ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-47/20 от 05.06.2020 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

№ 3а-47/2020

УИД 75OS0000-01-2020-000064-61

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 июня 2020 года г. Чита

Забайкальский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Цыдендамбаевой О.Ч.,

при помощнике ФИО1,

с участием:

административного истца прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Камратовой А.Г.,

представителя административного ответчика Законодательного Собрания Забайкальского края ФИО2,

представителей административного ответчика Губернатора Забайкальского края ФИО3, ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц о признании не действующим в части Закона Забайкальского края от 27 февраля 2009 года № 148-ЗЗК «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Забайкальском крае»,

установил:

Закон Забайкальского края от 27 февраля 2009 № 148-ЗЗК «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Забайкальском крае» (далее – Закон Забайкальского края № 148-ЗЗК) принят Законодательным Собранием Забайкальского края 11 февраля 2009 года, подписан Губернатором Забайкальского края 27 февраля 2009 года, опубликован в газете «Забайкальский рабочий» от 4 марта 2009 года № 40 (25245).

Закон действует в редакциях Законов Забайкальского края от 3 июля 2009 года № 204-ЗЗК, 3 июля 2009 года № 206-ЗЗК, 22 декабря 2009 года № 325-ЗЗК, 29 марта 2010 года № 347-ЗЗК, 29 октября 2010 года № 418-ЗЗК, 20 декабря 2010 года № 443-ЗЗК, 6 июля 2012 года № 677-ЗЗК, 10 октября 2012 года № 709-ЗЗК, 25 декабря 2012 года № 765-ЗЗК, 24 декабря 2014 года № 1123-ЗЗК, 12 октября 2015 года № 1227-ЗЗК, 21 декабря 2015 № 1268-ЗЗК, 10 июня 2016 года № 1341-ЗЗК, 14 декабря 2016 года № 1424-ЗЗК, 18 июля 2017 года № 1495-ЗЗК, 28 декабря 2017 года № 1550-ЗЗК, 28 декабря 2017 года № 1562-ЗЗК, 17 июля 2018 года № 1623-ЗЗК, опубликованных в газетах «Забайкальский рабочий» от 8 июля 2009 года № 126, 9 июля 2009 года № 127, 28 декабря 2009 года № 247-248, 5 апреля 2010 года № 56, 4 ноября 2010 года № 210-212, 22 декабря 2010 года № 246-247, 12 июля 2012 года № 135, 22 октября 2012 года № 211, 28 декабря 2012 года № 248, на «Официальном интернет-портале правовой информации 26 декабря 2014 года, 13 октября 2015 года, 22 декабря 2015 года, 10 июня 2016 года, 15 декабря 2016 года, 19 июля 2017 года, 28 декабря 2017 года, 19 июля 2018 года (www.pravo.gov.ru).

Первый заместитель прокурора Забайкальского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Забайкальский краевой суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, уточненным 7 мая 2020 года, в котором просил признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу пункт 4 части 1 статьи 1, пункты 2.1, 3, 4, 5, 6 статьи 2, абзац первый части 3 статьи 3, пункты 9.1, 10, 11, 12, 13, 14 части 8 статьи 3, часть 11 статьи 3, часть 5 статьи 4, часть 3 статьи 5, статьи 6.1, 7, часть 2 статьи 10 Закона Забайкальского края от 27 февраля 2009 года № 148-ЗЗК «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Забайкальском крае», полагая их не соответствующими положениям Федерального закона от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Оспаривая пункт 4 части 1 статьи 1, часть 11 статьи 3, часть 5 статьи 4, часть 3 статьи 5, абзац восьмой статьи 6.1, пункт 1 части 5 статьи 7, часть 2 статьи 10 Закона Забайкальского края № 148-ЗЗК, прокурор указывает, что данные положения, устанавливающие понятие инвестиционного договора, регулирующие вопросы его заключения, ограничивают права инвесторов на самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений и заключение договора с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), а введение института инвестиционного договора, обладающего всеми признаками сделки, свидетельствует о вмешательстве в исключительную компетенцию Российской Федерации по регулированию гражданско-правовых отношений, ограничивает права инвестора на самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений и заключение договора с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с ГК РФ, чем субъектом Российской Федерации превышена компетенция в сфере гражданского законодательства и отношений, связанных с инвестиционной деятельностью. При этом понятие инвестиционного договора используется в иных нормативных правовых актов федерального уровня, следовательно, правовое регулирование субъекта Российской Федерации порождает конкуренцию, коллизию и несогласованность региональных и федеральных норм.

Кроме того, часть 11 статьи 3, часть 3 статьи 5, абзац восьмой статьи 6.1, часть 5 статьи 7 Закона Забайкальского края № 148-ЗЗК, регулирующие основания прекращения поддержки инвестиционной деятельности, приняты с превышением полномочий субъекта Российской Федерации.

В обоснование требований о признании недействующими пунктов 2.1, 3 - 6 статьи 2, абзаца первого части 3, пунктов 9.1,10 - 14 части 8 статьи 3, статей 6.1, 7 Закона Забайкальского края № 148-ЗЗК прокурор ссылается на то, что данные положения противоречат подпункту 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее также – БК РФ), поскольку оспариваемыми положениями предусмотрены случаи и порядок предоставления субсидий, которые соответствующими законами Забайкальского края о бюджете на 2017, 2018, 2019, 2020 годы не предусмотрены. Кроме того, действие данных норм приостановлено Законом Забайкальского края от 28 декабря 2017 года № 1548-ЗЗК «О приостановлении действия отдельных положений законов Забайкальского края, не обеспеченных источниками финансирования в 2020 году и плановом периоде 2021 и 2022 годов».

