ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-47/2021 от 14.12.2021 Верховного Суда Республики Адыгея (Республика Адыгея)

Дело № 3а-47/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Верховный суд Республики Адыгея в составе

председательствующего Тхагапсовой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Фазыловой М.В.,

с участием прокурора ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-47/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям, заинтересованные лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, ФГБУ филиал «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Адыгея, ООО «Спектр», ФИО2 об оспаривании решения органа государственной власти,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 является собственником части нежилых помещений, расположенных в нежилом здании, кадастровый , по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, <адрес>

Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 29 декабря 2018 года №364, пункт 304, указанное строение включено в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее – Перечень).

Административный истец как собственник нежилых помещений с кадастровыми номерами 01:08:0507074:58, 01:08:0507074:59, 01:08:0507074:60, 01:08:0507074:61, 01:08:0507074:101, 01:08:0507074:102, 01:08:0507074:103, расположенных в спорном здании по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, <адрес>, <адрес>, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия пункта 304 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, ссылаясь на то, что основанием для включения указанного строения в Перечень послужили сведения в Едином государственном реестре недвижимости, согласно которым, наименование объекта было указано как: «Административное здание». Однако в правоустанавливающих документах на здание и земельный участок под ним такое словосочетание в наименовании строения отсутствует. По результатам проверки по обращению в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Адыгея было установлено, что несоответствие в названии здания явилось следствием технической ошибки, которая была исправлена путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости наименования спорного здания как «Основное строение». Таким образом, по мнению административного истца, включение Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям здания в Перечень на 2019 год является незаконным, поскольку оно не обладает признаками, предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Ошибочное включение спорного строения в Перечень неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога в завышенном размере, что нарушает ее права и противоречит закону.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 по доверенности – ФИО11 заявленные исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям по доверенности – ФИО6 полагал требования административного иска не подлежащими удовлетворению. Поддержал представленный и приобщенный в материалы административного дела письменный Отзыв на иск председателя Комитета ФИО7 от 01.12.2021 № 01-6977, из которого следует, что, спорное здание с кадастровым номером 01:08:0507074:38 включено в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, на основании сведений, содержащимся Едином государственном реестре недвижимости, а также информации, полученной от филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Адыгея, согласно которой принадлежащие ФИО1 помещения, расположенные в здании, имеют «магазин», «офис» «парикмахерская». Кроме того, согласно договорам аренды от 01.10.2018 помещения, расположенные на третьем этаже здания, сданы в аренду под спортивный зал. Руководствуясь положениями пунктов 1, 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 1.1 Закона Республики Адыгея от 22.11.2003 № 183 «О налоге на имущество организаций» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативно-правового акта), а также приказом Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации от 23.05.2016 № 244 «Об утверждении собирательных классификационных группировок «Платные услуги населению» административный ответчик полагал, что спорное здание отвечает критериям вышеприведенных норм права, в связи с чем, было включено в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год. Кроме того, руководитель Комитета в отзыве обращала внимание суда на необоснованность доводов административного истца о наличии технической ошибка в наименовании спорного строения, поскольку указанная ошибка была установлена и исправлена кадастровым органом лишь в 2019 году, то есть после включения спорного здания в Перечень.

Представитель заинтересованного лица ООО «Спектр» по доверенности – ФИО11 считал заявленные административным истцом ФИО1 исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея по доверенности – ФИО8 разрешение спора по административному исковому заявлению административного истца ФИО1 оставляла на усмотрение суда.

ФИО3ФИО9, участвующий в деле, в своем заключении полагал административный иск ФИО1 подлежащим удовлетворению.

Административный истец ФИО1, заинтересованное лицо ФИО2, представитель заинтересованного лица ФГБУ филиал «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Адыгея в судебное заседание не явились, надлежаще извещены, сведений о причинах неявки суду не сообщили.

Заслушав объяснения представителей сторон, заинтересованных лиц, заключение прокурора, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.

Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии со статьей 378.2 названного Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).

