ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-47/18 от 18.07.2018 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

дело № 3а-47/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Голикова А.А.

при секретаре Нечаевой Л.И.

с участием прокурора Чершкуте Я.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 18 июля 2018 года административное дело по административному исковому заявлению ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» о признании недействующим в части приказа Службы Республики Коми по тарифам от 13.12.2013 № 99/6,

установил:

ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» в лице филиала «Комиэнерго» обратилось в Верховный Суд Республики Коми с административным исковым заявлением к Министерству строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми о признании недействующим со дня принятия приказа Службы Республики Коми по тарифам от 13.12.2013 № 99/6 в части установления в Приложении к приказу базового уровня подконтрольных расходов 1899 млн. руб.; возложении на Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми обязанности принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный недействующим нормативный правовой акт и устанавливающий экономически обоснованный базовый уровень подконтрольных расходов филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» на 2014-2018 г.г. в размере 1 998 млн. руб. с учетом расходов на оплату труда в размере 1 450 334 тыс. руб.; возложении на Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми обязанности пересмотреть единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2017 год с целью установления в необходимой валовой выручке ПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» экономически обоснованного базового уровня подконтрольных расходов филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» на 2014-2018 г.г. в размере 1 998 млн. руб. с учетом расходов на оплату труда в размере 1 450 334 тыс. рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что административным истцом 26.04.2013 в Службу Республики Коми по тарифам направлялось заявление об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2014-2018 г.г., с приложением обосновывающих документов.

Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 13.12.2013 № 99/6 для ОАО «МРСК Северо-Запада» утверждены долгосрочные параметры регулирования деятельности ОАО «МРСК Северо-Запада», в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций.

При утверждении долгосрочных параметров регулирования Службой Республики Коми по тарифам определен базовый уровень подконтрольных расходов в размере 1 899 млн. руб. При этом расходы по статье «оплата труда» учтены в размере 1351200 тыс. руб.

Указанный приказ нарушает права и законные интересы административного истца в предпринимательской и экономической деятельности на установление экономически обоснованной величины базового уровня подконтрольных расходов, что приводит к превышению фактических расходов над учтенными при расчете необходимой валовой выручки. Возникающие неучтенные расходы приводят к недополучению Обществом необходимой для осуществления деятельности выручки в течении долгосрочного периода регулирования с 2014 по 2018 г.г. Исходя из параметров фактической численности персонала и рекомендованного порядка оплаты труда, экономически обоснованным является уровень подконтрольных расходов в размере 1 998 млн. руб., который учитывает величину расходов на оплату труда в размере 1 450 млн. руб. В результате необходимая валовая выручка занижена на весь долгосрочный период регулирования. Кроме того, по мнению административного истца, нарушена процедура принятия оспариваемого акта, выразившаяся в несоблюдении пункта 28 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, поскольку регулирующим органом в экспертном заключении и протоколе Правления не указаны основания, по которым отказано во включении расходов, предложенных организацией.

Определением суда от 02.02.2018 в порядке статьи 44 Кодекса административного судопроизводства РФ произведена замена административного ответчика Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми на его правопреемника Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми.

Определением суда от 20.02.2018 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации.

Заинтересованные лица Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации, Управление Министерства Юстиции Российской Федерации по Республике Коми явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Суд в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Определением суда от 18.07.2018 принят отказ представителей административного истца ПАО «МРСК Северо-Запада» Оботуровой Л.Д. и Еремина О.И. от административного иска в части возложения на Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми обязанности пересмотреть единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2017 год с целью установления в необходимой валовой выручке ПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» экономически обоснованного базового уровня подконтрольных расходов филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» на 2014-2018 г.г. в размере 1 998 млн. руб. с учетом расходов на оплату труда в размере 1 450 334 тыс. рублей.

В указанной части прекращено производство по административному делу.

В судебном заседании представители административного истца ПАО «МРСК Северо-Запада» Оботурова Л.Д. и Еремин О.И. оставшиеся административные исковые требования поддержали, пояснили, что необоснованное снижение заявленных расходов по оплате труда вызвано непринятием тарифным регулятором предложения организации о размере текущего премирования в размере 60 % от фонда оплаты труда и определении его в размере 40 % от фонда оплаты труда, непринятием заявленных расходов по выплате вознаграждения по итогам года в размере 7,9 % от фонда оплаты труда, расхождением принятого прогнозного снижения против фактической численности персонала, непринятия во внимание Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике РФ на 2013-2015 г.г. в части увеличения ММТС.

