ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-47/19 от 20.08.2019 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

дело № 3а-47/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Йошкар-Ола 20 августа 2019 года

Верховный Суд Республики Марий Эл в лице судьи Попова Г.В.,

при секретаре Кулагиной Т.И.,

с участием представителя административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл Наумовой Н.В. (доверенность от <...>),

представителя административного ответчика Региональной общественной организации развития жилищных инициатив «Общественный союз «Социальный прогресс» Республики Марий Эл Жаровцева А.А. (председатель),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл о ликвидации Региональной общественной организации развития жилищных инициатив «Общественный союз «Социальный прогресс» Республики Марий Эл и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц,

у с т а н о в и л:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл (далее - Управление) подало в суд административный иск о ликвидации Региональной общественной организации развития жилищных инициатив «Общественный союз «Социальный прогресс» Республики Марий Эл и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц (учетный номер <...>, ОГРН <...>). В обоснование административного иска были приведены следующие доводы и обстоятельства.

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл 21 декабря 1994 года принято решение о регистрации Региональной общественной организации развития жилищных инициатив «Общественный союз «Социальный прогресс» Республики Марий Эл (далее - Организация). Сведения об Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 25 ноября 2002 года.

В период с 3 декабря по 21 декабря 2018 года Управлением была проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности Организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами (уставным целям).

По результатам проверки (акт проверки от 21 декабря 2018 года) выявлено, что деятельность Организации не соответствует определенным законодательством целям создания общественной организации, целям, предусмотренным ее учредительными документами (уставным целям).

Кроме того, в деятельности Организации выявлены следующие нарушения законодательства Российской Федерации и устава Организации:

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 123.4 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.

В ходе проверки установлено, что Организация осуществляет деятельность, направленную на обеспечение жильем граждан, а также сопутствующую деятельность по обслуживанию жилья (установка счетчиков, котлов и т.д.) на основании заключения с гражданином договора об участии в целевой программе взаимопомощи по приобретению жилья в рассрочку (агентский договор), следовательно, осуществляемая Организацией деятельность не является деятельностью по удовлетворению духовных или иных нематериальных потребностей граждан. Приобретение гражданином жилья (недвижимости) носит исключительно материальную заинтересованность, является материальной потребностью гражданина.

В соответствии с требованиями статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье создаются жилищные или жилищно-строительные кооперативы, которые являются потребительскими кооперативами.

Таким образом, в нарушение требований пункта 1 статьи 123.4 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Организация осуществляет деятельность, направленную на обеспечение жильем граждан, которая не соответствует определенным законодательством целям создания общественной организации.

Осуществление Организацией деятельности, направленной на обеспечение жильем граждан, было выявлено и при проведении Управлением плановой документарной проверки Организации в 2012 году. Однако до настоящего времени Организация не приняла должных мер по недопущению осуществления Организацией деятельности, которая не соответствует определенным законодательством целям создания общественной организации.

В нарушение требований статьи 28 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пункта 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации в наименовании Организации указано на две организационно-правовые формы - общественная организация и союз.

В нарушение требований части 3 статьи 20 и части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» устав Организации не соответствует требованиям законодательства, а именно:

в нарушение требований пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», части 2 статьи 20 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» описание символики, которую использует Организация в своей деятельности (на бланках, печати и на официальном сайте http://www.socprog12.ru), не содержится в уставе Организации;

положение пункта 3.1.19 устава Организации в части «...осуществлять иные полномочия» противоречит требованиям пунктов 1, 2 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

положения пунктов 5.6, 5.7 устава Организации в части определения прав и обязанностей членов Организации не соответствуют требованиям пунктов 1, 4 статьи 65.2, пунктов 1, 2 статьи 123.6 Гражданского кодекса Российской Федерации;

положения пунктов 6.3 и 6.4 устава Организации в части определения перечня вопросов, отнесенных к исключительной компетенции высшего органа управления - Общего собрания членов, не соответствуют требованиям пункта 2 статьи 65.3, пункта 1 статьи 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

положение пункта 6.9 устава Организации в части определения правомочности заседаний Совета Организации противоречит требованиям абзаца 1 пункта 1 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации;

в соответствии с требованиями статьи 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в общественной организации образуются следующие органы управления: высший орган управления съезд (конференция) или общее собрание; постоянно действующий руководящий орган, который является выборным коллегиальным органом, подотчетен съезду (конференции) или общему собранию; единоличный исполнительный орган.

