ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-47/17 от 31.10.2017 Томского областного суда (Томская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 октября 2017 года Томский областной суд в составе:

председательствующего Кущ Н.Г.,

при секретаре Пензиной О.С.,

с участием прокурора Емельяновой С.А.,

представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Восход» Фещенко Е.П.

представителя административного ответчика Департамента по управлению государственной собственностью Томской области Барсуковой Т.В.,

представителя заинтересованного лица Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области Мельниковой Е.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело №3а-47/2017 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Восход» к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области о признании недействующими пунктов 283-285 Перечня объектов для целей налогообложения на 2017 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 96-о от 28 ноября 2016 года «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2017 год»,

установил:

распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 28 ноября 2016 года №96-о определен Перечень объектов для целей налогообложения на 2017 год согласно приложению к настоящему распоряжению (далее – Перечень). В отношении объектов недвижимости, внесенных в данный Перечень, налоговая база в 2017 году определяется как кадастровая стоимость.

Указанное распоряжение и приложение к нему опубликовано на официальном интернет-портале «Электронная Администрация Томской области» http://www.tomsk.gov.ru 30 ноября 2016 года, а также интернет-портале Департамента по управлению государственной собственностью Томской области 29 ноября 2016 года http://dugs.tomsk.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно пунктам 283-285 Перечня в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, включены: нежилое строение с кадастровым номером 70:21:0100010:372, расположенное по адресу: г.Томск, ул.Торговая, 8 строение 5; нежилое строение с кадастровым номером 70:21:0100010:371, расположенное по адресу: г.Томск, ул.Торговая, 8 строение 2; нежилое строение с кадастровым номером 70:21:0100010:370, расположенное по адресу: г.Томск, ул.Торговая, 8, строение 1 соответственно, и принадлежащие на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью «Восход» (далее – ООО «Восход»).

В настоящее время данное распоряжение действует в редакции распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 02 августа 2017 года №56-о (опубликовано на официальном интернет-портале «Электронная Администрация Томской области» http://www.tomsk.gov.ru 03 августа 2017 года) с изменениями, внесенными решением Томского областного суда от 18 апреля 2017 года.

ООО «Восход», являющееся собственником строений 1, 2, 5 по ул.Торговая, 8 в г.Томске, обратилось в суд с административным иском о признании недействующим со дня принятия пунктов 283-285 Перечня объектов для целей налогообложения на 2017 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 96-о от 28 ноября 2016 года «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2017 год».

В обоснование заявленных требований указало, что включение нежилых строений в Перечень противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 4-1 Закона Томской области №148-ОЗ от 27 ноября 2003 года «О налоге на имущество организаций», Порядку определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, утвержденному постановлением Администрации Томской области №454а от 03 декабря 2014 года, нарушает права ООО «Восход» в сфере экономической деятельности, незаконно обязывает уплачивать налог на имущество исходя из кадастровой стоимости зданий.

Указывает, что на момент проведения обследования специалистами ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» фактическое использование помещений арендаторов ООО «Восход» - индивидуального предпринимателя К., ООО «Фирма «Техносинтез и К», ООО «Ремонтно-механическое предприятие «Феррум» не носило бытового характера. Указанные организации не занимались обслуживанием населения, работали только с юридическим лицами.

В судебном заседании представитель ООО «Восход» Фещенко Е.П. поддержал заявленные требования. Указал, что арендаторы занимаются производственной деятельностью, ремонтом рефрижераторов, машинного, бурового и производственного оборудования. Бытовое оборудование не ремонтируется, население не обслуживается. Отметил, что бытовым обслуживанием занимается индивидуальный предприниматель К., однако арендуемая им площадь составляет менее 20% от общей площади строения. Полагал, что им представлены доказательства тому, что арендаторы работали только с юридическим лицами. Также отметил, что обследование проводилось в отсутствие представителя собственника и арендаторов, что не позволило дать пояснения по видам осуществляемой деятельности.

Представитель заинтересованного лица Уполномоченного по правам предпринимателей в Томской области Мельникова Е.Ф. также поддержала заявленные требования. Указала, что необходимо руководствоваться нормами Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, - статьей 346.27, согласно которой ремонт, техническое обслуживание и мойка автотранспортных средств не относятся к бытовым услугам. Полагала неправомерным ссылку представителя административного ответчика на распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года №2496-р. Указала, что определить, что ремонт производился для предпринимательской цели или для ремонта собственного транспортного средства граждан на основании только визуального осмотра сложно.

