ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-47/20 от 06.10.2020 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Дело № 3а-47/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Кызыл 6 октября 2020 года

Верховный Суд Республики Тыва в составе:

председательствующего - судьи Кунгаа Т.В.,

при секретаре Сат Ч.К.

с участием административного истца ФИО1, представителей административных ответчиков – Министерства финансов Республики Тыва ФИО2, Министерства труда и социальной политики Республики Тыва – ФИО3.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии города Кызыла, Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, указывая, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва 14 июля 2016 года ее исковое заявление удовлетворено. Суд обязал Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить ФИО1 на условиях договора социального найма жилое помещение на территории г. Кызыла, общей площадью не менее 12,5 кв.м., соответствующее установленным санитарным, гигиеническим нормам и техническим требованиям. 13 марта 2017 года на основании исполнительного листа от 27 сентября 2016 года, выданного Кызылским городским судом по делу , судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП возбуждено исполнительное производство. Решение суда не исполнено. Общая продолжительной производства по исполнению судебного решения составила более 3 лет, тогда как судом был установлен шестимесячный срок исполнения со дня вступления решения в законную силу. Просит взыскать с административного ответчика компенсацию за нарушение его права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 150 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В возражении на административное исковое заявление представитель Министерства финансов Республики Тыва ФИО2 просит отказать в удовлетворении исковых требований административного истца, указывая на то, что одного финансирования на приобретение жилья для детей-сирот недостаточно, для исполнения решения суда необходимо выполнить ряд мероприятий, которые исполняются несколькими органами исполнительной власти Республики Тыва, а именно Министерство финансов РТ финансирует денежные средства на основании заявок Минстроя РТ, Минстрой РТ в свою очередь заключает государственные контракты с подрядчиками и в дальнейшем после принятия жилых помещений передает на баланс в республиканскую собственность в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее-Минземимущество РТ), а Минземимущество РТ передает Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва для дальнейшего распределения жилых помещений детям-сиротам. В свою очередь, со стороны Министерства финансов Республики Тыва исполняется своевременное финансирование предусмотренных финансовых средств на основании заявок Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Республики Тыва, согласно государственной программе Республики Тыва «Социальная защита семьи и детей на 2017-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 17.11.2016 г. перечислены денежные средства главному распорядителю - Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва. Со стороны ответчиков каких-либо противоправных действий не имеется, размер компенсации чрезмерно завышен.

В возражении на административное исковое заявления представитель Министерства труда и социальной политики Республики Тыва ФИО3. просит в удовлетворении административного иска отказать, указывая на то, что согласно Указу Главы Республики Тыва от 20.12.2018 года №250 Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва реорганизовано путем присоединения к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, которому переданы функции преобразуемого органа исполнительной власти Республики Тыва. Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва прекратило свою деятельность с 16 мая 2019 года. Министерство труда и социальной политики Республики Тыва как ответчик, на момент принятия решения Кызылским городским судом об обязании предоставить жилое помещение, при своевременном финансировании строительства жилья для специализированного фонда, не имело возможность исполнения указанного выше судебного решения. Формирование специализированного жилищного фонда осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва, предусмотренных на соответствующий финансовый год, и средств федерального бюджета, предоставленных бюджету Республики Тыва на эти цели. Министерство труда и социальной политики Республики Тыва как орган исполнительной власти получило фактические полномочия на предоставление жилых помещений с 16 мая 2019 года и по настоящее время не имеет возможности предоставления жилых помещений, поскольку при своевременном финансировании строительства жилья обязанности главного подрядчика в полном объеме не исполняются.

Определением Верховного Суда Республики Тыва от 16 сентября 2020 года в качестве заинтересованных лиц по делу привлечены Федеральная служба судебных приставов России, Управление Федерального службы судебных приставов по Республике Тыва, в качестве административного ответчика – Министерство финансов Республики Тыва.

В судебном заседании административный истец ФИО1 просила удовлетворить административный иск.

Представители административных ответчиков – Министерства финансов Республики Тыва ФИО2, Министерства труда и социальной политики Республики Тыва ФИО3 просили отказать в удовлетворении административного иска.

Представители административного ответчика – Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла, заинтересованных лиц – Федеральной службы судебных приставов России, Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о рассмотрении дела.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) взыскатели при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) лицо, полагающее, что государственным органом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Из материалов гражданского дела следует, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 июля 2016 года, вступившим в законную силу 23 августа 2016 года, на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва возложена обязанность предоставить ФИО1 на условиях договора социального найма жилого помещения жилое помещение на территории города Кызыла Республики Тыва, с общей площадью не менее 12,5 кв.м., соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу.

В целях принудительного исполнения указанного решения суда был выдан исполнительный лист серии , который поступил в Межрайонный отдел судебных приставов г. Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва (далее - МОСП г. Кызыла по РОВИП) 1 марта 2017 года.

13 марта 2017 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП ФИО6 возбуждено исполнительное производство в отношении Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва с предметом исполнения: обязать Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва предоставить ФИО1 на условиях договора специализированного найма жилого помещения – благоустроенное жилое помещение на территории города Кызыла Республики Тыва, общей площадью не менее 12,5 кв.м., соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям.

На день рассмотрения настоящего административного дела судебное решение о предоставлении жилого помещения ФИО1 не исполнено.

В силу части 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Частью 1 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6.1 этой статьи.

В части 2 статьи 36 названного закона указано, что если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в соответствующий срок, установленный исполнительным документом.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 июля 2016 года установлен шестимесячный срок для исполнения решения суда со дня вступления в законную силу, указанное решение суда вступило в законную силу 23 августа 2016 года, следовательно, решение суда должно было быть исполнено до 23 февраля 2017 года включительно.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11), следует, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 КАС РФ, статья 324 АПК РФ, статья 434 ГПК РФ).

Таким образом, общая продолжительность исполнения судебного акта со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов 1 марта 2017 года до дня поступления заявления о компенсации в суд, уполномоченный его рассматривать 11 сентября 2020 года), составила 3 года 6 месяцев 10 дней.

На основании пункта 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить требования неимущественного характера, интересы субъекта Российской Федерации представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

На основании Указа Главы Республики Тыва от 20 декабря 2018 года № 250 Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва реорганизовано путём присоединения к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, которому переданы функции преобразуемого органа исполнительной власти Республики Тыва. Согласно Выписке из ЕГРЮЛ Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва прекратило свою деятельность 16 мая 2019 года.

В пункте 4 Положения о Министерстве труда и социальной политики Республики Тыва, утверждённого Постановлением Правительства Республики Тыва от 18.04.2013 года № 229, указано, что Министерство является главным распорядителем (получателем) средств республиканского бюджета Республики Тыва, предусмотренных на содержание аппарата Министерства, а также подведомственных ему учреждений.

Министерство финансов Республики Тыва является исполнительным органом государственной власти Республики Тыва, осуществляющим реализацию единой государственной финансовой, бюджетной и налоговой политики Республики Тыва и координирующим в этой сфере деятельность иных органов исполнительной власти Республики Тыва (пункт 1 Постановления Правительства Республики Тыва от 20.02.2014 года № 60 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Республики Тыва и его структуры»).

Поскольку обязанность предоставить ФИО1 жилое помещение возложена на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва, правопреемником которого является Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, соответственно, Министерство труда и социальной политики Республики Тыва и Министерство финансов Республики Тыва являются надлежащими ответчиками по данному административному делу, а Департамент экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии города Кызыла – ненадлежащим ответчиком по делу, поэтому административный иск ФИО1 к Департаменту экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не подлежит удовлетворению.

В части 3 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов и их должностных лиц.

Согласно исполнительному производству , исполнительный лист выдан Кызылским городским судом Республики Тыва 27 сентября 2016 года.

27 февраля 2017 года прокуратурой г.Кызыла начальнику МОСП г. Кызыла по РОВИП направлен для исполнения исполнительный лист для возбуждении исполнительного производства.

13 марта 2017 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП ФИО6 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства , копия постановления получена должником 17 марта 2017 года.

Вышеуказанным постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления.

Судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП ФИО6 вынесено постановление от 25 марта 2017 года о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

25 марта 2017 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП составлен акт о совершении исполнительных действий.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП г. Кызыла по РОВИП ФИО6 от 25 марта 2017 года назначен новый срок исполнения до 7 апреля 2017 года.

23 июня 2017 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП ФИО6 Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва предупреждено об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.

28 сентября 2017 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП ФИО5 Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва предупреждено об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.

7 декабря 2017 года Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва получено требование судебного пристава-исполнителя МОСП г. Кызыла по РОВИП ФИО5 об исполнении решения суда в срок до 11 декабря 2017 года.