Уставом Организации предусмотрены следующие органы управления: высший орган управления Организации - Общее собрание членов Организации (пункт 6.1 устава); постоянно действующий руководящий орган - Совет Организации (пункт 5.5 устава; Председатель Организации руководит работой Организации и Совета Организации (пункт 6.12).

Таким образом, в Организации не образован единоличный исполнительный орган, что является нарушением требований статьи 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», пункта 2 статьи 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Протокол Конференции Организации от 4 апреля 2017 года, и протоколы заседания Совета Организации от 8 декабря 2015 года, от 12 декабря 2015 года, от 29 декабря 2015 года, от 16 января 2016 года, от 6 февраля 2016 года, от 18 февраля 2016 года, от 26 марта 2016 года, от 7 апреля 2016 года, от 16 апреля 2016 года, от 30 апреля 2016 года, от 4 июня 2016 года, от 16 июня 2016 года, от 9 июля 2016 года, от 30 июля 2016 года, от 13 августа 2016 года, от 5 сентября 2016 года, от 30 сентября 2016 года, от 22 октября 2016 года, от 26 ноября 2016 года, от 27 декабря 2016 года, от 30 декабря 2016 года, от 19 января 2017 года, от 2 февраля 2017 года, от 25 февраля 2017 года, от 9 марта 2017 года, от 25 апреля 2017 года, от 15 июля 2017 года, от 27 июля 2017 года, от 12 августа 2017 года, от 14 октября 2017 года, от 9 декабря 2017 года, от 23 декабря 2017 года, от 27 декабря 2017 года, от 20 января 2018 года, от 10 февраля 2018 года, от 27 февраля 2018 года, от 10 марта 2018 года, от 14 апреля 2018 года, от 2 июня 2018 года, от 23 июня 2018 года, от 14 июля 2018 года, от 21 июля 2018, от 25 августа 2018 года, от 15 сентября 2018 года, от 29 сентября 2018 года, от 16 октября 2018 года оформлены с нарушениями положений пункта 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации.

24 декабря 2018 года по результатам проверки в соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Управлением внесено представление (исх. № 12/03-4288) Совету Организации об устранении указанных в акте нарушений, установлен срок устранения нарушений до 26 февраля 2019 года, а также указано, что в случае не устранения нарушений в установленный срок, в соответствии с частью 2 статьи 42 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Управление своим решением вправе приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев.

Представление и акт проверки от 21 декабря 2018 года были получены лично председателем Организации - Жаровцевым А.А. 24 декабря 2018 года и 21 декабря 2018 года, соответственно.

В установленном законодательством Российской Федерации порядке представление Организацией не обжаловалось.

26 февраля 2-19 года от Организации в Управление поступило письмо (вх. № 988) о продлении срока устранения нарушений по представлению от 24 декабря 2018 года до 29 апреля 2018 года. Также 26 февраля 2019 года Организацией в Управление были сданы документы о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, что подтверждается распиской в получении документов. Управлением срок устранения нарушений по представлению от 24 декабря 2018 года был продлен до 29 апреля 2019 года. Уведомление о продлении срока устранения нарушений (исх. № 12/03-743 от 27 февраля 2019 года) было получено Организацией 4 марта 2019 года, что подтверждается почтовым уведомлением. Управлением 25 марта 2019 года было принято решение об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы. Уведомление об отказе в государственной регистрации Организации (исх. № 12/03-1043) получено Организацией 1 апреля 2019 года, что подтверждается почтовым уведомлением.

