ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-478/17 от 27.11.2017 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Мотивированное решение изготовлено 27 ноября 2017 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 ноября 2017 года

г. Екатеринбург

Свердловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Чирковой Т.Н.,

при секретаре Макаровой Т.В.,

с участием прокурора Киприяновой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-478/2017 по административному исковому заявлению ФИО1 о признании частично недействующим Постановления Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года № 306-ПП «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы»,

установил:

Постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года № 306-ПП утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы (далее – Региональная программа капитального ремонта). Первоначальный текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru 29 апреля 2014 года.

Постановлениями Правительства Свердловской области от 19 августа 2015 года № 756-ПП, от 22 декабря 2016 года № 905-ПП, от 05 июля 2017 года № 493-ПП в Региональную программу капитального ремонта были внесены изменения.

Приложением к Региональной программе капитального ремонта является перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015-2044 годах.

Постановлением Правительства Свердловской области от 19 августа 2015 года № 756-ПП, опубликованном 24 августа 2015 года на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru, данный перечень изложен в новой редакции, в него включен жилой дом, расположенный по адресу: <...> (порядковый номер в приложении к Региональной программе капитального ремонта – 7146, в действующей редакции – 26876).

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Постановления Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года № 306-ПП (с учетом последующих изменений) в части включения в перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015-2044 годах, жилого дома, расположенного по адресу: <...>.

По мнению административного истца, оспариваемое положение противоречит части 3 статьи 169, части 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 12-1 Закона Свердловской области от 19 декабря 2013 года № 127-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области» (далее – Закон № 127-ОЗ) и необоснованно возлагает на него обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.

В обоснование доводов указал, что строительство жилого дома проводилось в два этапа, второй этап строительства был завершен в 2014 году, поэтому обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у жильцов секции 2А возникнет в сентябре 2018 года. Включение дома в Региональную программу капитального ремонта как единого объекта, возведенного в 2013 году, повлекло начисление административному истцу взносов на капитальный ремонт с апреля 2017 года.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении заявления настаивал, полагал, что жилой дом включен в Региональную программу капитального ремонта необоснованно.

Представитель Правительства Свердловской области ФИО2 возражал против удовлетворения административного иска, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят ответчиком в пределах полномочий и компетенции, в надлежащей форме, официально опубликован, не противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу, и права ФИО3 не нарушает.

Представители заинтересованных лиц Администрации г. Екатеринбурга ФИО4 и Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области ФИО5 доводы административного истца полагали необоснованными, просили отказать в удовлетворении иска.

Заинтересованное лицо Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (далее – Министерство) представило письменные возражения на административный иск.

Поскольку явка представителей заинтересованных лиц обязательной не признавалась, суд на основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает необходимым рассмотреть административное дело без участия представителя Министерства.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, проверив оспариваемый в части нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Киприяновой Н.В., полагавшей необходимым отказать в удовлетворении требований административного истца, суд приходит к следующим выводам.

Пункт «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации устанавливает, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений отнесено определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (пункт 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (часть 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе, перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (пункт 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом (часть 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).

На территории Свердловской области отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются Законом № 127-ОЗ.

Во исполнение части 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 8 статьи 7 Закона № 127-ОЗ 22 апреля 2014 года Постановлением Правительства Свердловской области № 306-ПП утверждена Региональная программа капитального ремонта.

В соответствии с частью 5 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 10 Закона № 127-ОЗ региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год. Актуализация региональной программы капитального ремонта осуществляется путем внесения в нее изменений (пункт 1 статьи 10 Закона № 127-ОЗ).

Такая актуализация проведена, в частности, Постановлением Правительства Свердловской области от 19 августа 2015 года № 756-ПП, которым в новую редакцию перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015-2044 годах, включен жилой дом, расположенный по адресу: <...>.

Пунктом 2 части 10 Закона № 127-ОЗ установлено, что актуализация региональной программы капитального ремонта осуществляется в таком же порядке, в котором осуществляется подготовка и утверждение такой программы.

Данный порядок установлен статьей 7 Закона, согласно которой непосредственная подготовка региональной программы капитального ремонта осуществляется уполномоченным органом (пункт 3); подготовка данной программы осуществляется на основе, в том числе, сведений, предоставленных органами местного самоуправления уполномоченному органу, информации, подготовленной в результате проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов (пункт 4); уполномоченный орган размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» проект региональной программы капитального ремонта и информацию о сроке, в течение которого в уполномоченный орган могут быть направлены замечания и предложения по данному проекту, дорабатывает его с учетом поступивших замечаний и предложений и направляет его в Правительство Свердловской области (пункт 7), региональная программа капитального ремонта утверждается Правительством Свердловской области (пункт 8).

В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 14 марта 2008 года № 189-ПП непосредственная подготовка региональной программы капитального ремонта осуществляется Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области.

Как установлено при рассмотрении дела, 30 марта 2015 года Администрация г. Екатеринбурга направила в Министерство предложения о внесении изменений в Региональную программу капитального ремонта, в том числе о включении в нее жилого дома по адресу: <...> (т. 1 л.д. 104-111). Предложение содержит общие сведения о многоквартирном доме, дате его постройки (2013 год), информацию об инженерном оборудовании дома, его конструктивных элементах, степени износа, наличии технического паспорта.

Кроме этого, на основании Постановления Правительства Свердловской области от 29 января 2014 года № 37-ПП «Об утверждении Порядка проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области» в уполномоченный орган Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области были направлены сведения о фактическом состоянии данного многоквартирного жилого дома на 01 ноября 2014 года, об осмотре технического состояния на 01 июня 2015 года (т.1 л.д. 139-142, 145, 150).

На основании полученных данных Министерством с учетом замечаний Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области был разработан проект изменений в Региональную программу капитального ремонта, который был размещен в установленном порядке в сети «Интернет», заинтересованным лицам была обеспечена возможность представить заключения по проекту (т. 1 л.д. 157-164).

Проект постановления был единогласно принят на заседании Правительства Свердловской области в соответствии с установленным Регламентом, что подтверждает выписка из протокола (т. 1 л.д. 58-63, 190-230).

Постановление оформлено в надлежащей форме и опубликовано в установленном порядке (т. 1 л.д. 46-47, 169).

Таким образом, актуализация Региональной программы капитального ремонта осуществлена Правительством Свердловской области в соответствии с его компетенцией, в надлежащей форме и с соблюдением установленной процедуры принятия и опубликования нормативного правового акта, что административным истцом не оспаривается.

Материалами дела подтверждено, что объект недвижимости, расположенный по адресу: <...>, является 5-секционным многоквартирным жилым домом с переменной этажностью (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию – т. 1 л.д. 234-236, заключение – т. 1 л.д. 237-239, т. 2 л.д. 15-17, акты приемки – т. 2 л.д. 24-32).

Следовательно, его включение в Региональную программу капитального ремонта нормам пункта 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 8 Закона № 127-ОЗ не противоречит, поскольку данный многоквартирный жилой дом не признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; износ его основных конструктивных элементов не превышает 70%, что подтверждено данными мониторинга; данных о том, что совокупная стоимость услуг и работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества данного дома, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом Свердловской области, не имеется.

Перечень услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в доме, плановый период ремонта определены в соответствии с требованиями статьи 166, пунктов 2 и 3 части 2, части 3 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 2 и 3 статьи 8, статьи 9 Закона № 127-ОЗ.

Довод административного истца о том, что строительство данного жилого дома осуществлялось в несколько этапов, не свидетельствует о противоречии Региональной программы капитального ремонта в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Секции указанного дома самостоятельными объектами недвижимости не являются, дом зарегистрирован как единый объект, имеет единый милицейский адрес и сквозную нумерацию квартир, что ФИО1 не оспаривает, поэтому его включение в Региональную программу капитального ремонта в виде одного объекта (а не по секциям) соответствует требованиям части 4 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Приведенной нормой предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе осуществлять формирование фонда капитального ремонта только на одном специальном счете. На специальном счете могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме.

Исходя из изложенного, многосекционный жилой дом, расположенный по адресу: <...>, включен в Региональную программу капитального ремонта как единый объект в соответствии с требованиями действующего законодательства.

При актуализации Региональной программы капитального ремонта Постановлениями Правительства Свердловской области от 22 декабря 2016 года № 905-ПП, от 05 июля 2017 года № 493-ПП по результатам мониторинга оснований для исключения из нее этого жилого дома не установлено (т. 1 л.д. 146, 149, 153, 156).

Обязанность уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме установлена для всех собственников помещений в нем частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, в оспариваемой части Региональная программа капитального ремонта (в действующей редакции) не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, не возлагает на административного истца дополнительных платежей, не предусмотренных жилищным законодательством, и не нарушает каких-либо прав ФИО1 как собственника помещения в многоквартирном доме.

Вопреки доводам административного истца, в оспариваемой части нормативный правовой акт не противоречит части 3 статьи 169, части 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 12-1 Закона № 127-ОЗ, которые регламентируют порядок определения срока возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме.

ФИО1, по сути, ставит вопрос о возможности применения к нему положений части 2 статьи 12-1 Закона № 127-ОЗ, согласно которой обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении тридцати шести календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт Правительства Свердловской области, в соответствии с которым этот многоквартирный дом включен в региональную программу капитального ремонта в порядке, предусмотренном статьей 10 настоящего Закона.

Приведенная норма введена Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года № 167-ОЗ «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области» и вступила в силу с 03 января 2016 года.

Основанные на ней доводы ФИО1 о том, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникнет у него в сентябре 2018 года, подлежат разрешению в порядке искового производства и не свидетельствуют о нарушении его прав оспариваемым актом.

Поскольку Региональная программа капитального ремонта утверждена уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением процедуры принятия и опубликования, и в оспариваемой части не противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации, Закону № 127-ОЗ, не нарушает прав и охраняемых законом интересов собственников помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <...>, требования ФИО1 о признании ее недействующей в оспариваемой части не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление ФИО1 о признании частично недействующим Постановления Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года № 306-ПП «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Свердловский областной суд.

Судья Т.Н. Чиркова