Представитель административного ответчика Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми Богданова А.Н., заявленные требования не признала, пояснила, что утвержденный базовый уровень подконтрольных расходов в размере 1 899 млн. руб. определен в соответствии с действующим законодательством и экономически обоснован.

Прокурор Чершкуте Я.В. в своем заключении просила суд административное исковое заявление оставить без удовлетворения.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами установлен главой 21 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Из положений статей 4, 208, 209 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что с административным иском о признании нормативного правового акта недействующим вправе обратиться только лица, в отношении которых данный акт применяется, либо они являются субъектами регулируемых отношений, при условии, что оспариваемым актом нарушены или нарушаются их права. При этом предметом проверки является соответствие оспариваемого нормативного правового акта исключительно законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу.

Частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные положения закона содержатся в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), Основами ценообразования в области в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178, а также Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее - Методические указания), утвержденными приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 г. № 98-э.

Закон об электроэнергетике устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии (статья 1).

На основании пункта 1 статьи 4 Закона об электроэнергетике нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти.

Согласно пункту 1 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).

Пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24 октября 2013 г. № 953 «О внесении изменений в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и принятии тарифных решений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов надлежало до 15 декабря 2013 г. по согласованию с Федеральной службой по тарифам принять решение об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, регулирование деятельности которых осуществляется с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, плановая необходимая валовая выручка от оказания услуг по передаче электрической энергии которых на текущий период регулирования и (или) фактическая необходимая валовая выручка от оказания услуг по передаче электрической энергии за предшествующий период регулирования которых составляет не менее 500 млн. руб.

Службой Республики Коми по тарифам во исполнение указанного постановления Правительства Российской Федерации 13 декабря 2013 г. принят

приказ от 13.12.2013 № 99/6 «О долгосрочных параметрах регулирования деятельности ОАО «МРСК Северо-Запада», в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций».

Согласно приложению к приказу от 13.12.2013 № 99/6 базовый уровень подконтрольных расходов для ПАО «МРСК Северо-Запада» утвержден в размере 1 899 млн. руб.

Указанный приказ принят в установленной форме на заседании правления Службы Республики Коми по тарифам 13.12.2013 при наличии необходимого кворума большинством голосов. Представитель ПАО «МРСК Северо-Запада» Тарасов Д.В. присутствовал на заседании Правления при установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности ПАО «МРСК Северо-Запада» на 2014-2018 г.г.

Приказ Службы Республики Коми по тарифам от 13.12.2013 № 99/6 размещен на официальном Интернет-портал Республики Коми http://www.rkomi.ru, 18.12.2013, «Бюллетень органов государственной власти Республики Коми», 24.12.2013, N 56, ст. 948.

Приложением № 17 к приказу Федеральной службы по тарифам России от 13 декабря 2013 г. № 1587-э Службе Республики Коми по тарифам согласовано установление для филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» долгосрочных параметров регулирования деятельности с применением метода индексации необходимой валовой выручки, в том числе базового уровня подконтрольных расходов в размере 1 899 млн. руб.

В Республике Коми органом исполнительной власти субъекта в области государственного регулирования тарифов до 01.11.2016 являлась Служба Республики Коми по тарифам, положение о которой было утверждено постановлением Правительства Республики Коми от 23.04.2012 № 148 «О Службе Республики Коми по тарифам».

С 01.11.2016 органом исполнительной власти Республики Коми в области государственного регулирования тарифов являлось Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми в силу подпункта 8 пункта 9 Положения о Министерстве строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства РК от 01.11.2016 № 519.

С 01.01.2018 органом исполнительной власти Республики Коми в области государственного регулирования тарифов является Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми в силу пунктов 1, 7 Положения о Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 31.08.2017 № 459.

Служба Республики Коми по тарифам являлась уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим государственное регулирование в сфере установления цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям на момент издания оспариваемого приказа (пп. «а» п. 8 Положения о Службе Республики Коми по тарифам).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что обжалуемый нормативный правовой акт принят Службой Республики Коми по тарифам в пределах своих полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.

