Дело № 3а-47/2021 (№ 3а-483/2020)
42ОS0000-01-2020-000469-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кемеровский областной суд
в составе председательствующего Копыловой Е.В.,
при секретаре Сафоновой А.П.,
с участием прокурора Антипова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
«02» февраля 2021 года
административное дело по административному исковому заявлению муниципального предприятия Новокузнецкого городского округа «Городское управление жилищно-коммунального хозяйства» о признании недействующим нормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
8 сентября 2020 года Региональной энергетической комиссией Кузбасса (далее также – РЭК Кузбасса, орган регулирования) принято постановление № 204 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, реализуемую на коллекторах МП «ГУЖКХ» (г. Новокузнецк) по узлу теплоснабжения газовая котельная 1-ой очереди квартала № 24, на 2020 год», приложением к которому установлен одноставочный тариф для потребителей МП «ГУЖКХ» на услуги по передаче тепловой энергии, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (без НДС) с 09.09.2020 по 31.12.2020 в размере 1 416,63 руб./Гкал.
8 сентября 2020 года постановление опубликовано в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области» (www.recko.ru), зарегистрированном в качестве средства массовой информации, согласно свидетельству Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 21.11.2014 № Эл ФС77-59906.
Муниципальное предприятие Новокузнецкого городского округа «Городское управление жилищно-коммунального хозяйства», осуществляющее деятельность по теплоснабжению на территории г. Новокузнецка Кемеровской области, обратилось в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим с даты принятия указанного постановления, обязании РЭК Кузбасса принять заменяющий нормативный правовой акт.
Заявленные требования мотивирует тем, что МП «ГУЖКХ» не согласно с размером установленной органом регулирования необходимой валовой выручки (далее также - НВВ), поскольку при расчете НВВ на производство тепловой энергии, влияющей на размер устанавливаемых тарифов, РЭК Кузбасса не учтены экономически обоснованные расходы предприятия на 2020 год по статье амортизация основных средств и нематериальных активов в сумме 4 624,55 тыс. руб. Полагает, что при утверждении тарифа ответчик необоснованно применил положения подпункта 3 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации, которые регулируют налоговые отношения, связанные с начислением налога на прибыль юридического лица.
В судебном заседании представители административного истца – директор МП «ГУЖКХ» ФИО1, действующий на основании приказа о назначении на должность, решения о продлении полномочий, ФИО2, действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель Региональной энергетической комиссии Кузбасса ФИО3, действующая на основании доверенности, в удовлетворении заявленных требований просила отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела (л.д. 102-106).
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах Прокуратуры Кемеровской области-Кузбасса Антипова А.А., полагавшего требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Отношения в сфере теплоснабжения урегулированы Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пунктом 6 части 1 статьи 4 которого к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения отнесено утверждение основ ценообразования в сфере теплоснабжения, правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Частью 1 и пунктом 1 части 2 статьи 5 указанного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено установление тарифов в сфере теплоснабжения.
Согласно пунктам 1.2, 3.17 Положения о региональной энергетической комиссии Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 19.03.2020 № 142, Комиссия является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области - Кузбасса специальной компетенции, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок, ставок, сборов, платы) на территории Кемеровской области – Кузбасса, устанавливает тарифы на тепловую энергию.
Оспариваемое постановление 8 сентября 2020 года № 204 принято Региональной энергетической комиссией Кузбасса в пределах предоставленных полномочий, в установленной форме на заседании Правления (пункты 5.2-5.5 Положения о региональной энергетической комиссии Кузбасса), размещено 8 сентября 2020 года в «Электронном бюллетене региональной энергетической комиссии Кемеровской области» (www.recko.ru), зарегистрированном в качестве средства массовой информации, согласно свидетельству Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 21 ноября 2014 года № Эл ФС77-59906 (л.д. 109).
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к его форме, процедуре принятия и порядку опубликования, и по этим основаниям не оспаривается.
В соответствии с частью 1 статьи 3, частью 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются, в том числе, соблюдение экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала, обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
Одним из методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является метод экономически обоснованных расходов (затрат) (п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона о теплоснабжении).
Порядок применения методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее - Основы ценообразования № 1075 и Правила регулирования № 1075).
Решение о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимается органом регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (пункт 19 Основ ценообразования).
Из положений пунктов 15, 16, 28 Правил следует, что установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных.
Во исполнение Федерального закона «О теплоснабжении», постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», Приказом ФСТ России от 07.06.2013 № 163 утвержден Регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее - Регламент), согласно пункту 2 которого открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется органами регулирования, в том числе, по предложению регулируемой организации.
Судом установлено, что муниципальное предприятие Новокузнецкого городского округа «Городское управление жилищно-коммунального хозяйства» производит реализацию тепловой энергии (мощности), необходимой для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей.
На основании приказа комитета по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка от 10.07.2019 № 455 (с изменениями, внесенными приказом КУМИ г. Новокузнецка от 05.08.2019 № 500) за административным истцом на праве хозяйственного ведения закреплена газовая котельная 1-ой очереди квартала № 24 с оборудованием, расположенная по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Новоильинский район, проспект Авиаторов, 1-В (л.д. 10-12, 14, 15, 16).
Объекты коммунальной инфраструктуры, переданные административному истцу в хозяйственное ведение на основании вышеуказанного приказа, приняты предприятием к учету по первоначальной стоимости, с отражением начисленной амортизации.
27 июля 2020 года МП «ГУЖКХ» обратилось в региональную энергетическую комиссию Кузбасса с заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию с коллекторов по узлу теплоснабжения газовая котельная 1-ой очереди квартала № 24 на 2020 год, предоставив обосновывающие документы и расчеты (тома 1-3 тарифного дела).
Региональная энергетическая комиссия Кузбасса открыла тарифное дело № РЭК/159-МП ГУЖКХ-2020 от 29.07.2020 и рассмотрела вопрос об установлении одноставочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую с коллекторов предприятия по узлу теплоснабжения газовая котельная 1-ой очереди квартала № 24, на период с 09.09.2020 по 31.12.2020, методом экономически обоснованных расходов (затрат), установив указанные тарифы в приложении к постановлению от 08.09.2020 № 204 в размере 1 416,63 руб./Гкал.
В силу пункта 22 Основ ценообразования, тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки (далее также - НВВ) регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
Необходимой валовой выручкой признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).
Согласно п. 11 Методических указаний № 760-э, необходимая валовая выручка регулируемой организации должна возмещать ей экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную прибыль по каждому регулируемому виду деятельности.
На основании п. 33 Правил регулирования № 1075, орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов.
В соответствии с положениями пунктов 28, 29 Правил, пунктов 15, 16 Регламента орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов), которое должно содержать, в том числе, общие мотивированные выводы и рекомендации, анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат, анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций, сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.
Как видно из экспертного заключения РЭК Кузбасса, подготовленного по материалам, представленным МП «ГУЖКХ» для утверждения тарифа на тепловую энергию на 2020 год, органом регулирования не приняты к учету заявленные предприятием расходы на 2020 год по статье амортизация основных средств и нематериальных активов в сумме 4 624,55 тыс.руб.
Согласно п. 33 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения № 1075, расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов: 1) топливо; 2) прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; 3) оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; 4) сырье и материалы; 5) ремонт основных средств; 6) оплата труда и отчисления на социальные нужды; 7) амортизация основных средств и нематериальных активов; 8) прочие расходы в соответствии с пунктом 44 данного документа.
В силу пункта 43пункта 43 Основ ценообразования, пункта 29 Методических указаний № 760-э сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Согласно пункту 7 Положения по Бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 года № 26н, основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
Пунктом 17 ПБУ 6/01 определено, что стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.
Порядок организации бухгалтерского учета основных средств в соответствии с ПБУ 6/01 определен Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 года № 91н (далее - Методические указания по бухгалтерскому учету), согласно пунктам 12 и 13 которых учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств, которые открываются на каждый инвентарный объект.
На основе соответствующих данных бухгалтерского учета, а также технической документации в организации осуществляется контроль за использованием основных средств (пункт 19 Методических указаний по бухгалтерскому учету).
Стоимость объектов основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено ПБУ 6/01 (пункт 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету).
Таким образом, нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере бухгалтерского учета, запрета на начисление амортизации на имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования и закрепленное за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения, не содержат.
Судом установлено, что в ходе тарифного регулирования административным истцом были представлены обосновывающие документы, подтверждающие закрепление за предприятием на праве хозяйственного ведения газовой котельной с оборудованием, расчет амортизационных отчислений на 2020 год (приложение 4.10 к Методическим указаниям № 760-э), оборотно-сальдовая ведомость по счету 01 за январь 2020 года, карточка счета 20 по статье «амортизация», учетная политика предприятия, согласно которой начисление амортизации объектов основных средств производится линейным способом (л.д. 208-210, 211, 212-215198-203, 217-221).
Каких-либо нарушений законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, допущенных регулируемой организацией при составлении представленных в тарифный орган документов, Комиссией не установлено и в экспертном заключении не отражено. В связи с указанным суд не принимает во внимание довод административного ответчика относительно не подтверждения предприятием правильности начисления амортизации, не представления инвентарных карточек учета основных средств. Запросов о предоставлении дополнительных обосновывающих материалов в адрес регулируемой организацией регулятором не направлялось.
Исключая расходы на амортизацию, тарифный орган указал одно основание, сославшись на статью 256 Налогового кодекса Российской Федерации, и посчитал, что имущество, находящееся на балансе предприятия, не подлежит амортизации, так как было приобретено (создано) за счет бюджетных средств целевого финансирования.
Вместе с тем, как следует из взаимосвязанных положений приведенных выше нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в сфере теплоснабжения и в сфере бухгалтерского учета, при определении расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемому виду деятельности, включаемых в необходимую валовую выручку, амортизация, начисленная в отношении объектов, созданных за счет бюджетных средств, не исключается.
Ссылка органа регулирования на положения подпункта 3 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве основания к отказу в принятии заявленных предприятием расходов по указанной статье затрат, является необоснованной, поскольку данная норма регулирует налоговые правоотношения, связанные с начислением налога на прибыль юридического лица.
Учитывая изложенное, органом регулирования необоснованно исключены расходы муниципального предприятия Новокузнецкого городского округа «Городское управление жилищно-коммунального хозяйства» на 2020 год по статье «амортизация основных средств и нематериальных активов» в сумме 4 624,55 тыс.руб.
Согласно пункту 88 Основ ценообразования, одноставочный тариф на услуги по передаче тепловой энергии определяется как отношение необходимой валовой выручки от деятельности регулируемой организации по передаче тепловой энергии к суммарному объему отпуска тепловой энергии из сетей такой регулируемой организации.
Поскольку установлено, что для предприятия необходимая валовая выручка была определена с нарушением действующего законодательства, одноставочные тарифы, рассчитанные на ее основе, и установленные оспариваемым постановлением № 204 не могут быть признаны экономически обоснованными.
Таким образом, суд приходит к выводу, что постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 08 сентября 2020 года № 204 противоречит Федеральному закону «О теплоснабжении», Основам ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилам регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и нарушает в связи с этим права и законные интересы административного истца.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого нормативного правового акта не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд принимает во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, признание его недействующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Следовательно, оспариваемое административным истцом постановление следует признать не действующим с момента его принятия.
В целях исключения недостаточной правовой урегулированности правоотношений в сфере деятельности по передаче тепловой энергии суд с учетом части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возлагает на Региональную энергетическую комиссию Кузбасса обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный не действующим, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Признать не действующим со дня принятия постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 08 сентября 2020 года № 204 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, реализуемую на коллекторах МП «ГУЖКХ» (г. Новокузнецк) по узлу теплоснабжения газовая котельная 1-ой очереди квартала № 24, на 2020 год».
Обязать Региональную энергетическую комиссию Кузбасса принять нормативный правовой акт, заменяющий названное выше постановление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о данном решении опубликовать на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области» www.recko.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через Кемеровский областной суд.
Председательствующий: Е.В. Копылова
Мотивированное решение составлено 03 февраля 2021 года.