23 апреля 2019 года от Организации в Управление поступило письмо (вх. № 2291) о продлении срока устранения нарушений по представлению от 24 декабря 2018 года до 31 мая 2019 года в связи с тем, что представлены документы на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, что подтверждается распиской в получении документов. Управлением 6 мая 2019 года исх. № 12/03-1491 принято решение об отказе в продлении срока устранения нарушений, в связи с тем, что уважительных причин, не позволивших устранить нарушения в указанный срок, в заявлении не указано. Документов, подтверждающих принятие каких-либо мер по устранению иных нарушений, к заявлению не приложено. Также Организации указано на то, что в период с 24 декабря 2018 года по 29 апреля 2019 года у Организации имелась возможность устранить указанные в представлении нарушения законодательства, принять все возможные меры по их устранению.

8 мая 2019 года Управлением было принято решение об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, уведомление об отказе в государственной регистрации Организации (исх. № 12/03- 1578) было получено Организацией 22 мая 2019 года, что подтверждается почтовым уведомлением.

В связи с тем, что Организацией в срок до 29 апреля 2019 года нарушения, указанные в представлении от 24 декабря 2018 года, не устранены, Управлением принято решение о приостановлении деятельности Организации до 15 июля 2019 года (распоряжение № 125-Р от 30 апреля 2019 года). Копия данного распоряжения направлена Управлением на адрес (места нахождения) Организации: <...> заказным письмом с уведомлением.

В соответствии с пунктом 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Однако до настоящего времени нарушения законодательства Организацией так и не устранены. Какой-либо информации, свидетельствующей о принятых Организацией мерах к устранению нарушений, в Управление не поступало, что подтверждается справкой из канцелярии.

Организация намеренно уклоняется от исполнения законных требований Управления об устранении нарушений законодательства, меры по добровольному устранению нарушений законодательства не предпринимает, деятельность, предусмотренную учредительными документами, Организация не осуществляет.

Таким образом, имеется не устранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения, что в соответствии с абзацем 4 части 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о ликвидации данного объединения.

В судебных заседаниях представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл Наумова Н.В административный иск поддержала, суду пояснила, что выявленные недостатки не устранены, представление от 24 декабря 2018 года не обжаловалось, административному ответчику два раза был направлен отказ в регистрации изменений, поскольку представленные документы были с нарушением законодательства, Организация занимается обеспечение граждан жильем, что является исключительно материальным благом, решение о приостановлении деятельности Организацией не было обжаловано.

Представитель административного ответчика – председатель Региональной общественной организации развития жилищных инициатив «Общественный союз «Социальный прогресс» Республики Марий Эл Жаровцев А.А. с административным иском согласился, пояснил, что выявленные недостатки являются неустранимыми, Организация распустила свои жилищные группы, имущества на балансе не имеется, коммерческую деятельность организация не осуществляет, против ликвидации не возражает.

Представитель заинтересованного лица Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Йошкар-Оле в судебное заседание не явился, инспекция извещена надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в административном деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, а также созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регламентированы Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Одной из организационно-правовых форм общественного объединения является общественная организация (статья 7 названного Федерального закона).

Согласно статье 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Частью 1 статьи 26 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» предусмотрено, что ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 названного Федерального закона.

В части 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в качестве оснований ликвидации указаны: неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям; неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В силу пункта 3 статьи 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Согласно пункту 6 статьи 22 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.

Как следует из материалов административного дела, по результатам проверки, выполненной сотрудниками Управления (акт проверки от 21 декабря 2018 года) выявлено, что деятельность Организации не соответствует определенным законодательством целям создания общественной организации, целям, предусмотренным ее учредительными документами (уставным целям).

Организация осуществляет деятельность, направленную на обеспечение жильем граждан, а также сопутствующую деятельность по обслуживанию жилья (установка счетчиков, котлов и т.д.) на основании заключения с гражданином договора об участии в целевой программе взаимопомощи по приобретению жилья в рассрочку (агентский договор), следовательно, осуществляемая Организацией деятельность, не является деятельностью по удовлетворению духовных или иных нематериальных потребностей граждан.

Как следует из справки от 13 августа 2019 года № 12/03-2746, 90% целевых взносов участников целевой программы взаимопомощи по приобретению жилья в рассрочку, существующей в Организации, направляется на приобретение жилья для удовлетворения потребностей участников в жилье; 10% целевых взносов направляется на выплату вознаграждения Организации.

Таким образом, в нарушение требований пункта 1 статьи 123.4 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Организация осуществляет деятельность, направленную на обеспечение жильем граждан, которая не соответствует определенным законодательством целям создания общественной организации.

В нарушение требований статьи 28 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пункта 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации в наименовании Организации указано на две организационно-правовые формы - общественная организация и союз.

В нарушение требований части 3 статьи 20 и части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» устав Организации не соответствует требованиям законодательства, а именно:

в нарушение требований пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», части 2 статьи 20 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» описание символики, которую использует Организация в своей деятельности (на бланках, печати и на официальном сайте http://www.socprog12.ru), не содержится в уставе Организации;

положение пункта 3.1.19 устава Организации в части «...осуществлять иные полномочия» противоречит требованиям пунктов 1, 2 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

положения пунктов 5.6, 5.7 устава Организации в части определения прав и обязанностей членов Организации не соответствуют требованиям пунктов 1, 4 статьи 65.2, пунктов 1, 2 статьи 123.6 Гражданского кодекса Российской Федерации;

положения пунктов 6.3 и 6.4 устава Организации в части определения перечня вопросов, отнесенных к исключительной компетенции высшего органа управления - Общего собрания членов, не соответствуют требованиям пункта 2 статьи 65.3, пункта 1 статьи 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

положение пункта 6.9 устава Организации в части определения правомочности заседаний Совета Организации противоречит требованиям абзаца 1 пункта 1 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации;

в соответствии с требованиями статьи 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в общественной организации образуются следующие органы управления: высший орган управления съезд (конференция) или общее собрание; постоянно действующий руководящий орган, который является выборным коллегиальным органом, подотчетен съезду (конференции) или общему собранию; единоличный исполнительный орган.

Уставом Организации предусмотрены следующие органы управления: высший орган управления Организации - Общее собрание членов Организации (пункт 6.1 устава); постоянно действующий руководящий орган - Совет Организации (пункт 5.5 устава; Председатель Организации руководит работой Организации и Совета Организации (пункт 6.12).

Таким образом, в Организации не образован единоличный исполнительный орган, что является нарушением требований статьи 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», пункта 2 статьи 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Протокол Конференции Организации от 4 апреля 2017 года, и протоколы заседания Совета Организации от 8 декабря 2015 года, от 12 декабря 2015 года, от 29 декабря 2015 года, от 16 января 2016 года, от 6 февраля 2016 года, от 18 февраля 2016 года, от 26 марта 2016 года, от 7 апреля 2016 года, от 16 апреля 2016 года, от 30 апреля 2016 года, от 4 июня 2016 года, от 16 июня 2016 года, от 9 июля 2016 года, от 30 июля 2016 года, от 13 августа 2016 года, от 5 сентября 2016 года, от 30 сентября 2016 года, от 22 октября 2016 года, от 26 ноября 2016 года, от 27 декабря 2016 года, от 30 декабря 2016 года, от 19 января 2017 года, от 2 февраля 2017 года, от 25 февраля 2017 года, от 9 марта 2017 года, от 25 апреля 2017 года, от 15 июля 2017 года, от 27 июля 2017 года, от 12 августа 2017 года, от 14 октября 2017 года, от 9 декабря 2017 года, от 23 декабря 2017 года, от 27 декабря 2017 года, от 20 января 2018 года, от 10 февраля 2018 года, от 27 февраля 2018 года, от 10 марта 2018 года, от 14 апреля 2018 года, от 2 июня 2018 года, от 23 июня 2018 года, от 14 июля 2018 года, от 21 июля 2018, от 25 августа 2018 года, от 15 сентября 2018 года, от 29 сентября 2018 года, от 16 октября 2018 года оформлены с нарушениями положений пункта 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, протокол Конференции Организации от 4 апреля 2017 года не содержит сведения о лице, проводившем подсчет голосов, вышеперечисленные протоколы заседаний Совета Организации не содержат сведения о времени проведения заседаний.

24 декабря 2018 года по результатам проверки в соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Управлением внесено представление (исх. № 12/03-4288) Совету Организации об устранении указанных в акте нарушений, установлен срок устранения нарушений до 26 февраля 2019 года, а также указано, что в случае не устранения нарушений в установленный срок, в соответствии с частью 2 статьи 42 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Управление своим решением вправе приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев.

Представление и акт проверки от 21 декабря 2018 года были получены лично председателем Организации - Жаровцевым А.А. 24 декабря 2018 года и 21 декабря 2018 года, соответственно.

В установленном законодательством Российской Федерации порядке представление Организацией не обжаловалось.

В связи с тем, что в срок до 29 апреля 2019 года нарушения, указанные в представлении от 24 декабря 2018 года, Организацией не устранены, Управлением принято решение о приостановлении деятельности Организации до 15 июля 2019 года (распоряжение № 125-Р от 30 апреля 2019 года).

Однако до настоящего времени нарушения законодательства Организацией так и не устранены. Какой-либо информации, свидетельствующей о принятых Организацией мерах к устранению нарушений, не имеется.

Организация намеренно уклоняется от исполнения законных требований Управления об устранении нарушений законодательства, меры по добровольному устранению нарушений законодательства не предпринимает, деятельность, предусмотренную учредительными документами, Организация не осуществляет.

На день рассмотрения и разрешения судом административного дела Организацией какие-либо меры по устранению нарушений, указанных в предупреждении, также не приняты.

Сведений о том, что Организацией оспорены в судебном порядке представление об устранении нарушений от 24 декабря 2018 года № 12/03-4288, распоряжение от 30 апреля 2019 года № 125-р о приостановлении деятельности Организации, не имеется.

Суд с учетом изложенного приходит к выводу об обоснованности представления об устранении нарушений от 24 декабря 2018 года № 12/03-4288, распоряжение от 30 апреля 2019 года № 125-р о приостановлении деятельности.

Таким образом, в деятельности Организации имеет место грубое игнорирование законных требований органа, осуществляющего государственный контроль, по устранению нарушений законодательства, что препятствует осуществлению государственным органом его законной деятельности и тем самым имеет вредные последствия для общества и государства.

Несмотря на то, что выявленные Управлением нарушения действующего законодательства и устава в деятельности Организации носят устранимый характер, Организация до настоящего времени не предприняла необходимых и возможных мер для устранения существующих нарушений и приведения устава и самой деятельности в соответствие с требованиями действующего законодательства и положениями устава Организации.

Принимая во внимание изложенное, следует признать, что нарушения закона со стороны Организации являются существенными, длительными по времени и с учетом позиции данного лица – неустранимыми. Поэтому восстановление законности возможно только путем ликвидации Организации.

В соответствии со статьями 38, 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», подпунктами 30.7-30.10 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», подпунктом 74 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам (субъекту) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 марта 2014 г. № 26, Управление вправе обращаться в суд с административным иском о ликвидации общественных объединений.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является в данном случае соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Таким образом, суд приходит к итоговому выводу о том, что административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл о ликвидации Региональной общественной организации развития жилищных инициатив «Общественный союз «Социальный прогресс» Республики Марий Эл и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 264 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл удовлетворить.

Ликвидировать Региональную общественную организацию развития жилищных инициатив «Общественный союз «Социальный прогресс» Республики Марий Эл (учетный номер <...>, ОГРН <...>) с исключением сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Верховный Суд Республики Марий Эл.

Судья Г.В. Попов

Мотивированное решение составлено 21 августа 2019 года