ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-475/18 от 18.07.2018 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №3а-475/2018

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород 18 июля 2018 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи: Нуждина В.Н.,

при ведении протокола секретарем: Якимовой А.О., с участием представителя административного истца - ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации в Нижегородской области о ликвидации Региональной общественной организации «Нижегородское библейское общество»,

УСТАНОВИЛ:

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области обратилось с административным исковым заявлением о ликвидации Региональной общественной организации «Нижегородское библейское общество», ссылаясь на то, что Региональная общественная организация «Нижегородское библейское общество» зарегистрирована 19 октября 2000 года Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области.

15 декабря 2002 года присвоен основной государственный регистрационный номер () и внесена запись в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций за учетным номером . Место нахождения организации: <адрес>. Организация действует на основании Устава, утвержденного Общим собранием учредителей от 04 апреля 2000 года.

Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области в период с 15 мая 2017 года по 09 июня 2017 года проведена плановая документальная проверка с целью контроля за соответствием деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, ее уставным целям.

В ходе проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и Устава организации, в том числе неоднократные и грубые нарушения законодательства Российской Федерации, отраженные в Акте проверки от 09 июня 2017 года, а именно:

в нарушении пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в проверяемой период организация не размещала в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также не предоставляла средствам массовой информации для опубликования отчеты своей деятельности за 2014-2016 годы в объеме сведений, представляемых в уполномоченной орган или его территориальный орган;

в нарушении подпунктов 1, 3, 4 пункта 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации в протоколах заседаний Общего собрания членов организации отсутствуют сведения о времени проведения заседаний, результаты голосования по каждому вопросу повестке дня, а также сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

в нарушении пункта 3 статьи 29, пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях», пункта 9.3 Устава в проверяемый период Общим собранием членов организации не утверждались годовые отчеты, бухгалтерская (финансовая) отчетность;

в нарушении пункта 3 статьи 29, пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях», пункта 11.3 Устава в проверяемый период после истечения срока полномочий председатель организации не избирался Общим собранием членов организации, срок полномочий председателя организации не продлевался;

в нарушении статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» - в ЕГРЮЛ у организации отсутствуют коды по ОКВЭД.

По результатам проверки в отношении организации вынесено предупреждение (предписание) от 09 июня 2017 года , установлен срок устранения нарушений - до 18 августа 2017 года, который на основании заявления председателя организации был продлен до 20 октября 2017 года. В установленный срок вышеуказанные нарушения устранены не были.

01 декабря 2017 года Главным управлением в отношении организации вынесено повторное предупреждение (предписание) об устранении нарушений, выявленных по результатам проведенной проверки, установлен срок устранения нарушений - до 02 марта 2018 года. В установленный срок вышеуказанные нарушения устранены не были.

По мнению административного истца, вышеуказанные нарушения законодательства Российской Федерации, выявленные в ходе проверки организации, относятся к грубым нарушениям, так как влекут угрозу причинения вреда общественному порядку. Нарушения организацией законодательства Российской Федерации, связанные с не предоставлением отчетности, относятся к грубым нарушениям, поскольку информация, содержащаяся в данной отчетности необходима для осуществления государственными органами их законной деятельности.

Нарушения, выявленные по результатам проверки организации, проведенной в вышеуказанный период, являются неоднократными, поскольку относятся к аналогичным нарушениям порядка предоставления отчетности некоммерческими организациями, а также порядка управления некоммерческой организации, предусмотренного положениями учредительных документов, соблюдение которых являются обязательным в силу действующего законодательства Российской Федерации (пункт 2 статьи 14, статья 32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статья 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

В 2009 году в отношении организации Главным управлением проводилась плановая проверка, по результатам которой выявлены нарушения, а именно: в нарушение пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пункта 12.2 Устава, организация не предоставляла отчетность в органы государственной статистики; в нарушение пункта 9.7 Устава, не соблюдены периодичность созыва заседаний Общего собрания; в нарушение пункта 10.5 Устава, отсутствуют протоколы заседаний правления; в нарушение пункта 12.6 Устава, отсутствуют документы, подтверждающие осуществление ревизором ежегодных ревизий; в нарушение пункта 6.2.1. Устава, членами организации не уплачивались членские взносы; в нарушение пункта 8.1 Устава, правлением не установлен размер, периодичность и порядок уплаты членских взносов.

По результатам проверки Главным управлением в адрес организации неоднократно выносились письменные предупреждения (12.08.2009 года, 29.10.2009 года), которые были оставлены организацией без внимания.

04 августа 2014 года Главным управлением в адрес организации вынесено письменное предупреждение (предписание) , поскольку организацией не представлена в Главное управление отчетность за 2013 год. Выявленные нарушения организацией в установленные сроки не устранялись.