Содержание абзаца 8 статьи 6.1, части 5 статьи 7 оспариваемого нормативного правового акта не отвечает общеправовым критериям ясности и требованиям части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», подпунктам «а», «ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, так как предусматривают право высшего исполнительного органа государственной власти Забайкальского края в одностороннем порядке изменить размер предоставляемых субсидий, приостановить либо прекратить субсидирование, а также принять решение о возврате субсидий в случае несоблюдения инвестором, реализующим инвестиционный проект, признанный победителем конкурсного отбора, условий инвестиционного договора.

Часть 2 статьи 10 Закона Забайкальского края № 148-ЗЗК не соответствует требованиям статьи 15 Федерального закона от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», снижая уровень правовых гарантий, предоставленных федеральным законодателем.

В письменных возражениях представитель Законодательного Собрания Забайкальского края ФИО2 в удовлетворении заявленных требований просила отказать, указав, что порядок и процедура принятия, правила введения в действие оспариваемого закона соблюдены, закон Забайкальского края в отличие от Федерального закона от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», устанавливая формы и порядок государственной поддержки инвестиционной деятельности, направлен исключительно на регулирование публичных правоотношений, возникающих между высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края или уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края и инвестором. В условиях отсутствия закрепленного на федеральном уровне понятия «инвестиционный договор» законодатель края, вводя данное понятие, определяет его не как гражданско-правовой договор, наделенный признаками сделки, а исключительно как публично-правовой договор, заключаемый между инвестором и субъектом публично-правых отношений, обладающим властными полномочиями, а не между равными субъектами инвестиционной деятельности. Предмет инвестиционного договора не исключает возможность заключения инвестором договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности, а также не лишает его самостоятельности в определении объемов и направлений капитальных вложений.

Законом Забайкальского края определены только формы, в которых оказывается государственная поддержка инвесторам. Конкретные случаи предоставления государственной поддержки в форме субсидий должны определяться законом Забайкальского края о бюджете Забайкальского края на очередной год и плановый период. Вместе с тем законы о бюджете Забайкальского края на 2017, 2018, 2019, 2020 годы не содержат положений о предоставлении субсидий, предусмотренных оспариваемым нормативным правовым актом.

Нормы закона Забайкальского края вопреки доводам прокурора не содержат положений, определяющих порядок и приостановления и прекращения инвестиционной деятельности. Право высшего исполнительного органа государственной власти Забайкальского края изменить размер предоставляемых субсидий, приостановить или прекратить субсидирование вытекает из публично-правового характера правоотношений инвестиционного договора. Определенное частью 2 статьи 10 оспариваемого закона правовое регулирование не снижает уровень правовых гарантий, предоставленных федеральным законодателем инвесторам.

Представители Губернатора Забайкальского края ФИО5, ФИО3 в письменных возражениях также полагали требования административного истца не подлежащими удовлетворению по доводам аналогичным Законодательного Собрания Забайкальского края, дополнительно указывая, что Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации в форме капитальных вложений, в то время как Закон Забайкальского края устанавливает формы и порядок государственной поддержки инвестиционной деятельности. Последний в соответствующей части подпадает под действие Закона РСФСР от 26 июня 1991 года № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР».

Закон о бюджете субъекта Российской Федерации является сводным нормативным правовым актом, объединяющим в себе все расходные обязательства субъекта Российской Федерации и определяющим их стоимостную оценку, но не устанавливающим правовые основания предоставления субсидий юридическим лицам либо иных расходных обязательств. При этом действие статей 6.1 и 7 Закона № 148-ЗЗК приостановлено в связи с недостаточным в очередном финансовом году и плановом периоде объема расходов для финансового обеспечения установленных указанными нормами расходных обязательств Забайкальского края.

В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Забайкальского края Камратова А.Г. позицию административного истца поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении и уточнениях к ним.

Представитель административного ответчика Законодательного Собрания Забайкальского края ФИО2 с требованиями административного истца не согласилась, поддержала письменные возражения, дала пояснения, аналогичные изложенным.

Представители административного ответчика Губернатора Забайкальского края ФИО3, ФИО4 с требованиями административного истца также не согласились, поддержали письменные возражения на административное исковое заявление, дали пояснения, аналогичные изложенным.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административные дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации рассматриваются краевым судом в качестве суда первой инстанции.

Порядок и особенности рассмотрения указанной категории административных дел закреплены в главе 21 КАС РФ.

Согласно части 1 статьи 39, части 3 статьи 208 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации. Прокурор субъекта Российской Федерации, заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры и их заместители вправе обратиться в краевой суд.

Требования прокурора направлены в защиту прав неопределенного числа субъектов инвестиционной деятельности, осуществляющих на территории Забайкальского края инвестиционную деятельность.

В соответствии с пунктом «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 1 и 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности регламентированы Федеральным законом от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее – Федеральный закон № 39-ФЗ).

В статье 1 Федерального закона № 39-ФЗ определены основные понятия, используемые для целей настоящего Федерального закона, такие как инвестиции, инвестиционная деятельность, капитальные вложения, инвестиционный проект, приоритетный инвестиционный проект, срок окупаемости инвестиционного проекта, совокупная налоговая нагрузка.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 4 Федерального закона № 39-ФЗ субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.

Отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 8 Федерального закона № 39-ФЗ).