В письме директора Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва ФИО4 от 11 декабря 2017 года сообщается, что исполнить решение суда в полном объеме в установленный приставом срок – до 11 декабря 2017 года, не представляется возможным, поскольку отсутствуют жилые помещения специализированного жилищного фонда. В соответствии с ч. 3 ст. 8.3 Закона РТ от 26 ноября 2004 года № 918 ВХ-1 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются по мере формирования специализированного жилищного фонда. В соответствии с «Порядком формирования специализированного жилищного фонда РТ для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот…», утвержденного Постановлением Правительства РТ от 30 декабря 2014 года № 625, формирование специализированного жилищного фонда осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва, предусмотренных на соответствующий финансовый год, и средств федерального бюджета, предоставленных бюджету Республики Тыва на эти цели, посредством строительства жилых домов и многоквартирных жилых домов на территории Республики Тыва, приобретения жилых помещений в государственную собственность Республики Тыва на первичном или вторичном рынке жилья на территории Республики Тыва у физических и/или юридических лиц за счет жилых помещений, перешедших в государственную собственность Республики Тыва в установленном законодательством порядке, включение жилого помещения в состав специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производится Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее – МЗИО). МЗИО осуществляет включение жилого помещения в состав специализированного жилищного фонда на основании заявки Агентства, при принятии решения об отнесении жилищного фонда к специализированному жилищному фонду МЗИО принимает распоряжение о закреплении жилого помещения, отнесенного к специализированному жилищному фонду, на праве оперативного управления за Агентством, Агентство в свою очередь регистрирует право оперативного управления в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество, и не позднее 15 рабочих дней с даты регистрации права на оперативное управление жилым помещением принимает решение о предоставлении жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа по месту жительства. Фактически исполнить решение суда возможно после передачи МЗИО жилых помещений Агентству, после окончания строительства жилых домов и отнесения их к специализированному жилищному фонду путем передачи в распоряжение Агентства. До настоящего времени МЗИО передал Агентству жилые помещения из специализированного жилого фонда на праве оперативного управления всего 52 жилых помещения для детей-сирот по г. Кызылу, построенные в 2013-2014 годах, по распоряжению от 6 июля 2015 года в количестве 38 жилых помещений, по распоряжению от 24 августа 2015 года в количестве 14 жилых помещений, которые предоставлены другим лицам, состоящим на учете. Из этого следует, что Агентство в силу вышеуказанных обстоятельств не может исполнить решение суда по существу, тем самым не допустил нарушения. Подтверждающими документами являются вышеназванные распоряжения МЗИО. Других подтверждающих документов у Агентства не имеется, так как Агентство не является государственным заказчиком на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не является распорядителем денежных средств, выделенных на эти цели. Из этого следует, что Агентство не обладает полномочиями о требовании о ходе строительства (приобретения) домов, об их готовности и передачи.

5 июля 2018 года Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва получено требование судебного пристава-исполнителя МОСП г. Кызыла по РОВИП ФИО7 об исполнении решения суда в срок до 12 июля 2018 года.

30 августа 2018 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП ФИО7 вынесено постановление о внесении изменений в ранее вынесенное постановление о возбуждении исполнительного производства от 13 марта 2017 года следующих исправлений в предмете исполнения: «Обязать Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва предоставить ФИО1 на условиях договора социального найма жилого помещения жилое помещение на территории г. Кызыла Республики Тыва, с общей площадью не менее 12,5 кв.м., соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу», которое Агентством по делам семьи и детей РТ получено 31 августа 2018 года.

Требованием судебного пристава-исполнителя МОСП г. Кызыла по РОВИП ФИО7 от 17 сентября 2018 года установлен срок исполнения решения суда до 20 сентября 2018 года.

В письме заместителя директора Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва ФИО8 от 20 сентября 2018 года сообщается, что в данное время исполнение судебных решений не представляется возможным, в связи с отсутствием свободных жилых помещений в специализированном жилищном фонде Республики Тыва для детей-сирот. Просит приостановить исполнительные производства в отношении Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва.

26 сентября 2018 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП ФИО7 составлен акт о совершении исполнительных действий.

Уведомлением судебного пристава-исполнителя МОСП г. Кызыла по РОВИП ФИО7 от 26 сентября 2018 года предложено прибыть 1 октября 2018 года для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

1 октября 2018 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП ФИО7 составлен акт об обнаружении правонарушения.

1 октября 2018 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП ФИО7 составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица – Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

4 октября 2018 года заместителем начальника отдела МОСП г. Кызыла по РОВИП ФИО9. директору Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва направлено уведомление о рассмотрении дел об административных правонарушениях 10 октября 2018 года.

31 октября 2018 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП ФИО7 Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва предупреждено об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.

Требованием судебного пристава-исполнителя МОСП г. Кызыла по РОВИП ФИО7 установлен срок исполнения решения суда до 13 февраля 2019 года.

Уведомлением и.о. директора Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва ФИО8 от 22 марта 2019 сообщается, что Указом Главы Правительства Республики Тыва от 20 декабря 2018 года № 250 Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва реорганизовано путем присоединения к Министерству труда и социальной политики. Для дальнейшей работы просят обращаться в Министерство труда и социальной политики.

16 сентября 2019 года Кызылским городским судом Республики Тыва получено заявление судебного пристава-исполнителя МОСП г. Кызыла по РОВИП ФИО7 о процессуальном правопреемстве на стадии исполнительного производства, о замене должника на Министерство труда и социальной политики Республики Тыва.

14 января 2020 года ФИО1 подано заявление в МОСП г. Кызыла по РОВИП о выдаче документов.

16 января 2020 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП ФИО7 постановлением внесены изменения в ранее вынесенное постановление о возбуждении исполнительного производства от 13 марта 2017 года в фамилии истца «ФИО1» вместо «ФИО1».

Определением судьи Кызылского городского суда от 17 января 2020 года заявление судебного пристава-исполнителя МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП по РТ о замене стороны исполнительного производства удовлетворено. Произведена замена должника Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва на правопреемника – Министерство труда и социальной политики Республики Тыва.

12 февраля 2020 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП по РТ ФИО10 вынесено постановление о замене должника исполнительного производства Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва его правопреемником – Министерством труда и социальной политики Республики Тыва.

Судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закреплённого за гражданином законодательством Российской Федерации права на получение жилья, и длительное неисполнение таких судебных решений, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывают авторитет органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государства.

Относительно критерия соблюдения требования исполнения судебных решений в разумный срок Европейский Суд по правам человека отметил, что исполнение решения, касающегося предоставления квартиры, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. Европейский Суд также установил, что если решение внутригосударственного суда касается такого предмета первой необходимости, как жильё, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год несовместима с требованиями Конвенции. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жильё, в качестве оправдания неисполнения судебного решения (Постановление Европейского Суда по делу "Левищев против Российской Федерации" от 29 января 2009 года, Постановление Европейского Суда по делу "Кукса против Российской Федерации" от 15 июня 2006 года, Постановление Европейского Суда по делу "Казанцева против Российской Федерации" от 23 октября 2008 года, Постановление Европейского Суда по делу "Кравченко и другие против Российской Федерации" от 16 сентября 2010 года, и Постановление Европейского Суда по делу "Копнин и другие против Российской Федерации" от 28 мая 2014 года и другие).

Оценив в совокупности представленные в материалах дела доказательства, с учётом приведённых выше правовых позиций Европейского Суда по правам человека, а также, принимая во внимание меры, предпринимаемые органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, отсутствие объективных причин задержки исполнения судебного акта, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьёй 6 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод», а действия Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда.

Учитывая критерии, установленные в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, и, принимая во внимание обстоятельства дела, суд полагает, что в данном случае длительность неисполнения судебного акта является чрезмерной и не отвечающей требованию разумного срока. При этом за данную задержку исполнения решения административный истец ответственности не несёт.

При таких обстоятельствах суд считает установленным факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, а административный иск ФИО1 подлежащим удовлетворению.

Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее - компенсация), как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причинённого неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (абзац 3 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года N 11).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11, в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Размер компенсации должен определяться судом с учётом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.

При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (часть 2 статьи 2 Закона № 68-ФЗ).

Административный истец просит присудить ей компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 150 000 рублей.

Исходя из требований ФИО1, принимая во внимание длительность неисполнения судебного акта, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, учитывая, что основанием для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения явилось то, что ФИО1 является лицом, оставшимся без попечения родителей, состоит на учете детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории города Кызыла Республики Тыва, практику Европейского Суда по правам человека, принципы разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 90 000 рублей.

Подпунктом «б» пункта 2 части 1 статьи 259 КАС РФ установлено, что резолютивная часть решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок должна содержать указание на это и сведения о размере компенсации; наименование органа, организации или должностного лица, на которых в соответствии с федеральным законом возложены обязанности по исполнению судебных актов о присуждении компенсации.

В пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, обязанность исполнить требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации).

Следовательно, в данном случае финансовым органом, на который должна быть возложена обязанность по исполнению судебного акта по присуждению компенсации, является Министерство финансов Республики Тыва.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ за счёт средств республиканского бюджета также ФИО1 подлежат возмещению ее расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, поскольку оплата административным истцом указанной суммы подтверждается чеком-ордером.

В силу части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 258-260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л :

в удовлетворении административного иска ФИО1 к Департаменту экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отказать.

Административное исковое заявление ФИО1 к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.

Присудить ФИО1 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 90 000 рублей, а также 300 рублей в счёт возмещения расходов по оплате государственной пошлины.

Исполнение решения суда возложить на Министерство финансов Республики Тыва за счёт средств республиканского бюджета путём перечисления взысканной денежной суммы на банковский счёт ФИО1, открытый в ПАО Сбербанк, ИНН БИК , кор./счёт .

Решение подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 20 октября 2020 года.

Председательствующий Т.В. Кунгаа