Представитель административного ответчика Департамента по управлению государственной собственностью Томской области Барсукова Т.В. заявленные требования не признала. Полагала, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий ответчика, с соблюдением процедуры его принятия и опубликования, с соблюдением требований нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Указала, что поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт принят 28 ноября 2016 года и распространяет свое действие в целях налогообложения на 2017 год, то возможно применение распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года №2496-р. Обратила внимание на то, что виды деятельности арендаторов – коды 33.12 и 45.20.2, относятся к видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам. При этом полагала, что не имеет значения, кому оказываются услуги - юридическим лицам или гражданам. Также отметила, что строение 1 по ул.Торговая, 8 в г.Томске возможно было внести в Перечень на основании данных технического паспорта.

Выслушав объяснения представителей сторон, заинтересованного лица, допросив свидетелей, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Емельяновой С.А., полагавшей требования обоснованными, суд пришел к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным нормативным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно части первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

ООО «Восход» является собственником нежилого строения, расположенного по адресу: Томская область, г.Томск, улица Торговая, 8 строение 1 с кадастровым номером 70:21:0100010:370; нежилого строения, расположенного по адресу: Томская область, г.Томск, улица Торговая, 8 строение 2 с кадастровым номером 70:21:0100010:371; нежилого строения, расположенного по адресу: Томская область, г.Томск, улица Торговая, 8 строение 5 с кадастровым номером 70:21:0100010:372, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права от 17 марта 2008 года /__/, /__/, /__/, а также выписками из Единого государственного реестра недвижимости (т.1, л.д.24-26, т.2, л.д. 28-36).

Как было указано выше, указанные нежилые строения включены пунктам 283-285 Перечня в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год.

В такой ситуации и с учетом положений статьи 383 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 4-1 Закона Томской области от 27 ноября 2003 года №148-ОЗ «О налоге на имущество организаций» на административном истце лежит обязанность по уплате налога за налоговый период 2017 года в отношении спорных строений исходя из их кадастровой стоимости.

Соответственно, оспариваемым в части нормативным правовым актом затрагиваются права ООО «Восход» как налогоплательщика, оно вправе обращаться в суд с соответствующим административным иском.

В силу части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Конституция Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «и» части 1 статьи 72).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налоговым кодексом Российской Федерации также разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.

Статьями 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, он устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Пунктами 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей; налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень); направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Частью 2 статьи 4-1 Закона Томской области от 27 ноября 2003 года №148-ОЗ «О налоге на имущество организаций» предусмотрено, что до установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на территории Томской области осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом Администрации Томской области.

Постановлением Администрации Томской области № 454а от 3 декабря 2014 года «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения» (вместе с «Положением о Комиссии по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения») утвержден указанный порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений).

Согласно п.16 постановления Администрации Томской области № 454а от 3 декабря 2014 года «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения» (далее - Порядок) в срок не позднее 20-го числа месяца, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций, Департамент по управлению государственной собственностью Томской области осуществляет подготовку распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области об определении перечня объектов для целей налогообложения.

Из положения о Департаменте по управлению государственной собственностью Томской области, утвержденного постановлением Администрации Томской области № 68 от 11.06.2013, следует, что Департамент является уполномоченным органом на определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения налогом на имущество организаций, направление указанного перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещение перечня на официальном сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (подп.8.1 п.10 Положения).

Пунктом 3 Порядка определено, что обследование объектов недвижимого имущества в целях определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения проводится (далее - Мероприятие) Уполномоченной организацией на основании плана по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения в Томской области.

Согласно пункту 6 Порядка перед осуществлением Мероприятия Уполномоченная организация информирует собственников (владельцев) объектов недвижимого имущества о предстоящем Мероприятии любыми доступными способами (устно, письменно, в том числе с использованием средств факсимильной и электронной связи).

Мероприятие осуществляется путем визуального осмотра объекта недвижимого имущества, включенного в План мероприятий, представителями Уполномоченной организации с соблюдением требований действующего законодательства. Фактическое использование объекта недвижимого имущества фиксируется материалами фотосьемки объекта недвижимого имущества, информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объекте (пункт 7 Порядка).

В соответствии с пунктом 10 Порядка по результатам проведенного Мероприятия представителями Уполномоченной организации составляется акт о фактическом использовании зданий (строений, сооружений, нежилых помещений) для целей налогообложения.