В статье 11 Федерального закона № 39-ФЗ определены формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что федеральные органы государственной власти для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, используют следующие формы и методы: 1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений; 2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, могут использовать следующие формы и методы: разработка, утверждение и осуществление межмуниципальных инвестиционных проектов и инвестиционных проектов на объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством; предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления государственных гарантий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяется законами соответствующих субъектов Российской Федерации; выпуск облигационных займов субъектов Российской Федерации, гарантированных целевых займов; вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации (пункт 2.1).

При этом в пункте 3 установлено, что государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, может осуществляться с использованием иных форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из изложенного следует, что регулирование отношений в сфере инвестиционной деятельности отнесено к компетенции федерального законодателя, который определил в Федеральном законе № 39-ФЗ общие положения, в том числе понятия, раскрывающие суть инвестиционной деятельности, а также права и обязанности субъектов инвестиционной деятельности, ответственность субъектов инвестиционной деятельности, а также участие органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в регулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений. Вместе с тем, указав, что государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, может осуществляться с использованием иных форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законодательное Собрание Забайкальского края, действуя в пределах своих полномочий, приняло Закон Забайкальского края от 27 февраля 2009 года № 148-ЗЗК «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Забайкальском крае».

Названный закон был принят на заседании законодательного органа в двух чтениях при наличии кворума (38 депутатов) большинством голосов от установленного числа депутатов (38 из 50) с соблюдением положений, закрепленных в статьях 25, 26, 30, 50 Устава Забайкальского края, Закона Забайкальского края от 29 октября 2008 года № 68-ЗЗК «О Законах Забайкальского края», что подтверждается выпиской из протокола № 7 от 11 февраля 2009 года, подписан Губернатором Забайкальского края 27 февраля 2009 года и опубликован в печатном издании газете «Забайкальский рабочий» № 40 (25245) от 4 марта 2009 года, вступил в силу через десять дней после дня его официального опубликования.

При таком положении, суд находит установленным соблюдение административными ответчиками порядка принятия, опубликования и введения в действие оспариваемого нормативного правового акта.

Согласно преамбуле Закон Забайкальского края от 27 февраля 2009 года № 148-ЗЗК «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Забайкальском крае» направлен на стимулирование инвестиционной деятельности на территории Забайкальского края и привлечение инвестиций на основе создания режима наибольшего благоприятствования российским инвесторам, а также устанавливает формы и порядок государственной поддержки инвестиционной деятельности.

Таким образом, Закон Забайкальского края № 148-ЗЗК регламентирует вопросы инвестиционной деятельности на территории Забайкальского края, что прямо следует из преамбулы закона, и принят в развитие Федерального закона № 39-ФЗ. В связи с чем доводы представителей административных ответчиков, что предметы правового регулирования Федерального закона № 39-ФЗ и оспариваемого прокурором Закона Забайкальского края № 148-ЗЗК имеют различный характер являются несостоятельными.

Оспаривая пункт 4 части 1 статьи 1, часть 11 статьи 3, часть 5 статьи 4, часть 3 статьи 5, абзац восьмой статьи 6.1, пункт 1 части 5 статьи 7, часть 2 статьи 10 Закона Забайкальского края № 148-ЗЗК, прокурор ссылался на то, что данные положения приняты законодателем субъекта Российской Федерации с превышением полномочий в сфере гражданского законодательства и отношений, связанных с инвестиционной деятельностью.

Суд полагает, что в данной части требования прокурора являются обоснованными.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 1 Закона Забайкальского края № 148-ЗЗК инвестиционный договор – соглашение, заключенное между высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края или уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края исполнительным органом государственной власти Забайкальского края и инвестором, в соответствии с которым инвестор обязуется осуществлять инвестиции в определенном порядке и размере в установленные сроки, а высший исполнительный орган государственной власти Забайкальского края - предоставлять инвестору государственную поддержку в формах, предусмотренных настоящим Законом края.

Частью 11 статьи 3 Закона Забайкальского края № 148-ЗЗК предусмотрено, что в целях контроля за эффективностью использования средств краевой государственной поддержки уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края исполнительный орган государственной власти Забайкальского края заключает с инвестором, реализующим инвестиционный проект, признанный победителем конкурсного отбора, инвестиционный договор о реализации инвестиционного проекта.

Порядок заключения и исполнения инвестиционного договора о реализации инвестиционного проекта утверждается высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края.

В случае неисполнения инвестором, реализующим инвестиционный проект, признанный победителем конкурсного отбора, условий инвестиционного договора о реализации инвестиционного проекта высший исполнительный орган государственной власти Забайкальского края принимает решение об изменении объема, условий и сроков оказания, о приостановлении либо прекращении краевой государственной поддержки. Если неисполнение инвестором, реализующим инвестиционный проект, признанный победителем конкурсного отбора, условий инвестиционного договора о реализации инвестиционного проекта было вызвано существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении указанного договора, уполномоченный на заключение инвестиционного договора о реализации инвестиционного проекта высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края исполнительный орган государственной власти Забайкальского края по решению совещательного органа вносит изменения в предмет инвестиционного договора о реализации инвестиционного проекта.

Согласно части 5 статьи 4 Закона Забайкальского края № 148-ЗЗК инвестор, реализующий инвестиционный проект краевого значения, и высший исполнительный орган государственной власти Забайкальского края заключают инвестиционный договор о реализации инвестиционного проекта краевого значения. Краевая государственная поддержка инвесторам, реализующим инвестиционные проекты краевого значения, оказывается в соответствии с инвестиционным договором о реализации инвестиционного проекта краевого значения. Порядок заключения и исполнения инвестиционного договора о реализации инвестиционного проекта краевого значения утверждается высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края.

