ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-47/19 от 06.09.2019 Томского областного суда (Томская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 сентября 2019 года Томский областной суд в составе:

председательствующего Простомолотова О.В.,

при секретарях Шумаковой Ю.М., Пензиной О.С.

с участием прокурора Емельяновой С.Е.,

представителя административного истца ФИО1, ФИО2, действующей на основании доверенности от 30.05.2019 сроком действия 15 лет,

представителей административного ответчика Департамента по управлению государственной собственностью Томской области: ФИО3 и ФИО4, действующих на основании доверенностей от 22.07.2019 сроком действия до 31 декабря 2019,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело № 3а-47/2019 по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту управления государственной собственностью Томской области о признании недействующим в части подп. 390 перечня объектов для целей налогообложения на 2018 утвержденного распоряжения Департамента управления государственной собственностью Томской области № 85-О от 29.11.2017 «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год» и в части под. 381 перечня объектов для целей налогообложения на 2019 утвержденного распоряжения Департамента управления государственной собственностью Томской области № 105-О от 29.11.2018 «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год»,

У С Т А Н О В И Л:

распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 85-о от 29 ноября 2017 года «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год» в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определен перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Указанное распоряжение и приложение к нему опубликованы 30 ноября 2017 года на официальном интернет – портале «Электронная администрация Томской области» http//www.tomsk.gov.ru в разделе нормативно-правовые акты и интернет - портале Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в телекоммуникационной сети интернет http://дугс.рф.

Пунктом 1 указанного распоряжения определен перечень объектов для целей налогообложения на 2018 год согласно приложению к настоящему распоряжению.

В соответствии с пунктом 390 приложения к распоряжению Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 85-о от 29 ноября 2017 года «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год» в указанный перечень (далее - Перечень) включено нежилое здание с кадастровым номером /__/, расположенное по адресу: /__/.

Подпунктом 2 пункта 2 установлено, что указанный перечень подлежит направлению в соответствующие налоговые органы по месту нахождения недвижимого имущества в срок не позднее 1 января 2018года.

распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 105-о от 29 ноября 2018 года «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год» в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определен перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Указанное распоряжение и приложение к нему опубликованы 30 ноября 2018 года на официальном интернет – портале «Электронная администрация Томской области» http//www.tomsk.gov.ru в разделе нормативно-правовые акты и интернет - портале Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в телекоммуникационной сети интернет http://дугс.рф.

Пунктом 1 указанного распоряжения определен перечень объектов для целей налогообложения на 2019 год согласно приложению к настоящему распоряжению.

В соответствии с пунктом 381 приложения к распоряжению Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 105-о от 29 ноября 2018 года «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год» в указанный перечень включено нежилое здание с кадастровым номером /__/, расположенное по адресу: /__/.

Подпунктом 2 пункта 2 установлено, что указанный перечень подлежит направлению в соответствующие налоговые органы по месту нахождения недвижимого имущества в срок не позднее 1 января 2019года.

ФИО1 являющийся собственником указанного нежилого здания, обратился в Томский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании распоряжений Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 85-о от 29 ноября 2017 года «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год» и распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 105-о от 29 ноября 2018 года «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год» в части включения в Перечень принадлежащее ему на праве собственности нежилого здания с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/.

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что включение нежилого здания в Перечень противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Порядку определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, утвержденному постановлением Администрации Томской области № 454а от 03.12.2014, нарушает его права в сфере экономической деятельности, незаконно обязывает уплачивать налог на имущество исходя из кадастровой стоимости здания, значительно увеличивая налоговую базу по налогу.

Административный истец ссылается на то, что нежилое здание, принадлежащее ему на праве собственности, не относятся к видам объектов (объектов бытового обслуживания), предусмотренных п.2 ч.1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку их назначение и фактическое использование не предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Согласно акту определения вида фактического использования нежилого здания первый этаж здания используется для размещения авто комплекса «Бумеранг» (автомойка шиномонтаж, автосервис, являющиеся объектом бытового обслуживания) и кафе (объекта общественного питания), что составляет 50% от общей площади здания. Вместе с тем при составлении акта специалисты основывались исключительно на субъективной оценке при визуализации исследуемого помещения, что привело к постановке ошибочных выводов. Специалистами в акте не указан ни вид помещений, ни их площадь, ни назначение нежилых помещений. Кроме того, ответчик в нарушение процедуры включения спорного здания в перечень объектов недвижимости для целей налогообложения не уведомил ФИО1 о проведении обследования.