Уполномоченной организацией на территории Томской области является ОГБСУ «Областное имущественное казначейство», целями деятельности которого в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.2 Устава данного учреждения является определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в целях налогообложения налогом на имущество по правилам, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Приказом директора ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» № 324 от 22.06.2016 утвержден план мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения в Томской области на 3 квартал 2016 года.

В соответствии с пунктами 16-18 приложения к приказу ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» от 22.06.2016 № 324 нежилые строения по адресу: г. Томск, ул.Торговая, д.8, строения 1, 2, 5 были включены в План проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения в Томской области на 3 квартал 2016 года.

Приказами от 21 июля 2016 года №408-410 создана комиссия по проведению мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества, расположенных по указанным выше адресам.

Письмами от 27 июня 2016 года №634,632, 631 ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» уведомило директора ООО «Восход» о проведении обследования нежилых строений.

По результатам обследования нежилых строений ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» составлены акты о фактическом использовании зданий для целей налогообложения от 29 июля 2016 года №01-28/2016-245/01, от 29 июля 2016 года №01-28/2016-244/01, от 29 июля 2016 года №01-28/2016-243/01 (т.1, л.д. 127-134).

Исходя из положений раздела 4 Порядка комиссия по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (далее - Комиссия) рассматривает поступившие от Уполномоченной организации перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых проведено соответствующее обследование, утверждает сводный перечень объектов недвижимого имущества, которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, который носит рекомендательный характер, и направляет его в Департамент. В свою очередь Департамент на основании полученных сведений определяет перечень объектов для целей налогообложения на соответствующий налоговый период.

Согласно пункту 15 Положения о Комиссии, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 03.12.2014 № 454а (далее - Положение), решения Комиссии оформляются протоколом заседания Комиссии, который подписывается председателем Комиссии, а в его отсутствие - председательствующим на заседании заместителем председателя Комиссии.

При этом, в силу п. 11 Положения, заседание Комиссии считается правомочным, если в нем участвует не менее половины от общего числа членов Комиссии.

Протоколом Комиссии №4 от 23 ноября 2016 года были утверждены:

1)результаты проведенных мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в Томской области для целей налогообложения в 3 квартале 2016 года для целей налогообложения в 2017 году (приложение №1);

2)сводный перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на 2017 год (приложение №2), куда вошли и принадлежащие административному истцу нежилые строения, расположенные по адресу : г.Томск, ул.Торговая, д.8, строение 5, 2, 1 (пункты 283-285).

Согласно протоколу № 4 от 23 ноября 2016 года в заседании Комиссии принимали участие более половины ее членов.

Распоряжением от 28.11.2016 № 96-о Департамент определил перечень объектов для целей налогообложения на 2017 год, включив в его состав, в том числе, нежилые строения, расположенные по адресу: Томская область, г.Томск, ул.Торговая, д.8, строения 5, 2, 1, после чего направил указанный перечень объектов в налоговые органы по месту нахождения недвижимого имущества и опубликовал его на официальном сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области, а также на официальном интернет-портале «Электронная администрация Томской области».

Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением установленной процедуры принятия, правил официального опубликования и введения нормативных правовых актов в действие. Данные обстоятельства административным истцом не оспариваются.

Проверив распоряжение Департамента по управлению государственной собственностью Томской области №96-о от 28 ноября 2016 года в оспариваемой части на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса (часть 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Так, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пункту 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром, торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: для административно-делового центра - здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения; для торгового центра - здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Фактическим использованием названных объектов в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), а в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (абзац третий подпункта 2 пункта 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4-1 Закона Томской области от 27 ноября 2003 года №148-ОЗ «О налоге на имущество организаций» налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в отношении: видов недвижимого имущества, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, формирование и размещение которого осуществляется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации:

административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 квадратных метров (с 2018 года - свыше 500 квадратных метров; с 2019 года - свыше 250 квадратных метров, с 2020 года - свыше 100 квадратных метров) и помещения в них;

нежилые помещения общей площадью свыше 1000 квадратных метров (с 2018 года - свыше 500 квадратных метров; с 2019 года - свыше 250 квадратных метров, с 2020 года - свыше 100 квадратных метров), назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Системный анализ этих положений федерального и регионального законодательства позволяет сделать вывод о том, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:

- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

- здание (строение, сооружение) предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения;

- здание (строение, сооружение) фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом под фактическим использованием признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

При наличии одного из приведенных условий объект недвижимости признается административно-деловым, торговым центром, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.

В ходе судебного заседания установлено, что спорные нежилые строения расположены на земельном участке, расположенном по адресу: Томская область, г.Томск, ул.Торговая, 8. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок относится к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования – для эксплуатации и обслуживания производственной базы.

Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве.

В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 (действовавшие на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе:

- земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5);

- земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7);

- земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9).

Виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, буквально совпадают со специальными кодами по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39: «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» (пункт 1.2.5); «земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения» (пункт 1.2.7).

Такой вид разрешенного использования земельных участков, как «земельный участок, предназначенный для эксплуатации и обслуживания производственной базы» не соответствует кодам 1.2.5, 1.2.7 по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, и, следовательно, не позволяет размещать на нем офисные здания, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка не попадает под критерии, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для административно-деловых центров или торговых центров (комплексов), в связи с чем спорные нежилые строения по указанному критерию не могли быть признаны объектами налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Как установлено в ходе судебного заседания, следует из пояснений представителя административного ответчика, материалов дела, основанием для включения спорных нежилых строений в Перечень послужили выводы представителей ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» о том, что более 20 процентов площади строений 1, 2 и 5 по ул.Торговая, 8 в г.Томске фактически используются под объекты бытового обслуживания, что нашло отражение в актах о фактическом использовании зданий (строений, сооружений, нежилых помещений) для целей налогообложения от 29 июля 2016 года.

В судебном заседании установлено, что 22 июля 2016 года представители ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» провели обследование принадлежащего административному истцу нежилого строения, расположенного по адресу: г.Томск, ул.Торговая, 8, строение 1, по результатам которого был составлен акт о фактическом использовании №01-28/2016-245/01 от 29.07.2016 (т.1, л.д.127-129).

Согласно акту общая площадь объекта составляет 1600,4 кв.м, из которых 418,5 кв.м занимает объект бытового обслуживания - помещение автосервиса- ремонт автомобилей, что составляет 26,14% к общей площади объекта.

Данный акт составлен работниками ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» Ю., Т.

Акт о фактическом использовании здания для целей налогообложения №01-28/2016-245/01 от 29.07.2016 не имеет какого-либо текстового описания результатов осмотра нежилых помещений, отсутствуют указания на критерии, на основании которых помещения отнесены к объектам бытового обслуживания. Прилагаемые к акту фотографии не позволяют сделать однозначный вывод о том, кому и какие услуги оказываются. Из фототаблицы неясно, какие помещения на поэтажном плане на какой фотографии отображены. Количество фотографий меньше, чем включенных в подсчет площади помещений.

Из показаний допрошенной в ходе судебного заседания в качестве свидетеля Ю. следует, что при расчете площади, занятой объектами бытового обслуживания, включены согласно техпаспорту помещения 1-9, I, половина помещения 12. Исходя из увиденного: в одних из помещений находились колеса и диски, в других – автомобили, в частности Газели, видны следы покраски на полу, имеются баллоны для заправки автокондиционеров, лежали детали автомобилей, запчасти, свидетель пришла к выводу, что в указанных помещениях оказывают услуги по ремонту автомобилей, то есть бытовые услуги (автосервис).

Вместе с тем, как установлено в ходе судебного заседания, нежилые помещения на первом этаже общей площадью 179 кв.м, номера на поэтажном плане 1-7, 9 в составе нежилого строения общей площадью 1600,4 кв.м, расположенного по адресу: Томская область, г.Томск, ул.Торговая, 8 строение 1 по договору аренды нежилых помещений от 15 июня 2016 года занимает ООО «Торговый дом «Альянс ойл» (т.2, л.д.45-47).

Допрошенный в качестве свидетеля директор ООО «Торговый дом «Альянс Ойл» Е. показал, что часть помещений арендуется для осуществления ремонта принадлежащего предприятию грузового транспорта, часть – для хранения принадлежащего обществу имущества.

Показания свидетеля Е. согласуются со сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц, согласно которым основным видом деятельности организации является 46.71.2 «торговля оптовая моторным топливом, включая авиационный бензин», дополнительные виды деятельности также связана с торговлей (т.2, л.д.49, оборот).

Доказательств оказания ООО «Торговый дом «Альянс ойл» услуг по ремонту автомобилей суду не представлено. То обстоятельство, что на одной из фотографий, приложенных к акту, виден легковой автомобиль, однозначно не свидетельствует об оказании услуг гражданам по ремонту легковых автомобилей. Согласно показанию свидетеля Е. наличие на фотографии легкового автомобиля может объясняться тем, что приезжали электрики, возможно, что-то привозили.

