Дело № ...а-47 /2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Якутск 10 августа 2023 года
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Смирниковой В.Г., при секретаре Ребровой М.В.
с участием прокурора Оготоева К.С.
представителей административного ответчика по доверенности ФИО1, ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании недействующим Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 марта 2018 года № 82 «О реализации основного мероприятия «Обеспечение жильем многодетных семей, имеющих 5 и более несовершеннолетних детей» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем» в части,
установил:
29 марта 2018 года Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление №82 «О реализации основного мероприятия «Обеспечение жильем многодетных семей, имеющих 5 и более несовершеннолетних детей» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем».
Пунктом 1 указанного постановления утверждены Правила реализации основного мероприятия «Обеспечение жильем многодетных семей, имеющих 5 и более несовершеннолетних детей» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем» (далее Правила).
Пунктом 1.2 Правил предусмотрено, что гражданин - лицо, проживающее не менее 20 лет на территории Республики Саха (Якутия), состоящее на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилых помещениях, являющееся одним из родителей (усыновителей) 5 и более несовершеннолетних детей на дату подачи заявления о включении в подпрограмму «Обеспечение граждан доступным и комфортным жильем».
В соответствии с подпунктом «е» пункта 2.1 Правил для включения в Реестр гражданин обращается в Управление социальной защиты населения и труда при Минтруде РС(Я) (далее - орган социальной защиты населения) по месту жительства до 1 декабря с заявлением о включении в подпрограмму «Обеспечение граждан доступным и комфортным жильем» в соответствии с приложением № 1 к настоящим Правилам, документами о своем и согласии всех членов семьи на обработку персональных данных, с приложением, в том числе сведений о факте постоянного проживания на территории Республики Саха (Якутия) не менее 20 лет (сведения о трудовой деятельности, копия диплома об образовании, или копия паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства или решение суда об установлении факта постоянного проживания на территории Республики Саха (Якутия).
Прокуратура Республики Саха (Якутия) обратилась в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с административным иском об оспаривании указанного нормативного правового акта в части.
В обоснование административного иска указано, что пункт 1.2, подпункт «е» пункта 2.1 Правил, предусматривающие предоставление единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с основным мероприятием «Обеспечение жильем многодетных семей, имеющих 5 и более несовершеннолетних детей», семьям, имеющим 5 и более несовершеннолетних детей, проживающим на территории Республики Саха (Якутия) не менее 20 лет, не соответствует Закону Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2008 года 643-З №147 –IV «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)». Просит признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1.2, подпункт «е» пункта 2.1 Правил реализации основанного мероприятия «Обеспечение жильем многодетных семей, имеющих пять и более несовершеннолетних детей», утвержденных пунктом 1 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 марта 2018 года №82, в части наличия ценза оседлости в виде проживания гражданина на территории республики на протяжении не менее 20 лет.
В судебном заседании прокурор административный иск поддержал, просил удовлетворить, пояснив, что оспариваемые пункты постановления Правительства Республики Саха (Якутия) не соответствуют Закону Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2008 года 643-З №147 –IV «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)».
Представители административного ответчика с административным иском не согласились, просили в удовлетворении административного иска отказать, пояснив, что оспариваемые пункты постановления не противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, приходит к следующему.
Пунктом 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
Оспаривание нормативного правового акта, а также акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами (далее также - акт, обладающий нормативными свойствами), является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации).
Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
Согласно Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (подпункт «ж» части 1 статьи 72).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные закона и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции РФ).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.
Указанная норма утратила силу в связи с вступлением в действие Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», частью 3 статьи 3 которого предусмотрено аналогичное правовое регулирование.
Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2008 года З № 148-IV принят Закон Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2008 года 643-З № 147-IV «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)».
Закон Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2008 года 643-З № 147-IV (ред. от 22.06.2023) «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)» определяет основные направления семейной политики в Республике Саха (Якутия), осуществляет правовое регулирование отношений, возникающих с участием семьи, устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей (далее - дополнительные меры государственной поддержки).
В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2008 года 643-З № 147-IV «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)» государственная поддержка многодетной семьи осуществляется посредством отнесения граждан с пятью и более несовершеннолетними детьми, включая совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения, к отдельным категориям граждан при предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Во исполнение части 5 статьи 17 Закона Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2008 года 643-З № 147-IV «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)», в целях реализации основного мероприятия «Обеспечение жильем многодетных семей, имеющих 5 и более несовершеннолетних детей» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем», утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2022 года № 428, постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 марта 2018 года № 82 утверждены Правила реализации основного мероприятия «Обеспечение жильем многодетных семей, имеющих 5 и более несовершеннолетних детей» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем» согласно приложению № 1 к настоящему постановлению (далее Правила).
Правила определяют порядок и условия предоставления семьям, имеющим 5 и более несовершеннолетних детей, состоящим на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях, единовременных социальных выплат на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с основным мероприятием «Обеспечение жильем многодетных семей, имеющих 5 и более несовершеннолетних детей» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем», утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2022 года № 428.