В силу положений части 3 статьи 5 Закона Забайкальского края № 148-ЗЗК в случае невыполнения инвестором, реализующим инвестиционный проект краевого значения, требований, предусмотренных инвестиционным договором, инвестиционный проект утрачивает статус инвестиционного проекта краевого значения на основании правового акта высшего исполнительного органа государственной власти Забайкальского края. При этом сумма налоговых платежей и пени подлежат внесению в бюджет края за весь период предоставления налоговых льгот.

В случае несоблюдения инвестором, реализующим инвестиционный проект краевого значения, условий инвестиционного договора о реализации инвестиционного проекта краевого значения высший исполнительный орган государственной власти Забайкальского края вправе изменить размер предоставляемых субсидий, приостановить либо прекратить субсидирование (абзац восьмой статьи 6.1 Закона Забайкальского края № 148-ЗЗК).

Пунктом 1 части 5 статьи 7 Закона Забайкальского края № 148-ЗЗК также предусмотрено, что высший исполнительный орган государственной власти Забайкальского края в одностороннем порядке вправе изменить размер предоставляемых субсидий, приостановить либо прекратить субсидирование, а также принять решение о возврате субсидий в случае несоблюдения инвестором, реализующим инвестиционный проект, признанный победителем конкурсного отбора, условий инвестиционного договора.

Согласно части 2 статьи 10 Закона Забайкальского края № 148-ЗЗК вновь принимаемые нормативные правовые акты Забайкальского края, ухудшающие условия налогообложения, не применяются к инвесторам, реализующим инвестиционные проекты, которым правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Забайкальского края на момент принятия таких нормативных актов присвоен статус инвестиционного проекта краевого значения, в течение периода действия инвестиционного договора о реализации инвестиционного проекта краевого значения.

Таким образом, в Законе Забайкальского края № 148-ЗЗК введено понятие инвестиционного договора, а также урегулированы вопросы порядка его заключения, изменения и расторжения.

Между тем, как указано выше, общие положения, в том числе понятия, раскрывающие суть инвестиционной деятельности, а также права и обязанности субъектов инвестиционной деятельности определены в Федеральном законе № 39-ФЗ в соответствии с полномочиями федерального законодателя.

В Федеральном законе № 39-ФЗ установлено, что субъектами инвестиционной деятельностью являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений, а также другие лица. При этом также предусмотрено как прямое участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в инвестиционной деятельности, в том числе в качестве инвестора, так и участие в регулирования инвестиционной деятельности с использованием иных форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В статье 8 Федерального закона № 39-ФЗ установлено, что отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Условия договоров и (или) государственных контрактов, заключенных между субъектами инвестиционной деятельности, сохраняют свою силу на весь срок их действия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Кроме того, в статьях 6, 7 Федерального закона № 39-ФЗ федеральным законодателем закреплены права и обязанности субъектов инвестиционной деятельности.

Так согласно статье 6 Федерального закона № 39-ФЗ инвесторы имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами, самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также на осуществление других прав, предусмотренных договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 7 Федерального закона № 39-ФЗ предусмотрено, что субъекты инвестиционной деятельности обязаны: осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; исполнять требования, предъявляемые государственными органами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства Российской Федерации; использовать средства, направляемые на капитальные вложения, по целевому назначению.

Государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защита капитальных вложений также продекларированы федеральным законодателем и находят свое выражение в статьях 15, 16, 17, 18, 19, 20 Федерального закона № 39-ФЗ.

Согласно статье 15 Федерального закона № 39-ФЗ государство в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности (пункт 1).

В случае, если вступают в силу новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, изменяющие размеры федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации), либо вносятся в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации изменения и дополнения, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность инвестора по реализации приоритетного инвестиционного проекта на территории Российской Федерации или устанавливают режим запретов и ограничений в отношении осуществления капитальных вложений на территории Российской Федерации по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта, то такие новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также изменения и дополнения, вносимые в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, не применяются в течение сроков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, в отношении инвестора, осуществляющего приоритетный инвестиционный проект, при условии, что товары, ввозимые в Российскую Федерацию инвестором, используются целевым назначением для реализации приоритетного инвестиционного проекта (пункт 2).

Стабильность для инвестора, осуществляющего инвестиционный проект, условий и режима, указанных в настоящей статье, гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта. Дифференциация сроков окупаемости инвестиционных проектов в зависимости от их видов определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 3).

В силу статьи 17 Федерального закона № 39-ФЗ в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации, условий договора и (или) государственного контракта субъекты инвестиционной деятельности несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Споры, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.

Прекращение или приостановление инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 18).

Порядок возмещения убытков субъектам инвестиционной деятельности в случае прекращения или приостановления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, определяется законодательством Российской Федерации и заключенными договорами и (или) государственными контрактами (пункт 2 статьи 18).

В соответствии с вышеприведенными положениями Закона Забайкальского края № 148-ЗЗК порядок заключения и исполнения инвестиционного договора о реализации инвестиционного проекта утверждается высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, при этом высший исполнительный орган государственной власти Забайкальского края вправе в одностороннем порядке принять решение об изменении объема, условий и сроков оказания, о приостановлении либо прекращении краевой государственной поддержки, предусмотренных инвестиционным договором.