Учитывая, что на части занимаемой организацией площади осуществлялся ремонт принадлежащих ей грузовых автомобилей, иные помещения использовались как склад, суд приходит к выводу о том, что площади, занятые по договору аренды ООО «Торговый дом «Альянс ойл», необоснованно учтены в качестве используемой для бытового обслуживания (автосервиса).

Согласно экспликации к поэтажному плану здания технического паспорта помещение I – это коридор площадью 12,7 кв.м. Включение коридора, не связанного с иными помещениями, в состав площади, занимаемой автосервисом, по мнению суда, нельзя признать правомерным.

Также установлено, что по договору аренды нежилого помещения №144 от 01 октября 2014 года, срок действия которого был продлен дополнительным соглашением от 01 сентября 2015 года, в нежилом строении, расположенном по адресу: Томская область, г.Томск, ул.Торговая, 8 строение 1, часть помещения 12 общей площадью 213,5 кв.м у ООО «Восход» арендует индивидуальный предприниматель К. (т.1, л.д.47-48, 220).

Также согласно договору аренды нежилых помещений №159 от 01 ноября 2015 года в указанном нежилом строении индивидуальный предприниматель К. арендует у ООО «Восход» нежилое помещение №11 на поэтажном плане согласно техническому паспорту (т.2, л.д.26).

Вместе с тем, согласно пояснениям свидетеля Ю., при определении площади, занятой, по ее мнению, объектами бытового обслуживания, из помещений, арендуемых ИП К., была учтена только площадь помещения 12 (1/2 его часть) - 213, 6 кв.м, что составляет только 13,3% от общей площади здания, то есть менее 20%.

Данное обстоятельство уже исключает возможность отнесения строения 1 по ул.Торговой, 8 в г.Томске к объектам, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Кроме того, суд не может согласиться с выводом административного ответчика, что на площади, занимаемой ИП К., оказываются бытовые услуги.

Суд находит необоснованной ссылку представителей административного истца и заинтересованного лица на то, что согласно положениям статьи 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) к бытовым услугам не относятся услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, поскольку в силу прямого указания части первой указанной нормы Налогового кодекса Российской Федерации данное понятие применяется исключительно для целей главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей вопросы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Глава 30 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующая вопросы налога на имущество организаций, не содержит определения понятия «объект бытового обслуживания». Вместе с тем, по смыслу положений параграфа 2 главы 37, главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года №1025, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых или личных потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Кроме того, пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в указанном Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 6 Положения о разработке, принятии, введении в действие ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 года №677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области» общероссийские классификаторы используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года №2496-р в целях применения Налогового кодекса Российской Федерации определены коды видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам по перечню согласно приложению №1 и коды услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, по перечню согласно приложению №2.

Данное распоряжение официально опубликовано 26 ноября 2016 года и вступило в силу с 01 января 2017 года.

Учитывая, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят 28 ноября 2016 года и распространяет свое действие в целях налогообложения на 2017 год, суд полагает возможным согласиться с позицией административного ответчика, что указанный нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации применим в данной ситуации.

Проанализировав вышеуказанные положения действующего законодательства, суд приходит к выводу, что для того, чтобы установить, являются ли услуги бытовыми, необходимо знать, к каким кодам по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности и Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности они относятся, а также кому оказываются.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей основным видом экономической деятельности по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2) ИП К. является «техническое обслуживание и ремонт прочих автотранспортных средств» код 45.20.2 (т.1, л.д.193).

Код 45.20.2 соответствует как кодам видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, так и к кодам услуг по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам.

Вместе с тем в ходе судебного заседания в качестве свидетеля была допрошена индивидуальный предприниматель К., которая пояснила, что на арендуемой у ООО «Восход» площади занимается ремонтом и техническим обслуживанием прочих автотранспортных средств, в частности, авторефрижераторов, транспортного холодильного оборудования, при этом ремонтом самих автомобилей она не занимается, ремонтируя только оборудование. К. указала, что обслуживает юридических лиц, таких как «Лама», «Смайк», «Антонов двор», а также индивидуальных предпринимателей, которые занимаются перевозкой с использованием холодильного оборудования, в силу специфики ремонтируемого оборудования физическим лицам услуги не оказываются.

Доказательств тому, что ИП К. оказываются услуги физическим лицам, не связанным с осуществлением ими предпринимательской деятельности, суду не представлено.

Довод административного ответчика, что указанное строение могло быть включено в Перечень на основании сведений технического паспорта, суд находит несостоятельным.

