ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-47/18 от 05.12.2018 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 3а-47/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 декабря 2018 года город Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Алексеева Д.В., при секретаре судебного заседания Герасимовой О.Ю.,

с участием прокурора Власовой Ю.М., представителя административного истца Яковлева Ю.А., представителя заинтересованного лица – Администрации г.Чебоксары Николаева Д.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Прогресс» о признании недействующим отдельного положения решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года №732,

у с т а н о в и л:

Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года № 1205 «О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары» утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары.

В разделе I «Нестационарные торговые объекты на территории Калининского района города Чебоксары» в строке с порядковым номером 1.31.11 в данную Схему был включен павильон в районе дома № по <адрес>.

Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года № 732 внесены изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, в том числе из Схемы исключена строка 1.31.11.

ООО «Прогресс» обратилось в суд с административным иском к Чебоксарскому городскому Собранию депутатов о признании недействующим решения от 25 апреля 2017 года № 732 в части исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары строки 1.31.11, ссылаясь на то, что решение означает невозможность в дальнейшем размещения торгового павильона, следовательно, оспариваемое решение нарушает его права. Полагает решение в оспариваемой части противоречащим положениям Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», согласно которым нестационарные торговые объекты размещаются в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Административный ответчик не обосновал внесение изменений в Схему какими-либо причинами. Полагает также, что решение не соответствует нормам Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов.

В судебном заседании представитель административного истца Яковлев Ю.А. административный иск поддержал по изложенным основаниям.

Представитель заинтересованного лица по делу – администрации г.Чебоксары Николаев Д.О. возразил против удовлетворения административного иска, указав, что исключение из схемы строки 1.31.11 было обусловлено результатами анализа потребности населения в нестационарных торговых объектах по состоянию на 01 апреля 2017 года, кроме того, право размещения павильона было предоставлено ООО «Прогресс» в соответствии с договором аренды земельного участка от 07 ноября 2011 года, но письмом от 13 июня 2017 года администрация города уведомила арендатора об одностороннем отказе от договора аренды. Постановлением администрации от 25 апреля 2017 года №1013 утвержден порядок, в соответствии с которым право на размещение нестационарных торговых объектов предоставляется только путем проведения аукциона.

Представитель административного ответчика - Чебоксарского городского Собрания депутатов в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просил в административном иске отказать, указывая, что Собрание депутатов утвердило изменения, разработанные администрацией г.Чебоксары, оспариваемое решение является правомерным.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии, привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица, просила рассмотреть дело без ее участия.

Заслушав объяснения представителя административного истца, представителя заинтересованного лица, заключение прокурора Власовой Ю.М., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).

Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (часть 5 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).

Аналогичные положения содержатся в частях 2, 3 статьи 5 Закона Чувашской Республики от 13 июля 2010 года № 39 «О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике и о внесении изменений в статью 1 Закона Чувашской Республики «О розничных рынках».

В целях реализации Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Закона Чувашской Республики от 13 июля 2010 года № 39 «О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике и о внесении изменений в статью 1 Закона Чувашской Республики «О розничных рынках» Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики издан приказ от 16 ноября 2010 года № 184 «О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов».

Названным Порядком определена процедура разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Согласно пункту 2 Порядка схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по городским, сельским поселениям, входящим в их составы, определенными в соответствии с уставами муниципальных образований на неопределенный срок с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли и повышения доступности товаров для населения в соответствии с градостроительным, земельным, санитарно-эпидемиологическим, экологическим законодательством и другими установленными федеральными законами требованиями.

Разработанная Схема утверждается правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления (пункт 7).

В Схему могут быть внесены изменения в порядке, установленном для ее разработки и утверждения (пункт 8).

Утвержденная Схема и вносимые в нее изменения подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальном сайте Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики на Портале органов власти Чувашской Республики и официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 9).

В силу статьи 33 Устава муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики по вопросам своей компетенции Чебоксарское городское Собрание депутатов принимает правовые акты в форме решений.

Административным истцом не оспаривается то обстоятельство, что решение от 25 апреля 2017 года №732 принято уполномоченным на то органом в надлежащей форме, с соблюдением установленной процедуры, правил его обнародования.