На основании вышеизложенного, административный истец просит суд ликвидировать Региональную общественную организацию «Нижегородское библейское общество» и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержала заявленные требования в полном объеме.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, оснований для отложения судебного разбирательства, не имеется, в связи с чем, суд находит возможным рассмотреть настоящее дело по существу в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы административного дела, заслушав участников процесса, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Федеральный закон №82-ФЗ), который в статье 7 называет общественную организацию как одну из организационно-правовых форм общественных объединений.

Статьей 29 Федерального закона от 19.05.1995 года №82-ФЗ установлена обязанность общественного объединения, в том числе соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 данной статьи, обязаны предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.

В силу подпункта «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 года №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческая организация представляет в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В силу статьи 8 Федерального закона «Об общественных объединениях» высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

Согласно пункту 1, подпунктам 1, 2, 4 пункта 4 статьи 181.2, пункту 2 статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества. О принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. В протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны дата, время и место проведения собрания; сведения о лицах, принявших участие в собрании; сведения о лицах, проводивших подсчет голосов. Решение собрания ничтожно в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.

Согласно части 1 статьи 26 и абзацу третьему части первой, части третьей статьи 44 Федерального закона №82-ФЗ, общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда на основании заявления федерального органа государственной регистрации в случае неоднократных или грубых нарушений общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематического осуществления общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Как следует из материалов дела, приказом Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области от 19 октября 2000 года №1665-ОР зарегистрирована Региональная общественная организация «Нижегородское библейское общество» (л.д.16).

15 декабря 2002 года присвоен основной государственный регистрационный номер () и внесена запись в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций за учетным номером . Место нахождения организации: <адрес>. Организация действует на основании Устава, утвержденного Общим собранием учредителей от 04 апреля 2000 года (л.д.17-21).

На основании Приказа Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области от 01 июля 2009 года №211 проведена плановая документальная проверка Региональной общественной организации «Нижегородское библейское общество», в ходе которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и Устава организации (л.д.28), а именно: в нарушение пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пункта 12.2 Устава, организация не предоставляла отчетность в органы государственной статистики; в нарушение пункта 9.7 Устава, не соблюдены периодичность созыва заседаний Общего собрания; в нарушение пункта 10.5 Устава, отсутствуют протоколы заседаний правления; в нарушение пункта 12.6 Устава, отсутствуют документы, подтверждающие осуществление ревизором ежегодных ревизий; в нарушение пункта 6.2.1. Устава, членами организации не уплачивались членские взносы; в нарушение пункта 8.1 Устава, правлением не установлен размер, периодичность и порядок уплаты членских взносов (л.д.33-34).

По результатам проверки Главным управлением в адрес организации вынесены письменные предупреждения об устранения вышеуказанных нарушений: письменное предупреждение от 12.08.2009 года (л.д.35), письменное предупреждение от 29.10.2009 года (л.д.37).

28 мая 2014 года Главным управлением в отношении Региональной общественной организации «Нижегородское библейское общество» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ (л.д.41-42).

Постановлением мирового судьи судебного участка №7 Советского судебного района города Нижнего Новгорода от 10 июля 2014 года Региональная общественная организация «Нижегородское библейское общество» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения (л.д.43-44).

04 августа 2014 года Главным управлением в адрес организации вынесено письменное предупреждение (предписание) , в связи с тем, что организацией не представлена в Главное управление отчетность за 2013 год (л.д.45). Выявленные нарушения организацией в установленные сроки не устранялись.

23 октября 2014 года Главным управлением в отношении Региональной общественной организации «Нижегородское библейское общество» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ (л.д.47-48).

Постановлением мирового судьи судебного участка №7 Советского судебного района города Нижнего Новгорода от 18 ноября 2014 года Региональная общественная организация «Нижегородское библейское общество» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа (л.д.43-44).

На основании Распоряжения Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области от 21 апреля 2017 года №713-р проведена плановая документальная проверка Региональной общественной организации «Нижегородское библейское общество», в ходе которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и Устава организации (л.д.52-54), в том числе неоднократные и грубые нарушения законодательства Российской Федерации, отраженные в Акте проверки от 09 июня 2017 года, а именно:

в нарушении пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в проверяемой период организация не размещала в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также не предоставляла средствам массовой информации для опубликования отчеты своей деятельности за 2014-2016 годы в объеме сведений, представляемых в уполномоченной орган или его территориальный орган;

в нарушении подпунктов 1, 3, 4 пункта 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации в протоколах заседаний Общего собрания членов организации отсутствуют сведения о времени проведения заседаний, результаты голосования по каждому вопросу повестке дня, а также сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

в нарушении пункта 3 статьи 29, пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях», пункта 9.3 Устава в проверяемый период Общим собранием членов организации не утверждались годовые отчеты, бухгалтерская (финансовая) отчетность;

в нарушении пункта 3 статьи 29, пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях», пункта 11.3 Устава в проверяемый период после истечения срока полномочий председатель организации не избирался Общим собранием членов организации, срок полномочий председателя организации не продлевался;

в нарушении статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» - в ЕГРЮЛ у организации отсутствуют коды по ОКВЭД (л.д.59-61).