Согласно сведениям, содержащимся в техническом паспорте по состоянию на 09.03.2006, на основании которого специалисты ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» проводили обследование, строение 1 по ул.Торговая, 8 в г.Томске это нежилое строение, назначение – стоянка, ремонт автомобилей. В экспликации к поэтажному плану строения в графе наименование помещений указаны коридоры, помещения, склады, гаражные боксы, а также техническое помещение, тепловой узел, аккумуляторная, котельная, венткамера, раздевалки (т.1, л.д.204). Вместе с тем, исходя из данных сведений, не представляется возможным достоверно установить, какие конкретно помещения по своему назначению относятся в помещениям, предназначенным для ремонта автомобилей, какова их площадь, какой процент от общей площади строения они занимают.

Поскольку вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, не предусматривает размещение объектов бытового обслуживания, а из данных технического паспорта предназначение не менее 20 процентов общей площади здания в указанных целях однозначно не следует, включение такого строения в Перечень на основании только данных технического паспорта невозможно.

Также в судебном заседании установлено, что 22 июля 2016 года представители ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» провели обследование принадлежащего административному истцу нежилого строения, расположенного по адресу: г.Томск, ул.Торговая, 8, строение 2, по результатам которого был составлен акт о фактическом использовании №01-28/2016-244/01 от 29.07.2016 (т.1, л.д.130-132).

Согласно акту общая площадь объекта составляет 1215,1 кв.м, из которых 327,2 кв.м занимает объект бытового обслуживания – (ООО «Техносинтез и К» - ремонт и изготовление электроцилиндров, ремонт гидронасосов), что составляет 30,63% к общей площади объекта.

Данный акт составлен работниками ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» Ю., Т.

Из показаний допрошенной в ходе судебного заседания в качестве свидетеля Ю. следует, что при расчете площади, занятой объектами бытового обслуживания, включены согласно техпаспорту помещения 1, 2, 3, 4.

Согласно договору аренды от 15.04.2015 №50 указанные помещения общей площадью 327,2 кв.м (что составляет не 30,63% от общей площади здания, как ошибочно указано в акте, а 26,92%) на первом этаже нежилого строения по адресу: г.Томск, ул.Торговая, 8 строение 2 переданы в аренду ООО «Техносинтез и К» (т.1, л.д.49-50).

В соответствии со сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом экономической деятельности ООО фирма «Техносинтез и К» по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2) является «ремонт машин и оборудования» код 33.12 (т.1, л.д л.д.188).

Вид экономической деятельности 33.12 «ремонт машин и оборудования» включает в себя, в том числе, ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования, ремонт сельскохозяйственных и прочих тяжелых машин и оборудования, включая оборудование группировки 28; ремонт и обслуживание насосов, компрессоров и подобного оборудования; ремонт и обслуживание гидравлической аппаратуры и т.д.

Данный вид экономической деятельности указан в распоряжении Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года №2496-р. Однако из указанного вида экономической деятельности, согласно распоряжению №2496-р, к бытовым услугам относится только один код услуг – 33.12.17 – услуги по ремонту и техническому обслуживанию ручных инструментов с механическим приводом. Эта группировка включает в себя: ремонт ручных инструментов с механическим приводом, ремонт бытовых электроинструментов, ремонт бензомоторных пил.

Дополнительным видом деятельности является «техническое обслуживание и ремонт прочих автотранспортных средств», код 40.20.2. Как было отмечено выше код 45.20.2 соответствует как кодам видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, так и к кодам услуг по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам.

Акт о фактическом использовании здания для целей налогообложения №01-28/2016-244/01 от 29.07.2016 не имеет какого-либо текстового описания результатов осмотра нежилых помещений, отсутствуют указания на критерии, на основании которых помещения отнесены к объектам бытового обслуживания. Прилагаемые к акту фотографии не позволяют сделать однозначный вывод о том, кому и какие услуги оказываются.

Согласно показаниям свидетеля Ю. на здании имелась вывеска, где было указано, что производится ремонт и изготовление гидроцилиндров, диагностика гидроприводов, ремонт гидронасосов. При определении фактического использования помещений ориентировались на нее, на оборудование, которое находилось в помещениях – подкатный кран, сварочное оборудование, гидравлический пресс. Полагала, что ремонт оборудования относится к бытовым услугам.

Согласно вывеске на фасаде здания, что отражено на фотографии, приложенной к акту, ООО «Фирма «Техносинтез и К» занимается ремонтом и изготовлением гидроцилиндров любой сложности, диагностикой гидропривода: экскаваторов, автокранов, манипуляторов и другой техники, ремонтом гидронасосов, гидрораспределителей, НДМ (т.1, л.д.131).