В обоснование заявленных требований ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала «Комиэнерго» указывает на несоответствие оспариваемых положений приказа положениям статьи 23 Закона об электроэнергетике, пунктам 24-28, 38 Основ ценообразования, пунктам 23, 28 Правил, пункту 12 Методических указаний.

Пунктом 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются, в том числе: достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав; обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

Согласно пункту 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

При государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии (пункт 2 статьи 23).

При государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике достигается баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечивающий доступность электрической энергии при возврате капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов), в полном объеме с учетом экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала при условии ведения для целей такого регулирования раздельного учета применяемых в указанных сферах деятельности активов и инвестированного и использованного для их создания капитала энергии (пункт 3 статьи 23).

В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии при осуществлении государственного регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций устанавливаются в порядке, установленном Основами ценообразования.

Выбор и применение методов государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляются в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике определяют Основы ценообразования.

В силу пункта 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

Регулирующие органы принимают меры по исключению из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования.

В случае, если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования. К экономически обоснованным расходам в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала).

Пунктом 12 Основ ценообразования установлено, что при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений Основ ценообразования.

В силу пункта 33 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов.

Согласно пункту 38 Основ ценообразования базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов.

Базовый уровень подконтрольных расходов является долгосрочным параметром, устанавливается перед началом долгосрочного периода и в течение долгосрочного периода не меняется. Базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов в соответствии с Методическими указаниями.

В соответствии с пунктом 12 Методический указаний при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитываются следующие статьи затрат: сырье и материалы, ремонт основных средств, оплата труда, другие подконтрольные расходы, в том числе расходы на обслуживание заемных средств, а также расходы по коллективным договорам и другие расходы, осуществляемые из прибыли регулируемой организации.

Согласно пункту 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Пунктом 12 Правил определено, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - регулирующий орган) предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней) с приложением обосновывающих материалов.

Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется: по предложению регулируемой организации; по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами (пункт 13 Правил регулирования тарифов).

Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых материалов (пункт 17 Правил), в числе которых предусмотрены правоустанавливающие документы, расчеты, экономическое обоснование и метод регулирования тарифов.

На основании пунктов 24, 25 Правил регулирования тарифов выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования с учетом предложения регулируемой организации. Орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

Из материалов дела следует, что ПАО «МРСК Северо-Запада» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, которыми владеет на праве собственности и ином законном основании.

С 2011 по 2013 г.г. регулирование тарифов филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» осуществлялось на основе долгосрочных параметров регулирования (первый период). 2014-2018 г.г. является для филиала вторым долгосрочным периодом регулирования.

ПАО «МРСК Северо-Запада» письмом от 26.04.2013 № 34-01-03/3906 обратилось в Службу Республики Коми по тарифам (далее - Служба) с заявлением о рассмотрении материалов для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2014-2018 г.г.

С указанным заявлением представлен расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии по формам Методических указаний, согласно которому в расчете расходов на оплату труда по форме П1.16 приложения № 1 Методических указаний предложение затрат на оплату труда на 2014 год составило 1 854 693 тыс. руб.

При этом учитывались: численность промышленно-производственного персонала по факту 2012 года в количестве 2834,6 единиц; минимальная месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда в размере 5700 рублей (с учетом повышения ММТС в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в электроэнергетике Российской Федерации на 2013-2015 годы) тарифный коэффициент, соответствующий 7 ступени труда по факту 2012 года - 2,42; процент выплат, связанных с режимом работы, с условиями труда 1 работника по факту 2012 года в размере 11,30 %; процент выплат текущего премирования в размере 65 %, процент выплат вознаграждения за выслугу лет по факту 2012 года в размере 15 %; процент выплат по итогам года по факту 2012 года в размере 7,9 %, процент выплат по районному коэффициенту и северным надбавкам по факту 2012 года в размере 90 %; льготный проезд к месту отдыха и обратно по факту 2012 года в размере 13 365 тыс. руб.

Письмом от 28.10.2013 № 015-106-27/10836 филиалом ОАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» в Службу в рамках тарифной кампании по установлению тарифов по передаче электрической энергии на 2014-2018 годы направлена информация о расходах по оплате труда работников филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» в разрезе производственных отделений и аппарата управления за 2010-2013 годы.

