации, особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьей 103 Лесного кодекса Российской Федерации, разработаны «Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях», которые утверждены приказом Минприроды РФ от 16 июля 2007 года №181.

В соответствии с пунктами 2, 3, 4, 7 «Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях»: леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, относятся к защитным лесам (пункт 2). В соответствии с ч. 4 ст. 12 ЛК РФ они подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (абзац 1 пункта 3). Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, используются в соответствии с режимом особой охраны особо охраняемой природной территории и целевым назначением земель, определяемыми лесным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и положением о соответствующей особо охраняемой природной территории. В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (абзац 2 пункта 3). Лица, которым земельные участки, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, предоставлены в установленном законодательством Российской Федерации порядке в аренду, осуществляют использование лесов, расположенных на таких земельных участках, в соответствии с проектом освоения лесов и Положением о соответствующей особо охраняемой природной территории, а также на условиях договора аренды соответствующего земельного участка (абзац пятый пункта 3 введен приказом МПР РФ от 12.03.2008 года № 54). В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, сплошные рубки осуществляются только в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций (пункт 4 Особенностей, ч. 4 ст. 17 Лесного кодекса РФ). Особенности проведения выборочных рубок лесных насаждений и в установленных федеральными законами случаях сплошных рубок лесных насаждений определяются положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях (пункт 7).

Согласно абзацу первому преамбулы и пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определяющим признаком территорий как особо охраняемых является режим их особой охраны. Данные территории различаются по категориям исходя из особенностей их режима.

Из анализа положений об отдельных категориях особо охраняемых природных территорий, содержащихся в Законе Нижегородской области от 08 августа 208 года №98-З, следует, что особенности режимов особой охраны особо охраняемых природных территорий заключаются в пределах разрешенной деятельности на этих территориях. При этом применительно к существу настоящего административного дела обращает на себя внимание различная регламентация законодателем режимов особой охраны особо охраняемых природных территорий.

В границах территорий охраняемого ландшафта постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, приводящая к коренному преобразованию, повреждению и порче ландшафта и его отдельных элементов, влекущая за собой принципиальное нарушение структуры природных комплексов (ч.6 ст.22.1 Закона Нижегородской области от 08 августа 208 года №98-З).

Из указанного следует, что при регламентации режима особой охраны территорий охраняемого ландшафта законодатель каких-либо конкретных видов деятельности, запрещенных на их территориях, не привел.

При этом особенности режима охраны конкретной территории охраняемого ландшафта определяются положением о ней, утверждаемым в том же порядке, в котором принимается решение о создании территории охраняемого ландшафта. Положение о конкретной территории охраняемого ландшафта разрабатывается в соответствии с Типовым положением о территориях охраняемого ландшафта в Нижегородской области, утверждаемым Правительством Нижегородской области (ч.8 ст.22.1 Закона Нижегородской области от 08 августа 208 года №98-З).

Согласно Положению о территории охраняемого ландшафта регионального значения «Бассейн реки Ижмы», в границах территории охраняемого ландшафта (ТОЛ) регионального значения «Бассейн реки Ижмы» запрещаются: приватизация и продажа земель; перевод лесных земель в нелесные для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства; создание (строительство) населенных пунктов и промышленных предприятий; строительство зданий, сооружений и любых других объектов, не относящихся к функционированию ТОЛ; предоставление садовых, огородных и дачных земельных участков; распашка земель; создание лесных плантаций; разведка и добыча полезных ископаемых, взрывные работы; сброс сточных вод в водоемы; проведение гидромелиоративных и ирригационных работ, любые другие действия, приводящие к изменению гидрологического режима водоемов и территории в целом; размещение свалок и полигонов для захоронения и уничтожения различных отходов, загрязнение и замусоривание территории; добывание животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства; применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений и стимуляторов роста; прогон, выпас и водопой скота; проезд и стоянка автомототранспорта вне дорог.

В особо защитные участки (ОЗУ) кроме того запрещаются: все виды рубок леса (за исключением лесохозяйственных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий стихийных бедствий и оздоровление насаждений, проводимых по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ), а также за исключением рубок осветления, прочистки и прореживания на участках лесных культур, проводимых в период с 20 июля по 1 апреля включительно); заготовка живицы; разбивка туристических стоянок; разведение костров.

В ОЗУ ТОЛ разрешаются: лесохозяйственные мероприятия, направленные на ликвидацию последствий стихийных бедствий и оздоровление насаждений в случае их деградации в результате ветровала, бурелома, усыхания в очагах развития вредителей и болезней, вследствие повреждения пожарами или по другим причинам, проводимые по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области в области организации, охраны и использования ООПТ; расчистка квартальных просек, рубки осветления, прочистка и прореживание, проводимые в период с 20 июля по 1 апреля включительно; ремонт мостов, расчистка и ремонт противопожарных грунтовых дорог, проводимые в период с 20 июля по 1 апреля включительно; прокладывание временных объездов возле мостов в период с 20 июля по 1 апреля включительно для осуществления их ремонта.

На всей ТОЛ разрешаются: проведение комплекса профилактических противопожарных мероприятий, не включенных в лесохозяйственный регламент и проекты освоения лесов, утвержденные в установленном порядке, по согласованию с уполномоченными органами исполнительной власти Нижегородской области в области лесных отношений, а также в области организации, охраны и использования ООПТ; ремонт и работы по обеспечению функционирования существующих коммуникаций (дорог, трубопроводов, линий электропередачи и иных линейных объектов) по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области в области организации, охраны и использования ООПТ; реконструкция существующих коммуникаций (дорог, трубопроводов, линий электропередачи и иных линейных объектов) согласно проектной документации, получившей положительное заключения государственной экологической экспертизы; охота; любительский лов рыбы удочкой и спиннингом; научные исследования; сенокошение; сбор грибов и ягод.

На части ТОЛ, не включенной в состав ОЗУ, кроме того разрешаются: ведение лесного хозяйства с соблюдением общих норм лесного и природоохранного законодательства без специальных ограничений согласно лесохозяйственному регламенту лесничеств и проектам освоения лесов, утвержденным в установленном порядке; проведение лесовосстановительных и противопожарных мероприятий согласно лесохозяйственному регламенту лесничества и проектам освоения лесов, утвержденных в установленном порядке; проведение биотехнических мероприятий, направленных на сохранение и воспроизводство охотничьих ресурсов по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области в области организации, охраны и использования ООПТ; расчистка квартальных просек; прокладывание вновь проектируемых коммуникаций (дорог, трубопроводов, линий электропередачи и иных линейных объектов), проекты которых согласованы с уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области в области организации, охраны и использования ООПТ и утверждены до введения в действие настоящего Положения документацией территориального планирования, на основании документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы; строительство автодороги федерального значения согласно проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Из системного толкования вышеуказанных положений Лесного кодекса Российской Федерации, Закона Нижегородской области от 08 августа 208 года №98-З, Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ следует, что положениями федерального и регионального законодательства не исключаются в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, рубки лесных насаждений в целях замены лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций. Само по себе наличие указанных ограничений не препятствует административному истцу в использовании арендованного лесного участка с соблюдением требований использования его по целевому назначению и установленных ограничений. Территория охраняемого ландшафта регионального значения «Бассейн реки Ижмы» образована без изъятия земельных участков у пользователей.

Кроме того, пунктом 5 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 года №33-ФЗ, действующим на момент принятия оспариваемого постановления, предусмотрено, что на основании принятых схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий или территориальных схем охраны природы органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решение о резервировании земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

Частью 5 статьи 95 Земельного кодекса РФ установлено, что в целях создания и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

Распоряжением Правительства Нижегородской области от 10 августа 2006 года №591-р «Об особо охраняемых природных территориях» утвержден Перечень находящихся в стадии проектирования и вновь выявленных уникальных природных объектов и территорий Нижегородской области, подлежащих отнесению к природно-заповедному фонду (приложение 2), в который вошла территория охраняемого ландшафта «Бассейн реки Ижмы» Воскресенский район Воскресенский лесхоз Ижменское лесничество.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что административный истец, заключая вышеуказанный договор аренды лесного участка, должен был предполагать о возможном отнесении арендуемого лесного участка к особо охраняемой природной территории (территории охраняемого ландшафта регионального значения «Бассейн реки Ижмы»), поскольку договор аренды был заключен после издания указанного распоряжения.

На основании изложенного, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением порядка его принятия в соответствии с требованиями действующего на тот момент законодательства, регулирующего отношения в сфере организации особо охраняемой природной территории охраняемого ландшафта регионального значения, не нарушает права и законные интересы землепользователей земельных участков вошедших в границы территории охраняемого ландшафта.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое административным истцом постановление Правительства Нижегородской области от 19 ноября 2012 года №830 «Об образовании территории охраняемого ландшафта регионального значения «Бассейн реки Ижмы», не противоречит ранее действовавшим и действующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

При этом, суд учитывает принцип необходимости соблюдения при осуществлении деятельности по использованию особо охраняемой природной территории баланса частных и публичных интересов. Оспариваемое постановление направлено на обеспечение эффективной государственной охраны территории природного ландшафта регионального значения «Бассейн реки Ижмы» и соблюдение баланса частных и публичных интересов в сфере охраны природного ландшафта. По настоящему делу доказательств, объективно подтверждающих нарушение оспариваемым нормативным правовым актом каких-либо прав либо законных интересов административного истца, не представлено.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах в удовлетворении административного искового заявления ООО «БИН» по настоящему делу должно быть отказано в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «БИН» о признании недействующим со дня принятия постановления Правительства Нижегородской области от 19 ноября 2012 года №830 «Об образовании территории охраняемого ландшафта регионального значения «Бассейн реки Ижмы» отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья областного суда В.Н. Нуждин

Решение в окончательной форме принято 24 августа 2018 года.

Судья областного суда В.Н. Нуждин