В ходе судебного заседания представитель административного истца ФИО2 заявленные требования поддержала, в своих объяснениях суду подтвердила, что административному истцу на праве собственности принадлежит указанное нежилое здание, которое сдано в аренду ООО «Бумеранг+» на основании договора аренды от 25.03.2017. В здании находится авто комплекс Бумеранг: автомойка, шиномонтаж, автосервис. На момент обследования и в 2018 году авто комплекс оказывал услуги исключительно юридическим лицам. При указанных обстоятельствах у административного ответчика отсутствовали какие-либо основания для включения нежилого здания в перечень объектов для целей налогообложения на 2018.

В 2018 году обследование не проводилось, а, следовательно у ответчика не имелось даже формальных оснований для включения здания в перечень объектов для целей налогообложения на 2019, поскольку ни назначение нежилых помещений расположенных в здании ни вид разрешенного использования земельного участка не позволяли отнести здание к числу объектов предусмотренных п. 2 ч.1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Представители административного ответчика Департамента по управлению государственной собственностью Томской области ФИО3 и ФИО4 в ходе судебного заседания возражали против заявленных административных исковых требований, полагали что процедура определения вида фактического использования, а также включения в перечень объектов недвижимости для целей налогообложения и принятия оспариваемого акта была соблюдена. Актом обследования уполномоченной организации установлено, что в здании находятся объекты бытового обслуживания: автосервис, шиномонтаж, автомойка и объект общественного питания – кафе, что подтверждается актом обследования нежилого здания, фотоматериалами, распечатками материалов страницы в сети интернет содержащей подробную информацию о деятельности авто комплекса из которой следует, что авто комплекс оказывал и оказывает услуги неограниченному кругу лиц. Арендатором указанного здания является ООО «Бумеранг+», который осуществляет деятельность в здании по указанному адресу. Основным видом экономической деятельности ООО «Бумеранг+» является техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств код ОКВЭД 45.20, что в соответствии с классификатором основных видов экономической деятельности и распоряжением Правительства № 2496-р от 24.11.2016 относятся к кодам основных видов экономической деятельности относимых именно к бытовым услугам. Также на первом этаже находится мини кафе, которое в соответствии с ГОСТ 30389-2013 относиться к объектам общественного питания. Вид разрешенного использования земельного участка также предполагает размещение объектов бытового обслуживания, что и послужило основанием включения здания в перечень на 2019 год.

Выслушав объяснения представителя административного истца, представителей административного ответчика, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела и представленные в них доказательства, проанализировав оспариваемые административным истцом отдельные положения нормативных правовых актов на их соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия нормативного правового акта, а также заслушав заключение прокурора Емельяновой С.Е., полагавшей требования подлежащими частичному удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть не соответствуют иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

При рассмотрении дела судом установлено, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт регулирует отношения в сфере налогообложения.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налоговым кодексом Российской Федерации также разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.

В соответствии со статьей 399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (часть 1).

Согласно статье 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В силу статьи 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение (часть 1).

Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 382.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и конкретизирующими его положения актами.

Постановлением Администрации Томской области № 454а от 3 декабря 2014 года «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения» (вместе с «Положением о Комиссии по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения») утвержден указанный порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений).

Согласно п.16 постановления Администрации Томской области № 454а от 3 декабря 2014 года «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения» (далее - Порядок) в срок не позднее 20-го числа месяца, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций, Департамент по управлению государственной собственностью Томской области осуществляет подготовку распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области об определении перечня объектов для целей налогообложения.

Из положения о Департаменте по управлению государственной собственностью Томской области, утвержденного постановлением Администрации Томской области № 68 от 11.06.2013, следует, что Департамент является уполномоченным органом на определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения налогом на имущество, направление указанного перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещение перечня на официальном сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (подп.8.1 п.10 положения).

При таких обстоятельствах суд полагает, что Департамент по управлению государственной собственностью Томской области наделен достаточной компетенцией и полномочиями для принятия оспариваемого административным истцом в части нормативного правового акта.

Пунктом 3 Порядка определено, что обследование объектов недвижимого имущества в целях определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения проводится (далее - Мероприятие) Уполномоченной организацией на основании плана по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения в Томской области.

Согласно пункту 6 Порядка перед осуществлением Мероприятия Уполномоченная организация информирует собственников (владельцев) объектов недвижимого имущества не позднее чем за 7 дней о предстоящем Мероприятии любыми доступными способами (устно, письменно, в том числе с использованием средств факсимильной и электронной связи).

В соответствии с пунктом 10 Порядка по результатам проведенного Мероприятия представителями Уполномоченной организации составляется акт о фактическом использовании зданий (строений, сооружений, нежилых помещений) для целей налогообложения.

Уполномоченной организацией на территории Томской области является ОГБСУ «Областное имущественное казначейство», целями деятельности которого в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.2 Устава данного учреждения является определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в целях налогообложения налогом на имущество по правилам, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Распоряжением директора ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» № 7 от 25.01.2017 утвержден план мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на 1 квартал 2017 года (л.д. 84-85).

В соответствии с пунктом 55 приложения к распоряжению ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» от 25.01.2017 № 7 нежилое здание по адресу: /__/ было включено в План проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения в Томской области на 1 квартал 2017 года и проведение указанных мероприятий запланировано в период с 1.02.2017 по 31.03.2017.

Письмом от 6.02.2017 № 114 ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» уведомило ФИО1 о проведении обследования нежилого здания.

Указанное обстоятельство вопреки доводам представителя истца подтверждается журналом регистрации отправляемых документов, оригинал которого был, исследовал в ходе судебного заседания, из которого следует, что указанное уведомление 06.02.2017 было направлено адресату простым письмом (л.д.86, 87-88).

Распоряжением директора ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» № 112 от 29.03.2017 утвержден состав комиссии по определению вида фактического использования объекта недвижимости нежилого здания по адресу: /__/, обследование назначено на 30.03.2017 (л.д. 113).

По результатам обследования нежилых помещений 30.03.2017 комиссией был составлен акт № 02-02/2017-69 от 5.04.2017 о фактическом использовании зданий (строений, сооружений, нежилых помещений) для целей налогообложения, согласно которому площадь здания составляет /__/ кв.м, второй этаж площадью /__/ кв.м не используется, в помещении авто комплекса Бумеранг, расположенного на первом этаже здания находятся кафе (объект общественного питания), автомойка, шиномонтаж (объекты бытового обслуживания) занимающие площадь /__/ кв.м, что составляет 50% от площади здания (л.д. 115-118).

Исходя из положений раздела 4 Порядка комиссия по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (далее - Комиссия) рассматривает поступившие от Уполномоченной организации перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых проведено соответствующее обследование, утверждает сводный перечень объектов недвижимого имущества, которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, который носит рекомендательный характер, и направляет его в Департамент. В свою очередь, Департамент на основании полученных сведений определяет перечень объектов для целей налогообложения на соответствующий налоговый период.

Согласно пункту 15 Положения о Комиссии, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 03.12.2014 № 454а (далее - Положение), решения Комиссии оформляются протоколом заседания Комиссии, который подписывается председателем Комиссии, а в его отсутствие - председательствующим на заседании заместителем председателя Комиссии.

При этом в силу п. 11 Положения заседание Комиссии считается правомочным, если в нем участвует не менее половины от общего числа членов Комиссии.

Протоколом Комиссии № 6 от 15.11.2017 был утвержден:

1) перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых было проведено обследование фактического использования в четвертом квартале 2016, 1,2,3 кварталах 2017 года для включения объектов в перечень объектов недвижимого имущества на 2018 год, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, в состав которого вошло и нежилое здание, принадлежащие административному истцу.

2) сводный перечень объектов недвижимости на 2018 год, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Согласно протоколу № 6 от 15 ноября 2017 года в заседании Комиссии принимали участие более половины ее членов (л.д. 184-187).

Распоряжением от 29.11.2017 № 85-о Департамент определил перечень объектов для целей налогообложения на 2018 год, включив в его состав, в том числе нежилое здание, расположенное по адресу: /__/, после чего направил указанный перечень объектов в налоговые органы по месту нахождения недвижимого имущества и опубликовал его на официальном сайте Департамента.

Таким образом, установленная процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта и его введения в действие (опубликования) была соблюдена.

Проверив распоряжение № 85-о от 29 ноября 2017 года в оспариваемой части на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В силу п. 1, 2 ч.1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно п.2 ч.4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если: разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; либо фактически используется для размещения таких объектов. При этом, фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Как установлено судом ФИО1, согласно данным выписок из ЕГРП принадлежит на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером /__/, расположенное по адресу: /__/, в состав которого входят нежилые помещения первого этажа с кадастровым номером /__/ площадью /__/ кв.м и нежилые помещения второго этажа с кадастровым номером /__/ площадью /__/ кв.м (л.д. 58-73 т.2).

Указанное здание, включающее в себя нежилые помещения первого и второго этажей с кадастровыми номерами /__/ и /__/, расположено на земельном участке с кадастровым номером /__/, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации нежилого здания (автосервис, бытовые помещения) (л.д. 21-24, т.2).

Данный земельный участок был предоставлен ФИО1 на основании договора аренды от 20.07.2011 для строительства авто комплекса (л.д. 145-152 т.2).

Из выписки ЕГРЮЛ следует, что по адресу /__/ зарегистрировано ООО «Бумеранг+» основным видом экономической деятельности которого является техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных средств, а одним из дополнительных видов экономической деятельности является мойка автотранспортных средств, (л.д. 125 т.1).

Согласно представленному договору аренды нежилого здания и земельных участков заключенному 25 марта 2017 между ФИО1 и ООО «Бумеранг+» во временное пользование ООО «Бумеранг+» передано здание, назначение нежилое (предприятие автосервиса), 2-х этажное площадью /__/ кв.м расположенное по адресу /__/ с кадастровым номером /__/, в котором расположены нежилые помещения 1 этажа площадью /__/ кв.м и нежилые помещения второго этажа площадью /__/ кв.м. Согласно п.8 договора он заключен на период с 25 марта 2017 по 31 декабря 2017 и считается автоматически пролонгированным при отсутствии заявления одной из сторон об отказе от продления (л.д. 1-5 т.2).

В соответствии с техническими характеристиками помещений являющихся приложением к договору передаваемые помещения первого этажа включают в себя в том числе: нежилое производственное помещение (зона размещения оборудования) площадью /__/ кв. м, нежилое производственное помещение (зона размещения оборудования), моечная зона (пост 1, 2, 3, 4) площадью /__/ кв.м, нежилое помещение (зона приемки и выдачи автомобилей, зона ТО и ТР (пост 1, 2, 3, 4, 5), производственная зона площадью /__/ кв.м. Также на первом этаже расположены уборная площадью /__/ кв.м, гардеробная площадью /__/ кв.м, помещение для переодевания площадью /__/ кв.м., гардеробная площадью /__/ кв.м, уборная площадью /__/ кв.м, умывальная комната площадью /__/ кв.м, зона ожидания площадью /__/ кв.м (л.д. 6-7, т.2).

Из пояснений представителя истца в судебном заседания следует, что помещение площадью /__/ кв.м это помещение шиномантожа. Помещение площадью /__/ кв.м - автомойка и помещение площадью /__/ кв.м - помещение автосервиса. Помещение площадью /__/ кв.м это зона ожидания для клиентов, где и расположен кофейный аппарат и холодильный шкаф.

Согласно представленным фотоматериалам, являющимся приложением к акту обследования и их укрупненным копиям выезд в помещения автомойки и автосервиса осуществляется через специально оборудованные ворота. Въезд в помещение автомойки осуществляется через ворота № 1 и 2. Помещение автомойки и заезды в него снабжены соответствующими вывесками. Въезд в помещение автосервиса осуществляется через ворота № 1, 2, 3 снабженные надписями «Автоэлектрик», «СТО», «Сход-развал». Помещение шиномантожа имеет отдельный вход, снабженный соответствующей вывеской «Шиномонтаж». В помещениях мойки, автосервиса и шиномантожа расположено соответствующее оборудование для выполнения работ по автомойке, техническому обслуживанию транспортных средств и шиномантажу. Здание авто комплекса имеет соответствующую вывеску «Авто комплекс Бумеранг» (л.д. 196-204 т.1).

Представитель административного ответчика ФИО5 (ФИО6) пояснила, что она лично направляла уведомление о предстоящем обследовании в адрес ФИО7, которое было направлено по адресу его регистрации простым почтовым отправлением. Она также принимала участие 30.03.2017 в обследовании указанного нежилого здания. На момент обследования они располагали техническим планом здания, в котором отсутствовала информация о площади первого и второго этажа. С помощью лазерной рулетки они произвели обмеры внешних контуров здания, и вычислил площадь первого этажа. На первом этаже находились автомойка, имеющая 2 заезда, автосервис, имеющий 3 заезда, шиномонтаж, также в здании на первом этаже находилось помещение, где располагались столики холодильный шкаф с кондитерскими изделиями, автомат кофе. В помещении кафе располагался информационный стенд с прайсом предлагаемых услуг. Поскольку кондитерские изделия были снабжены ценниками и здесь же были места где можно было выпить кофе они отнесли указанное помещение к объектам общественного питания. В данном помещении находился также кассовый аппарат. В помещениях авто комплекса находились физические лица, авто комплекс оборудован вывесками и прочими атрибутами свидетельствующими что он оказывает услуги неопределённому кругу лиц в том числе физическим лицам. В связи с изложенным помещения авто комплекса (автомойки, автосервиса и шиномантожа) они отнесли к помещениям используемым для оказания бытовых услуг. При этом в акте ошибочно не было отражено на нахождение в помещениях первого этажа автосервиса, однако его площадь учитывалась при расчете площади помещений используемых для оказания бытовых услуг.

Из показаний свидетеля Б., предупрежденной об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний следует, что в помещениях авто комплекса Бумеранг, расположенного по адресу /__/, который расположен непосредственно рядом с ее домом ей оказывались в 2017 году услуги по мойке самоката ее сына, а в 2018 году ей оказывались услуги по ремонту транспортного средства.

Из показаний свидетеля К. следует что ему в авто комплексе «Бумеранг» в 2019 году оказывались услуги мойке автомобиля. Со слов своего дяди ему также известно что он пользовался услугами автомойки расположенной в авто комплексе «Бумеранг» и ранее.

Из показаний свидетеля Т. следует, что в 2017 годку он хотел сдать свой автомобиль УАЗ 23632 в аренду ООО «Бумеранг+». После диагностики автомобиля которая проходила в том числе 30.03.2017 ему было предложено отремонтировать автомобиль и стоимость ремонта зачесть в счет арендных платежей. Он счел для себя это невыгодным и отказался сдавать автомобиль в аренду.

Анализируя приведенные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что порядок обследования нежилого здания уполномоченной организацией был соблюден, а в результате обследования было установлено, что более 20% помещений используется для оказания бытовых услуг.

Так здание, расположенное по адресу /__/ как следует из договора аренды используется для размещения авто комплекса «Бумеранг» снабжено соответствующими вывесками и пояснительными надписями. Указанное по мнению суда свидетельствует в совокупности с иными доказательствами по делу об оказании услуг неограниченному кругу лиц.

По указанному адресу зарегистрировано и осуществляет свою деятельность ООО «Бумеранг+» основным видом экономической деятельности которого является Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, дополнительными видами экономической деятельности являются техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных средств, техническое обслуживание и ремонт прочих автотранспортных средств, мойка автотранспортных средств.

Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 10 мая 2016 года N 1471 утверждена собирательная классификационная группировка видов экономической деятельности «Бытовые услуги» к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2), которая включает в себя услуги: техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (45.20); техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных средств (45.20.1); техническое обслуживание и ремонт прочих автотранспортных средств (45.20.2); мойка автотранспортных средств 45.20.3.

Код 45.20, 45.20.1, 45.20.2, 45.20.3 в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2016 N 2496-р «Об утверждении кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, и кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам» соответствуют кодам видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам.

Таким образом, основной вид экономической деятельности организации зарегистрированной по адресу /__/ и осуществляющей эксплуатацию спорного здания относиться к бытовым услугам.

