ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-476/2022 от 23.09.2022 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

дело № 3а-476/2022

16ОS0000-01-2022-000327-03

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Казань 23 сентября 2022 года

Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,

при секретаре – помощнике судьи Гребневе П.Г.,

с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Хабирова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Предприятие жилищно-коммунального хозяйства» к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам о признании недействующими отдельных положений постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 19 декабря 2019 года № 11-55/тко «Об установлении предельных единых тарифов на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Предприятие жилищно-коммунального хозяйства» по Западной зоне деятельности на территории Республики Татарстан на 2020-2022 годы» в редакции постановлений Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 18 декабря 2020 года № 584-42/тко-2020, от 23 декабря 2020 года № 587-45/тко-2020, от 30 июня 2021 года № 107-12/тко-2021, от 17 декабря 2021 года № 699-53/тко-2021, возложении обязанности принять новый нормативный правовой акт,

УСТАНОВИЛ:

постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (далее также Госкомитет, тарифный орган) от 19 декабря 2019 года № 11-55/тко на период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2022 года установлены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Предприятие жилищно-коммунального хозяйства» по Западной зоне деятельности на территории Республики Татарстан с календарной разбивкой согласно приложению к этому постановлению.

Строкой 1.2 Приложения, изложенного в форме таблицы, показатель предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, определен:

иным потребителям (без учета налога на добавленную стоимость – НДС) в период с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года – в размере 365,86 рубля за кубический метр, в период с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года - в размере 380,50 рубля за кубический метр; в период с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года – в размере 380,50 рубля за кубический метр, в период с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года - в размере 388,63 рубля за кубический метр; в период с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года – в размере 388,63 рубля за кубический метр, в период с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2022 года - в размере 400,71 рубля за кубический метр.

Данное постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 21 декабря 2019 года за № 6401, опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 21 декабря 2019 года.

Постановлениями Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 18 декабря 2020 года № 584-42/тко-2020, от 23 декабря 2020 года № 587-45/тко-2020, от 30 июня 2021 года № 107-12/тко-2021, от 17 декабря 2021 года № 699-53/тко-2021 в оспариваемое постановление от 19 декабря 2019 года № 11-55/тко внесены изменения.

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Предприятие жилищно-коммунального хозяйства» (далее - ООО «УК «ПЖКХ») обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующей строки 1.2 Приложения к постановлению Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 19 декабря 2019 года № 11-55/тко.

По мнению административного истца, оспариваемое постановление Госкомитета противоречит Федеральному закону от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 года № 1638/16 (далее - Методические указания), Налоговому кодексу Российской Федерации.

ООО «УК «ПЖКХ» полагает, что при установлении оспариваемых тарифов органом регулирования необоснованно проведена дифференциация тарифа по категориям потребителей, размер тарифа иным потребителям неправомерно установлен без учета НДС.

В судебном заседании представители ООО «УК «ПЖКХ» Шабаева Е.А., Ямалеева Э.Р. административное исковое заявление поддержали.

Представители Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Биккинина Ч.А., Шавалиева С.Р. административный иск не признали.

Министерство юстиции Республики Татарстан надлежащим образом и своевременно уведомлено о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание его представитель не явился, сведений об уважительности причин неявки не имеется. На основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

Выслушав представителей административного истца, органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований.

Государственное регулирование тарифов сфере обращения с отходами производства осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484, а также Методическими указаниями.

В соответствии с положениями частей 1, 4 статьи 248 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором. Регулированию подлежит предельный тариф в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в частности единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.

Согласно части 1 статьи 249 вышеупомянутого Федерального закона государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 71 части 2 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится установление тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Установление тарифов в области обращения с отходами высшим исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан - Кабинетом Министров Республики Татарстан - предоставлено Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам как органу исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченному в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Татарстан, что закреплено в пункте 4.5.1 Положения о Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 июня 2010 года № 468.

Таким образом, оспариваемое постановление принято Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.

Обращаясь к доводам ООО «УК «ПЖКХ» о необоснованном проведении Госкомитетом дифференциации тарифа по категориям потребителей, неправомерном установлении размера тарифа иным потребителям без учета НДС, суд приходит к следующему.

ООО «УК «ПЖКХ» на основании протокола от 25 сентября 2018 года № 270818/2342676/03 о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО признано региональным оператором по обращению с ТКО по Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан.

Между ООО «УК «ПЖКХ» и Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан 9 ноября 2018 года заключено соглашение № 72 об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с ТКО по Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан.

В 2019 году ООО «УК «ПЖКХ» обратилось в орган регулирования с заявлением об утверждении на 2020-2022 годы предельного единого тарифа на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставив обосновывающие материалы и расчеты.

Руководствуясь пунктом 28 Основ ценообразования, пунктом 6 Методических указаний, Госкомитет принял решение о применении для установления данного тарифа метода индексации, который предусматривает определение его на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (пункт 18).

Согласно пункту 44 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, нормативную прибыль, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

Госкомитетом проведена экспертиза представленных ООО «УК «ПЖКХ» документов, и в соответствии с заключением органа регулирования

на 2020 года необходимая валовая выручка составила 2 668 530,74 тысячи рублей, предельные тарифы определены: на первое полугодие 2020 года в размере 365,86 рубля за 1 кубический метр (без НДС); на второе полугодие 2020 года в размере 380,50 рубля за 1 кубический метр (без НДС);

на 2021 года необходимая валовая выручка составила 2 631 650,38 тысячи рублей, предельные тарифы определены: на первое полугодие 2021 года в размере 380,50 рубля за 1 кубический метр (без НДС); на второе полугодие 2021 года в размере 389,90 рубля за 1 кубический метр (без НДС);

на 2022 года необходимая валовая выручка составила 2 737 194,09 тысячи рублей, предельные тарифы определены: на первое полугодие 2022 года в размере 389,90 рубля за 1 кубический метр (без НДС); на второе полугодие 2022 года в размере 400,70 рубля за 1 кубический метр (без НДС).

Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 18 декабря 2020 года № 584-42/тко-2020 произведена корректировка на 2021 год долгосрочных предельных единых тарифов на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «УК «ПЖКХ» по Западной зоне деятельности на территории Республики Татарстан на 2020-2022 годы, установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 19 декабря 2019 года № 11-55/тко.

На 2021 года необходимая валовая выручка ООО «УК «ПЖКХ» была определена тарифным органом в размере 2 690 527,04 тысячи рублей, предельные тарифы на первое полугодие 2021 года в размере 380,50 рубля за 1 кубический метр (без НДС), на второе полугодие 2021 года - в размере 407,14 рубля за 1 кубический метр (без НДС).

Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 декабря 2021 года № 699-53/тко-2021 произведена корректировка на 2022 год долгосрочных предельных единых тарифов на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «УК «ПЖКХ» по Западной зоне деятельности на территории Республики Татарстан на 2020-2022 годы, установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 19 декабря 2019 года № 11-55/тко.

На 2022 года необходимая валовая выручка регулируемой организации была определена Госкомитетом в размере 2 875 560,41 тысячи рублей, предельные тарифы на первое полугодие 2022 года - в размере 407,14 рубля за 1 кубический метр (без НДС); на второе полугодие 2022 года - в размере 423,43 рубля за 1 кубический метр (без НДС).

Пунктом 7 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из непревышения величины указанных тарифов без учета налога на добавленную стоимость в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов без учета налога на добавленную стоимость во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.

Таким образом, с учетом изложенной нормы Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам предельные единые тарифы в области обращения с ТКО для ООО «УК ПЖКХ» как регионального оператора по Западной зоне деятельности на территории Республики Татарстан, в оспариваемой части постановления от 19 декабря 2019 года № 11-55/тко правомерно установлены без учета НДС.

При этом суд отмечает, что Федеральным законом от 26 июля 2019 года № 211-ФЗ внесены изменения в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе пункт 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации дополнен подпунктом 36, которым предусмотрено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Данные законоположения применяются в отношении операций по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 1 января 2020 года.

Кроме того, согласно содержанию экспертных заключений об установлении и корректировке долгосрочных предельных единых тарифов в области обращения с ТКО для ООО «УК «ПЖКХ» тарифным органом при расчете величины НВВ размер расходов административного истца при осуществлении регулируемой деятельности принимался без учета НДС.

Пунктом 8 Основ ценообразования и пунктом 98 Методических указаний тарифы могут дифференцироваться по муниципальным образованиям, видам твердых коммунальных отходов, а также технологическим особенностям в соответствии с территориальной схемой.

В случае принятия решения о дифференциации тарифов по муниципальным образованиям орган регулирования тарифов принимает решение об установлении тарифов отдельно по каждому муниципальному образованию, на территории которого осуществляет деятельность регулируемая организация.

Следовательно, изложение в строке 1.1 Приложения к оспариваемому нормативному правовому акту показателя предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для населения с учетом НДС не является дифференциацией тарифа и произведено тарифным органом, по его мнению, в целях реализации пункта 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом положения строки 1.1 Приложения к постановлению Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 19 декабря 2019 года № 11-55/тко предметом оспаривания при рассмотрении настоящего административного дела не является.

При указанных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 19 декабря 2019 года № 11-55/тко в редакции постановлений от 18 декабря 2020 года № 584-42/тко-2020, от 23 декабря 2020 года № 587-45/тко-2020, от 30 июня 2021 года № 107-12/тко-2021, от 17 декабря 2021 года № 699-53/тко-2021 в оспариваемой части нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Предприятие жилищно-коммунального хозяйства» к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам о признании недействующими отдельных положений постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 19 декабря 2019 года № 11-55/тко «Об установлении предельных единых тарифов на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Предприятие жилищно-коммунального хозяйства» по Западной зоне деятельности на территории Республики Татарстан на 2020-2022 годы» в редакции постановлений Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 18 декабря 2020 года № 584-42/тко-2020, от 23 декабря 2020 года № 587-45/тко-2020, от 30 июня 2021 года № 107-12/тко-2021, от 17 декабря 2021 года № 699-53/тко-2021, возложении обязанности принять новый нормативный правовой акт отказать.

Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании «Собрание законодательства Республики Татарстан», а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.

Судья Э.С. Каминский

Справка: решение принято судом в окончательной форме 7 октября 2022 года.

Судья Э.С. Каминский

Решение07.10.2022