Таким образом, региональный законодатель, введя в Законе Забайкальского края № 148-ЗЗК понятие инвестиционного договора, а также закрепив в нем положения, касающиеся заключения, изменения и расторжения такого договора, относящиеся к сфере гражданского законодательства, превысил нормотворческую компетенцию субъекта Российской Федерации.

Кроме того, понятие инвестиционного договора содержится в различных нормативных правовых актах Российской Федерации.

В соответствии с Положением о принятии федеральными органами исполнительной власти решений о даче согласия на заключение сделок по привлечению инвестиций в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2007 года № 505, инвестиционный договор – договор, устанавливающий права и обязанности лиц в связи с осуществлением ими деятельности по инвестированию внебюджетных средств для строительства, реконструкции, реставрации недвижимого имущества независимо от наименования договора (инвестиционный договор, договор об инвестировании, договор (контракт) на реализацию инвестиционного проекта, договор участия в долевом строительстве, договор простого товарищества (договор о совместной деятельности), договор на строительство, реконструкцию, реставрацию объекта недвижимого имущества и т.д.).

Понятие инвестиционного договора содержится также в приказе Минэкономразвития России от 19 декабря 2019 года № 816 «Об организации работы в Минэкономразвития России по расчету показателя «Уровень развития сферы государственно-частного партнерства в субъекте Российской Федерации» за 2020 и последующие годы», где указано, что к иным формам государственно-частного партнерства относится, в том числе инвестиционный договор, заключаемый в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

При таких обстоятельствах собственное правовое регулирование субъекта Российской Федерации в сфере инвестиционной деятельности с введением института инвестиционного договора с неизбежностью порождает конкуренцию, коллизию и несогласованность региональных и федеральных норм, в связи с чем суд полагает убедительными доводы прокурора о противоречии федеральному законодательству сформулированного региональным законом понятия инвестиционного договора, а, следовательно, оснований его заключения, изменения, расторжения, а также вопросов прекращения и приостановления инвестиционной деятельности.

Кроме того, часть 2 статьи 10 Закона Забайкальского края № 148-ЗЗК, устанавливая, что вновь принимаемые нормативные правовые акты Забайкальского края, ухудшающие условия налогообложения, не применяются к инвесторам, реализующим инвестиционные проекты, которым правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Забайкальского края на момент принятия таких нормативных актов присвоен статус инвестиционного проекта краевого значения, в течение периода действия инвестиционного договора о реализации инвестиционного проекта краевого значения, не соответствует требованиям статьи 15 Федерального закона № 39-ФЗ, поскольку снижает уровень правовых гарантий, предоставленных федеральным законодателем, определяющих, что стабильность для инвестора гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта.

Доводы представителей административных ответчиков о том, что инвестиционный договор в соответствии с положениями Закона Забайкальского края № 148-ЗЗК является публично-правовым договором и в силу пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, с учетом вышеприведенного суду представляются необоснованными и противоречащими как положениям самого Забайкальского края № 148-ЗЗК, предметом правового регулирования которого является инвестиционная деятельность на территории Забайкальского края, так и Федерального закона № 39-ФЗ, в котором закреплены основные понятия, определяющие суть инвестиционной деятельности, и участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в данных правоотношениях.

Оспаривая пункты 2.1, 3 - 6 статьи 2, абзац первый части 3, пункты 9.1,10 - 14 части 8 статьи 3, статьи 6.1, 7 Закона Забайкальского края № 148-ЗЗК, прокурор ссылался на то, что данные положения противоречат подпункту 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку оспариваемыми положениями предусмотрены случаи и порядок предоставления субсидий, которые соответствующими законами Забайкальского края о бюджете на 2017, 2018, 2019, 2020 годы не предусмотрены. Кроме того, действие данных норм приостановлено Законом Забайкальского края от 28 декабря 2017 года № 1548-ЗЗК «О приостановлении действия отдельных положений законов Забайкальского края, не обеспеченных источниками финансирования в 2020 году и плановом периоде 2021 и 2022 годов».

В данной части требований прокурора суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Формы краевой государственной поддержки инвесторов на территории края Забайкальского края определены в статье 2 Закона Забайкальского края № 148-ЗЗК, к которым отнесены в том числе: субсидирование за счет средств бюджета края части затрат, направленных на реализацию инвестиционного проекта краевого значения (пункт 2.1); субсидирование за счет средств бюджета края части процентной ставки за пользование кредитом (займом) (пункт 3); субсидирование за счет средств бюджета края лизинговых платежей в части дохода лизингодателя (пункт 4); субсидирование за счет средств бюджета края части вознаграждения за предоставление банковской гарантии (пункт 5); субсидирование за счет средств бюджета края части затрат на уплату купонов по корпоративным облигационным займам (пункт 6).

В соответствии с абзацем первым части 3 статьи 3 Закона Забайкальского края № 148-ЗЗК краевая государственная поддержка в формах субсидирования за счет средств бюджета края части процентной ставки за пользование кредитом (займом), субсидирования за счет средств бюджета края лизинговых платежей в части дохода лизингодателя, субсидирования за счет средств бюджета края части вознаграждения за предоставление банковской гарантии, субсидирования за счет средств бюджета края части затрат на уплату купонов по корпоративным облигационным займам, предоставления государственных гарантий, инвестиций в уставный капитал для реализации инвестиционных проектов предоставляется на конкурсной основе.

Частью 8 статьи 3 Закона Забайкальского края № 148-ЗЗК предусмотрено, что инвесторы, желающие участвовать в конкурсном отборе для получения краевой государственной поддержки, представляют организатору конкурсного отбора следующие документы, в том числе:

копию договора, заверенную некоммерческой организацией, предоставившей заем, или письменное подтверждение некоммерческой организации о намерении предоставить заем на реализацию инвестиционного проекта (представляется только инвесторами, претендующими на государственную поддержку в форме субсидирования части процентной ставки за пользование кредитом (займом) (пункт 9.1);

копию договора лизинга, заверенную лизингодателем, или письменное подтверждение лизингодателя о намерении передать лизингополучателю по договору лизинга принадлежащее ему имущество (представляется только инвесторами, претендующими на государственную поддержку в форме субсидирования лизинговых платежей в части дохода лизингодателя) (пункт 10);

копию договора о предоставлении банковской гарантии или письменное подтверждение банка, иного кредитного учреждения или страховой организации (гаранта) о намерении предоставить банковскую гарантию, а также копию договора, в обеспечение исполнения которого предоставляется такая гарантия, либо письменное подтверждение другой стороны о намерениях заключить такой договор (представляется только инвесторами, претендующими на государственную поддержку в форме субсидирования части вознаграждения за предоставление банковской гарантии) (пункт 11);

предварительный расчет суммы финансовых средств, необходимых для субсидирования части процентной ставки, лизинговых платежей в части дохода лизингодателя, вознаграждения за предоставление банковской гарантии (представляется инвесторами, претендующими на государственную поддержку в форме субсидирования части процентной ставки, субсидирования лизинговых платежей в части дохода лизингодателя, субсидирования части вознаграждения за предоставление банковской гарантии) (пункт 12);

предварительный расчет суммы финансовых средств, необходимых для субсидирования части затрат на уплату купонов по корпоративным облигационным займам (представляется инвесторами, претендующими на государственную поддержку в форме субсидирования части затрат на уплату купонов по корпоративным облигационным займам) (пункт 13);

копии решения о выпуске ценных бумаг, проспекта эмиссии ценных бумаг (если предусмотрен), отчета о результатах выпуска ценных бумаг (представляется инвесторами, претендующими на государственную поддержку в форме субсидирования части затрат на уплату купонов по корпоративным облигационным займам) (пункт 14).

В статье 6.1 Закона Забайкальского края № 148-ЗЗК регулируются вопросы субсидирования за счет средств бюджета края части затрат, направленных на реализацию инвестиционного проекта краевого значения, в статье 7 – вопросы субсидирования за счет средств бюджета края части процентной ставки за пользование кредитом (займом), субсидирование за счет средств бюджета края лизинговых платежей в части дохода лизингодателя, субсидирование за счет средств бюджета края части вознаграждения за предоставление банковской гарантии, субсидирование за счет средств бюджета края части затрат на уплату купонов по корпоративным облигационным займам.

Как указано в пункте 3 статьи 11 Федерального закона № 39-ФЗ, государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, может осуществляться с использованием иных форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу части первой статьи 10 Закона РСФСР от 26 июня 1991 года № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» государственное регулирование инвестиционной деятельности, проведение инвестиционной политики, направленной на социально-экономическое и научно-техническое развитие РСФСР, обеспечивается государственными органами РСФСР, республик в составе РСФСР, местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции и осуществляется в том числе предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств.

Данная норма Закона РСФСР в силу положений статьи 21 Федерального закона № 39-ФЗ не утратила силу.

Из изложенного следует, что действуя в пределах своих полномочий, региональный законодатель установил в оспариваемом Законе Забайкальского края № 148-ЗЗК дополнительно к перечисленным в статье 11 Федерального закона № 39-ФЗ формам и методам государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, такую форму краевой государственной поддержки как субсидирование субъектов инвестиционной деятельности на возмещение части затрат, направленных на реализацию инвестиционного проекта краевого значения, части процентной ставки за пользование кредитом (займом), лизинговых платежей в части дохода лизингодателя, части вознаграждения за предоставление банковской гарантии, части затрат на уплату купонов по корпоративным облигационным займам, при этом определив в статье 3, что данная форма краевой государственной поддержки предоставляется на конкурсной основе (абзац первый части 3), для участия в котором необходимо представить документы, указанные в части 8 данной статьи.

Какого-либо противоречия положениям статьи 78 БК РФ суд не усматривает.

В соответствии с пунктом 6 статьи 192 БК РФ в случае, если в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем расходов недостаточен для финансового обеспечения установленных законодательством Российской Федерации расходных обязательств Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу проект федерального закона об изменении сроков вступления в силу (приостановления действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде.

Бюджетные правоотношения в Забайкальском крае регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Законом Забайкальского края от 7 апреля 2009 года № 155-ЗЗК «О бюджетном процессе в Забайкальском крае», другими законами Забайкальского края и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Забайкальского края.

Согласно части 2 статьи 13 Закона Забайкальского края от 7 апреля 2009 года № 155-ЗЗК «О бюджетном процессе в Забайкальском крае» в случае если в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем расходов недостаточен для финансового обеспечения установленных законодательством Забайкальского края расходных обязательств Забайкальского края, Губернатор Забайкальского края вносит в Законодательное Собрание Забайкальского края проект закона Забайкальского края об изменении сроков вступления в силу (приостановлении действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений законов края, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде. Указанный проект закона Забайкальского края принимается одновременно с законом о бюджете края.

Действительно, Законами Забайкальского края от 19 декабря 2019 года № 1778-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов», от 25 декабря 2018 года № 1668-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», от 26 декабря 2017 года № 1544-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», от 23 декабря 2016 года № 1429-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» предоставление субсидий за счет средств бюджета края на безвозмездной и безвозвратной основе в случае осуществления поддержки инвестиционной деятельности на территории Забайкальского края не предусмотрено.

Вместе с тем в соответствии с положениями, предусмотренными частью 2 статьи 13 Закона Забайкальского края от 7 апреля 2009 года № 155-ЗЗК «О бюджетном процессе в Забайкальском крае», Законом Забайкальского края от 28 декабря 2017 года № 1548-ЗЗК (в редакции Законов Забайкальского края от 17 июля 2018 года № 1623-ЗЗК, от 26 декабря 2018 года № 1686-ЗЗК, от 30 декабря 2019 года № 1780-ЗЗК) действие отдельных положений законов Забайкальского края, в том числе оспариваемых прокурором пунктов 2.1, 3 - 6 статьи 2, пунктов 9.1,10 - 14 части 8 статьи 3, статьи 6.1, частей 1 - 4, 6 и 7 статьи 7 Закона Забайкальского края № 148-ЗЗК, как не обеспеченных источниками финансирования приостановлено с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года, с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года, с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года.

Доводы прокурора о противоречии оспариваемых норм Закона Забайкальского края № 148-ЗЗК статье 78 БК РФ, сводящиеся к тому, что предоставление субсидий субъектам инвестиционной деятельности должно быть предусмотрено законами Забайкальского края о бюджете Забайкальского края, а не в оспариваемом Законе Забайкальского края № 148-ЗЗК, суд находит ошибочными.

Положения Закона Забайкальского края № 148-ЗЗК, предусматривающие в качестве формы государственной поддержки инвестиционной деятельности предоставление субсидий субъектам инвестиционной деятельности, приняты в развитие положений статьи 11 Федерального закона № 39-ФЗ, также определяющей формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений. Указанные нормы Закона Забайкальского края № 148-ЗЗК имеют декларативный характер, определяют виды субсидирования, а также общие условия предоставления данной формы краевой государственной поддержки, касающиеся того, что данная мера государственной поддержки, как и иные предусмотренные законом меры, предоставляется на конкурсной основе.

В статье 6.1 (абзацы первый – шестой) Закона Забайкальского края № 148-ЗЗК определены лишь общие условия субсидирования за счет средств бюджета края части затрат, направленных на реализацию инвестиционного проекта краевого значения, такие как требования к лицам, претендующим на предоставление субсидий, предельный размер субсидий, предусмотрено, что субсидии предоставляются ежегодно с момента начала производства товаров в течение срока, на который инвестиционному проекту присвоен статус инвестиционного проекта краевого значения, в пределах средств, определенных в законе о бюджете края на очередной финансовый год и плановый период. Размер субсидий рассчитывается исходя из суммы фактически уплаченного инвестором, реализующим инвестиционный проект краевого значения, налога на прибыль организаций в бюджет края.

В статье 7 Закона Забайкальского края № 148-ЗЗК также определены общие условия субсидирования за счет средств бюджета края части процентной ставки за пользование кредитом (займом), субсидирование за счет средств бюджета края лизинговых платежей в части дохода лизингодателя, субсидирование за счет средств бюджета края части вознаграждения за предоставление банковской гарантии, субсидирование за счет средств бюджета края части затрат на уплату купонов по корпоративным облигационным займам, такие как требования к лицам, претендующим на предоставление субсидий, предельный размер субсидий.

С учетом изложенного, оснований для признания пунктов 2.1, 3 - 6 статьи 2, абзаца первого части 3, пунктов 9.1, 10 - 14 части 8 статьи 3, а также положений статей 6.1, 7 (в части установления общих условий предоставления субсидий) Закона Забайкальского края № 148-ЗЗК по мотиву несоответствия статье 78 БК РФ суд не усматривает.

Вместе с тем суд находит заслуживающими внимание доводы прокурора в части оспаривания абзацев седьмого, восьмого статьи 6.1, части 2, 5, 7 статьи 7 Закона Забайкальского края № 148-ЗЗК.

Согласно абзацу седьмому статьи 6.1 Закона Забайкальского края № 148-ЗЗК порядок предоставления субсидий инвесторам, реализующим инвестиционные проекты краевого значения с объемом инвестиций не менее 50 млн. рублей, для возмещения части затрат, направленных на реализацию инвестиционного проекта краевого значения, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края.

Между тем согласно второму предложению абзаца седьмого статьи 6.1 Закона Забайкальского края № 148-ЗЗК в случае несоблюдения инвестором, реализующим инвестиционный проект краевого значения, условий инвестиционного договора о реализации инвестиционного проекта краевого значения высший исполнительный орган государственной власти Забайкальского края вправе изменить размер предоставляемых субсидий, приостановить либо прекратить субсидирование.

В случае несоблюдения инвестором, реализующим инвестиционный проект краевого значения, условий инвестиционного договора о реализации инвестиционного проекта краевого значения высший исполнительный орган государственной власти Забайкальского края вправе изменить размер предоставляемых субсидий, приостановить либо прекратить субсидирование (абзац восьмой статьи 6.1).

При этом постановлением Правительства Забайкальского края от 5 апреля 2011 года № 111 утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета Забайкальского края на возмещение части затрат, направленных на реализацию инвестиционного проекта краевого значения с объемом инвестиций не менее 50,0 млн. рублей.