Из представленных сведений следовало, что фонд оплаты труда Общества за 2012 год составлял 1 417 297 тыс. руб.

При этом средняя фактическая численность персонала по итогам 2012 года составляла в количестве 2802,6 единиц; средняя минимальная месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда - 4536 рублей (с учетом повышения ММТС в соответствии с Коллективным договором и Отраслевым тарифным соглашением в электроэнергетике Российской Федерации на 2009-2011 годы) тарифный коэффициент, соответствующий 7 ступени труда - 2,42; процент выплат, связанных с режимом работы, с условиями труда 1 работника - 11,3%; процент выплат текущего премирования - 60 %, процент выплат вознаграждения за выслугу лет - 15%; процент выплат по итогам года - 7,9 %; процент выплат по районному коэффициенту и северным надбавкам - 90 %; расходы по льготному проезду к месту отдыха и обратно - 12061 тыс. руб., выплаты по постановлению Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1206 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан» - 26,7 тыс. руб.

Из пояснительной записки к указанному письму, подписанному заместителем директора по экономике и финансам филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго», следует, что Обществом в связи подписанием Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2013-2015 годы, предусматривающего рост ММТС до уровня 5400 рублей с 01.07.2013 и до 6000 рублей с 01.07.2014, предприняты меры по недопущению существенного роста фонда оплаты труда, в том числе снижен уровень текущего премирования до 60 %, а также реализовано снижение численности аппарата управления Филиала на 5% и планируется ежегодное снижение от 15 штатных единиц.

Письмом от 31.10.2013 № 015-1-09-1/11009 филиалом ОАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» в Службу направлены скорректированные показатели для установления долгосрочных параметров регулирования деятельности на 2014-2018 г.г. в двух вариантах.

Исходя из указанных скорректированных данных согласно первому варианту затраты на оплату труда на 2014 год указаны в размере 1 421 637 тыс. руб., по второму варианту - 1 338 172 тыс. руб.

Письмом филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» от 07.11.2013 № 015-09-1/11213 в Службу представлена информация в формате шаблона ЕИАС TSO500.2013 с 2006 по 2014 г.г., согласно которому затраты на оплату труда на 2014 г. также указаны в размере 1 338 172 тыс. руб.

Службой Республики Коми по тарифам открыто дело по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Тарифным органом в отношении филиала «Комиэнерго» ПАО «МРСК Северо-Запада» применен метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки с 2014 по 2018 г.г.

Специалистами тарифного органа проведена экспертиза представленных регулируемой организацией документов и составлено экспертное заключение от 13.12.2013.

При установлении базового уровня подконтрольных расходов учтены результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем полном расчетном периоде регулирования в 2012 году, в том числе фактический объем фонда оплаты труда за 2012 год.

На заседании Правления тарифного органа 13.12.2013 с участием представителя административного истца ПАО «МРСК «Северо-Запада» утверждены долгосрочные параметры регулирования деятельности ОАО «МРСК Северо-Запада», в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии установлены на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на период 2014-2018 г.г. Базовый уровень подконтрольных расходов на 2014 год определен в размере 1 899 млн. руб. При этом затраты на оплату труда на 2014 год составили 1 351 200 тыс. руб.

Решение об установлении тарифа принято при наличии необходимого кворума посредством открытого голосования большинством голосов с соблюдением требований пунктов 25, 26, 27, 28 Правил.

Указанное решение оформлено приказом Службы Республики Коми по тарифам от 13.12.2013 № 99/6 «О долгосрочных параметрах регулирования деятельности ОАО «МРСК Северо-Запада», в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций».

Из материалов тарифного дела следует, что органом регулирования долгосрочные параметры определены исходя из фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в 2012 году; прогнозных индексов потребительских цен (ИПЦ) на 2014 год в размере 5,6 %, на 2013 год в размере 6,7 %, ИПЦ, отраженных в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на плановый период 2015 и 2016 годов.

При расчете затрат на оплату труда на 2014 год по филиалу ОАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» учтена численность промышленно-производственного персонала по факту 2012 года и планируемого сокращения численности АУП на 5 %, всего в количестве 2 778,74 единиц (сведения указаны в письме филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» от 28.10.2013 № 015-106-27/10836); средняя тарифная ставка рабочего 1 разряда по факту 2012 года в размере 4 536 рублей (письмо филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» от 28.10.2013 № 015-106-27/10836) с увеличением на прогнозный ИПЦ на 2013 и 2014 годы (4 536,00 * 1,067 * 1,056 = 5 110,95 рублей); тарифный коэффициент, соответствующий 7 ступени труда по факту 2012 года - 2,42 (сведения указаны в письме филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» от 28.10.2013 № 015-106-27/10836); процент выплат, связанных с режимом работы, с условиями труда 1 работника по факту 2012 года в размере 11,30 % (сведения указаны в письме филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» от 28.10.2013 № 015-106-27/10836); процент выплат текущего премирования в размере 40 % (учтен на уровне, утвержденном филиалу ОАО «МРСК Северо-Запада» на первый долгосрочный период регулирования в 2011 году); процент выплат вознаграждения за выслугу лет по факту 2012 года в размере 15% (сведения указаны в письме филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» от 28.10.2013 № 015-106-27/10836); процент выплат по районному коэффициенту и северные надбавки по факту 2012 года в размере 90,078 % (сведения указаны в письме филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» от 28.10.2013 № 015-106-27/10836); льготный проезд к месту отдыха и обратно по факту 2012 года в размере 12 061, 30 тыс. руб. (письмо филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» от 28.10.2013 № 015-106-27-27/10836); выплаты по постановлению Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1206 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан» по факту 2012 года в размере 26,69 тыс. руб. (сведения указаны в письме филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» от 28.10.2013 № 015-106-27/10836).

Определением суда от 11.04.2018 по делу назначена и проведена судебная экспертиза экспертами Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в лице Института проблем ценообразования.

Проанализировав представленные сторонами доказательства и материалы тарифного дела, заключение судебной экспертизы, суд приходит к выводу о правомерности расчетов органа регулирования и законности оспариваемого нормативного правового акта.

С предъявленным административным исковым заявлением филиалом ПАО «МРСК Северо-запада» «Комиэнерго» вновь представлен иной расчет расходов на оплату труда на 2014 год в размере 1 450 334, 1 тыс. руб.

При этом указаны: средняя фактическая численность персонала по факту 2012 года в количестве 2795,1 единиц; средняя минимальная месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда в размере 5105,6 рублей; тарифный коэффициент в размере 2,17; процент выплат, связанных с режимом работы, с условиями труда 1 работника в размере 9,07 %; процент выплат текущего премирования в размере 66,63 %, процент выплат вознаграждения за выслугу лет в размере 12,94 %; процент выплат по итогам года в размере 9,36 %, процент выплат по районному коэффициенту и северным надбавкам в размере 88,77 %; льготный проезд к месту отдыха и обратно в размере 14175 тыс. руб., выплаты по постановлению Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1206 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан» в размере 27,65 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований административный истец указывает об увеличении в 2014 году фактической численности работников в связи с вводом новых мощностей, о необоснованном учете органом регулирования планируемого сокращения численности АУП на 5 % при расчете фонда оплаты труда на 2014 год, непринятии к расчету фактической численности работников общества в последнем полном периоде регулирования в 2012 году, необоснованном отклонении тарифным регулятором предложений в части принятия выплат текущего премирования в размере 60%, выплаты по итогам года в размере 7,9 %.

Указанные доводы суд находит несостоятельными.

В необходимую валовую выручку общества подлежат включению только экономически обоснованные затраты, что отвечает принципам ценообразования и исключает необоснованный рост цен на электрическую энергию для потребителей.

ПАО «МРСК Северо-Запада», являясь коммерческой организацией и профессиональным участником рынка электроэнергетики, должно быть заинтересовано в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления на очередной период долгосрочного периода регулирования подконтрольных расходов, выгодных для осуществления своей деятельности. В этой связи законодательством на него возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления нужного базового уровня подконтрольных расходов. Неисполнение данной обязанности имеет своим последствием неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств.

Представленные материалы в тарифное дело свидетельствовали о средней фактической численности работников общества в последнем полном расчетном периоде регулирования в 2012 году в количестве 2975,1 единиц.

При этом из пояснительной записки к письму, направленному 28.10.2013 № 015-106-27/10836 филиалом ОАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» в Службу в рамках тарифной кампании и подписанному заместителем директора по экономике и финансам филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго», следовало, что Обществом реализовано снижение численности аппарата управления Филиала на 5% и планируется ежегодное снижение от 15 штатных единиц.

Расчет тарифного регулятора с учетом указанных сведений о снижении численности аппарата управления филиалом ОАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» на 5% самой регулируемой организацией не противоречит положениям пункта 26 Основ ценообразования.

В организации утверждено и действует Положение о премировании работников филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» за выполнение показателей производственной и финансово-экономической деятельности филиала.

В силу указанного Положения базовый размер премии, устанавливаемый для производственных отделений, аппарата управления филиала, определяется исходя из выполнения основных ключевых показателей эффективности за месяц и не может быть менее 40 %. Средний процент ежемесячной премии за квартал не может превышать 75 % тарифной составляющей расходов, направляемых на оплату труда работников, с учетом суммы доплат и надбавок компенсирующего и стимулирующего характера.

Премирование работников структурных подразделений производственных отделений и аппарата управления филиала производится за выполнение конкретных показателей, установленных исходя из функциональных и должностных обязанностей и ответственности работников и увязанных с результатами деятельности производственных отделений и филиала.

В организации также утверждено и действует Положение о выплате вознаграждения по итогам работы за год работникам ОАО «МРСК Северо-Запада», согласно которого оно выплачивается при условии наличия чистой прибыли в целом по Обществу, предусмотрены выплаты в пониженном размере при допущенных работниками в течении года нарушений, невыполнении производственных заданий, норм труда и др.

Таким образом, в орган регулирования совместно с тарифной заявкой подлежали направлению документы, подтверждающие выполнение работниками производственных отделений и филиалом показателей эффективности работы, а также документы, подтверждающие фактические расходы ПАО «МРСК Северо-Запада» по выплате работникам филиала премий и выплатам по итогам года, их обоснованность, сведений о наличии чистой прибыли в целом по Обществу.

Указанные документы в орган регулирования не были представлены.

При рассмотрении дела административным истцом представлены фактические сведения о величине премирования персонала филиала ПАО «МРСК «Северо-Запада» Комиэнерго» в 2012 г., которая составила 60%. Представлены приказы филиала ПАО «МРСК «Северо-Запада» «Комиэнерго» о премировании работников за выполнение показателей производственной и финансово-экономической деятельности филиала в течении 2012 года.

В силу пункта 17 Правил регулирования предоставить органу регулирования обосновывающие материалы обязаны именно организации, осуществляющие регулируемую деятельность.

Согласно пункту 19 этих же Правил запрос дополнительных материалов осуществляется регулирующим органом не в обязательном порядке, а в случае необходимости уточнения тарифных предложений либо обоснований. Такая необходимость для регулирующего органа является оценочной категорией, реализуемой независимо от иной оценки представленных материалов другим лицом.

Отсутствие каких-либо из документов не препятствует установлению тарифов.

Согласно пункту 24 Правил в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных настоящими Правилами, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов).

В предшествующем периоде регулирования Общества за 2011-2013 годы органом регулирования при определении экономически обоснованных затрат в расчет приняты премии в размере 40 %, выплаты по итогам года не учтены.

Службой Республики Коми по тарифам на 2014 г. величина текущего премирования утверждена в размере 40%, величина выплат по итогам года не учтена, т.е. установлены на уровне утвержденных величин прошлых лет и не превышающих величины процента текущего премирования и выплат по итогам года, установленной на 2014 г сетевым организациям, осуществляющим свою деятельность на территории Республики Коми.

Как следует из заключения судебной экспертизы, проведенной по делу экспертами Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в лице Института проблем ценообразования, расчет расходов филиала ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» «Комиэнерго» по статье «оплата труда» в размере 1 351 200 тыс. руб., включенных в базовый уровень подконтрольных расходов, учтенных при утверждении долгосрочных параметров регулирования деятельности ПАО «МРСК Северо-Запада» приказом Службы Республики Коми по тарифам от 13.12.2013 № 99/6 соответствует требованиям законодательства РФ об электроэнергетике.

У суда отсутствуют причины не доверять в указанной части экспертному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями процессуального законодательства. В заключении приведены ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперты предупреждены об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Проанализировав содержание заключения с учетом разъяснений, полученных при допросе в судебном заседании экспертов Бржезянского С.Э. и Зверевой О.Г., суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 КАС РФ, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы. Основания для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности экспертов отсутствуют.

Из заключения судебных экспертов следует, что по их мнению экономически обоснованная величина текущего премирования составляет 40 %, т. е. на максимально возможном уровне величины текущего премирования, утвержденной для организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности по передаче электрической энергии на территории Республики Коми.

В целях обеспечения равных конкурентных условий для всех аналогичных организаций, по мнению Экспертов, при расчете величины расходов на оплату труда филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» на 2014 г. позиция Службы Республики Коми о не учете выплат по итогам года является обоснованной.

Суд с указанными выводами экспертов соглашается, поскольку они основаны на материалах тарифного дела.

Суд приходит к выводу, что с учетом принципов достижения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечения доступности электрической энергии для потребителей и защиты их прав, экономической обоснованности затрат, тарифный регулятор обоснованно учел сокращение численности АУП на 5 %, указанное в письме филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» от 28.10.2013 № 015-106-27/10836, а также при расчете экономически обоснованных затрат принял из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования показатели текущего премирования в размере 40%, не учел выплаты по итогам года.

Доводы представителей административного истца о необходимости учета указанной при подаче заявки минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда 5700 рублей, закрепленной на 2014 год в Отраслевом тарифном соглашении в электроэнергетике Российской Федерации на 2013-2015 г.г., не свидетельствуют о незаконности обжалуемого приказа.

Отраслевое тарифное соглашение не относится к нормативным актам, регламентирующим вопросы тарифного регулирования.

Положения Отраслевого тарифного соглашения в силу пункта 26 Основ лишь учитываются регулирующим органом при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, наравне с другими показателями, таким образом, чтобы соблюдались основные принципы государственного регулирования в электроэнергетике.

ОАО «МРСК Северо-Запада» являлось участником Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2009 - 2011 годы (утвержденный председателем общественного объединения – «Всероссийский Электропрофсоюз» 27.06.2008), продленного действием до 31.12.2012.

В силу пункта 3.3 указанного Отраслевого соглашения с 1 января 2012 года ММТС устанавливается в размере 4207 (четырех тысяч двухсот семи) рублей, увеличенных на индекс потребительских цен в Российской Федерации в 2011 году на основании данных Федеральной службы государственной статистики, но не ниже 4417 (четырех тысяч четырехсот семнадцати) рублей.

В течение 2012 года ММТС изменяется каждые полгода в соответствии с индексом потребительских цен в Российской Федерации на основании данных Федеральной службы государственной статистики, если иное не установлено коллективным договором Организации.

В 2012 г. в филиале ОАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» фактический показатель средней минимальной месячной тарифной ставки с учетом коллективного договора общества достиг 4536 руб., который и был принят для расчета на 2014 г. с учетом ИПЦ на 2013 и 2014 г.г.

Принятие тарифным регулятором указанных показателей соответствует положениям пункта 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, поскольку они определены с учетом Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2009 - 2011 годы (утвержденный председателем общественного объединения – «Всероссийский Электропрофсоюз» 27.06.2008), и фактического объема фонда оплаты труда за 2012 год.

Доводы представителей административного истца о не указании в протоколе заседания правления Службы Республики Коми по тарифам и экспертном заключении оснований, по которым отказано во включении в тарифы расходов на оплату труда в сумме, заявленной административным истцом, а также на отсутствие анализа экономической обоснованности расходов по оплате труда, отсутствие данных об использовании при определении фонда оплаты труда на 2014 год сведений о фактическом объеме фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, отсутствии данных о применении прогнозного индекса потребительских цен, являются необоснованными и не влекут отмену оспариваемого приказа.

Из заключения судебной экспертизы также следует, что содержание экспертного заключения Службы Республики Коми по тарифам от 13.12.2013 соответствует требованиям, установленным пунктом 23 Правил.