По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов);

- здание (строение, сооружение) предназначено для использования и фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Как следует из материалов административного дела, ФИО1 является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами 01:08:0507074:58, 01:08:0507074:59, 01:08:0507074:60, 01:08:0507074:61, 01:08:0507074:101, 01:08:0507074:102, 01:08:0507074:103, расположенных в нежилом здании, кадастровый , по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, <адрес>

Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 29 декабря 2018 года № 364, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Республики Адыгея, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее – Перечень) на основании Закона Республики Адыгея от 22.11.2003 № 183 «О налоге на имущество организаций», подпункта «а» пункта 45 Положения «О Комитете Республики Адыгея по имущественным отношениям», утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 02.07.2008 № 118 (л.д. 19-21).

Вышеназванный приказ принят Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям в пределах предоставленных полномочий с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения в действие.

Пунктом 304 нежилое строение с кадастровым номером 01:08:0507074:38 включено в оспариваемый Перечень на основании сведений ЕГРН и данных, полученных от филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея» от 11.12.2018 № 1-25/4329, согласно которым, указанное строение имеет наименование: «Административное здание». Кроме того, по информации филиала ФКП Росреестра, в состав указанного здания с кадастровым номером 01:08:0507074:38 общей площадью 1871,9 кв.м входят девять помещений, принадлежащих административному истцу на праве собственности, часть из которых имеет следующие характеристики: помещение с кадастровым номером 01:08:0507074:58, площадью 177,5 кв.м имеет наименование «магазин»; помещение с кадастровым номером 01:08:0507074:59 – наименование «офис»; помещение с кадастровым номером 01:08:0507074:61 – наименование «парикмахерская» (л.д. 47).

Таким образом, из материалов административного дела усматривается, что, из всех оснований, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, спорный объект недвижимости включен в оспариваемый Перечень исходя из сведений в Едином государственном реестре недвижимости, согласно которым, его наименование было указано как: «Административное здание».

Однако как следует из письма руководителя филиала ФКП «Росреестра по Республике Адыгея от 02.08.2019 № 1-2.9/2002, представленного в дело, в ходе проверки, проводившейся по заявлению ФИО1, кадастровым органом было установлено, что в сведениях ЕГРН об объекте недвижимости с кадастровым номером 01:08:0507074:38, расположенном по адресу: Республика Адыгея, <адрес>, с наименованием «Административное здание» была выявлена техническая ошибка в наименовании объекта недвижимости, в связи с чем, в сведения Единого государственного реестра недвижимости 30.05.2019 внесены изменения в наименование строения с «Административного здания» на «Основное строение» (л.д. 18, 18-об.).

Указанное обстоятельство подтверждено также вступившим в законную силу решением Верховного суда Республики Адыгея от 22.11.2019 по административному делу № 3а-58/2019 по административному исковому заявлению ФИО1 к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям о признании недействующим пункта Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям от 27.12.2016 № 296.

Из исследованного в судебном заседании инвентаризационного дела ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» здания с кадастровым номером 01:08:0507074:38, расположенного по адресу: Республика Адыгея, <адрес> по состоянию на 29.05.2012 следует, что здание состоит из нежилых помещений, помещения офиса и помещения магазина на земельном участке с разрешенным видом использования: «для размещения промышленных объектов».

Иных сведений, позволяющих определить спорное строение как объект административно-делового либо торгового назначения в материалах административного дела не содержится.

Кроме того, в судебном заседании в подтверждение своих возражений относительно исковых требований ФИО1 представитель административного ответчика Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям ссылался на представленный в материалы дела Акт обследования фактического использования здания (строения, сооружения) и помещения от 07.08.2019, составленный должностными лицами Комитета, в соответствии с которым, часть расположенных в спорном здании помещений именуются «магазины», «офис» и «парикмахерская» (л.д. 51).

Порядком определения фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Республики Адыгея, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на очередной налоговый период, утвержден постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 14.04.2017 № 59 (далее - Порядок).

В соответствии с указанным Порядком, Комитетом до 01 июля утверждается график обследования объектов недвижимости и создается Комиссия, в состав которой включаются представители Комитета, а также по согласованию представители Управления Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, органа местного самоуправления.

Комитет в соответствии с перечнем и графиком принимает решение о проведении обследования, после чего в течение 10 рабочих дней со дня его принятия извещает собственника объекта недвижимости о проведении обследования с уведомлением о вручении.

По результатам обследования в течение 2 рабочих дней со дня завершения обследования должностным лицом составляется акт обследования в двух экземплярах, один из которых направляется собственнику. В срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения акта обследования Комиссия принимает решение об определении вида фактического использования объекта недвижимости в форме протокола.

Комитет в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения Комиссии издает распоряжение об определении вида фактического использования объекта недвижимости и направляет копию распоряжения собственнику, а также размещает распоряжение на официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея и на официальном сайте Комитета.

Таким образом, мероприятия по определению фактического использования объекта недвижимости, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, должны проводиться уполномоченным органом не позднее 1-го числа очередного налогового периода, в том числе, до издания приказа о включении в Перечень таких объектов недвижимого имущества в соответствии с установленным Порядком, что соответствует требованиям подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, материалами административного дела установлено, что мероприятия по обследованию здания с кадастровым номером 01:08:0507074:38 и расположенных в нем помещений на предмет их фактического использования проведены после издания соответствующего приказа, Акт обследования фактического использования здания (строения, сооружения) и помещения составлен лишь 07.08.2019 без соблюдения требований, установленных Порядком.

В этой связи, представленный административным ответчиком Акт обследования фактического использования здания (строения, сооружения) и помещения от 07.08.2019 суд оценивает критически, не принимая его в качестве допустимого доказательства по делу, как составленный с нарушением процедуры обследования фактического использования здания, предусмотренной нормами законодательства.

Более того, указанный Акт обследования не подтверждает доводы представителя Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям об использовании более 20 процентов площади здания под офисы, магазины и иные помещения, используемые в коммерческих целях, поскольку составлен исходя из визуального осмотра спорного объекта недвижимости составом комиссии, не утвержденным в соответствии с приведенным выше Порядком.

В силу положений части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в перечень объектов недвижимого имущества на 2019 год, не представлено, не содержится их и в материалах административного дела.

При таком положении доводы административного истца о формальном включении спорного объекта недвижимости в Перечень, влекущем нарушение ее прав как налогоплательщика вследствие возложения обязанности по уплате налога в завышенном размере, заслуживают внимания.

Между тем Конституционный суд Российской Федерации неоднократно указывал на обязательную экономическую обоснованность налогов и недопустимость их произвольного применения, влекущего ущемление материального положения граждан (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 46-П «По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой акционерного общества «Московская шерстопрядильная фабрика», Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 2021 № 374-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Торговый мир» на нарушение его конституционных прав подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации»).

С учетом установленных обстоятельств оспариваемый пункт перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, суд находит не соответствующим положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, административный иск подлежит удовлетворению.

Учитывая, что ФИО1 являлась плательщиком налога на имущество на 2019 год и признание оспариваемой нормы с момента принятия настоящего решения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, необходимо признать пункт 304 Перечня недействующим со дня его принятия.

Согласно подпунктам 2, 3 части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, а также на официальном интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея, Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея.

В силу части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Вследствие удовлетворения заявленных административных исковых требований, на основании вышеприведенной нормы процессуального права, с административного ответчика в пользу административного истца ФИО1 подлежат взысканию понесенные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО1 к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям, заинтересованные лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, ФГБУ филиал «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Адыгея, ООО «Спектр», ФИО2 об оспаривании решения органа государственной власти, удовлетворить.

Пункт 304 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 29 декабря 2018 года №364, признать недействующим с момента принятия.

Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея (http://www.adygeya.ru), размещению на официальном сайте Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея.

Взыскать с Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям в пользу ФИО1 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий апелляционный суд общей юрисдикции (354000, г. Сочи, ул. Советская, д. 26а) через Верховный суд Республики Адыгея в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Е.А. Тхагапсова