ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-479/19 от 20.12.2019 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Дело № 3а-479/2019

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Волгоградский областной суд

в составе председательствующего судьи Курниковой А.В.,

при помощнике судьи Поклонском Р.С.,

рассмотрев 20 декабря 2019 года в г. Волгограде в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 о пересмотре кадастровой стоимости жилого дома,

установил:

ФИО1 обратился в Волгоградский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <.......> равной его рыночной стоимости в размере 3033000,00 рублей по состоянию на 9 января 2019 года, указав в обоснование, что установленная кадастровая стоимость нежилого помещения в размере 4196468,85 рублей значительно превышает его рыночную стоимость. Отметил, что данное обстоятельство нарушает его права и законные интересы, поскольку влечет необоснованное увеличение налоговых обязательств в случае продажи данного объекта недвижимости в соответствии с положениями части 5 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Представители Губернатора Волгоградской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Управления Росреестра по Волгоградской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили объяснения, при вынесении решения полагались на усмотрение суда.

Учитывая, что участие административного истца, административных ответчиков и заинтересованных лиц не является обязательным, суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, суд считает, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Судом установлено, что ФИО1 с момента регистрации договора купли-продажи 30 марта 2019 года является собственником жилого дома с кадастровым номером <.......> кадастровая стоимость которого составляет 4196 468,85 рублей, и имеет намерение продать указанный объект недвижимости, что подтверждается материалами дела.

Право собственности приобретено административным истцом на основании договора купли-продажи недвижимого имущества, зарегистрированного 30 марта 2019 года.

Постановлением Губернатора Волгоградской области от 21 марта 2013 года № 253 утверждены очередные результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Волгоградской области по состоянию на 9 июля 2012 года.

В силу статей 208, 210, 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогообложению подлежат все доходы налогоплательщика, полученные им в денежной форме, за исключением доходов, перечисленных в статье 217 настоящего кодекса.

Согласно пункту 17.1 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 настоящего Кодекса.

Пунктом 2 статьи 217.1 НК РФ установлено, что если иное не установлено настоящей статьей, доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.

В случаях, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет (пункт 4).

Согласно пункту 5 статьи 217.1 НК РФ в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.

В силу статьи 4 Федерального закона от 29 ноября 2014 года № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» положения пункта 6 статьи 210, пункта 17.1 статьи 217, статьи 217.1 и подпункта 1 пункта 2 статьи 220 части второй НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в отношении объектов недвижимого имущества, приобретенных в собственность после 1 января 2016 года.

Право собственности административного истца на имущество возникло с момента государственной регистрации права на объект недвижимости 30 марта 2019 года.

Таким образом, оспариваемая кадастровая стоимость затрагивает права и законные интересы налогоплательщика ФИО1, так как при отчуждении имущества до истечения минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества последний обязан уплатить налог на доход в случае продажи недвижимости с учетом положений части 5 статьи 217.1 НК РФ.

В силу части 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Таким образом, ФИО1 владеет правом отчуждения своего имущества с момента приобретения такового.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <.......> определена на основании постановления Губернатора Волгоградской области от 21 марта 2013 года № 253 в размере 4196468,85 рублей по состоянию на 9 января 2019 года.

Согласно статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Таким органом по настоящему делу является ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии». Указанный вывод следует из статьи 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457 и приказа Росреестра от 12 мая 2015 года № п/210.

Таким образом, надлежащим ответчиком по настоящему делу является ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

В целях установления рыночной стоимости объекта недвижимости оценщиком <.......> составлен отчет № <.......> согласно которого рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <.......> по состоянию на 9 января 2019 года составляет 3033000,00 рублей (л.д. 11-62).

Отчет об определении рыночной стоимости земельного участка выполнен в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, федеральными стандартами оценки.

Каких-либо данных о несоответствии названного отчета Закону об оценочной деятельности либо федеральным стандартам оценки, свидетельствующих о занижении оценщиком рыночной стоимости оцененного объекта недвижимости, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной оценки, стороны суду не представили, не заявили ходатайства о назначении судебной оценочной экспертизы.

Оснований для выводов о недостоверности определенной рыночной стоимости объекта недвижимости у суда не имеется.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что указанные в отчете оценщика выводы подтверждают доводы административного истца о том, что кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости превышает его рыночную стоимость. Однако указанное превышение нельзя признать существенным (менее чем в два раза).

При таких обстоятельствах исковые требования к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, являются обоснованными.

В удовлетворении исковых требований о пересмотре кадастровой стоимости к Губернатору Волгоградской области отказать, поскольку кадастровая стоимость утверждалась не в порядке статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности.

Как следует из материалов дела, датой подачи искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости является дата обращения административного истца в суд – 25 октября 2018 года (т. 1 л.д. 4).

Руководствуясь статьями 95, 175-180, 249 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО1 к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» удовлетворить.

В удовлетворении требований к Губернатору Волгоградской области отказать.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <.......> равной его рыночной стоимости в размере 3033000,00 (три миллиона тридцать три тысячи) рублей по состоянию на 9 января 2019 года.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 25 октября 2019 года.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции через Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья А.В. Курникова