По результатам проверки в отношении организации вынесено предупреждение (предписание) от 09 июня 2017 года , установлен срок устранения нарушений - до 18 августа 2017 года, который на основании заявления председателя организации был продлен до 20 октября 2017 года (л.д.63,65,66). В установленный срок вышеуказанные нарушения устранены не были.

01 декабря 2017 года Главным управлением в отношении организации вынесено повторное предупреждение (предписание) об устранении нарушений, выявленных по результатам проведенной проверки, установлен срок устранения нарушений - до 02 марта 2018 года (л.д.71).

В установленный срок выявленные административным истцом нарушения устранены не были, информация административным ответчиком не направлена.

Доказательств с достоверностью свидетельствующих об устранении вышеуказанных нарушений в установленные сроки, материалы дела не содержат и административным ответчиком не представлены.

Принимая во внимание, что Региональная общественная организация «Нижегородское библейское общество» длительное время не предоставляла предусмотренной законом информации о своей деятельности, административный истец, в соответствии с Административным регламентом, обоснованно вынес в адрес Организации предупреждения, установив разумный срок для устранения выявленных недостатков.

30 ноября 2017 года Главным управлением в отношении Региональной общественной организации «Нижегородское библейское общество» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ (л.д.67-68).

Постановлением мирового судьи судебного участка №7 Советского судебного района города Нижнего Новгорода от 15 января 2018 года Региональная общественная организация «Нижегородское библейское общество» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа (л.д.69-70).

Оценивая допущенные Региональной общественной организацией «Нижегородское библейское общество» нарушения закона, заключающиеся в непредставлении в течение длительного времени предусмотренной законом информации о своей деятельности и установленной законом отчетности, суд приходит к выводу, что указанные нарушения являются грубыми.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 декабря 2016 года №64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» разъяснил, что, поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. В качестве грубого нарушения объединением граждан Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут быть расценены действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию. Грубым также является нарушение, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами. В частности, грубым нарушением является несоответствие заявленной территориальной сфере деятельности объединения граждан; использование объединением граждан в своем наименовании наименований органов государственной власти, местного самоуправления; оказание объединением граждан услуг без получения соответствующей лицензии (пункт 26). Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства. Неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения. Сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов (пункт 27). Под систематическим осуществлением деятельности, противоречащей уставным целям объединения граждан, понимается повторяющееся более двух раз действие, совершенное вопреки указанным в уставе целям и выявленное в результате осуществления контрольно-надзорных полномочий (пункт 28). Неустранение в срок нарушений, послуживших причиной для приостановления деятельности объединения граждан, является самостоятельным основанием для его ликвидации или запрета деятельности. Такие нарушения не могут расцениваться судом как неоднократные или грубые нарушения закона либо как систематическое осуществление деятельности, противоречащей его уставным целям (пункт 29).

При изложенных обстоятельствах, суд приходит выводу о том, что Региональной общественной организацией «Нижегородское библейское общество» допущены грубые и неоднократные нарушения действующего федерального законодательства, которые не могут быть устранены законным способом, что в силу абзаца 3 части 1 статьи 44 Федерального закона «Об общественных организациях» является основанием для ее ликвидации.

Поскольку вышеуказанная деятельность Региональной общественной организации «Нижегородское библейское общество», демонстрируя устойчивое пренебрежение законом, не обеспечивает финансовой прозрачности (открытости) и публичности своей деятельности, препятствует должному контролю за ее деятельностью со стороны общества и государства, чем создает угрозу публичному, общественному порядку и безопасности, режиму законности, грубо нарушает права и свободы граждан, суд приходит к выводу о необходимости ликвидации указанного общественного объединения.

В данном случае ликвидация такого общественного объединения как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является соразмерной допущенным нарушениям.

При таком положении, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения административного искового заявления Главного управления Министерства юстиции России по Нижегородской области о ликвидации Региональной общественной организация «Нижегородское библейское общество» и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области удовлетворить.

Ликвидировать Региональную общественную организацию «Нижегородское библейское общество», исключив ее из Единого государственного реестра юридических лиц (ОГРН ).

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Нижегородский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья В.Н. Нуждин

Решение в окончательной форме изготовлено 20 июля 2018 года.

Судья В.Н. Нуждин