Вместе с тем решение Чебоксарского городского Собрания депутатов в оспариваемой административным истцом части не может быть признано соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Из пункта 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Подпунктом 15 пункта 1 статьи 7 Устава муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики, принятого решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 30 ноября 2005 года № 40, предусмотрено, что к вопросам местного значения относится создание условий для обеспечения жителей города Чебоксары услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Согласно частям 1,6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Из представленных документов следует, что 08 июля 2010 года между администрацией города Чебоксары (арендодателем) и ООО «Прогресс» (арендатором) был заключен договор аренды земельного участка №, по условиям которого арендодатель сдал, а арендатор принял во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 88 кв.м., для размещения временного торгового павильон в районе <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером площадью 92209 кв.м., срок аренды устанавливался до 01 августа 2011 года.

07 ноября 2011 года между администрацией города Чебоксары ООО «Прогресс» был заключен договор аренды земельного участка № с аналогичными условиями. Предусматривалось, что договор с истекшим сроком аренды считается заключенным на неопределенный срок и действующим со всеми остальными его условиями.

Письмом от 13 июня 2017 года администрация г.Чебоксары уведомила ООО «Прогресс» об отказе в одностороннем порядке от договора аренды и необходимости освобождения земельного участка.

Главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 марта 2015 года, предусмотрена возможность использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, то есть без заключения договора аренды земельных участков (статьи 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).

Такая же позиция содержится и в разъяснении Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 марта 2015 года № 6786-ПК/Д23и, в котором указано, что в связи с вступлением в силу главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях размещения нестационарных торговых объектов, установки и эксплуатации рекламных конструкций не выдается: данные объекты могут размещаться в силу утвержденных схем размещения нестационарных торговых объектов без оформления прав на земельные участки (пункт 8).

Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары не предусматривает их использование в зависимости от прав конкретных субъектов хозяйственной деятельности на земельные участки, на которых расположены такие объекты.

В соответствии с Порядком организации и проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденным постановлением администрации г.Чебоксары от 25 апреля 2017 года № 1013 «Об утверждении Порядка организации и проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары», отбор хозяйствующих субъектов для организации деятельности в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов, осуществляется путем проведения открытого аукциона.

Таким образом, односторонний отказ администрации г. Чебоксары от договора аренды земельного участка, на котором расположен нестационарный торговый объект ООО «Прогресс», не мог служить основанием для произвольного исключения данного объекта из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары.

Кроме того, как указано выше, Порядком, утвержденным приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики от 16 ноября 2010 года № 184, установлено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается на неопределенный срок (пункт 2).

Тем самым субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляется право для стабильного осуществления торговой деятельности.

Сведений о том, что земельный участок, на котором находится павильон ООО «Прогресс», подлежал изъятию для государственных или муниципальных нужд, либо внесение данного павильона в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары было осуществлено с нарушением установленных требований законодательства, в материалах дела не имеется, стороны на данное обстоятельство не ссылаются.

Как следует из анализа потребности населения Чувашской Республики в нестационарных торговых объектах на территории Калининского района г.Чебоксары по состоянию на 1 апреля 2017 года, содержащегося в представленном администрацией г.Чебоксары заключении эксперта ООО «Союз экспертиз» от 7 апреля 2017 года № , к исключению рекомендована, в частности, строка 1.31.11 Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары.

Однако экспертное заключение не подтверждает отсутствие потребности населения во включении в Схему нестационарного торгового объекта, расположенного в районе дома № по <адрес>, поскольку какого-либо анализа необходимой потребности населения в нестационарной торговле именно по данному адресу экспертное заключение не содержит.

Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25 декабря 2014 года № 2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года» предусмотрено, что при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур. При градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип «меняется место - сохраняется бизнес» (пункт 3.2.2).

Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года № 225-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Иркутска на нарушение конституционных прав и свобод положением части 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер. Положение части 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. Органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.

На основании части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов.

Применительно к сфере торговли аналогичное положение предусмотрено статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В силу статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли должны принимать меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности.

На основании положений статьи 11 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административного искового заявления.

Согласно части 11 статьи 11 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения судов по административным делам подлежат обязательному опубликованию в случаях, предусмотренных Кодексом.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о решении суда подлежит опубликованию в периодическом печатном издании «Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 178 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л:

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года № 732 «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года № 1205» в части исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары строки 1.31.11 о торговом объекте – павильоне в районе дома по <адрес>.

Возложить на Чебоксарское городское Собрание депутатов обязанность опубликовать сообщение о данном решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в периодическом печатном издании «Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары».

На решение могут быть подана апелляционная жалоба, апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики Д.В.Алексеев

Мотивированное решение составлено 27 декабря 2018 года.