Данный Порядок утвержден в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 44 Устава Забайкальского края, статьей 6.1 Закона Забайкальского края от 27 февраля 2009 года № 148-ЗЗК «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Забайкальском крае» и устанавливает категории юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), имеющих право на получение субсидий, предоставляемых на цели, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в бюджет Забайкальского края в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, а также положения об обязательной проверке Министерством экономического развития Забайкальского края и органами государственного финансового контроля Забайкальского края соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Частью 6 статьи 7 Закона Забайкальского края № 148-ЗЗК предусмотрено, что предоставление субсидий инвестору, реализующему инвестиционный проект, признанный победителем конкурсного отбора, в части процентной ставки за пользование кредитом (займом), лизинговых платежей в части дохода лизингодателя, вознаграждения за предоставление банковской гарантии, затрат на уплату купонов по корпоративным облигационным займам, осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 28 апреля 2015 года № 186 утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета Забайкальского края юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), являющимся инвесторами, реализующими инвестиционные проекты, признанные победителями конкурсного отбора.

Данный Порядок утвержден в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 44 Устава Забайкальского края, Законом Забайкальского края от 27 февраля 2009 года № 148-ЗЗК «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Забайкальском крае» (преамбула названного постановления) и устанавливает категории юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), имеющих право на получение субсидий, предоставляемых на цели, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в бюджет Забайкальского края в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, а также положения об обязательной проверке Министерством экономического развития Забайкальского края и органами государственного финансового контроля Забайкальского края соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Вместе с тем в части 2 статьи 7 Закона Забайкальского края № 148-ЗЗК закреплено, что решение о предоставлении субсидий принимает высший исполнительный орган государственной власти Забайкальского края.

Согласно частям 5, 7 статьи 7 Закона Забайкальского края № 148-ЗЗК высший исполнительный орган государственной власти Забайкальского края в одностороннем порядке вправе изменить размер предоставляемых субсидий, приостановить либо прекратить субсидирование, а также принять решение о возврате субсидий в следующих случаях: 1) несоблюдение инвестором, реализующим инвестиционный проект, признанный победителем конкурсного отбора, условий инвестиционного договора; 2) превышение суммы предоставляемых субсидий над бюджетной эффективностью от реализации инвестиционного проекта.

Не подлежат возмещению просроченные более чем на 30 календарных дней платежи, указанные в части 1 настоящей статьи, и штрафные санкции.

Таким образом, установив с одной стороны, что порядок предоставления субсидий утверждается высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, что соответствует подпункту 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ, с другой стороны закон Забайкальского края одновременно устанавливает этот порядок, предусматривая, что решение о предоставлении субсидий, ее размере принимает высший исполнительный орган государственной власти Забайкальского края (второе предложение абзаца седьмого статьи 6.1, часть 2 статьи 7), и при этом высший исполнительный орган государственной власти Забайкальского вправе изменить размер предоставляемых субсидий, приостановить либо прекратить субсидирование в установленных указанных статьях случаях.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что содержание второго предложения абзаца седьмого, абзаца восьмого статьи 6.1, частей 2, 5, 7 статьи 7 Закона Забайкальского края № 148-ЗЗК не соответствует положениям подпункта 2 пункта 2, пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также не отвечает общеправовым критериям ясности, определенности и требованиям части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», и содержит такие коррупциогенные факторы, предусмотренные подпунктами «а», «б» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, как широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц), и определение компетенции по формуле «вправе» - диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций.

Дополнительно следует отметить, что 1 апреля 2020 года принят Федеральный закон № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации», регулирующий отношения, возникающие в связи с осуществлением инвестиций на основании соглашения о защите и поощрении капиталовложений, и в котором федеральным законодателем аналогичным образом, что в Федеральном законе № 39-ФЗ, установлены общие положения, понятия, раскрывающие суть инвестиционной деятельности.

При таких обстоятельствах административные исковые требования первого заместителя прокурора Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц подлежат частичному удовлетворению, а именно в части признания не действующими пункта 4 части 1 статьи 1, части 11 статьи 3, части 5 статьи 4, части 3 статьи 5, абзаца седьмого статьи 6.1 в части слов «Решение о размере предоставления субсидий принимает высший исполнительный орган государственной власти Забайкальского края», абзаца восьмого статьи 6.1, частей 2, 5, 7 статьи 7, части 2 статьи 10 Закона Забайкальского края от 27 февраля 2009 года № 148-ЗЗК «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Забайкальском крае».

В остальной части заявленные административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части до вынесения решения суда применялся, на основании его положений были реализованы права субъектов инвестиционной деятельности, суд считает возможным признать оспариваемые нормы не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление первого заместителя прокурора Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу пункт 4 части 1 статьи 1, часть 11 статьи 3, часть 5 статьи 4, часть 3 статьи 5, абзац седьмой статьи 6.1 в части слов «Решение о размере предоставления субсидий принимает высший исполнительный орган государственной власти Забайкальского края», абзац восьмой статьи 6.1, части 2, 5, 7 статьи 7, часть 2 статьи 10 Закона Забайкальского края от 27 февраля 2009 года № 148-ЗЗК «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Забайкальском крае».

В остальной части требования первого заместителя прокурора Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц оставить без удовлетворения.

Сообщение о решении суда по настоящему делу опубликовать в газете «Забайкальский рабочий» и на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.

Судья О.Ч. Цыдендамбаева

Мотивированное решение составлено 18 июня 2020 года.