Вместе с тем, ремонт гидравлической аппаратуры, относящийся к группировке 33.12 «ремонт машин и оборудования» не попадает под перечень кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 24.11.2016 №2496-р.

Как следует из показаний директора ООО «Техносинтез и К» Т., допрошенного в качестве свидетеля, в арендуемых у ООО «Восход» помещениях по ул.Торговая, 8 строение 2 производится ремонт самоходной техники, экскаваторов, кранов. Услуги оказываются только крупным коммерческим организациям, где есть соответствующая техника. Населению, гражданам в силу специфики деятельности услуги не оказываются, работают только с юридическим лицами, в помещении даже нет кассового аппарата.

Доказательств обратному, что услуги про ремонту самоходной техники оказываются, в том числе, и физическим лицам, не представлено.

Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что деятельность ООО «Техносинтез и К» не может быть отнесена к бытовым услугам, в связи с чем оснований для включения строения 2 по ул.Торговая, 8 в г.Томске в Перечень как объекта, где более 20% площади используется как объект бытового обслуживания, не имелось.

Также в судебном заседании установлено, что 22 июля 2016 года представители ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» провели обследование принадлежащего административному истцу нежилого строения, расположенного по адресу: г.Томск, ул.Торговая, 8, строение 5, по результатам которого был составлен акт о фактическом использовании №01-28/2016-243/01 от 29.07.2016 (т.1, л.д.133-134).

Согласно акту общая площадь объекта составляет 1117,0 кв.м, из которых 639,0 кв.м занимает помещение автосервиса – ремонт грузовых автомобилей (объект бытового обслуживания), что составляет 57,20 % к общей площади объекта.

Данный акт составлен работниками ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» Ю., Т.

Из показаний допрошенной в ходе судебного заседания в качестве свидетеля Ю. следует, что при расчете площади, занятой объектами бытового обслуживания, включены согласно техпаспорту помещения 1, 2, 3, 4.

В судебном заседании установлено, что согласно договору аренды от 01.07.2015 б/н нежилые помещения общей площадью 216,2 кв.м (согласно техническому паспорту помещение №3 площадью 144,1 кв.м, помещение №4 площадью 72,1 кв.м), находящиеся по адресу: г.Томск, ул.Торговая, 8 строение 5 переданы ООО «Восход» индивидуальному предпринимателю К. (т.1, л.д.53-54).

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей основным видом деятельности ИП К. является «техническое обслуживание и ремонт автотранспорных средств», код 45.20 (т.1, л.д.190, оборот).

Административный истец не оспаривает, что деятельность ИП К. относится к бытовым услугам. Обращает внимание, что площадь, арендуемая ИП К. для осуществления своей деятельности, составляет менее 20% от общей площади объекта.

Действительно, согласно договору аренды, техническому паспорту строения 5 по ул.Торговая, 8 в г.Томске общая площадь помещений 3 и 4, включенных административным ответчиком в акт о фактическом использовании здания №01-28/2016-243/01 от 29.07.2016, составляет 216,2 кв.м. Следовательно процентное соотношение к общей площади строения (1117 кв.м ) – 19,3 %, то есть менее требуемых 20%.

Как установлено в ходе судебного заседания, подтверждено показаниями свидетеля Ю., при проведении обследования учтены также помещения №1 и №2 на поэтажном плане здания (строения) площадью 350, 5 кв.и и 72,3 кв.м соответственно.

Указанные помещения на основании договора аренды от 01.12.2014 №131 переданы ООО «РМП «Феррум» (т.1, л.д.51-52).

Как и в предыдущих случаях, акт о фактическом использовании здания для целей налогообложения №01-28/2016-243/01 от 29.07.2016 не имеет какого-либо текстового описания результатов осмотра нежилых помещений, отсутствуют указания на критерии, на основании которых помещения отнесены к объектам бытового обслуживания. Прилагаемые к акту фотографии не позволяют сделать однозначный вывод о том, какие помещения на них отображены.

Как следует из показаний свидетеля Ю. помещение №1 отображено на второй фотографии во втором ряду приложения№1, помещения №2 на фотографиях отсутствует. Вывод о том, что оказываются услуги, сделан на том основании, что в помещении находился ремонтируемый КАМАЗ, то есть организация занимается ремонтом грузовых автомобилей.