Представленные суду копии договоров об оказании услуг по ремонту, автомойке и обслуживанию транспортных средств заколоченные с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (л.д. 208-247 т.1) по мнению суда не свидетельствуют об обратном. Так из показаний свидетеля Б. следует, что в спорный период ей авто комплексом «Бумеранг» оказывались бытовые услуги как по мойке так ремонту транспортного средства, указанные показания согласуются как с приведенными выше данными о видах экономической деятельности ООО «Бумеранг+» так и с представленными фотоматериалами, данными ГИБДД из которых следует, что транспортные средства отраженные в фототаблицей к акту обследования принадлежат именно физическим лицам.

При этом показания свидетеля Т. не только не опровергают показания свидетеля Б., а напротив согласуются с ними поскольку из них следует, что ему было предложено отремонтировать его автомобиль(то есть оказать бытовые услуги по ремонту транспортного средства) а стоимость указанных услуг зачесть в счет арендных платежей.

С учетом показаний свидетелей и приведенной выше совокупности доказательств письмо директора ООО «Бумеранг+» об оказании услуг в период с 01.01.2018 по 31.12.2018 исключительно юридическим лицам не может служить достаточным доказательством для признания пункта 390 Перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 85-о от 29 ноября 2017 года «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год», в части включения в перечень нежилого здания с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/ недействующим.

Таким образом, суд приходит к выводу, что помещения в которых располагались автомойка площадью /__/ кв.м, автосервис площадью 210, 8 квадратных метров и шиномонтаж площадью /__/ кв.м использовались для оказания бытовых услуг. Таким образом для оказания бытовых услуг использовалось /__/ кв.м или 40,7 % от общей площади здания, что на основании положений п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса позволяло административному ответчику принять решение о включении здания в перечень объектов для целей налогообложения.

В тоже время суд не может согласиться выводами административного ответчика о том что в помещениях авто комплекса располагается объект общественного питания – кафе.

Так согласно исследованным доказательствам и пояснениям представителя административного истца не опровергнутым административным ответчиком в судебном заседании в помещениях первого этажа авто комплекса находится обрадованная зона ожидания площадью 44.4, где клиенты в ходе ожидания выдачи транспортных средств могут выпить кофе.

Само по себе нахождение в помещении кофейного аппарата и холодильного шкафа с кондитерским изделиями не свидетельствует о том в указанном помещении предоставляются услуги общественного питания.

Так, согласно «ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения» (далее - ГОСТ 31985-2013) общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг. При этом под предприятием общественного питания (предприятие питания) понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления) как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.

В соответствии с пунктом 41 ГОСТ 31985-2013 услуга общественного питания - это результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц). Из пункта 42 ГОСТ 31985-2013 следует, что исполнителем услуги общественного питания является предприятие общественного питания (юридическое лицо), оказывающее услуги общественного питания.

В силу пункта 3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года N 1036, услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.

Согласно п.26 ГОСТ 31985-2013 кафе: предприятие питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с предоставлением ограниченного, по сравнению с рестораном, ассортимента продукции и услуг, реализующее фирменные, заказные блюда, кондитерские и хлебобулочные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары, в т.ч. табачные изделия. Аналогичное определение содержится в п. 3.3 «ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения».

С учетом анализа приведенных норм права и принимая во внимание отсутствие на входе в помещение вывески о нахождении в нем кафе, что препятствует его посещению неопределенным кругом лиц, данное помещение необоснованно учтено при обследовании как объект общественного питания.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о необоснованности требований административного истца о признании пункта 390 Перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 85-о от 29 ноября 2017 года «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год», в части включения в перечень нежилого здания с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/., поскольку входе судебного заседания установлено что в исследуемый период (период обследования и налоговый период 2018 год) более 20% помещений в здании использовалось для оказания бытовых услуг.

Оценивая законность Распоряжения Департамента управления государственной согбенностью № 105-о от 29.11.2018 суд исходит из следующего.

В силу положений пункта 4 ст. 378.2 Налогового кодекса в целях указанной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно протоколу № 8 от 30.10.2018 заседания комиссии по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения спорное здание включено в перечень на 2019 год в связи с тем что оно было включено в перечень объектов для целей налогообложения на 2018 год (л.д. 188-190 т.1).

Из объяснений представителя административного ответчика следует, что здание по адресу: /__/ в целях включения его в перечень объектов для целей налогообложения на 2019 год не обследовалось, включено в Перечень на 2019 год по критерию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть по виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером /__/, на котором в том числе расположено спорное здание.

В соответствии с кадастровыми паспортами земельных участков: земельный участок с кадастровым номером /__/ имеет вид разрешенного использования – для эксплуатации нежилого здания (автосервис, бытовые помещения), а земельный участок с кадастровым номером /__/ в границах которого на момент обследования и было расположено спорное здание - для эксплуатации нежилого здания (автосервис, бытовые помещения).

Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 в редакции от 6 октября 2017 года, код 3.3 которого с наименованием «бытовое обслуживание» предусматривающий размещение объектов бытового обслуживания, содержит следующее описание – «размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро)», вместе с тем коды 4.9.14 – «Размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей», не предусматривают размещения объектов бытового обслуживания в значении, придаваемом в приведенном выше описании вида с кодом 3.3 названного классификатора. Такого вида разрешенного использования как д «для эксплуатации нежилого здания» «эксплуатации бытовых помещений» действующий классификатор видов разрешенного использования не содержит.

Кроме того указанный вид разрешенного использования «для эксплуатации нежилого здания (автосервис, бытовые помещения) не позволял однозначно отнести земельный участок к числу участков предназначенных для размещения объектов бутового обслуживания.

Ссылка ответчика на Методические указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 несостоятельна поскольку указанный нормативный акт на момент принятия оспариваемого нормативного акта утратил силу.

Анализ изложенного указывает на то, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание с находящимися в нем нежилыми помещениями, не подпадает под критерии, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для административно-деловых центров или торговых центров (комплексов), в силу чего нежилое здание не могло быть признано объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость по указанному формальному признаку.

Оценив доводы административного истца и административного ответчика во взаимосвязи с представленными в материалы настоящего административного дела доказательствами по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что объект недвижимости нежилое здание с кадастровым номером /__/, расположенное по адресу: /__/, не относится к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным подп. 1 п.4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской федерации и, следовательно, не подлежал включению в Перечень объектов для целей налогообложения на 2019 год, утвержденный распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 105-о от 29 ноября 2018 года.

Доказательств обратного, в том числе наличия правовых оснований для включения спорного объекта недвижимости в Перечень, административным ответчиком, обязанным в силу ч. 9 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказывать обстоятельства соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суду не представлено и в материалах настоящего административного дела не имеется.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что пункт 381 Перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год, утвержденный распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 105-о от 29 ноября 2018 года, не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, - статье 378.2 Налогового кодекса РФ, а также нарушает права и законные интересы административного истца в той мере, в которой на его основании налог на имущество подлежит исчислению исходя из кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу объекта недвижимости с кадастровым номером /__/.

Учитывая изложенное, заявленные ФИО1 требования в указанной части подлежат удовлетворению, а пункт 381 Перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год - признанию не действующим.

Исходя из положений статьи 383 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на имущество организаций уплачивается по истечении налогового периода не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В данном случае включение спорного объекта недвижимости в Перечень произведено в целях налогообложения на 2019 год. На момент подачи заявления в суд и рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции срок уплаты налога не наступил.

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2019 год), признание недействующими отдельных его положений с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет - портале Администрации Томской области и сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области (https://tomsk.gov.ru и http://дугс.рф), предусматривающих официальное опубликование нормативных правовых актов.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.

Признать не действующим со дня принятия пункт 381 Перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 105-о от 29 ноября 2018 года «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год», в части включения в перечень нежилого здания с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/.

В удовлетворении административных исковых требований о признании недействующим пункта 390 Перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 85-о от 29 ноября 2017 года «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год», в части включения в перечень нежилого здания с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/ отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу на официальном интернет-портале Администрации Томской области и сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области (https://tomsk.gov.ru и http://дугс.рф).

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление до начала работы кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, а после начала работы апелляционных и кассационных судом общей юрисдикции в пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий