Дело № 3а-47/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 марта 2016 года г. Оренбург
Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Хакимовой О.В.,
при секретаре Бобылевой Л.А.,
с участием прокурора Губаревой О.А.,
административного истца М.Н., её представителя С.А., представителя правительства (адрес)В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М.Н. о признании частично недействующим пункта 1 порядка 1 приложения № постановления правительства Оренбургской области от 02 июля 2012 года № 555-п «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Оренбургской области, порядке их реализации и финансирования»,
установил:
правительством Оренбургской области 02 июля 2012 года принято постановление № 555-п «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Оренбургской области, порядке их реализации и финансирования». Текст постановления опубликован в газете «Оренбуржье» от 12 июля 2012 года N 111.
М.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением, указав, что она является ветераном боевых действий и инвалидом войны второй группы, в связи с чем имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для инвалидов Великой Отечественной войны, и меры социальной поддержки, установленные статьей 14 «О ветеранах».
В постановлении правительства Оренбургской области от 02 июля 2012 года № 555-п «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Оренбургской области, порядке их реализации и финансирования» - в пункте 1 самого постановления, а также в пункте 1 порядка 1 приложения № 1 - указано, что к данной категории отнесены инвалиды и ветераны боевых действий. Однако ГКУ «Центр социальной поддержки населения» отказало М.Н. в предоставлении ежемесячной дополнительной выплаты, ссылаясь на пункт 1 приложения № 2 к указанному постановлению, где указана категория «военнослужащие», но отсутствует категория «ветераны боевых действий и инвалиды войны».
М.Н. полагает, что при вынесении перечня категорий в пункте 1 приложения № 2 упущена категория «ветеран боевых действий и инвалид войны», в связи с чем нормативно-правовой акт, изданный правительством Оренбургской области, противоречит пункту 1 статьи 3, пункту 1 статьи 16, статьям 14, 28 Федерального закона «О ветеранах».
В судебном заседании М.Н. заявленные требования поддержала, пояснив, что право на получение дополнительной компенсации должны иметь не только военнослужащие, но и работники Министерства обороны Российской Федерации, направленные в другие государства и принимавшие участие в боевых действиях. Во время выполнения служебных обязанностей в (адрес)М.Н. занимала должность коменданта – заведующей офицерскими общежитиями. Решением суда установлен факт того, что истец была включена командиром военной части в личный состав, что свидетельствует о том, что она принимала участие в боевых действиях. Являясь ветераном боевых действий и инвалидом войны второй группы, она имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для инвалидов Великой Отечественной войны, и меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах», в связи с чем полагает, что должна получать дополнительную ежемесячную денежную компенсацию, установленную оспариваемым постановлением.
Представитель М.Н. – С.А. требования административного иска поддержал.
Представитель правительства Оренбургской области В.Е. просила в удовлетворении административного иска отказать. Пояснив, что оспариваемое постановление правительства Оренбургской области устанавливает дополнительные меры социальной поддержки для отдельной категории граждан. Финансирование этих мер производится за счет средств регионального бюджета, поэтому определение оснований, порядка, размера и условий их реализации относится к полномочиям субъекта Российской Федерации и зависит от финансовых возможностей его бюджета.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении административного иска, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Оренбургской области Губаревой О.А., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 26.3.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъект Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Согласно статье 10 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 данного Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации (пункт 1).
Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 приведенного Федерального закона № 5-ФЗ, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 10).
В силу пункта 3 статьи 10 этого же Федерального закона в дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14 - 19 и 21 названного Федерального закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, пунктом 6 статьи 5 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов на предоставление дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В силу положений ст. 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям названного публично-правового образования. При этом органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять направления расходования денежных средств своего бюджета (ст. 31 Кодекса).
Пунктом 2 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия субъекта Российской Федерации.
Из системного толкования приведенного законодательства следует, что на федеральном уровне установлены меры социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов и ветеранов боевых действий за счет федерального бюджета. При этом названное законодательство не исключает право субъекта Российской Федерации за счет собственных средств устанавливать дополнительные меры социальной поддержки.
Указанная правовая позиция разъяснена в Обзоре Верховного Суда Российской Федерации N 3 от 25 ноября 2015 года (раздел "Судебная коллегия по административным делам, пункт 3).
Оспариваемым М.Н. постановлением правительства Оренбургской области от 02 июля 2012 года № 555-п «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Оренбургской области, порядке их реализации и финансирования» (далее постановление № 555-п), установлены дополнительные меры социальной поддержки за счет средств областного бюджета определенной категории граждан.
В приложении № 2 к постановлению № 555-п изложен порядок реализации и финансирования этих дополнительных мер.
В разделе 1 пункта 1 приложения № 2 к постановлению указаны, какие лица, ставшие инвалидами I или II группы в результате выполнения воинских и служебных обязанностей в Республике Афганистан, Чеченской Республике и территориях СНГ, имеют право на получение ежемесячной материальной помощи в размере 2 000 рублей. К ним относятся:
«военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и уголовно-исполнительной системы Российской Федерации».
На основании изложенного суд приходит к выводу, что постановление № 555-п издано правительством Оренбургской области в пределах реализации предоставленного субъекту права по установлению за счет средств регионального бюджета дополнительных мер социальной помощи для отдельных категорий граждан, что предполагает самостоятельное определение субъектом Российской Федерации категорий граждан, которым указанные меры предоставляются.
Судом установлено, что М.Н. является инвалидом боевых действий (инвалидом войны).
Согласно справке МСЭ-2009 от (дата)№М.Н. является инвалидом II группы, причина инвалидности – трудовое увечье.
Согласно удостоверению серии БК №М.Н. является ветераном боевых действий.
М.Н. имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством.
Федеральным законодательством, в том числе в пункте 1 статьи 3, пункте 1 статьи 16, статьях 14, 28 Федерального закона «О ветеранах», установлены меры социальной поддержки и льготы, которые предоставляются за счет средств федерального бюджета.
Вместе с тем установление в правовом акте Оренбургской области дополнительной адресной социальной помощи отдельным категориям граждан, предоставляемой за счет средств областного бюджета, не снижает уровень прав и гарантий граждан, установленных федеральным законодательством, и потому у суда нет оснований для признания оспариваемого пункта постановления Оренбургской области противоречащим федеральному законодательству.
ФИО1 о том, что она имеет право на получение ежемесячной материальной помощи в размере 2 000 рублей, не могут быть приняты судом во внимание при рассмотрении данного административного иска, поскольку вопрос о праве административного истца на получение материальной помощи, механизм, размеры и условия оказания которой установлены в оспариваемом постановлении №-п, подлежит разрешению в исковом производстве.
ФИО1 о несоответствии пункта 1 порядка 1 приложения № 2 пункту 1 самого постановления и пункту 1.1 порядка 1 приложения №1 к постановлению не свидетельствуют о незаконности данной нормы, поскольку пункт 1 порядка 1 приложения № 2 уточняет и конкретизирует общие положения, изложенные в постановлении и приложении № 1 к нему.
Учитывая изложенное, пункт 1 порядка 1 приложения № 2 постановления Правительства Оренбургской области от 02 июля 2012 года № 555-п, действующему законодательству не противоречит.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления М.Н. о признании частично недействующим пункта 1 порядка 1 приложения № постановления правительства (адрес) от (дата)№-п «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории (адрес), порядке их реализации и финансирования» отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Оренбургского
областного суда О.В. Хакимова
Мотивированное решение суда изготовлено (дата).