ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-47/2018 от 28.04.2018 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Дело № 3а-47/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 апреля 2018 года г. Новосибирск

Новосибирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Петруниной И.Н.

при секретаре Виноградове В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Новосибирской области в интересах неопределённого круга лиц о признании недействующим в части Порядка выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Новосибирской области, выделяемых на проведение единого государственного экзамена, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 11 мая 2017 года № 181-п

установил:

прокурор Новосибирской области обратился в Новосибирский областной суд с административным исковым заявлением (л.д. 38) о признании недействующими положений пунктов 4,5,6,7,8 Порядка выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Новосибирской области, выделяемых на проведение единого государственного экзамена, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 11 мая 2017 года № 181-п. В обоснование требований указав, что оспариваемые пункты Порядка выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Новосибирской области, выделяемых на проведение единого государственного экзамена (далее по тексту – Порядок), противоречат действующему законодательству.

Пункты 5-8 Порядка, регламентируют порядок расчета размера компенсации, но поскольку в них отсутствует указание на выплату педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена на территории Новосибирской области, компенсации за работу и проведению единого государственного экзамена в размере не ниже минимального размера оплаты труда, то эти пункты не соответствуют требованиям абзаца 7 статьи 2, части 2 стать 165, части 2 статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации, в той мере, в которой не предусматривают гарантию по выплате такой компенсации в размере не ниже минимального размера оплаты труда (л.д.41).

Пункт 4 Порядка устанавливает, что компенсация выплачивается государственным учреждением Новосибирской области «Новосибирский институт мониторинга и развития образования» в течение 60 дней после завершения проведения ЕГЭ по всем учебным предметам за счет средств областного бюджета Новосибирской области в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, установленных государственной образовательной организации на текущий финансовый год. Данный пункт Порядка, в части установления срока выплаты, не соответствует абзацу 7 статьи 2, части 1 статьи 129, части 6 статьи 136, части 2 статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации и нарушает право педагогических работников на своевременную оплату труда.

В судебном заседании прокуроры Новосибирской областной прокуратурыКозлова М.В. и ФИО1 поддержали заявленные требования и дополнили основания признания пункта 4 Порядка недействующим: в силу неопределённости и коррупциогенности данной нормы.

ПредставителиПравительства Новосибирской области и Губернатора Новосибирской области – ФИО2 и ФИО3, действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали, полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в переделах компетенции Правительства Новосибирской области, и в полной мере соответствует действующему законодательству.

Суд, выслушав пояснения сторон, специалистов, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом «е» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Частью 9 статьи 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определено, что педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.

В соответствии с пунктом 21 статьи 5 Закона Новосибирской области от 5 июля 2013 года № 361-ОЗ «О регулировании отношений в сфере образования в Новосибирской области» к полномочиям Правительства Новосибирской области в сфере образования относится установление размера и порядка выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Новосибирской области, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.

Постановлением Правительства Новосибирской области от 11 мая 2017 года № 181-п установлен размер и порядок выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Новосибирской области, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.

Данное постановление опубликовано на официальном сайте Правительства Новосибирской области http://www.nso.ru 11 мая 2017 года.

Следовательно, оспариваемое Постановление принято в пределах полномочий Правительства Новосибирской области.

Согласно пункту 2 Порядка, компенсация выплачивается в соответствии с частью 9 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статьями 165, 170 Трудового кодекса Российской Федерации педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области в проведении единого государственного экзамена (далее по тексту - ЕГЭ) в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения ЕГЭ.

Пунктом 4 Порядка установлено, что компенсация выплачивается государственным казенным учреждением Новосибирской области «Новосибирский институт мониторинга и развития образования» - региональным центром обработки информации, обеспечивающим организационное, технологическое и информационное сопровождение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Новосибирской области, в течение 60 дней после завершения проведения ЕГЭ по всем учебным предметам за счет средств областного бюджета Новосибирской области в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, установленных государственной образовательной организации на текущий финансовый год.

Пункты 5-7 содержат расчет размера компенсаций.

Так, размер компенсации председателю, заместителю председателя, члену государственной экзаменационной комиссии (далее–ГЭК), члену конфликтной комиссии (далее–КК), руководителю, организатору в аудитории, организатору вне аудитории, ассистенту, техническому специалисту пункта проведения (далее – ПП) определяется по формуле: Ка = N x Т, где: Ка - размер компенсации; N - стоимость часа работы по исполнению обязанностей председателя, заместителя председателя, члена ГЭК, члена КК, руководителя, организатора в аудитории, организатора вне аудитории, ассистента, технического специалиста ПП; Т - фактически затраченное время на исполнение государственных обязанностей председателя, заместителя председателя, члена ГЭК, члена КК, руководителя, организатора в аудитории, организатора вне аудитории, ассистента, технического специалиста ПП (пункт 5 Порядка).

Размер компенсации председателя, заместителя председателя предметной комиссии (далее – ПК) определяется по формуле: Кп = N x Tk + Кк, где: Кп - размер компенсации ПК; N - стоимость часа работы по исполнению обязанностей председателя, заместителя председателя ПК; Tk - затраченное время на исполнение обязанностей председателя, заместителя председателя ПК, рассчитанное согласно приложению к Порядку; Кк - компенсация затрат на проезд, проживание - командировочных расходов, связанных с прохождением обучения по вопросам проведения ЕГЭ, посредством участия в ежегодных очных семинарах, организуемых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (по направлению министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области), на основании предоставленных документов, в размере фактических затрат (пункт 6 Порядка).

Размер компенсации члена Предметной комиссии (ПК) определяется по формуле: Кв = Ст x ПР, где: Кв - размер компенсации члена ПК; Ст - стоимость проверенной работы; ПР - количество проверенных работ одним членом ПК.

Стоимость проверенной работы определяется по формуле: Ст = N / 60 x В x К, где: В - среднее время проверки работы, которое по статистике результатов работы экспертов составляет 9 минут; К - устанавливаемый приказом министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области коэффициент наличия критериев при проверке экзаменационных работ, определяемых в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» (пункт 7 Порядка).

Пунктом 8 Порядка установлено, что при расчете компенсации стоимость часа работы по исполнению обязанностей по подготовке и проведению ЕГЭ применяется в размере 183,4 рубля.

Доводы прокурора о том, что пункты 5-8 Порядка не соответствуют требованиям абзаца 7 статьи 2, части 2 стать 165, части 2 статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации, в той мере, в какой в этих пунктах не предусматривается гарантия по выплате такой компенсации в размере не ниже минимального размера оплаты труда, правильными признаны быть не могут, так как основаны на ошибочном толковании положений закона и не соответствуют обстоятельствам настоящего дела.

В силу пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в частности, обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях (подпункт 13); организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации (подпункт 13.1); финансовое обеспечение получения основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) (подпункт 13.2).

Правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно частям 4 и 5 статьи 59 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией. Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта. Формы государственной итоговой аттестации, порядок проведения такой аттестации по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых формах (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации) определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

В силу пункта 1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года №466, Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Согласно пункту 4 данного Положения, Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно через подведомственные ему организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями.

Пунктом 1 части 2 статьи 59 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» регламентировано, что при проведении государственной итоговой аттестации на территориях субъектов Российской Федерации государственные экзаменационные комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования создаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Обеспечение проведения государственной итоговой аттестации осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Российской Федерации (пункт 1 части 12 статьи 59 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Из анализа названных правовых норм следует, что создание, организация и обеспечение деятельности предметных и конфликтных комиссий являются по своей природе публично-правовыми, непосредственно связаны с выполнением органами исполнительной власти Новосибирской области, осуществляющими управление в сфере образования, властно-распорядительных функций.

Члены предметных и конфликтных комиссий привлекаются к выполнению своих обязанностей с письменного согласия педагогических работников, по результатам отбора, проведенного Минобрнауки Новосибирской области на основании приказа Минобрнауки Новосибирской области от 30 апреля 2014 года №1130 «Об утверждении положения о конфликтной комиссии по рассмотрению апелляций обучающихся - участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Новосибирской области» и приказа Минобрнауки Новосибирской области от 20 мая 2014 года № 1242 «Об утверждении положения о предметных комиссиях по проверке экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Новосибирской области».

Анализируя вышеназванные нормы федерального и регионального законодательства, и принимая во внимание административный характер отношений, складывающихся между Министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области и членами предметных и конфликтных комиссий, суд приходит к выводу о том, что правоотношения, возникающие при привлечении органами исполнительной власти Новосибирской области педагогических работников к работе в предметных и конфликтных комиссиях при проведении государственной итоговой аттестации, не имеют трудовой природы, поскольку вытекают из публично-правовых отношений, связанных с исполнением педагогическими работниками государственных обязанностей по приему ЕГЭ.

В абзаце 7 статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации установлен один из принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними, а именно обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимальном размере оплаты труда.

Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату (оплату труда работника), как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Трудовой кодекс Российской Федерации выделяет два вида компенсационных выплат.

Первый вид компенсационных выплат определен статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации.

На основании этой статьи заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом компенсации в смысле статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.

Второй вид компенсационных выплат определен статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с частью 2 которой - под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, а их возмещение производится по правилам Раздела VII Трудового кодекса Российской Федерации.

Так, согласно статьям 165 и 170 Трудового кодекса Российской Федерации при исполнении работником государственных или общественных обязанностей работодатель освобождает работника от основной работы на период исполнения государственных или общественных обязанностей с сохранением за ним места работы (должности), а органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и другие), производят работнику выплаты (компенсации) в порядке и на условиях, которые предусмотрены Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Оспариваемый Порядок принят Правительством Новосибирской области во исполнение части 9 статьи 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и пункта 21 статьи 5 Закона Новосибирской области от 5 июля 2013 года № 361-ОЗ «О регулировании отношений в сфере образования в Новосибирской области» обязывающих субъекта Российской Федерации установить размер и порядок выплаты указанной компенсации.

При этом ни нормы Раздела VII Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ни иные нормативные правовые акты не устанавливают минимального размера (либо критериев его установления) компенсации педагогическим работникам за выполнение государственных обязанностей по приему ЕГЭ.

Орган исполнительной власти Новосибирской области, привлекающий педагогических работников к исполнению названной государственной обязанности, работодателем для них не становиться, в трудовые правоотношения с ними не вступает, в связи с чем, гарантии размера и срока выплаты заработной платы, установленные в абзаце 7 статьи 2, Трудового кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 37 Конституции Российской Федерации на спорные правоотношения не распространяются.

Этому корреспондируют и положения Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2018 - 2020 годы утвержденного Минобрнауки России, Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2017 года, согласно подпункта 9.6.2 пункта 9.6 которого регламентировано, что стороны исходят из того, что работодатели освобождают педагогических работников образовательных организаций, участвующих по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время, от основной работы на период проведения единого государственного экзамена с сохранением за ними места работы (должности), средней заработной платы на время исполнения ими указанных обязанностей.

За счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение ЕГЭ педагогическим работникам, участвующим в проведении ЕГЭ, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена, размер и порядок выплаты которой устанавливаются субъектом Российской Федерации.

Таким образом, помимо сохраняемой по основному месту работы средней заработной платы, педагогическим работникам должны компенсироваться трудозатраты, связанные, как правило, со значительным превышением рабочего времени, с выполнением несвойственных им обязанностей, иными сложностями и повышенной ответственностью, поскольку согласно Порядку проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 года № 1400, работники направляются для работы в качестве руководителей и организаторов пунктов проведения экзамена, членов государственной экзаменационной комиссии, членов предметных комиссий, конфликтной комиссии, технических специалистов, т.е. для выполнения работ, никак не связанных с основными должностными обязанностями. Размер и порядок компенсационных выплат устанавливается субъектом Федерации за счет бюджетных ассигнований регионального бюджета, направляемых на проведение ЕГЭ в соответствии с частью 9 статьи 47 Федерального закона «Об образовании» (Рекомендации о закреплении в региональных и территориальных соглашениях, в коллективных договорах положений об оплате труда педагогических работников, утверждены отраслевым соглашением от 6 декабря 2017 года).

Кроме того и Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях неоднократно указывал, что конституционно - правовая природа института минимального размера оплаты труда, согласно статьям 7 (часть 2) и 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации, предполагает установление того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей. Придание же этому институту более широких функций не согласуется с его конституционно-правовой природой, предполагающей установление того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей (постановления от 19 июня 2002 года № 11-П и от 27 ноября 2008 года № 11-П, Определения от 26 апреля 2016 года № 867-О и от 24 мая 2005 года № 179-О).

Ссылки прокурора на результаты проведенной Татарской межрайонной прокуратурой проверки соблюдения законодательства при выплате педагогическим работникам компенсации за участие в подготовке и проведении ЕГЭ в муниципальном бюджетном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе , суд находит необоснованными.

Как следует из представленных суду документов, учителя К.Ю.В. и С.О.Л. участвовали в проведении ЕГЭ в 2017 году: К.Ю.В. 29 мая и 13 июня и С.О.Л. – 2 июня (приказ от 25 мая 2017 года № 52 л.д. 29-30).

Из их заработной платы в июне 2017 года были произведены удержания за вышеназванные дни, а именно у К.Ю.В. в размере 760,83 рублей, а у С.О.Л.. – 434,76 рублей. Но при этом за дни исполнения ими государственных обязанностей по приему ЕГЭ начислено и выплачено в августе 2017 года: К.Ю.В. - 2233,6 рублей, С.О.Л. – 2 074,2 рублей (л.д. 87, 90), что опровергает доводы прокурора о нарушении прав педагогических работников на получение дохода не ниже минимального размера оплаты труда, в связи с не сохранением за ними среднего заработка по основному месту работы.

Таким образом, из системного анализа вышеназванных правовых норм следует, что компенсационные выплаты за исполнение государственных обязанностей не являются заработной платой, а по своей правовой природе являются материальной компенсацией связанной с превышением рабочего времени, с выполнением государственных обязанностей по приему ЕГЭ и повышенной ответственностью, при этом размер выплаты этой компенсации действующим законодательством в зависимость от минимального размера оплаты труда не ставиться.

Не оспаривая экономическую обоснованность значения каждой составляющей в формулах приведенных в пунктах 5-7 Порядка, а также значение стоимости часа работы по исполнению обязанностей по подготовке и проведению ЕГЭ установленного в размере 183,4 рублей (пункт 8 Порядка), прокурор указывал, что данная стоимость часа ниже стоимости часа рассчитанного исходя из МРОТ.

Минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2017 года составлял 7800 рублей; с 1 января 2018 года – 9459 рублей; с 1 мая 2018 года – 11163 рублей.

Исходя из нормы часов учебной нагрузки в неделю педагогического работника – 18 часов, среднегодового количества недель в месяц – 4.35 и районного коэффициента для Новосибирской области - 1.25, стоимость одного часа работы педагогического работника, рассчитанного исходя из МРОТ составляет: с 1 июля 2017 года (7800*1,25/18/4.35) – 124,52 рублей; с 1 января 2018 года (9459*1.25/18/4.35) – 151,4 рублей; с 1 мая 2018 года (11163*1.25/4.35/18) - 178,2 рублей.

Таким образом, произведенный расчет свидетельствует о том, что базовая стоимость часа работы для расчёта компенсаций по пунктам 5-7 Порядка, превышает стоимость часа рассчитанного исходя из МРОТ.

Следовательно, оснований для признания пунктов 5-8 Порядка несоответствующими требованиям абзаца 7 статьи 2, части 2 стать 165, части 2 статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации у суда не имеется.

Пункт 4 оспариваемого Порядка не определяет порядок выплаты заработной платы педагогическим работникам, в связи с чем, положения абзаца 2 статьи 7, часть 1 статьи 129, часть 6 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации и часть 2 статьи 37 Конституции Российской Федерации не подлежат применению.

Доводы прокурора о неопределённости и коррупциогенности пункта 4 Порядка, по тем основания, что содержащаяся в пункте норма о выплате «в течение 60 дней» позволяет сотрудникам учреждения, которые производят начисление и выплату компенсации, по своему усмотрению в значительной степени произвольно устанавливать срок выплаты педагогическим работникам компенсации, суд находит необоснованными.

Критерий определенности правовой нормы как конституционное требование к законодателю был сформулирован в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года по делу о проверке конституционности статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР. Общеправовой критерий определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями.

Конструкция пункта 4 Порядка не допускает неоднозначного и произвольного толкования и понимания этой нормы.

Данная норма содержит указание на начало течения срока и период выплаты компенсации: «в течение 60 дней после завершения проведения ЕГЭ по всем учебным предметам», следовательно, начало течения срока на выплату компенсации определяется датой проведения последнего единого государственного экзамена, что не оспаривалось прокурорами.

Частью 5 статьи 59 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что Минобрнауки России определяет, в числе прочего, сроки проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету в рамках государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.

В соответствии с пунктом 27 Приказа Минобрнауки России от 26 декабря 2013 года № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» сроки и продолжительность проведения государственной итоговой аттестации на территории Российской Федерации и за ее пределами устанавливаются в виде единого расписания экзаменов.

Так, согласно Приказа Минобрнауки России от 9 января 2017 года № 5 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2017 году» единые государственные экзамены в 2017 году проводились с 23 марта - география, информатика и информационно-коммуникационные технологии по 16 сентября- по математике базового уровня, русский язык. В 2018 году их проведение установлено: с 21 марта - география, информатика и информационно-коммуникационные технологии по 15 сентября - по математике базового уровня, русский язык (Приказ Минобрнауки России от 10 ноября 2017 № 1099 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2018 году»).

То обстоятельство, что в пункте 4 Порядка указана не абсолютная дата выплаты компенсации, а указан именно временной период такой выплаты, не свидетельствует о неопределенности нормы.

Содержание в оспариваемой норме ограничения срока выплаты «60 дней» является установлением предельного срока исполнения уполномоченным органом Новосибирской области обязанности по выплате компенсации, тем самым гарантируя участникам возникших правоотношений (в том числе и педагогическим работникам), то что выплата компенсации будет произведена в указанный период времени, что не может рассматриваться как ущемление прав педагогических работников на своевременное получение оплаты за исполнение государственных обязанностей.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, определяют критерии коррупциогенного фактора норм, устанавливающих для правоприменителя необоснованную широту дискреционных полномочий, в том числе отсутствие или неопределенность условий или оснований принятия решения, содержащих неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям.

Анализируя содержание оспариваемой нормы в аспекте, указанном прокурором, в ее взаимосвязи с другими вышеуказанными нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, суд приходит к выводу об отсутствии в пункте 4 Порядка правовой неопределённости и коррупциогенных факторов.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления прокурора Новосибирской области в интересах неопределённого круга лиц о признании недействующим в части Порядка выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Новосибирской области, выделяемых на проведение единого государственного экзамена, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 11 мая 2017 года № 181-п - отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.

Председательствующий по делу Петрунина И.Н.