Согласно статье 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2008 года 643-З № 147-IV «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)» законодательство Республики Саха (Якутия) об охране семьи, материнства, отцовства и детства основывается на Конституции Российской Федерации, Семейном кодексе Российской Федерации, федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Конституции (Основном законе) Республики Саха (Якутия), законах и иных нормативных правовых актах Республики Саха (Якутия). Органы государственной власти Республики Саха (Якутия) и органы местного самоуправления вправе в пределах своей компетенции принимать нормативные правовые акты в области охраны семьи, материнства, отцовства и детства.
В силу статьи 13 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 15 февраля 1995 года З № 51-I «О Правительстве Республики Саха (Якутия)» полномочия Правительства республики в области национального развития народов Республики Саха (Якутия) обеспечение и реализация единой государственной политики в сфере региональной демографической политики и охраны семьи.
Статьей 25 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 15 февраля 1995 года З № 51-I «О Правительстве Республики Саха (Якутия)» предусмотрено, что правительство республики в пределах своей компетенции принимает постановления, издает распоряжения и иные акты, подлежащие обязательному исполнению на всей территории Республики Саха (Якутия). Решения, имеющие нормативный характер, принимаются и оформляются в виде постановлений Правительства республики. Постановления Правительства подписываются Председателем Правительства.
В соответствии с частью 7 статьи 7, частью 1 статьи 16, статьей 17 Закона Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2003 года 98-З № 199-III «О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)» оспариваемый нормативный акт опубликован в изданиях Официального интернет-портала правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 03 апреля 2018 года, в изданиях «Якутские ведомости», № 13, 05 апреля 2018 года, «Якутские ведомости», № 14, 12 апреля 2018 года.
Таким образом, указанные Правила утверждены Правительством Республики Саха (Якутия) в пределах его полномочий, а правила введения нормативного правового акта в действие соблюдены.
Согласно статье 17 Закона Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2008 года 643-З № 147-IV «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)» государственная поддержка многодетной семьи осуществляется посредством предоставления социальных выплат, льготных кредитов на улучшение жилищных условий.
Пунктом 4 статьи 18 Закона Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2008 года 643-З № 147-IV «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)» предусмотрено, что государственная поддержка молодой семьи осуществляется посредством реализации мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей, признанных нуждающимися в соответствии с законодательством, в рамках государственных программ Республики Саха (Якутия).
Анализ вышеназванных норм, определяющих полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области материнства, детства, семьи, позволяет суду сделать вывод о том, что порядок и условия оказания государственной поддержки семьям, имеющим пять и более несовершеннолетних детей, в виде единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, не решен на федеральном уровне.
Доводы прокурора о том, что нормы Правил, предусматривающие предоставление единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) (далее - социальная выплата) семьям, имеющим 5 и более несовершеннолетних детей, состоящим на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях, проживающим не менее 20 лет на территории Республики Саха (Якутия), не соответствуют статье 2.1 Закона Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2008 года 643-З № 147-IV «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)», несостоятельны.
Согласно указанной норме действие настоящего закона распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Саха (Якутия) и имеющих несовершеннолетних детей.
Между тем, Закон Республики Саха (Якутия) определяет основные направления семейной политики в Республике Саха (Якутия), осуществляет правовое регулирование отношений, возникающих с участием семьи, устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей.
Данным законом осуществлено правовое регулирование отношений, возникающих с участием семьи, установлены дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей.
Законом Республики Саха (Якутия) предусмотрено предоставление социальной выплаты семьям, имеющих пять и более несовершеннолетних детей.
Между тем, порядок и условия предоставления социальной выплаты семьям, имеющим пять и более несовершеннолетних детей, законом не урегулированы.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что Правительство Республики Саха (Якутия), действуя в пределах своих полномочий и компетенции, в целях реализации положений Закона Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2008 года 643-З № 147-IV «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)» определило, что указанная социальная выплата предоставляется семьям имеющих пять и более несовершеннолетних детей, состоящим на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях, проживающим не менее 20 лет на территории Республики Саха (Якутия).
Кроме того, установление ценза оседлости соответствует целям закона Республики Саха (Якутия) - улучшение демографической ситуации в Республике Саха (Якутия).
Возможность установления субъектом Российской Федерации ценза оседлости для предоставления указанной социальной выплаты согласуется и с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определениях от 9 апреля 2002 года № 123-О, от 4 марта 2004 года № 80-О, от 27 мая 2010 года № 741-О-О, от 29 мая 2014 года № 1027-О.
Следовательно, оспариваемая норма принята в рамках дискреционных полномочий Правительства Республики Саха (Якутия), направлена на создание механизма реализации права семей, имеющих пять и более несовершеннолетних детей, на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с установлением определенных условий, в частности проживание гражданина на территории Республики Саха (Якутия) не менее 20 лет, и сама по себе не может расцениваться как нарушающая права семей.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный акт не противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного иска заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании недействующим Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 марта 2018 года № 82 «О реализации основного мероприятия «Обеспечение жильем многодетных семей, имеющих 5 и более несовершеннолетних детей» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем» в части отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
решение в окончательной форме вынесено 11 августа 2023 года.