ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-47/19 от 20.05.2019 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 3а-47/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 мая 2019 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Знамеровского Р.В. при секретаре Жернаковой В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании уведомления Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Челябинской области,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании уведомления Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Челябинской области (далее – Комиссия) №74-2019/122 от 15.01.2019 г. об отклонении поданного им заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, возложении на Комиссию обязанности осуществить пересмотр кадастровой стоимости этого объекта недвижимости. Полагает данное уведомление незаконным, нарушающим его право на определение кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной, лишающим его права на определение налоговой базы земельного налога в соответствии с правильно рассчитанной кадастровой стоимостью.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 – ФИО2 требования поддержала, представитель административного ответчика Комиссии, а также Управления Росреестра по Челябинской области – ФИО3 против их удовлетворения возражала.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. Дело в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрено в его отсутствие.

Выслушав лиц, принявших участие в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», разъяснено, что реализуя указанные конституционные предписания, с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований: об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости; об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.

В силу абзаца тридцать шестого статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) решения Комиссии могут быть оспорены в суде.

Административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости рассматривается по правилам главы 22 КАС РФ (ч. 5 ст. 245 КАС РФ).

С учетом того, что целью обращения в Комиссию является пересмотр кадастровой стоимости, решение, действие (бездействие) Комиссии могут быть оспорены с соблюдением правил подсудности, установленных пунктом 15 статьи 20 КАС РФ, в порядке и сроки, предусмотренные главой 22 КАС РФ (пункты 2, 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.

Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Челябинской области была создана приказом руководителя Управлении Росреестра по Челябинской области от 26.10.2012 г. № П/476 в целях реализации статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности.

В силу статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Из материалов дела следует, что ФИО1 реализовав свое право, обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.

Уведомлением №74-2019/122 от 15.01.2019 г. Комиссия отклонила это заявление по тому основанию, что в представленном пакете документов, доставленных курьерской службой доставки «CDEK» и поступивших в Комиссию 09.01.2019 года, отсутствовали документы, подтверждающие заинтересованность ФИО1 в пересмотре кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости в 2019 году.

Из ответа ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области на запрос суда, выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости следует, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> поставлен на государственный кадастровый учет 29.04.2015 г. Указанный объект недвижимости снят с кадастрового учета 17.10.2018г., в связи с чем ему присвоен статус «архивный».

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости право собственности ФИО1 на указанный земельный участок прекращено 10.10.2018г.

Как указывается в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» бывший собственник объекта недвижимости вправе обратиться с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости, если результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности такого лица как налогоплательщика, в налоговом периоде, в котором подано заявление.

Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Административный истец мотивирует незаконность действий Комиссии при отклонении заявления тем, что Комиссией неправильно определена дата подачи заявления 09.01.2019г. (дата поступления заявления в Комиссию). ФИО1 полагает, что датой подачи заявления в Комиссию следует считать 30.12.2018г. - дату сдачи заявления в ООО «СДЭК Логистик Сервис», которое является почтовой организацией, в подтверждение указанных доводов представил выписку из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «СДЭК-ГЛОБАЛ».

Действительно, пунктом 2 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.

Согласно ст.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее — Закон о почтовой связи) организациями почтовой связи являются юридические лица любых организационно-правовых форм, оказывающие услуги почтовой связи в качестве основного вида деятельности.

Кроме того, услуги почтовой связи включены в «Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи» (п.20 Постановления Правительства РФ от 18.02.2005г. № 87) и соответственно подлежат лицензированию.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 022014 (КДЕС РЕД. 2) для целей государственного регулирования деятельности, соответствующей в ОКВЭД 2 «почтовая деятельность связи» относятся коды с 53.1 по 53.20.29.

При этом основной вид деятельности ООО «СДЭК Логистик Сервис», ИНН <данные изъяты> значится «Деятельность курьерская» код ОКВЭД 2 – 53.20.3.

Ссылки административного истца на то, что ООО «СДЭК-ГЛОБАЛ» имеет лицензию на осуществление услуг почтовой связи не имеют правового значения для рассмотрения дела, поскольку указанная организация не осуществляла доставку почтовой корреспонденции в Комиссию, ФИО1 сдал заявление о пересмотре кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости в ООО «СДЭК Логистик Сервис», которая не является организацией почтовой связи, доказательств обратного суду не представлено.

Таким образом, поскольку на момент обращения административного истца в Комиссию (09.01.2019г.) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> его право собственности на данный земельный участок прекращено, Комиссия на основании отсутствия у ФИО1 документов, подтверждающих заинтересованность в оспаривании кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости в 2019 году, правомерно отклонила заявление ФИО1 Нарушения требований действующего законодательства при вынесении уведомления № 74-2019/122 от 15.01.2019 г. судом не усматривается, что является основанием к отказу в удовлетворении заявленного административного искового заявления.

Кроме того, само по себе оспариваемое уведомление Комиссии, принятое уполномоченным на то органом в пределах его компетенции с соблюдением месячного срока рассмотрения поступившего заявления, не нарушает права, свободы и законные административного истца, поскольку для оспаривания кадастровой стоимости физическими лицами не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, административный истец не лишен возможности обратится в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости и реализовать свое право.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении требований ФИО1 об оспаривании уведомления Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Челябинской области № 74-2019/122 от 15.01.2019 г. об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, возложении обязанности осуществить пересмотр кадастровой стоимости этого объекта недвижимости отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Челябинского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий