ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-478/2022 от 31.08.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

УИД59OS0000-01-2022-000343-44

Дело № 3а-478/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

31 августа 2022 года г. Пермь

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Коротаевой О.А.,

при секретаре Хабеевой А.В.,

с участием прокурора прокуратуры Пермского края Исцелемовой А.И.,

представителя административного истца – Ившиной Н.Г., действующей на основании доверенности,

представителя заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края – Щелковой Я.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шихалеевой Ирины Юрьевны к Правительству Пермского края о признании недействующими со дня принятия пункта 394 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункта 159 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункта 981 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункта 873 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2021 года № 940-п «Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,

у с т а н о в и л:

Правительство Пермского края постановлением от 29 ноября 2018 года №756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее по тексту также - постановление № 756-п) в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Пермского края № 141-ПК от 13 ноября 2017 года «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» (далее – Закон Пермского края № 141-ПК), постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» утвердило согласно приложению Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год.

Указанное постановление № 756-п опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 ноября 2018 года, а также в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» 3 декабря 2018 года № 47, вступило в силу с 1 января 2019 года.

Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год, утверждённый Постановлением № 756-п, содержит в себе Таблицу 1 – перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее по тексту также – Перечень 1). В указанный Перечень 1 под номером 394 включено здание с кадастровым номером **75, расположенное по адресу: ****.

Правительство Пермского края постановлением от 28 ноября 2019 года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее по тексту также - Постановление № 874-п) в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 г. № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае», постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» утвердило согласно приложению 1 перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год.

Указанное Постановление № 874-п опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 2 декабря 2019 года, а также в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» - №48, 9 декабря 2019 года, вступило в силу с 1 января 2020 года.

Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год, утверждённый Постановлением № 874-п, содержит в себе Таблицу 1 – перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее по тексту также – Перечень 2. В указанный Перечень 2 под пунктом 159 включено здание с кадастровым номером **75, расположенное по адресу: ****.

Правительство Пермского края постановлением от 25 ноября 2020 года №896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее по тексту также - Постановление № 896-п) в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 г ода № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае», постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» утвердило согласно приложению 1 перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год.

Указанное Постановление № 896-п опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 30 ноября 2020 года, а также в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» - № 49, 7 декабря 2020 года, вступило в силу с 1 января 2021 года.

Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год, утверждённый Постановлением № 896-п, содержит в себе Таблицу 1 – перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее по тексту также – Перечень 3). В Перечень 3 включено здание под пунктом 981 с кадастровым номером **75, расположенное по адресу: ****.

Правительство Пермского края постановлением от 29 ноября 2021 года №940-п «Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее по тексту также - Постановление № 940-п) в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае», постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» утвердило согласно приложению 1 перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2022 год.

Указанное Постановление № 940-п опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 30 ноября 2021 года, а также в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» - № 49, 6 декабря 2021 года, вступило в силу с 1 января 2022 года.

Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2022 год, утверждённый Постановлением № 940-п, содержит в себе Таблицу 1 – перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее по тексту также – Перечень 4). В Перечень 4 включено здание под пунктом 873 с кадастровым номером **75, расположенное по адресу: ****.

Шихалеева Ирина Юрьевна (далее по тексту также – административный истец), являясь собственником нежилого здания с кадастровым номером **75, расположенного по адресу: ****, обратилась в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия пункта 394 Перечня 1, пункта 159 Перечня 2, пункта 981 Перечня 3, пункта 873 Перечня 4. Право собственности на здание зарегистрировано 6 мая 2022 года. Договор купли-продажи недвижимого имущества от 23 декабря 2013 года и дополнительное соглашение к данному договору от 23 декабря 2014 года. До 6 мая 2022 года собственником на единственное помещение в здании с кадастровым номером **1904 также было зарегистрировано за административным истцом, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Иные помещения в здании, указанные в выписке ЕГРН, сняты с регистрационного учета: помещение с кадастровым номером **1544 - 4 июня 2019 года; помещение с кадастровым номером **764 - 28 апреля 2015 года; помещение с кадастровым номером **795 – 16 февраля 2015 год; помещение с кадастровым номером **104 - 4 июня 2019 года.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что Здание не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включение его в Перечни противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 2 Закона Пермского края № 141-ПК, следовательно, оспариваемые правовые предписания противоречат действующим законам, нарушают права административного истца, так как незаконно возлагают обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.

Представитель административного истца Ившина Н.Г. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала, в своих пояснениях изложила позицию, указанную в административном исковом заявлении.

Административный ответчик Правительство Пермского края извещено о времени и месте надлежащим образом, представителей не направило, представило возражения, из которых следует, что у Правительства Пермского края имелись основания для включения Здания в Перечни на основании вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН), представленной Управлением Росреестра по Пермскому краю.

Представитель заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельностью Пермского края Щелкова Я.В. в судебном заседании поддержала позицию Правительства Пермского края, изложенную в возражениях.

Заслушав пояснения представителя административного истца, заключение прокурора Исцелемовой А.И., полагавшей заявленные требования обоснованными, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению.

В соответствии с положениями части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

С учетом положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

В соответствии со статьей 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, которая к таковому относит, в том числе единый недвижимый комплекс и иные здание, строение, сооружение, помещение (подпункт 4 и 6 пункта 1 названной статьи).

Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Пермского края определены статьей 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае».

В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края уполномочено органом исполнительной власти Пермского края на формирование перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Постановлением Правительства Пермского края № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» был утвержден сформированный Министерством перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год. В пункт 394 указанного Перечня 1 включено принадлежащее административному истцу Здание с кадастровым номером **75.

Постановлением Правительства Пермского края № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» был утвержден сформированный Министерством перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год. В пункт 159 указанного Перечня 2 включено Здание с кадастровым номером **75.

Постановлением Правительства Пермского края № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» был утвержден сформированный Министерством перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год. В пункт 981 указанного Перечня 2 включено Здание с кадастровым номером **75.

Постановлением Правительства Пермского края № 940-п «Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» был утвержден сформированный Министерством перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2022 год. В пункт 873 указанного Перечня 3 включено Здание с кадастровым номером **75.

Постановление № 756-п, постановление № 874-п, постановление № 896-п, постановление № 940-п изданы в установленном порядке уполномоченным органом в пределах компетенции, опубликовано на официальном сайте, что следует из анализа положений пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, статей 11, 16 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 года № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Регламента подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края от 5 октября 2007 года № 223-П, Указа губернатора Пермского края от 10 апреля 2009 года № 16 «Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края», пункта 4 указа губернатора Пермского края от 24 июля 2008 года № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края».

Проверяя порядок принятия, обнародования оспариваемых нормативных правовых актов, суд нарушений не установил, акты приняты в пределах полномочий Правительства Пермского края, с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения в действие, что признается административным истцом.

Из материалов административного дела следует, что административный истец является собственником объекта недвижимого имущества – нежилого здания с кадастровым номером **75, расположенного по адресу: ****, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости и зарегистрированных правах.

Вышеуказанное здание с кадастровым номером **75, включено:

-в таблицу № 1 приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п под пунктом 394;

-в таблицу № 1 приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п под пунктом 159;

-в таблицу № 1 приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п под пунктом 981,

-в таблицу № 1 приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2022 год», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2021 года № 940-п под пунктом 873, соответственно.

Возражая против удовлетворения административного искового заявления, представитель административного ответчика указывала на то, что спорный объект недвижимого имущества включен в оспариваемые истцом нормативные правовые акты на 2019, 2020, 2021, 2022 годы на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН). Объект обоснованно признан соответствующим критериям, определенным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и Законе 141-ПК, на основании сведений, содержащихся в ЕГРН, где административное здание, расположенное на земельных участках с кадастровыми номерами **45 и **1910 вид разрешённого использования которых: под 4-этажное административное здание с мансардой (лит. А) и деловое управление соответственно, что являлось достаточным основанием для включения в Перечни, в соответствии с подпунктом 1,2 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ.

Между тем, суд не может согласиться с такими доводами административного ответчика, которые были поддержаны его представителем и в ходе рассмотрения дела по существу.

Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

В силу требований пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Исходя из системного толкования приведенных выше положений закона при наличии хотя бы одного из приведенных условий объект недвижимости признается торговым центром (комплексом), налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.

Статьей 2 Закона Пермского края № 141-ПК установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении: 1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края; 2) расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах); 3) жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, по истечении одного года со дня ввода в эксплуатацию жилого дома, многоквартирного дома, в котором расположены указанные жилые помещения.

Статьей 2 Закона Пермского края № 141-ПК (в ред. Закона Пермского края от 5 ноября 2019 года № 458-ПК) налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества:

Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 части 1 указанной статьи, определяется Правительством Пермского края.

Частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного ответчика возложена обязанность доказать соответствие оспариваемых пунктов постановлений № 756-п, № 874-п, № 896-п, 940-п нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и представить относимые, допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие наличие оснований для включения Здания в Перечень 1 на 2019 год, в Перечень 2 на 2020 год, в Перечень 3 на 2021 год, Перечень 4 на 2022 год.

Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Правительство Пермского края обязано доказать законность включения принадлежащего административному истцу Зданий в оспариваемые Перечни, в том числе: в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), а также предназначения для использования или фактического использования в целях делового, административного или коммерческого назначения.

По смыслу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, соответствуют предусмотренному пунктом 4.1 Приказа Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540 виду разрешенного использования – размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, и пунктом 4.6 - в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).

Из возражений административного ответчика следует, что при определении основания включения спорного объекта в Перечни, учитывался вид разрешенного использования земельного участка, фактический осмотр не проводился.

Из материалов дела следует, что Здание с кадастровым номером **75 общей площадью 2402,4 кв.м., назначение - нежилое, наименование – административное здание, расположено по адресу: ****, что следует из выписок из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 25-32).

В соответствии с данными выписки ЕГРН от 12 августа 2022 года определен земельный участок с кадастровым номером **1910, в пределах которого расположено здание с кадастровым номером **75.

На основании запроса предоставлена выписка из ЕГРН об основных характеристиках земельного участка с кадастровым номером **45, расположенный по адресу: ****, в пределах которого расположен объект недвижимости с кадастровым номером **75. Площадь участка 834 +/-8 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: деловое управление, объект снят с регистрационного учета 26 марта 2020 года.

Согласно представленной информации из филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером **1910 поставлен на кадастровый учет 26 марта 2020 года, по состоянию на 26 марта 2020 года по документу – «Деловое управление»; по классификатору Росрееста – «Для объектов жилой застройки». В период с 26 марта 2020 года по настоящее время вид разращённого использования земельного участка не изменялся.

Здание с кадастровым номером **75, расположенное по адресу: **** по состоянию на 1 января 2018 года имело следующие характеристики: наименование – административное здание, назначение - нежилое, наименование и назначение здания не изменялись.

В связи с изложенным вопрос о включении Здания в Перечни должен был разрешаться с учетом фактического использования такого объекта недвижимости, или сведений, содержащихся в кадастровом паспорте данного объекта или документах технического учета (инвентаризации), указывающих на назначение Здания - для размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, для размещения объектов общественного питания не менее 20 процентов общей площади административного здания.

Согласно техническому паспорту нежилого Здания с кадастровым номером **:75, составленному по состоянию на 14 января 2005 года Пермским филиалом областного государственного унитарного предприятия «Центр технической инвентаризации Пермской области» данный объект недвижимости состоит из четырех этажей с подвалом и мансардой, инвентарный номер 10526, имеет назначение – административное здание, использование – по назначению, площадью 2402,4 кв.м. Из экспликации к поэтажному плану следует, что помещения в Здании имеют следующие наименования. В подвале: кабинет, раздевалка, коридор, лестничная клетка, сан. узел, бойлер, подсобное помещение, душевая, эл. щитовая, тамбур, кладовая, тренажерный зал, вент.камера, На первом этаже: кабинет, комната отдыха, кладовая, туалет, лестничная клетка, коридор, компьютерный зал, тамбур, шкаф, подсобное помещение, матер.кладовая, кухня, столовая, холл. На втором этаже: кабинет, коридор, лестничная клетка, туалет, умывальная, касса, подсобное помещение, шкаф. На третьем этаже: кабинет, лестничная клетка, коридор, туалет, умывальная, подсобное помещение, шкаф, актовый зал. На четвертом этаже: кабинет, лестничная клетка, рабочая комната, коридор, туалет, умывальная. На мансарде: рабочая комната, лестничная клетка, кабинет, подсобное помещение, туалет, умывальная, коридор.

Стороной административного истца представлен технический паспорт здания, составленный 12 марта 2018 года обществом с ограниченной ответственностью «Межевая организация «Арбис». Данный объект недвижимости состоит из четырех этажей с подвалом и мансардой, инвентарный номер 10526, имеет назначение – административное здание, использование – по назначению, площадью 2402,4 кв.м. Из экспликации к поэтажному плану следует, что помещения в Здании имеют следующие наименования. В подвале: кабинет, раздевалка, коридор, лестничная клетка, сан.узел, бойлер, подсобное помещение, душевая, электрощитовая, тамбур, туалет, кладовка, тренажерный зал, вентиляционная камера. На первом этаже: кабинет, комната отдыха, туалет, коридор, тамбур, лестничная клетка, кладовая, компьютерный зал, лестничная клетка, шкаф, материальная кладовая, кухня, холл. На втором этаже: кабинет, лестничная клетка, коридор, туалет, умывальная, кладовая. На третьем этаже: кабинет, лестничная клетка, коридор, туалет, умывальная, актовый зал. На четвертом этаже: кабинет, лестничная клетка, туалет, умывальная, коридор. На мансарде: кабинет, лестничная клетка, туалет, умывальная, коридор. Представитель административного истца также пояснила, что здание не используется.

Наличие в здании помещений, имеющих согласно техническому паспорту назначение «помещение», «кабинет», что не тождественно понятию «офис», не свидетельствует о назначении и фактическом их использовании в целях, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Наименование Здания - «административное здание» не свидетельствует о том, что данное здание относится к офисным зданиям делового, административного и коммерческого назначения, торговым объектам, объектам общественного питания и (или) бытового обслуживания и также не может быть признано безусловно определенными в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в силу следующего.

Понятие «торговый объект» определяется в Федеральном законе от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» как здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров. Понятие «торговая база», содержащаяся в виде разрешенного использования земельного участка не свидетельствует о размещении именно торгового объекта, как указанного в подпункте 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ. Понятие «торговая база» в законодательстве отсутствует, не является тождественным понятию «торговый объект», и не может предусматривать размещение объектов складского назначения различного профиля, не относящихся к торговым объектам.

В соответствии с кодом 4.1 Классификатора видов разращённого использования земельных участков Приказа Росреестра от 10 ноября 2020 года № П/0412 (ред. от 23 июня 2022 года) «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (Зарегистрировано в Минюсте России 15 декабря 2020 года № 61482) деловое управление- размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности). Данный код не предусматривает размещение офисных зданий делового, коммерческого назначения. Вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещения административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, помещений, предназначенных для оказания услуг общественного питания.

Из возражений представителя административного ответчика следует, что Здание было включено в Перечни (2019, 2020, 2021, 2022 годы) на основании вида разращённого использования земельных участков с кадастровыми номерами **45 и **1910. Согласно выписке 2019, 2020 года, представленной административным ответчиком, кадастровый номер земельного участка, на котором расположено здание по данным ЕГРН, **45 с видом разрешенного использования под 4-этажное административное здание с мансардой (лит. А). Согласно выписке 2021 год, представленной административным ответчиком, кадастровый номер земельного участка, на котором расположено здание по данным ЕГРН, **45 и **1910, с видом разрешенного использования под 4- этажное административное здание с мансардой (лит. А), деловое управление соответственно.

Таким образом, доводы представителя административного ответчика об отнесении объекта с кадастровым номером **75 к административному, коммерческому назначению исходя из вида разрешенного использования земельного участка ошибочны, поскольку в таком случае следует исходить не из наименования объекта, а, как это предусмотрено положениями 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, из наименования помещений объекта.

Согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Между тем Правительством Пермского края относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания условиям, установленным Налоговым кодекса Российской Федерации и необходимым для включения его в Перечни, не представлено.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2019, 2020, 2021, 2022 годы) суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.

В соответствии с требованиями пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.

Судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

По смыслу главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.

В связи с тем, что заявленные административным истцом требования судом удовлетворены, расходы, понесенные административным истцом по уплате государственной пошлины в размере 1 200 рублей, подлежат взысканию в его пользу с административного ответчика. Факт уплаты государственной пошлины подтверждается платежным поручением № 25 от 13 июля 2022 года.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление Шихалеевой Ирины Юрьевны удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункта 394 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», определенного постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Признать не действующим со дня принятия пункт 159 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», определенного постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Признать не действующим со дня принятия пункт 981 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», определенного постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Признать не действующим со дня принятия пункт 873 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», определенного постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2021 года № 940-п «Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Возложить на Правительство Пермского края обязанность опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».

Взыскать с Правительства Пермского края в пользу Шихалеевой Ирины Юрьевны судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 1200 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 14 сентября 2022 года.

Судья: подпись