Вместе с тем, допрошенный в качестве свидетеля руководитель ООО «Ремонтно-механическое предприятие «Феррум» К. пояснил, что в помещениях на первом этаже производится ремонт бурового оборудования, а также производство металлических изделий, то есть изготовление металлоконструкций, а также деталей на токарных станках для ремонта оборудования.

Показания свидетеля К. не противоречат сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «Ремонтно-механическое предприятие «Феррум». Так, согласно указанным сведениям к числу дополнительных видов деятельности организации относятся «производство строительных металлических конструкций и изделий» код 25.1, а также «ремонт машин и оборудования» код 33.12.

К группировке видов экономической деятельности 33.12 относятся, в том числе, и ремонт и обслуживание машин, используемых в горнодобывающей промышленности, строительстве, добыче нефти и газа.

Вместе с тем, как было указано выше, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года 2496-р из вида экономической деятельности 33.12 к бытовым услугам относится только один код услуг – 33.12.17 – услуги по ремонту и техническому обслуживанию ручных инструментов с механическим приводом. Услуги по ремонту и обслуживанию иного оборудования, в том числе и бурового, к бытовым не относятся.

Производство строительных металлических конструкций и изделий, код 25.1 также не относится к бытовым услугам.

При таких обстоятельствах суд полагает необоснованным включение помещений, арендуемых ООО «Ремонтно-механическое предприятие «Феррум», в состав помещений, в которых оказываются бытовые услуги по ремонту автомобилей.

Учитывая, что площадь помещений 3 и 4, занимаемых ИП К., составляет менее 20% от общей площади строения, основания для включения строения 5 по ул.Торговая, 8 в г.Томске в Перечень также отсутствуют.

У суда не имеется оснований не доверять показаниям свидетелей К., К., Т., Е., являющихся руководителями организаций, арендующих у ООО «Восход» помещения в спорных строениях. Данные ими показания не противоречат изображениям на фотографиях, приложенных к актам, подтверждаются сведениями об основных и дополнительных видах деятельности, указанных в выписках из Единого государственного реестра юридических лиц, а также Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Позиция административного ответчика о том, что в помещениях, отображенных в актах, оказывались бытовые услуги, основаны на восприятии специалистов ОГБСУ «Областное имущественное казначейство», проводивших обследование спорных строений, увиденному в помещениях, а также мнении, что сам по себе ремонт грузовых автомобилей является бытовой услугой.

Каких-либо доказательств тому, что оказываемые в спорных нежилых строениях, включенных в Перечень, услуги предназначены для удовлетворения бытовых или личных потребностей и иных нужд граждан, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, административным ответчиком не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что пункты 283, 284, 285 Перечня объектов для целей налогообложения на 2017 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области №96-о от 28 ноября 2016 года, не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, - статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 4-1 Закона Томской области от 27 ноября 2003 года №148-ОЗ, а также нарушают права и законные интересы административного истца в той мере, в которой на их основании налог на имущество подлежит исчислению исходя из кадастровой стоимости принадлежащих ООО «Восход» объектов недвижимости с кадастровыми номерами 70:21:0100010:372, 70:21:0100010:371, 70:21:0100010:370.

Учитывая изложенное, заявленные ООО «Восход» требования о признании пунктов 283-285 Перечня объектов для целей налогообложения на 2017 год не действующими подлежат удовлетворению.

Исходя из положений статьи 283 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на имущество организаций уплачивается по истечении налогового периода не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В данном случае включение спорных объектов недвижимости в Перечень произведено в целях налогообложения на 2017 год. На момент подачи заявления в суд и рассмотрения дела срок уплаты налога не наступил.

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия (на 2017 год), признание недействующими отдельных его положений с момента принятия нормативного правового акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале Администрации Томской области и сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области, предусматривающих официальное опубликование нормативных правовых актов.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Восход» удовлетворить.

Признать не действующими со дня принятия пункты 283, 284, 285 Перечня объектов для целей налогообложения на 2017 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 96-о от 28 ноября 2016 года «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2017 год», в части включения в перечень нежилого строения с кадастровым номером 70:21:0100010:372, расположенного по адресу: г.Томск, ул.Торговая, 8 строение 5; нежилого строения с кадастровым номером 70:21:0100010:371, расположенного по адресу: г.Томск, ул.Торговая, 8 строение 2; нежилого строения с кадастровым номером 70:21:0100010:370, расположенного по адресу: г.Томск, ул.Торговая, 8, строение 1.

Возложить на Департамент по управлению государственной собственностью Томской области обязанность по публикации сообщения о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале Администрации Томской области и сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий