ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-475/17 от 26.12.2017 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Дело № 3а-475/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 декабря 2017 г. г. Архангельск

Архангельский областной суд в составе:

судьи Архангельского областного суда Лобановой Н.В.,

при секретаре судебных заседаний ФИО1,

с участием представителей:

административного истца общества с ограниченной ответственностью «Березниковское теплоснабжающее предприятие» ФИО2,

административного ответчика агентства по тарифам и ценам Архангельской области ФИО3, ФИО4, ФИО5,

а также заинтересованного лица временного управляющего обществом с ограниченной ответственностью «Березниковское теплоснабжающее предприятие» ФИО6,

прокурора Архангельской областной прокуратуры Подчередниченко О.С.,

в отсутствие представителей заинтересованных лиц общества с ограниченной ответственностью «Виноградовский жилкомсервис», администрации муниципального образования «Березниковское»,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Березниковское теплоснабжающее предприятие» о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ. «О внесении изменений в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ»,

установил:

постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области (далее по тексту – Агентство) от ДД.ММ.ГГГГ. установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности и тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО «Березниковское ТСП» потребителям, расположенным на территории муниципального образования «Березниковское» муниципального образования «Виноградовский муниципальный район», в размерах, указанных в приложениях к данному постановлению.

Постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ. «О внесении изменений в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ» приложения № 2 и 3 к постановлению Агентства от ДД.ММ.ГГГГ. изложены в новой редакции.

В частности, установленный на период с 1 июля по 31 декабря 2017 г. одноставочный тариф на тепловую энергию, поставляемую ООО «Березниковское ТСП» потребителям, расположенным на территории указанного муниципального образования, снижен: для потребителей при отсутствии дифференциации тарифов по схеме подключения – с 3447,14 руб. до 2367,76 руб.; для населения и потребителей, приравненных к населению, – с 1451,77 руб. до 1428,42 руб.

Текст постановления от ДД.ММ.ГГГГ. официально опубликован ДД.ММ.ГГГГ. на официальном интернет-портале правовой информации <данные изъяты>.

Указанный нормативный правовой акт вступил в силу, является действующим.

Общество с ограниченной ответственностью «Березниковское теплоснабжающее предприятие» (далее по тексту – ООО «Березниковское ТСП», Общество) обратилось в суд с административным иском о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия приведенных положений постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ. .

В обоснование заявленного требования указано на отсутствие у Агентства предусмотренного законом повода для корректировки величины необходимой валовой выручки на 2017 г. в связи с неисполнением ООО «Березниковское ТСП» в 2015 г. мероприятий инвестиционных программ, так как регулируемой организацией представлены документы, подтверждающие достижение оборудованием, используемым при осуществлении регулируемой деятельности, установленных этими инвестиционными программами плановых показателей энергетической эффективности. Ссылается на то, что осуществление контроля за исполнением организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, утвержденных в отношении этих организаций инвестиционных программ не входит в полномочия Агентства. Полагает, что оспариваемое тарифное решение послужило причиной неплатежеспособности предприятия.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Березниковское ТСП» ФИО2 и заинтересованное лицо временный управляющий ООО «Березниковское ТСП» ФИО6, на удовлетворении административного иска настаивали по изложенным основаниям.

Представители административного ответчика агентства по тарифам и ценам Архангельской области ФИО3, ФИО4 и ФИО5, возражая против удовлетворения заявленных требований, полагали оспариваемый нормативный правовой акт принятым уполномоченным органом государственной власти с соблюдением требований действующего законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на оказание услуг по теплоснабжению.

Заинтересованные лица ООО «Виноградовский жилкомсервис», администрация муниципального образования «Березниковское», извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание своих представителей не направили.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного административного дела, заслушав заключение участвующего в деле прокурора Архангельской областной прокуратуры Подчередниченко О.С., полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Как следует из представленных материалов, ООО «Березниковское ТСП» на основании постановления главы муниципального образования «Березниковское» от ДД.ММ.ГГГГ. является единой теплоснабжающей организацией в зонах действия источников тепловой энергии в соответствии со схемой теплоснабжения муниципального образования «Березниковское городское поседение» Виноградовского района Архангельской области.

ООО «Березниковское ТСП» осуществляет регулируемую деятельность по теплоснабжению потребителей, расположенных на территории названного муниципального образования, с использованием трех котельных («Ш.», «С.» и «Ц.»), принадлежащих Обществу на праве собственности.

Постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ. методом индексации установленных тарифов установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности ООО «Березниковское ТСП» на территории муниципального образования «Березниковское» муниципального образования «Виноградовский муниципальный район» на долгосрочный период регулирования 2016-2018 г.г., а также тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО «Березниковское ТСП» потребителям, расположенным на территории муниципального образования «Березниковское» муниципального образования «Виноградовский муниципальный район», на 2016-2018 г.г.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ. Агентством по собственной инициативе открыто тарифное дело о корректировке установленных на 2017 г. тарифов на тепловую энергию, поставляемую Обществом.

Оспариваемым в данном административном деле постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ. снижены установленные на вторую половину 2017 г. тарифы на тепловую энергию, поставляемую Обществом потребителям, расположенным на территории муниципального образования «Березниковское» муниципального образования «Виноградовский муниципальный район».

Полагая данное тарифное решение экономически необоснованным, нарушающим право организации на получение в ходе осуществления регулируемой деятельности необходимой валовой выручки, ООО «Березниковское ТСП» обратилось в суд с рассматриваемым административным иском.

Разрешая возникший спор по существу, суд исходит из следующего.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Основами ценообразования в сфере теплоснабжения (далее по тексту – Основы ценообразования) и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее по тексту – Правила регулирования цен), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом от 13.06.2013 № 760-э (далее по тексту – Методические указания).

Согласно пункту 1 части 3 статьи 7, пункту 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» тарифы на тепловую энергию (мощность) поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, подлежат регулированию уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В Архангельской области таким органом в силу второго абзаца подпункта 4 пункта 9 Положения об агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2009 № 214-пп, является названное агентство.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции.

Согласно частям 1 и 2 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения являются: метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации установленных тарифов, метод обеспечения доходности инвестированного капитала, метод сравнения аналогов. При этом приоритет отдается регулированию тарифов на тепловую энергию (мощность), тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоноситель на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, или метода индексации установленных тарифов, или метода сравнения аналогов).

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

При расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя в том числе нормативную прибыль регулируемой организации (пункт 71 Основ ценообразования), из которой производятся расходы на капитальные вложения в том числе расходы на реализацию мероприятий инвестиционной программы. Последние учитываются в размере, предусмотренном утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой регулируемой организации на соответствующий год ее действия, с учетом источников финансирования, определенных такой программой (пункт 74 Основ ценообразования).

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей, в числе прочего, показатели реализации инвестиционной программы.

Формула расчета корректировки необходимой валовой выручки в связи с неисполнением инвестиционной программы определена пунктом 53 Методических указаний.

Постановлением министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении инвестиционной программы» утверждена инвестиционная программа ООО «Березниковское ТСП» в сфере теплоснабжения на 2015-2019 г.г., к мероприятиям которой, подлежащим реализации в 2014 г., отнесены техническое перевооружение и реконструкция котельной «Ш.», расположенной <адрес>. Общая сумма расходов на реализацию этих мероприятий, установленная данной инвестиционной программой, составляет 55,94 млн. руб., в том числе, расходы на уплату процентов по кредиту – 20,75 млн. руб.

Согласно финансовому плану ООО «Березниковское ТСП» финансирование выполнения мероприятий этой программы в 2015 г. на сумму 12,65 млн. руб. обеспечивается получением прибыли, направляемой на инвестиции, в сумме 8,67 млн. руб. и амортизационными начислениями в размере 3,98 млн. руб.

Постановлением министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении инвестиционной программы» утверждена инвестиционная программа ООО «Березниковское ТСП» в сфере теплоснабжения на 2016-2020 г.г., к мероприятиям которой, подлежащим реализации в 2016 г., отнесено увеличение мощности котельной «С.», расположенной <адрес>. Общая сумма расходов на реализацию этих мероприятий, установленная данной инвестиционной программой, составляет 37,387 млн. руб., в том числе, расходы на уплату процентов по кредиту – 10,90 млн. руб.

Согласно финансовому плану ООО «Березниковское ТСП» финансирование выполнения мероприятий этой программы за счет прибыли и амортизационных отчислений осуществляется, начиная с 2016 г.

Как следует из материалов дела, при расчете величины необходимой валовой выручки ООО «Березниковское ТСП» и установлении тарифов на теплоснабжение на 2015 г. Агентством в составе нормативной прибыли Общества учтены расходы на финансирование инвестиционных программ на общую сумму 12272 тыс. руб., в том числе, амортизационные отчисления в размере 3980 тыс. руб., расходы на уплату процентов в размере 4070 тыс. руб., прибыль в размере 4222 тыс. руб.

Представленные суду документы свидетельствуют о том, что 5 декабря 2013 г. между ООО «Виноградовский жилкомсервис» и ООО «Березниковское ТСП» заключен договор поручения на выполнение действий, связанных с производством проектных и строительных работ, по условиям которого ООО «Виноградовский жилкомсервис» обязалось организовать проведение проектных и строительно-монтажных работ по техническому перевооружению и реконструкции котельной «Ш.», после завершения которых и ввода данного объекта в эксплуатацию передать его в собственность ООО «Березниковское ТСП».

Во исполнение данного договора ООО «Виноградовский жилкомсервис» в мае 2014 г. выкупило находившееся в муниципальной собственности здание котельной «Ш.», расположенное по адресу: <адрес>, и на основании договора аренды от 22 мая 2014 г. передало его в пользование ООО «Березниковское ТСП».

На основании выданного ООО «Виноградовский жилкомсервис» разрешения на строительство и заключенного с названным обществом договора от 5 июня 2014 г. ООО «<данные изъяты>» произведены работы по реконструкции и техническому перевооружению котельной «Ш.» с переводом на биотопливо стоимостью <данные изъяты> руб.

Право собственности на это имущество приобретено ООО «Березниковское ТСП» на основании договора купли-продажи от 11 декабря 2014 г. и в установленном законом порядке зарегистрировано 29 декабря 2014 г. По условиям данного договора здание котельной «Ш.» продано за <данные изъяты> руб., покупателю предоставлен товарный кредит с рассрочкой платежа на 5 лет и уплатой процентов в размере 20% годовых от стоимости имущества, при этом общая сумма процентов составляет <данные изъяты> руб.

Здание котельной «С.», расположенное по адресу: <адрес>, приобретено ООО «Березниковское ТСП» у ООО «Виноградовский жилкомсервис» на основании договора купли-продажи от 10 декабря 2015 г., зарегистрированного в установленном законом порядке 15 января 2016 г. По условиям данного договора это здание продано за <данные изъяты> руб., при этом покупателю предоставлен товарный кредит с рассрочкой платежа на 5 лет и уплатой процентов в размере 20% годовых от стоимости имущества, общая сумма которых составит <данные изъяты> руб.

25 июля 2016 г. ООО «Березниковское ТСП» заключило с ООО «<данные изъяты>» договор подряда, по условиям которого ООО «<данные изъяты>» обязалось выполнить комплекс работ по реконструкции котельной «С.» с увеличением ее мощности до 8МВт, общая стоимость работ определена сторонами в <данные изъяты>. По условиям этого договора указанные в нем работы подлежали выполнению подрядчиком до 1 сентября 2016 г., оплата выполненных работ должна быть произведена в период с января 2017 г. по декабрь 2023 г. в соответствии с согласованным сторонами графиком аннуитентных платежей с уплатой процентов за пользование товарным кредитом в размере 20% от стоимости работ.

ООО «<данные изъяты>» обязательства по договору подряда от 25 июля 2016 г. выполнило в полном объеме в установленный в договоре срок, оплата работ по этому договору ООО «Березниковское ТСП» не производилась.

Обстоятельства, связанные с заключением, содержанием и исполнением договора подряда от 25 июля 2016 г., установлены решением Арбитражного суда Архангельской области от 13 июня 2017 г.

Приведенные обстоятельства, по мнению суда, свидетельствуют об обоснованности вывода Агентства о недоказанности факта несения ООО «Березниковское ТСП» в регулируемом периоде расходов на реализацию мероприятий инвестиционных программ из числа указанных в пункте 9 Правил согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике)», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 410.

Так, работы по реконструкции и техническому перевооружению котельной «Ш.» с целью достижения установленных инвестиционной программой показателей ООО «Березниковское ТСП» не производились. Характеристики здания и оборудования данной котельной на дату его приобретения Обществом соответствовали плановым значениям показателей, достижение которых планировалось в ходе реализации ООО «Березниковское ТСП» мероприятий инвестиционной программы. При этом следует признать правильным суждение Агентства о том, что расходы на оплату данного здания и выплату процентов по товарному кредиту, произведенные Обществом, не могут быть признаны расходами на реализацию мероприятий инвестиционной программы.

С учетом изложенного, суд соглашается с утверждением Агентства о том, что полученные Обществом в составе тарифа на теплоснабжение в 2015 г. денежные средства на реализацию инвестиционных программ потрачены на иные цели, в связи с чем в силу положений пункта 9 Основ ценообразования данная сумма подлежит исключению из необходимой валовой выручки Общества при корректировке тарифов на тепловую энергию на 2017 г.

Расчет корректировки необходимой валовой выручки в связи с неисполнением инвестиционной программы произведен Агентством в соответствии с пунктом 53 Методических указаний.

Вопрос об исполнении Обществом инвестиционной программы, утвержденной постановлением министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении инвестиционной программы», по мнению суда, подлежит рассмотрению Агентством в рамках тарифной компании по корректировке установленных для ООО «Березниковское ТСП» тарифов на теплоснабжение на 2018 г., так как финансовое обеспечение мероприятий данной программы предполагается за счет прибыли, полученной регулируемой организацией в 2016 г.

Ссылка представителя административного истца ООО «Березниковское ТСП» ФИО2 на отсутствие у Агентства полномочий по осуществлению контроля за исполнением инвестиционных программ судом отклоняется.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 ноября 2014 г. № 689/пр утвержден Порядок осуществления контроля за выполнением инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (за исключением инвестиционных программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике). В силу пункта 3 названного Порядка контроль за осуществлением таких инвестиционных программ, в том числе, в форме плановых и внеплановых проверок, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере теплоснабжения, утвердившим инвестиционную программу, в рассматриваемом случае – министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области.

Вместе с тем, Агентство в рамках своих полномочий осуществляет не контрольные мероприятия, предусмотренные названным Порядком, а в соответствии с пунктом 9 Основ ценообразования исключает из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) полученные в предыдущий период регулирования экономически необоснованные доходы регулируемых организаций.

Отклоняются судом и доводы представителя административного истца ООО «Березниковское ТСП» ФИО2 о необоснованности изменения как тарифов на тепловую энергию, установленных Приложением № 2 к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ. , так и Приложением № 3 к данному постановлению. В силу приведенных положений пункта 22 Основ ценообразования величина необходимой валовой выручки является базой для расчета тарифов на теплоснабжение для всех категорий потребителей, в связи с чем ее обоснованная корректировка также влечет за собой пересмотр тарифного решения для каждой из такой категорий.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормы постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ. федеральному законодательству не противоречат, в связи с чем не подлежат признанию недействующими.

Представленные суду материалы свидетельствуют о соблюдении требований нормативных правовых актов, устанавливающих форму и вид, в которых Агентство вправе принимать нормативные правовые акты. Обстоятельств, свидетельствующих о том, что Агентством при принятии оспариваемого постановления допущены существенные нарушения предусмотренной законодательством процедуры принятия соответствующего тарифного решения, правил его введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу, влекущие признание такого тарифного решения недействующим, также не установлено.

Не усматривает суд и предусмотренных частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для возложения на Агентство обязанности принять новый нормативный правовой акт, которым учесть в составе тарифа на теплоснабжение сумму корректировки необходимой валовой выручки в размере 12272 тыс. руб.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.

В силу требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 35 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном интернет-портале правовой информации <данные изъяты>.

Руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Березниковское теплоснабжающее предприятие» о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ. «О внесении изменений в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ».

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале правовой информации - <данные изъяты>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором – принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Архангельский областной суд.

Мотивированное решение суда изготовлено 29 декабря 2017 г.

Судья Н.В. Лобанова