Согласно экспертному заключению Службы Республики Коми по тарифам от 13.12.2013 по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала ПАО «МРСК «Северо-Запада» «Комиэнерго» на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности па период 2014-2018 годы, при определении базового уровня подконтрольных расходов учтены расходы на оплату труда в размере 1 351 тыс. руб., что отражено в таблицах, являющихся частью заключения.

Суд приходит к выводу, что экспертное заключение по своему содержанию отвечает требованиям пункта 23 Правил регулирования тарифов.

Ссылка представителей Общества на нарушение регулирующим органом пункта 28 Правил, согласно которым основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, указываются в протоколе, опровергается материалами дела. Утвержденные корректировки расходов указаны как в протоколе заседания Правления от 13 декабря 2013 г., так и содержатся в заключении экспертизы от 13.12.2013, которое в силу пункта 22 Правил приобщается к делу об установлении цен (тарифов).

Таким образом, Службой Республики Коми по тарифам не допущено существенных нарушений порядка принятия приказа Службы Республики Коми по тарифам от 13.12.2013 № 99/6, приведших к установлению базового уровня подконтрольных расходов в экономически необоснованном размере.

Филиал ПАО «МРСК «Северо-Запада» «Комиэнерго» был извещен о дате, времени и месте проведения заседания Правления Службы Республики Коми по тарифам, имел возможность ознакомления с материалами тарифного дела, экспертным заключением специалистов Службы.

Доводы представителей административного истца о том, что установленная величина базового уровня подконтрольных расходов приводит к превышению фактических расходов над учтенными при расчете необходимой валовой выручки, не влекут признание оспариваемого приказа недействующим.

Суд учитывает, что филиал ПАО «МРСК «Северо-Запада» «Комиэнерго» не лишен возможности заявить к учету понесенные в 2014 году экономически обоснованные расходы для включения их в необходимую валовую выручку в последующем периоде регулирования.

Из заключения судебных экспертов, располагавших материалами тарифного дела и дополнительно представленными доказательствами о фактической численности работников Общества в 2014 году и фактическом увеличении в 2014 году ММТС до 6000 рублей, следует, что расчет величины расходов на оплату труда, произведенный Службой Республики Коми по тарифам, не является экономически обоснованным в части определения обоснованных величин численности, ставки рабочего 1 разряда, среднего тарифного коэффициента (рассчитанного судебными экспертами в меньшую сторону), величины средств на льготный проезд к месту отдыха.

По мнению экспертов, с учетом уточнений, высказанных в судебном заседании экспертом Бржезянским С.Э. экономически обоснованный размер расходов по статье «оплата труда» филиала ПАО «МРСК «Северо-Запада» «Комиэнерго», определенный методом экономически обоснованных расходов (затрат) составляет 1 366 785,51 тыс. руб.

Согласно пункту 7 Основ предусмотрено, что в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.

Таким образом, ссылка филиала ПАО «МРСК Северо-запада» «Комиэнерго» на превышение фактических расходов над расчетными не может служить основанием отмены оспариваемого приказа, поскольку не препятствует их возмещению и учету регулирующим органом в последующем регулируемом периоде.

Административным истцом не представлено доказательств того, что оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности или создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административные исковые требования, не подлежат удовлетворению.

Разрешая вопрос о распределении понесенных участниками дела судебных расходов в виде уплаченной административным истцом государственной пошлины при подаче административного искового заявления и расходов на проведение судебной экспертизы в размере 500000 рублей, суд приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При установленных обстоятельствах уплаченная ПАО «МРСК Северо-Запада» при подаче административного иска государственная пошлина в размере 4500 рублей и расходы на проведение судебной экспертизы в размере 500000 рублей относятся на административного истца.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» в лице филиала «Комиэнерго» о признании недействующим со дня принятия приказа Службы Республики Коми по тарифам от 13.12.2013 № 99/6 в части установления базового уровня подконтрольных расходов 1899 млн. руб.; возложении на Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми обязанности принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный недействующим нормативный правовой акт и устанавливающий экономически обоснованный базовый уровень подконтрольных расходов филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» на 2014-2018 г.г. в размере 1998 млн. руб. с учетом расходов на оплату труда в размере 1 450 334 тыс. руб., отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 23.07.2018.

Судья- Голиков А.А.